Тема: Членение слов на слоги с использованием графических схем.
Перспективная цель: формировать у учащихся представление о слоге как минимальной произносительной единице языка.
Актуальная цель: формировать представление о слоге; создать условия для развития умения делить слово на слоги, определения количества слогов в словах, графического изображения слова, разделённого на слоги.
Обучающая - познакомить учащихся с понятием «слог», со слогом как способом произношения звуков в слове; разделять слово на слоги с использованием графических схем; закрепление изученного материала: выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова.
Развивающая – содействовать развитию фонематического слуха, речи, мышления; развивать связную устную речь при ответе на вопросы.
Воспитательная – воспитывать интерес к чтению, трудолюбию.
Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): учащиеся будут знать, что такое слог, будут уметь делить слова на слоги с использованием графических схем и определять их количество в словах.
Коммуникативные: выражают готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Познавательные: ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств её осуществления.
Личностные (соответствуют поставленным задачам): овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умениями не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Оборудование: проектор, презентация, учебники.
Вид урока: смешанный.
Принципы: психологической комфортности, доступности, наглядности, целесообразности.
Методы, приемы: словесный (беседа, диалог, рассказы по картинкам), наглядный (картинки), обьяснительно-иллюстративный (работа со схемами, показ с объяснением), практические (выделение голосом звуков), дидактические упражнения, фронтальный опрос, самооценка.
Литература: Горецкий. Азбука. 1 класс. Учебник в двух ч. Часть 1., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя.
Этапы урока открытия новых знаний | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) |
Мотивационный этап Задача: подготовка учащихся к работе на уроке | Создание положительной мотивации на урок - Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. | Доброжелательный настрой на урок | Личностные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Проверка домашнего задания Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновение | Организация проверки по выяснению степени усвоения заданного учебного материала - Расскажите сказку «Репка», дома вы должны были ее повторить. | Воспроизведение ЗУН, самоконтроль, самоанализ Рассказывают по цепочке. | Метапредметные: Коммуникативные: выражают готовность слушать собеседника и вести диалог. Личностные: овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Актуализация знаний и целеполагание. (Целеполагание и планирование деятельности) Задача: определение направления работы с текстом на уроке | Определяется целенаправленность работы с художественным произведением – Из чего состоит наша речь? – Из чего состоят предложения? – В учебнике на стр. 7 по картинкам по сказке «Репка» составьте предложения, используя схемы: из 3-х слов, из 2-х слов. - Как произнесем предложение: «Вытянули репку!» - Правильно, поэтому в конце предложения ставим восклицательный знак. – Посмотрите, что я сейчас сделаю. (Чертит на доске полоску, обозначающую слово, а затем делит ее на части). – Что мы будем сегодня делать на уроке? – Эти части называются слоги. | В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением - Из предложений. - Из слов. Варианты ответов детей. - Радостно, с восклицанием. Наблюдают за действиями учителя. – Мы будем делить слова на части. | Предметные: выделять слова из предложения, соотносить их с моделью слова. Метапредметные: Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях |
Открытие нового знания (Подготовка к восприятию. Первичное восприятие) Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста | Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие – Кто изображен на рисунке? (слайд) – Скажем хором слово лиса. – Послушайте, как я произношу это слово: ли-са. Произнесите так же. – Сколько частей в этом слове вы услышали? – Я покажу, что в этом слове две части. – Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям. | Воспринимают произведение – Лиса. Слушают. Произносят слово ли-са по слогам хором – Две. – Ли – са | Предметные: учащиеся будут знать, что такое слог, будут уметь делить слова на слоги с использованием графических схем и определять их количество в словах. Метапредметные: Коммуникативные: выражают готовность слушать собеседника и вести диалог. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств её осуществления. Личностные: овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. |
Физминутка | Солнце глянуло в кроватку, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку | Руки на поясе, наклоны в сторону. Выполнение приседаний. Руки в стороны. Наклон вперед. Прыжки на месте. Перекатываются на носок и на пятку. | |
Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи. (Выявление первичного восприятия) Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного (Постановка учебной задачи, проблемного вопроса) Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы | Организация работы по выявлению первичного восприятия – Кто здесь изображен? – Скажите это слово хором. Как мы это сказали: сразу или нет? – Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза: бел – ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.) – Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются слогами. Скажите хором слово слоги. Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме – Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы? | Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения – Белка. Произносят хором слово белка. – Сделали небольшую остановку. Делят слово белка на части, называют их. Проговаривают слово слоги. Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах – Это схемы слов, состоящих из двух слогов. | Предметные: учащиеся будут знать, что такое слог, будут уметь делить слова на слоги с использованием графических схем и определять их количество в словах. Метапредметные: Коммуникативные: выражают готовность слушать собеседника и вести диалог. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств её осуществления. Личностные: овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. |
Закрепление и систематизация знаний (с учителем) Вторичное восприятие текста (если это необходимо) Задача: Создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы Чтение и анализ текста Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся; уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию; углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения | Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения Организует работу по восприятию и анализу произведения в единстве формы и содержания Направляет работу над произведением с целью формирования навыка чтения, литературного развития обучающихся - Откройте стр. 8. кто изображен на рисунке? - Составьте 3 предложения по рисунку. - Какие звери живут в лесу? - Где живут корова и собака? - Сколько слогов в слове медведь? В слове ёж? В слове корова? В слове собака? | Самостоятельное чтение текста - Медведь. - Составляют предложения. - Медведь, еж. - Дома. Это домашние животные. Проговаривают слова, делят слова на части, называют их. Самостоятельно читают текст по частям, отрабатывают навык чтения, производят анализ в единстве формы и содержания | Предметные: учащиеся будут знать, что такое слог, будут уметь делить слова на слоги с использованием графических схем и определять их количество в словах. Метапредметные: Познавательные: ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств её осуществления. Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: овладевают навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. |
Физминутка | Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок все тише, тише, Деревце все выше, выше. | Руки подняты вверх Наклоны в стороны Задерживают руки Тянутся вверх | |
Самостоятельная работа и проверка по эталону Обобщение. Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку | Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме – Выполните задание рисунки на стр.9 Кто на них изображен? – Сколько слогов в каждом слове? - К каждому рисунку нужно подобрать схему. - Проверим, правильно ли вы выполнили (открывает слайды). | Синтез. Делят слова на слоги, определяют количество слогов в словах. – Синица (3), коршун (2), гусь (1), ворона (3), белка (2), шакал (2) Соотносят рисунки и схемы. Смотрят, объясняют данное соответствие. | Предметные: будут уметь делить слова на слоги с использованием графических схем и определять их количество в словах. Метапредметные: Познавательные: ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание); понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем. Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств её осуществления. Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. |
Рефлексия Итог урока Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций. | Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся – Что нового узнали? – На какие части можно разделить слово? – Что особенно понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? - Кто понял, как делить слово на слоги, поднимите руки. – Спасибо за урок. | Помогают учителю подвести итоги. Рефлексия. Отвечают на итоговые вопросы урока; осмысливают свои действия; оценивают свою работу на уроке. | Метапредметные: Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций |