Просмотр содержимого документа
«Тема борьбы за мир как одна из центральных в советском искусстве. графическая серия б.и. пророкова «это не должно повториться»»
ТЕМА БОРЬБЫ ЗА МИР КАК ОДНА ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ В СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ.
ГРАФИЧЕСКАЯ СЕРИЯ Б.И. ПРОРОКОВА «ЭТО НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ»
Презентацию подготовила
Преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Джасте Саида Юрьевна
Пророков Борис Иванович 1911, Иваново-Вознесенск, – 1972, Москва
- Родился в Иваново-Вознесенске 26 апреля (9 мая) 1911 в семье рабочего.
- Вошел в искусство как «художкор» «Комсомольской правды», получив за свои рисунки первую премию на конкурсе 1929 г.
- В 1929–31 гг. учился в московском Вхутеине у Д. С. Моора и П. Я. Павлинова.
- В период ВОВ 1941–45 участвовал в героической обороне полуострова Ханко, работал во фронтовой печати.
- Скончался в 1972 г. в Москве. Похоронен на Введенском кладбище
- С трудным жизненным опытом военных лет тесно связано и творчество Пророкова на войну он ушел добровольцем и стал военным художником и консультантом.
- В период ВОВ 1941–45 участвовал в героической обороне полуострова Ханко, работал во фронтовой печати. Покинул Ханко с последним караваном судов; когда корабль, подорвавшись на мине, начал тонуть, руководил спасением и эвакуацией раненых.
- Пророков считал, что художник должен быть всегда на передовой. В напряженной фронтовой работе формировался талант художника.
- Зима 1941–1942 гг. – Кронштадт и блокадный Ленинград. Пророков литографировал плакаты и сатирические окна «Балтийский прожектор», а потом раскрашивал от руки каждый оттиск.
- Увиденное и пережитое стало главной темой творчества Пророкова.
- Во 2-й половине 40–60-х гг. создал свои наиболее значительные работы – тематические серии станковых рисунков, по размеру приближающихся к плакату и посвященных борьбе народов за мир, против империалистической агрессии и реакции, социального и расового неравенства.
- Для этих серий характерны острая публицистичность, повышенная эмоциональность, органичное сочетание приёмов станкового рисунка, плаката и карикатуры, страстная экспрессия движения и жеста, напряженные тональные конрасты.
Серия «Война войне»
- «Война войне» – называние одного из главных его альбомов смело можно поставить эпиграфом ко всему, что было им создано. С войной были и личные счеты – тяжелая контузия оставила след на всю жизнь.
Серия «Вот она, Америка!»
- Серия «Вот она, Америка!» (сепия, тушь, 1948–49; Государственная премия СССР, 1950) рисует жизнь американского народа, те тяготы на которые обрекает его империализм, и борьбу прогрессивных сил страны. Велика в этой серии роль силуэта. Художественное обобщение здесь основано на предельном заострении одной ведущей черты образа, одного сильного чувства. Все это напоминает принципы плакатного искусства. По-плакатному лаконично звучат и подписи под рисунками цикла.
- «Разгон демонстрации» из серии «Вот она Америка!»
Серия «Вот она, Америка!»
- «Он потерял надежду найти работу», 1947.
Серия «За мир»
- Пророков Б. И. «Танки Трумэна на дно!» (из серии «За мир», 1950). Тушь. Третьяковская галерея, Москва.
- Подлинный факт – отказ французских докеров разгружать корабли с оружием – превратился в символ солидарности людей во имя мира.
Серия «Маяковский об Америке»
- «Отчаяние» из серии «Рисунки к стихотворению В. Маяковского «Сифилис», 1954 г. тушь, акварель. Третьяковская галерея, Москва.
Серия «Маяковский об Америке»
- Статуя Свободы. Бумага, пастель, тушь, гуашь, уголь, 83.8х58.5 Из собрания Ивановского художественного музея
Серия «Это не должно повториться!»
- Серия «Это не должно повториться!» (тушь, темпера, акварель, карандаш, 1958–59; Ленинская премия, 1961) – главная в жизни Пророкова. Серия-реквием по умершим, напоминание живущим предостережение будущим поколениям. На 10 больших листах – смятение, страх, отчаяние, гибель, гнев и решимость. Сюда входят работы «Тревога» – обезумев от ужаса мать пробует спасти своего ребенка, «Налет» – малыш пытается ладонью укрыться от самолета; «Голод» – запрокинуто лицо умирающей от голода, а на заднем плане – «узор чугунный»; остановились, взглянув в лицо смерти, три женщины у Бабьего Яра; «За колючей проволокой» – узница киркой срывает колючую проволоку; «Мать» – суровым спокойствием дышит фигура матери с ребенком на руках и винтовкой за спиной. Мастером выверено движение серии – от хаоса и растерянности – к стойкому мужеству; выверенная композиция каждого листа. В наполненных страстной экспрессией листах точно найдено необходимое решение, та грань, перейдя которую рисунки остались бы документом, но перестали бы быть искусством.
«Это не должно повториться!»
- Пророков Б. И. «Тревога». Из серии «Это не должно повториться!», тушь, акварель, 1958—59, Русский музей, Ленинград.
«Это не должно повториться!»
- «Налет». Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь, 47х67. Из собрания Ивановского художественного музея
«Это не должно повториться!»
- «Голод». Холст, масло, 71.5х111.5. Из собрания Ивановского художественного музея
«Это не должно повториться!»
- «У Бабьего Яра», тушь, акварель, 1958—59, Русский музей, Ленинград.
«Это не должно повториться!»
- Пророков Б. И. «За колючей проволокой». Из серии «Это не должно повториться!», тушь, акварель, 1958—59, Русский музей, Ленинград.
«Это не должно повториться!»
- «Мать». тушь, акварель, . Русский музей, Ленинград.
- В листе «Мать» образ женщины сочетает черты твердости и стойкости, нежности и теплоты.
«Это не должно повториться!»
- В руинах. Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь, 76х96. Из собрания Ивановского художественного музея
«Это не должно повториться!»
- Изуверство. Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь. Из собрания Ивановского художественного музея
«Это не должно повториться!»
- Проклятие палачам. Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь. Из собрания Ивановского художественного музея
«Это не должно повториться!»
- Десять листов обошли весь мир – девять темных силуэтов на белых листах и на последнем десятом из черной тьмы выплывает отрешенное лицо японской девушки. «Помнить Хиросиму!» Это не должно повториться! Черный лист не должен стать началом новой серии – завет художника, кистью которого водили скорбь и гнев.
- Помнить Хиросиму. Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь.
Источники
- Сто памятных дат. Художественный календарь на 1986 год. – Сост. Н.А. Борисовская. – М.: Сов. художник, 1985, С. 119–122;
- История советского искусства. Живопись, скульптура, графика. т. 2.–М.: Искусство, 1968, С. 153–154, 268–270.