СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема борьбы за мир как одна из центральных в советском искусстве. графическая серия б.и. пророкова «это не должно повториться»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку на тему: "Тема борьбы за мир как одна из центральных в советском искусстве. Графическая серия Б.И. Пророкова "Это не должно повториться". Предмет "История искусств"

Просмотр содержимого документа
«Тема борьбы за мир как одна из центральных в советском искусстве. графическая серия б.и. пророкова «это не должно повториться»»

ТЕМА БОРЬБЫ ЗА МИР КАК ОДНА ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ В СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ. ГРАФИЧЕСКАЯ СЕРИЯ Б.И. ПРОРОКОВА «ЭТО НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ» Презентацию подготовила Преподаватель ИЗО МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай Джасте Саида Юрьевна

ТЕМА БОРЬБЫ ЗА МИР КАК ОДНА ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ В СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ.

ГРАФИЧЕСКАЯ СЕРИЯ Б.И. ПРОРОКОВА «ЭТО НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ»

Презентацию подготовила

Преподаватель ИЗО

МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай

Джасте Саида Юрьевна

Пророков Борис Иванович   1911, Иваново-Вознесенск, – 1972, Москва Родился в Иваново-Вознесенске 26 апреля (9 мая) 1911 в семье рабочего. Вошел в искусство как «художкор» «Комсомольской правды», получив за свои рисунки первую премию на конкурсе 1929 г. В 1929–31 гг. учился в московском Вхутеине у Д. С. Моора и П. Я. Павлинова. В период ВОВ 1941–45 участвовал в героической обороне полуострова Ханко, работал во фронтовой печати. Скончался в 1972 г. в Москве. Похоронен на Введенском кладбище

Пророков Борис Иванович 1911, Иваново-Вознесенск, – 1972, Москва

  • Родился в Иваново-Вознесенске 26 апреля (9 мая) 1911 в семье рабочего.
  • Вошел в искусство как «художкор» «Комсомольской правды», получив за свои рисунки первую премию на конкурсе 1929 г.
  • В 1929–31 гг. учился в московском Вхутеине у Д. С. Моора и П. Я. Павлинова.
  • В период ВОВ 1941–45 участвовал в героической обороне полуострова Ханко, работал во фронтовой печати.
  • Скончался в 1972 г. в Москве. Похоронен на Введенском кладбище
  • С трудным жизненным опытом военных лет тесно связано и творчество Пророкова на войну он ушел добровольцем и стал военным художником и консультантом.
  • В период ВОВ 1941–45 участвовал в героической обороне полуострова Ханко, работал во фронтовой печати. Покинул Ханко с последним караваном судов; когда корабль, подорвавшись на мине, начал тонуть, руководил спасением и эвакуацией раненых.
  • Пророков считал, что художник должен быть всегда на передовой. В напряженной фронтовой работе формировался талант художника.
  • Зима 1941–1942 гг. – Кронштадт и блокадный Ленинград. Пророков литографировал плакаты и сатирические окна «Балтийский прожектор», а потом раскрашивал от руки каждый оттиск.
  • Увиденное и пережитое стало главной темой творчества Пророкова.
  • Во 2-й половине 40–60-х гг. создал свои наиболее значительные работы – тематические серии станковых рисунков, по размеру приближающихся к плакату и посвященных борьбе народов за мир, против империалистической агрессии и реакции, социального и расового неравенства.
  • Для этих серий характерны острая публицистичность, повышенная эмоциональность, органичное сочетание приёмов станкового рисунка, плаката и карикатуры, страстная экспрессия движения и жеста, напряженные тональные конрасты.
Серия «Война войне» «Война войне» – называние одного из главных его альбомов смело можно поставить эпиграфом ко всему, что было им создано. С войной были и личные счеты – тяжелая контузия оставила след на всю жизнь.

Серия «Война войне»

  • «Война войне» – называние одного из главных его альбомов смело можно поставить эпиграфом ко всему, что было им создано. С войной были и личные счеты – тяжелая контузия оставила след на всю жизнь.
Серия «Вот она, Америка!» Серия «Вот она, Америка!» (сепия, тушь, 1948–49; Государственная премия СССР, 1950) рисует жизнь американского народа, те тяготы на которые обрекает его империализм, и борьбу прогрессивных сил страны. Велика в этой серии роль силуэта. Художественное обобщение здесь основано на предельном заострении одной ведущей черты образа, одного сильного чувства. Все это напоминает принципы плакатного искусства. По-плакатному лаконично звучат и подписи под рисунками цикла. «Разгон демонстрации» из серии «Вот она Америка!»

Серия «Вот она, Америка!»

  • Серия «Вот она, Америка!» (сепия, тушь, 1948–49; Государственная премия СССР, 1950) рисует жизнь американского народа, те тяготы на которые обрекает его империализм, и борьбу прогрессивных сил страны. Велика в этой серии роль силуэта. Художественное обобщение здесь основано на предельном заострении одной ведущей черты образа, одного сильного чувства. Все это напоминает принципы плакатного искусства. По-плакатному лаконично звучат и подписи под рисунками цикла.
  • «Разгон демонстрации» из серии «Вот она Америка!»
Серия «Вот она, Америка!» «Он потерял надежду найти работу», 1947.

Серия «Вот она, Америка!»

  • «Он потерял надежду найти работу», 1947.
Серия «За мир»  Пророков Б. И. «Танки Трумэна на дно!» (из серии «За мир», 1950). Тушь. Третьяковская галерея, Москва. Подлинный факт – отказ французских докеров разгружать корабли с оружием – превратился в символ солидарности людей во имя мира.

Серия «За мир»

  • Пророков Б. И. «Танки Трумэна на дно!» (из серии «За мир», 1950). Тушь. Третьяковская галерея, Москва.
  • Подлинный факт – отказ французских докеров разгружать корабли с оружием – превратился в символ солидарности людей во имя мира.
Серия «Маяковский об Америке»  «Отчаяние» из серии «Рисунки к стихотворению В. Маяковского «Сифилис», 1954 г. тушь, акварель. Третьяковская галерея, Москва.

Серия «Маяковский об Америке»

  • «Отчаяние» из серии «Рисунки к стихотворению В. Маяковского «Сифилис», 1954 г. тушь, акварель. Третьяковская галерея, Москва.
Серия «Маяковский об Америке» Статуя Свободы. Бумага, пастель, тушь, гуашь, уголь, 83.8х58.5  Из собрания Ивановского художественного музея

Серия «Маяковский об Америке»

  • Статуя Свободы. Бумага, пастель, тушь, гуашь, уголь, 83.8х58.5 Из собрания Ивановского художественного музея
Серия «Это не должно повториться!» Серия «Это не должно повториться!» (тушь, темпера, акварель, карандаш, 1958–59; Ленинская премия, 1961) – главная в жизни Пророкова. Серия-реквием по умершим, напоминание живущим предостережение будущим поколениям. На 10 больших листах – смятение, страх, отчаяние, гибель, гнев и решимость. Сюда входят работы «Тревога» – обезумев от ужаса мать пробует спасти своего ребенка, «Налет» – малыш пытается ладонью укрыться от самолета; «Голод» – запрокинуто лицо умирающей от голода, а на заднем плане – «узор чугунный»; остановились, взглянув в лицо смерти, три женщины у Бабьего Яра; «За колючей проволокой» – узница киркой срывает колючую проволоку; «Мать» – суровым спокойствием дышит фигура матери с ребенком на руках и винтовкой за спиной. Мастером выверено движение серии – от хаоса и растерянности – к стойкому мужеству; выверенная композиция каждого листа. В наполненных страстной экспрессией листах точно найдено необходимое решение, та грань, перейдя которую рисунки остались бы документом, но перестали бы быть искусством.

Серия «Это не должно повториться!»

  • Серия «Это не должно повториться!» (тушь, темпера, акварель, карандаш, 1958–59; Ленинская премия, 1961) – главная в жизни Пророкова. Серия-реквием по умершим, напоминание живущим предостережение будущим поколениям. На 10 больших листах – смятение, страх, отчаяние, гибель, гнев и решимость. Сюда входят работы «Тревога» – обезумев от ужаса мать пробует спасти своего ребенка, «Налет» – малыш пытается ладонью укрыться от самолета; «Голод» – запрокинуто лицо умирающей от голода, а на заднем плане – «узор чугунный»; остановились, взглянув в лицо смерти, три женщины у Бабьего Яра; «За колючей проволокой» – узница киркой срывает колючую проволоку; «Мать» – суровым спокойствием дышит фигура матери с ребенком на руках и винтовкой за спиной. Мастером выверено движение серии – от хаоса и растерянности – к стойкому мужеству; выверенная композиция каждого листа. В наполненных страстной экспрессией листах точно найдено необходимое решение, та грань, перейдя которую рисунки остались бы документом, но перестали бы быть искусством.
«Это не должно повториться!» Пророков Б. И. «Тревога». Из серии «Это не должно повториться!», тушь, акварель, 1958—59, Русский музей, Ленинград.

«Это не должно повториться!»

  • Пророков Б. И. «Тревога». Из серии «Это не должно повториться!», тушь, акварель, 1958—59, Русский музей, Ленинград.
«Это не должно повториться!» «Налет». Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь, 47х67. Из собрания Ивановского художественного музея

«Это не должно повториться!»

  • «Налет». Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь, 47х67. Из собрания Ивановского художественного музея
«Это не должно повториться!» «Голод». Холст, масло, 71.5х111.5. Из собрания Ивановского художественного музея

«Это не должно повториться!»

  • «Голод». Холст, масло, 71.5х111.5. Из собрания Ивановского художественного музея
«Это не должно повториться!»  «У Бабьего Яра», тушь, акварель, 1958—59, Русский музей, Ленинград.

«Это не должно повториться!»

  • «У Бабьего Яра», тушь, акварель, 1958—59, Русский музей, Ленинград.
«Это не должно повториться!» Пророков Б. И. «За колючей проволокой». Из серии «Это не должно повториться!», тушь, акварель, 1958—59, Русский музей, Ленинград.

«Это не должно повториться!»

  • Пророков Б. И. «За колючей проволокой». Из серии «Это не должно повториться!», тушь, акварель, 1958—59, Русский музей, Ленинград.
«Это не должно повториться!»  «Мать». тушь, акварель, . Русский музей, Ленинград. В листе «Мать» образ женщины сочетает черты твердости и стойкости, нежности и теплоты. 

«Это не должно повториться!»

  • «Мать». тушь, акварель, . Русский музей, Ленинград.
  • В листе «Мать» образ женщины сочетает черты твердости и стойкости, нежности и теплоты. 
«Это не должно повториться!» В руинах. Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь, 76х96. Из собрания Ивановского художественного музея

«Это не должно повториться!»

  • В руинах. Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь, 76х96. Из собрания Ивановского художественного музея
«Это не должно повториться!» Изуверство. Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь. Из собрания Ивановского художественного музея

«Это не должно повториться!»

  • Изуверство. Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь. Из собрания Ивановского художественного музея
«Это не должно повториться!» Проклятие палачам. Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь. Из собрания Ивановского художественного музея

«Это не должно повториться!»

  • Проклятие палачам. Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь. Из собрания Ивановского художественного музея
«Это не должно повториться!» Десять листов обошли весь мир – девять темных силуэтов на белых листах и на последнем десятом из черной тьмы выплывает отрешенное лицо японской девушки. «Помнить Хиросиму!» Это не должно повториться! Черный лист не должен стать началом новой серии – завет художника, кистью которого водили скорбь и гнев. Помнить Хиросиму. Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь.

«Это не должно повториться!»

  • Десять листов обошли весь мир – девять темных силуэтов на белых листах и на последнем десятом из черной тьмы выплывает отрешенное лицо японской девушки. «Помнить Хиросиму!» Это не должно повториться! Черный лист не должен стать началом новой серии – завет художника, кистью которого водили скорбь и гнев.
  • Помнить Хиросиму. Бумага на картоне, цв.карандаш, гуашь.
Источники Сто памятных дат. Художественный календарь на 1986 год. – Сост. Н.А. Борисовская. – М.: Сов. художник, 1985, С. 119–122; История советского искусства. Живопись, скульптура, графика. т. 2.–М.: Искусство, 1968, С. 153–154, 268–270.

Источники

  • Сто памятных дат. Художественный календарь на 1986 год. – Сост. Н.А. Борисовская. – М.: Сов. художник, 1985, С. 119–122;
  • История советского искусства. Живопись, скульптура, графика. т. 2.–М.: Искусство, 1968, С. 153–154, 268–270.