СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Д. Дефо. "Робинзон Крузо": необычайные приключения героя. 5 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

С произведениями зарубежной литературы, изучаемыми в 5 классе, школьники знакомятся по переводам и пересказам. Поэтому в уроках по зарубежной прозе не имеет смысла изучать художественные особенности этих текстов, останавливаться на вопросах мастерства писателей. На этих уроках следует сделать акцент на нравственных аспектах произведений зарубежной литературы, их влиянии на личность пятиклассников, которых в этом возрасте тянет к жанрам увлекательным, с динамичным развитием сюжета. В школьном учебнике фрагмент романа «Робинзон Крузо» даётся не в переводе (см. текст перевода в книге из серии «Библиотека мировой литературы для детей».— М.: Детская литература, 1980. — Т. 45. — С. 3—248), а в пересказе К. И. Чуковского, адаптированном для детей. Этот вариант следует рекомендовать школьникам для самостоятельного чтения.  

Просмотр содержимого документа
«Тема: Д. Дефо. "Робинзон Крузо": необычайные приключения героя. 5 класс.»

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.

5 класс. Тема: Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя.


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо. Фрагменты романа в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Рассказ о писателе Д. Дефо с показом его портретов, изображений кораблей и морских пейзажей. Сообщение о матросе Александре Селкирке. Чтение статьи учебника о Д. Дефо и составление её плана. Восприятие и выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров (см. фонохрестоматию). Озаглавливание фрагментов романа и различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.
Практическая работа. Подбор материалов для рассказа о Робинзоне.
Самостоятельная работа. Подготовка выборочного пересказа на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?». Поиск в Интернете и создание собственных иллюстраций к роману «Робинзон Крузо».

Содержание урока

С произведениями зарубежной литературы, изучаемыми в 5 классе, школьники знакомятся по переводам и пересказам. Поэтому в уроках по зарубежной прозе не имеет смысла изучать художественные особенности этих текстов, останавливаться на вопросах мастерства писателей. На этих уроках следует сделать акцент на нравственных аспектах произведений зарубежной литературы, их влиянии на личность пятиклассников, которых в этом возрасте тянет к жанрам увлекательным, с динамичным развитием сюжета.

В школьном учебнике фрагмент романа «Робинзон Крузо» даётся не в переводе (см. текст перевода в книге из серии «Библиотека мировой литературы для детей».— М.: Детская литература, 1980. — Т. 45. — С. 3—248), а в пересказе К. И. Чуковского, адаптированном для детей. Этот вариант следует рекомендовать школьникам для самостоятельного чтения.

Перевод романа отличается от пересказа не только более сложным текстом, но и тем, что этот текст не структурирован, тогда как у Чуковского пересказ романа разбит на главы, в подзаголовках которых обозначено основное содержание каждой главы.

I. Выразительное чтение учителем главы 1 (или актёрское чтение из фонохрестоматии).

II. Вступительная беседа:

Строки из какого романа только что прозвучали?

Кого в современном русском языке называют робинзонами?

Что вы знаете об этом литературном герое и придумавшем его авторе?

Выполните задание 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Назовите мотивы, которые заставили Робинзона Крузо убежать из родительского дома. Дайте оценку этим мотивам.

Как вариант, перед беседой возможен показ фрагментов из художественного фильма «Робинзон Крузо».

III. Краткий рассказ о писателе

1. Рассказ учителя о писателе Д. Дефо с показом его портретов, изображений кораблей и морских пейзажей.

Подготовленное учеником сообщение о матросе Александре Селкирке, прожившем на необитаемом острове 4 года и 4 месяца.

АЛЕКСАНДР СЕЛЬКИРК

прототип героя романа Д. Дефо. «Робинзон Крузо»

Думал ли 27-летний шотландец Александр Селькирк, что, нанимаясь в 1703 году в экспедицию Уильяма Дампьера — этого знаменитого то ли офицера британского флота, то ли «пиратского пса», но главное — страстного натуралиста, путешественника, вторым, вслед за Магелланом, осуществившим кругосветное плавание и издававшим журналы, где рассказы о собственных приключениях и пиратах перемежались с описаниями природы далёких стран, заметками по географии и навигации, — думал ли Александр Селькирк, что вскоре сам станет героем книги Даниэля Дефо, явившись нам уже под именем Робинзона Крузо?

Александр Селькирк родился в 1676 году в Шотландии на побережье Северного моря в семье башмачника. В мастерской отца ему было скучно. Зато неудержимо влекло в харчевню «Красный лев», где собирались бывалые моряки. Спрятавшись за бочки, он слушал рассказы о «Летучем голландце» — паруснике с командой из мертвецов, о стране золота Эльдорадо, об отважных моряках и жестоких штормах, о дерзких набегах корсаров и награбленных богатствах.

В восемнадцать лет он покинул дом и отправился в море. Увы: вскоре судно захватили французские пираты. Молодого матроса пленили и продали в рабство. Но ему удалось освободиться и наняться на пиратский корабль.

Домой он вернулся с золотой серьгой в ухе и туго набитым кошельком. Но тихая жизнь скоро наскучила. И вот в начале 1703 года в «Лондон газетт» Селькирк прочитал, что знаменитый капитан Дампьер на двух судах готовится в плавание в Вест-Индию за золотом. Такая перспектива устраивала «заболевшего» морем и приключениями шотландца, и Александр записался в члены экипажа. Ему предстояло служить боцманом на 16-пушечной галере «Сэнк пор». Кроме неё во флотилию входил 26-пушечный бриг «Сент Джордж» — подарок короля Англии.

Цель похода — нападение на испанские суда, захват городов на суше. Курс — южные моря, страны Латинской Америки. Словом, обычная для того времени грабительская экспедиция под лозунгом борьбы Англии с враждебной Испанией.

Поначалу плавание протекало спокойно, но вот умирает капитан судна «Сэнк пор», на котором служил Селькирк. Дампьер назначает нового — Томаса Стредлинга, человека с крутым и жестоким нравом. С этого времени начались трудности. И не только потому, что у боцмана Селькирка не заладились отношения с новым капитаном. Путь теперь проходил по почти неисследованным морям. Полтора года корабли скитались по Атлантическому океану, совершая дерзкие набеги на испанские суда. А затем, следуя путём Магеллана, вышли в Тихий океан. У чилийского побережья корабли разошлись. «Сэнк пор» взял курс на острова архипелага Хуан Фернандес, где рассчитывал запастись пресной водой. Здесь-то и разыгрались события, благодаря которым имя Александра Селькирка осталось в истории.

После очередной стычки с капитаном Стредлингом боцман Селькирк решил покинуть «Сэнк пор», к тому времени уже изрядно потрёпанный и давший течь. В октябре 1704 года в судовом журнале появилась запись: «Александр Селькирк списан с судна по собственному желанию». В шлюпку погрузили кремневое ружьё, фунт пороху, пули и огниво, платье и бельё, табак, топор, нож, котёл, не забыли даже Библию.

Селькирк предпочёл ввериться судьбе на необитаемом острове Мас а Тьерра, входящем в архипелаг Хуан Фернандес, что в 600 км к западу от Чили, чем остаться на ветхом корабле под началом враждебного капитана. В душе он надеялся, что долго пробыть на острове не придется. Ведь корабли нередко заходили сюда за пресной водой. А пока, чтобы не умереть с голоду, надо было заботиться о еде — съестных припасов ему оставили лишь на один день.

К счастью, на острове оказалось множество диких коз. Значит, пока есть порох и пули, питание обеспечено. Время шло, а скорое избавление так и не наступало. Волей-неволей пришлось обосновываться всерьёз на клочке земли, затерянном в океане. Обследовав «владения», Селькирк установил, что остров покрыт густой растительностью и имеет около 20 км в длину и 5 в ширину. На берегу можно охотиться на черепах и собирать в песке их яйца. В изобилии водились птицы, у берегов встречались лангусты и тюлени.

Первые месяцы было особенно трудно. И не столько из-за ежечасной борьбы за существование, сколько из-за одиночества. Как он сам рассказывал позже, потребовалось 18 месяцев, чтобы примириться с отшельничеством. Порой Селькирка охватывал страх: что если эта добровольная ссылка — на всю жизнь?! И он проклинал землю, приютившую его в океане, как и тот час, когда решился на необдуманный поступок. Знай он тогда, что корабль «Сэнк пор» вскоре после его высадки потерпел крушение и почти вся команда погибла, благодарил бы судьбу.

И всё же надежда не оставляла его. Каждый день Селькирк взбирался на самую высокую гору, часами всматриваясь в горизонт. Немало труда и выдумки потребовалось, чтобы наладить «нормальную» жизнь на острове. Он построил две хижины из брёвен и листьев. Одна служила ему «кабинетом» и «спальней», в другой же он готовил еду. Когда платье обветшало, сшил при помощи простого гвоздя одежду из козьих шкур. Сам смастерил сундучок и разукрасил его искусной резьбой; кокосовый орех превратил в чашу для питья. Подобно первобытным людям, он научился добывать огонь трением, а когда кончился порох, стал ловить диких коз руками. Однажды во время такой охоты «вручную» он сорвался вместе с козой в пропасть и трое суток пролежал там без сознания.

Настоящим бедствием для него стали крысы: они во множестве сновали по хижине и грызли всё, что могли. Чтобы избавиться от них, пришлось приручить одичавших кошек, которые, как и крысы, были завезены на остров кораблями.

Прошло более четырёх лет. Тысяча пятьсот восемьдесят дней и ночей один на один с природой! Какое напряжение физических и моральных сил, дабы не впасть в уныние, не дать отчаянию одержать верх! Трудолюбие, лучшее лекарство от болезни одиночества, настойчивость в достижении цели, предприимчивость — все эти качества были присущи Селькирку так же, как в ещё большей степени ими будет наделён его литературный собрат Робинзон Крузо.

В начале 1709 года отшельничеству Селькирка пришел конец. 31 января в полдень со своего наблюдательного поста он заметил точку. Парус! Первый раз за столько лет! Неужели корабль пройдет мимо? Скорее подать сигнал! Но и без того было видно, что судно держит курс к берегу Мас а Тьерра. Корабль бросил якорь, от него отчалила шлюпка. Это были первые люди, которых он видел после четырех с половиной лет одиночества. Можно представить, как удивились матросы, встретив на берегу «дикого человека» в звериных шкурах, обросшего, не сумевшего поначалу произнести ни слова. Только оказавшись на борту «Дьюка» — так называлось судно, спасшее Селькирка, — он обрёл дар речи и рассказал, что с ним произошло.

Немало был удивлён и сам Селькирк: своим спасением, оказывается, он обязан… Уильяму Дампьеру! Именно Дампьер сумел снарядить экспедицию, в состав которой вошел и «Дьюк», и, совершая кругосветное плавание, вновь посетить архипелаг, дабы забрать несчастного боцмана. Лишь 14 октября 1711 года Александр Селькирк вернулся в Англию.

Когда лондонцы узнали о похождениях земляка, он стал популярен. Но уже скоро Селькирк наскучил публике — пребывание на острове не прошло бесследно: угрюмый взгляд отпугивал людей, молчаливость и замкнутость раздражали. Он не умел ярко рассказать о пережитом. Спустя 8 лет этот пробел блестяще восполнил Даниэль Дефо, написав книгу «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо», которой почти три столетия зачитываются во всём мире.

Источник: Валерия Коростылёва. Кто ты, Робинзон Крузо? Читайка, № 2, 2008. 

IV. Чтение статьи учебника о Д. Дефо и составление её п л а н а:

1. Образование и воспитание юного Д. Дефо.
2. Его первые путешествия и торговая деятельность.
3. Д. Дефо — журналист с демократическими взглядами.
4. Д. Дефо — писатель, автор романа о Робинзоне.
5. Душевные качества литературных героев Дефо.
6. «Робинзон Крузо» — роман о борьбе за существование и силе человеческого духа.

Даниель
ДЕФО
1660-1731

Даниель Дефо родился в Бристоле в семье торговца мясом Джеймса Фо (частицу «де» Даниель прибавил к своей фамилии, уже став взрослым). Отец хотел видеть своего сына священником и отдал его на обучение в духовную академию; здесь он изучил несколько иностранных языков, занимался историей, географией, астрономией.

Но священником он не стал. Он мечтал о путешествиях, хотел повидать мир, чужие страны. Он стал купцом, занимался торговлей, побывал в Испании, Португалии, Голландии, Франции, Италии. Богатства он не нажил и в коммерции не преуспел. Впоследствии он и вовсе отошёл от торговли.

Его привлекала журналистика, и он постоянно размышлял над способами наилучшей организации жизни общества. Он был сторонником свободы слова и печати, придерживался демократических взглядов, считал, что личные качества человека гораздо важнее, чем знатное происхождение, что только личная доблесть, достойные поступки и честность возвышают человека. Дефо выступал против несправедливых законов, наказывающих бедняков и защищающих богачей. Он стремился содействовать быстрейшему развитию Англии, её промышленности и торговли.

На склоне лет Дефо начал писать романы. Свой первый роман «Робинзон Крузо» он написал, когда ему было почти шестьдесят лет. Роман имел огромный успех, и тогда Дефо принялся за его продолжение, рассказав во второй и третьей частях романа обо всём, что случилось с Робинзоном уже после того, как он покинул необитаемый остров, на котором провёл двадцать восемь лет своей жизни.

Среди многих описаний путешествий Робинзона рассказывается и о том, как он вместе с другими торговцами проехал через всю Сибирь, побывал в Тобольске, добрался до западных границ России, отправился к себе на родину — в Англию. В своих романах Дефо рассказывает о людях, которым приходится преодолевать много трудностей. Его героями становятся сироты, подкидыши, пираты, вынужденные вести борьбу за свою жизнь. Достоинство романов Дефо — в их верности жизни. Его герои деятельны, энергичны, умны.

«Робинзон Крузо» — удивительная книга! Она была написана очень давно — в 1719 году и сразу сделала Робинзона Крузо бессмертным. Дефо говорил, что в Робинзоне Крузо он изобразил самого себя, свою жизнь. Но не только свою. История Робинзона Крузо — это рассказ о том, как человек (им может быть каждый) в повседневном труде ведёт борьбу за существование, познаёт природу, учится обрабатывать землю, строить, мастерить, вести хозяйство. В этом смысле путь Робинзона проходит каждый. И всё чаще «Робинзонами» называют тех, кто действительно оказывается вдали от людей наедине с природой, и ему как бы снова приходится обустраивать свою жизнь, повторяя путь всего человечества от состояния дикости до создания человеческих условий существования.
По Н. П. Михальской

Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.

V. Краткий пересказ глав 2—5 романа «Робинзон Крузо» и обобщающая беседа:

Глава 2.

Какие чувства испытывал Робинзон в своих первых морских путешествиях?

Перечитайте последний абзац главы 2. Какие нравственные уроки может извлечь из них современный читатель?

Глава 3.

Как Робинзон оказался в плену и как спасся из плена?

Почему именно в этот момент он вспомнил слова своего отца, «...что рано или поздно со мной случится беда и никто не придет мне на помощь»?

Главы 4—5.

Перескажите кратко, как Робинзон общался с дикарями и попал в Бразилию.

Как он оказался на необитаемом острове?

VI. Фрагменты главы 6, помещённой в учебнике, могут быть прочитаны вслух по группам:

Г р у п п а 1.
Прочитайте фрагмент главы 6
 с начала до слов «...мой плот со всем грузом оказался на сухом берегу», отрецензировав чтение одноклассников.

Озаглавьте этот фрагмент.

Какие положительные черты характера проявил Робинзон в первый день на необитаемом острове? Докажите, что в его спасении огромную роль сыграла его активная деятельность.

Г р у п п а 2.
Прочитайте фрагмент главы 6 со слов «Теперь мне предстояло осмотреть окрестности...» до слов «...и привозил с собою всё новые и новые вещи», отрецензировав чтение одноклассников.

Озаглавьте этот фрагмент.

Как Робинзон понял, что он на острове? Какие ещё открытия он сделал? Как он строил своё жилище?

Как в этом проявилась его смекалка и находчивость?

Какие вещи Робинзон взял с затонувшего корабля в первую очередь? Как это его характеризует?

Г р у п п а 3.
Прочитайте фрагмент главы 6 со слов «Особенно успешным было третье моё путешествие...» до конца главы, отрецензировав чтение одноклассников.

Озаглавьте этот фрагмент.

Что придумал Робинзон для нового использования тех вещей и предметов, которые он привёз с корабля? Какие неудачи ему пришлось пережить?

Как он отнёсся к деньгам, сохранившимся на корабле? Прочитайте его слова при виде денег и дайте им оценку.

Прочитайте пять заключительных абзацев главы.

Какие условия хотел учесть Робинзон при постройке жилища на острове?

Какую ограду он сделал вокруг будущего жилища? Как эта работа характеризует Робинзона?

VII. Фронтальная беседа по главе 7:

Какое жилище построил себе Робинзон?

Как он спасал свой порох?

Как он добывал себе пропитание?

Какие качества характера он проявил при этом?

VIII. Пересказ и анализ глав 8—10 (в группах) с использованием актёрского чтения:

Г р у п п а 1.
Перескажите кратко содержание главы 8.

Зачем Робинзон завёл себе календарь? Зачем он делал записи?

Прочитайте записи Робинзона о его горестях и радостях.

Зачем он сравнивал происшедшие с ним события?

Ответьте на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Как герой обустраивал своё жилище и спасался от мрачных мыслей?

Г р у п п а 2.
Прослушайте фрагменты главы 9 в актёрском исполнении, оценив актёрское чтение, и кратко перескажите основные положения дневника Робинзона.

Выполните задание 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какое открытие сделал Робинзон, увидев ростки ячменя и риса?

Вспомните, какую роль сыграло земледелие в истории человечества, и определите смысловую роль этого события в романе.

К каким решениям привело Робинзона начавшееся землетрясение? Как он изобрёл снаряд для вращения точильного камня?

Г р у п п а 3.
Перескажите кратко содержание дневника Робинзона из главы 10.

Как Робинзон обходился на острове без самого необходимого?

Как Робинзон лечился, когда заболел?

Как он придумал пополнять свои запасы продовольствия?

Какие выводы сделал Робинзон, наблюдая над сменой периодов сухой погоды и дождей?

IX. Работа с иллюстрациями учебника:

Назвать фрагменты, которые они иллюстрируют, и описать черты характера Робинзона, которые передают художники.

Какие физические и душевные силы и черты характера помогли Робинзону выжить на острове и сохранить психологическое равновесие?
Иллюстрации И.А. Ильинского к роману "Робинзон Крузо"

Ильинский Игорь Александрович (1925–1989), советский художник, иллюстратор детской литературы, яркий представитель соцреализма




Иллюстрации Карла Оффердингера* к роману "Робинзон Крузо"

Карл Оффердингер
 (Carl Offterdinger, 1829 – 1889) ученик Heinrich von Rustige, художник, рисовавший всю вторую половину 19-го века многочисленные иллюстрации к книгам для детей. Особенно известен своими иллюстрациями к книгам "Щелкунчик", сказкам Гофмана, "Тиль Уленшпигель", "Робинзон Крузо", "Путешествия Гулливера". В 1874 году художник иллюстрировал первое издание новеллы Theodor Storms Pole Poppenspaler в журнале "Немецкая молодежь". Некоторые из его иллюстраций находятся в Boston Harbor Museum.





Домашнее задание


Ответить на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном»:
1. Что вы можете рассказать о Даниеле Дефо — авторе «Робинзона Крузо»?

2. Прочитали ли вы роман «Робинзон Крузо» целиком? Что вы знаете об этом герое? Нравится ли вам его характер?


Прочитать главы 11—20. Подготовить выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?».

Индивидуальные задания.

Найти в Интернете иллюстрации к роману «Робинзон Крузо».

Нарисовать свои иллюстрации к роману.



Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2016.