СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. «Что такое толерантность».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема. «Что такое толерантность».»

КЛАССНЫЙ ЧАС

Возраст: 3 класс.

Тема. «Что такое толерантность».

Цель: сформировать у учащихся представление о толерантности, уважения к своим правам и правам других людей, воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, формировать коммуникативные навыки.

Задачи:

1) Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.

2) Демонстрация сходства и различия учащихся.

3) Воспитание умения слушать другого человека.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, 4 конверта «Качества толерантного человека», набор карточек: правила работы в группе, высказывания мировых религий, фрагмент мультфильма «Гадкий утёнок».


Ход занятия:

I. Организационный момент.

Учитель:– Здравствуйте! Меня зовут Ирина Александровна. Сегодня мне выпало огромное счастье – общение с вами. Вместе мы проведём классный час. Для того чтобы общение было плодотворным, необходимо разделиться на группы.

Посмотрите, на столах стоят цветочки, но у них не хватает лепестков. (Перед началом классного часа дети выбрали по 1 лепестку). Сейчас, каждый из вас пусть сядет за тот стол, где цветочек того же цвета, что и ваш лепесток. И так, вы разделились на команды (группы), в которых будете работать.

Вспомните правила работы в группе (правила отпечатаны и лежат на партах):

1.Уважай собеседника.

2.Старайся понять то, о чём говорят другие.

3.Отстаивай своё мнение тактично.

4.Ищи лучшие аргументы (доказательства).

5.Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6.Стремись учитывать интересы других.

Установка-тренинг.

Учитель:– Я хочу, чтобы вы сейчас представили себе что-то хорошее, что было в вашей жизни или может быть то, о чём мечтаете…Ваше тело наполняется удовольствием и радостью, как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе… Вас обвивает тёплый ласковый ветерок, и доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы это настроение осталось у вас на всём протяжении нашего общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. (Слайд №1)

II. Постановка учебной задачи. Выявление проблемы.

Учитель: Чтобы определить тему нашего общения посмотрим фрагмент мультфильма «Гадкий утенок» (момент неприятия, отторжения).

— Объясните причины того, что никто не любил гадкого утёнка и он стал предметом нападок со стороны других?

— Кажутся ли Вам эти причины справедливыми и обоснованными?

— Считаете ли Вы, что люди относятся друг к другу всегда справедливо?

— Вспомните известные случаи жестокого несправедливого отношения между людьми?

— Почему люди бывают жестоки по отношению к другим, непохожим на них людям? (предполагаемый ответ: отсутствие терпимости, неумение принимать, понимать другого человека).

III. Введение и объяснение слова толерантность. (Слайд №2)

Учитель: Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы можем называться людьми, если сможем понимать друг друга.

Существует такое красивое слово (Слайд №3) «Толерантность» (слово появляется на стенде). Как вы его понимаете? Так о чём же пойдёт наш разговор? Сформулируйте тему классного часа. (Что такое толерантность?)

(Слайд №4)

Учитель: Описать толерантность довольно трудно. В разных языках она объясняется по-разному. (Слайд №5-9) В английском она обозначает «способность воспринимать без протеста личность другого человека». Во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли». В арабском - «прощение, снисхождение, сострадание, терпение». В персидском – способность к миру. Русский словарь трактует это слово как терпимость, способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, снисходительным, считаться с мнением других.

Какое общее слово встречается в этих определениях? (ТЕРПИМОСТЬ).

Работа в группах.

Учитель: Ребята, сейчас вы поработаете в группах. У каждой группы на столе лежат высказывания, взятые из мировых религий. Подумайте, в чем смысл каждого из них.

Карточки для групп:

«Не делай другому того, от чего больно тебе».

«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

«В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

Дети выступают, объясняя смысл высказываний своими словами.

Учитель: Какой общий смысл есть в этих высказываниях? Какими должны быть люди по отношению друг к другу?

Ученики: Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. ДОЛЖНЫ быть толерантными друг к другу.

(Слайд №10)

Учитель: Что такое толерантность мы определили, давайте попробуем дать характеристику толерантному человеку. Каков он?

Работа в группах.

Учитель: Ребята, на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку.

В каждом конверте по десять-двенадцать слов.

Конверт N1: злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, терпимость, бессердечность, сопереживание, поддержка.

Конверт N2: доброта, хвастовство, равенство, грубость, дружба, зазнайство, сопереживание, уважение, поддержка.

Конверт N3: терпимость, бессердечность, прощение, равенство, уважение, вспыльчивость, диалог, раздражение сопереживание, конфликт, поддержка.

Конверт N4: поддержка, дружба, сотрудничество, равенство, сопереживание, скупость, ложь, согласие, зависть, терпимость, поддержка, доброта.

Ребята выбирают слова - качества, подходящие, по их мнению, к человеку, обладающему толерантным отношением.

Учитель: Подведём итог вашей работы. Зачитайте те качества, которые, после обсуждения, выбрали. (Слайд №11)

Учитель: Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

Ребята говорят о том, что бывает так, что они ссорятся, не выслушивают друг друга до конца, не уступают в играх товарищам.

Учитель: А можем ли мы изменить себя? Можем ли воспитать в себе те качества, о которых мы сегодня говорим? Каким образом?

Ребята предлагают варианты, как воспитать в себе терпимость, какие полезные дела можно сделать. Если один человек (Я) станет лучше, то и мир изменится в лучшую сторону.

IV. Подведение итога.

- В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Потому что мы их боимся или мы не уверены в себе. Как вы думаете? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Игра – релаксатор «Хорошие слова для друга».

Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга. Сейчас мы будем говорить комплименты одноклассникам. Например: - Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравиться, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.

Как здорово о вас думают ваши товарищи! Запомните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь в себе. А я хочу подарить Вам стихотворение А. Усачева «Удивительный гномик».


У речки стоял удивительный домик.

В том домике жил удивительный гномик.

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

Звезда освещала собою весь дом

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила...

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небо.

Так шли потихоньку года и века...

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород.

-Ха-ха ! Хо-хо-хо! — стал смеяться народ

- Вот чучело! — каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода,

И тут же его закатилась звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.

Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода,

Но больше к нему не вернулась Звезда.

Пусть ваша звездочка всегда живет с вами, удивительная, неповторимая, независимая и дружелюбная. (Слайд №12)


В конце мне бы хотелось сказать, что ваш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, мир, дружба, не было бы ни ссор, ни ругани, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом были любимые люди, как поётся в одной старой, но до сих пор популярной детской песне «Солнечный круг». Споёмте её все вместе.