ИЗО (2 класс).
.
Тема: Декоративная работа «Мы любим родную природу»
Цели: ознакомить с произведениями и историей развития павловопосадских платков; развивать эмоциональную отзывчивость на народный орнамент, роспись мастеров; воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству, эстетическое отношение к красоте природы родного края; формировать навыки коллективной работы, чувство товарищества и взаимопомощи в труде.
Формирование УУД: предметные: уметь передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому предмету; познавательные: ознакомление с произведениями изобразительного искусства; регулятивные: развитие умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком; коммуникативные: воспитывать аккуратность и уважение к труду личностные: воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
I. Организация класса.
II. Постановка темы урока.
Сегодня на уроке мы будем выполнять декоративную работу – рисовать узор, составленный из декоративных цветов, листьев и птиц. Эта декоративная композиция посвящена празднику встречи весны.
III. Актуализация знаний учащихся.
Посмотрите на предметы, которые я принесла на урок. Эти красивые вещи не только служат нам в жизни, люди их используют для украшения окружающего нас мира. Здесь орнаменты разных народов мира.
IV. Вводная беседа.
Я думаю, что многие из вас восхищаются красотой природы родного края. Народные мастера свое восхищение выразили в народном орнаменте.
Вы уже видели много узоров и обратили внимание на то, какое влияние оказывает характер природы, в окружении которой живет народ, на выполняемые им узоры. Например, в узорах народов, живущих на юге, нас привлекает их красочность, яркость. В декоративных элементах преобладают цветы, обилие которых характерно для южных местностей. В узорах, которыми украшены предметы прикладного искусства, созданные народами Севера и средней полосы, часто встречаются ягоды и листья рябины, клюквы, еловые ветки и шишки.
Узоры эти мягче, нежнее по колориту, сочетания красок в них в большинстве случаев менее яркие.
Узоры киргизского и казахского национального декоративного искусства могут служить примерами влияния на них трудовой деятельности народа. В традиционных узорах этих народов разнообразные завитки являются почти преобладающими декоративными элементами. Эти завитки передают формы рогов животных. В узорах Узбекистана, богатого хлопком, часто мы наблюдаем цветы и листья этого растения.
Кроме того, обилие гончарной глины дает возможность выделывать глиняную посуду, которую так красиво расписывают на Украине, в Прибалтике, в Белоруссии. В лесном окружении создаются художественные изделия из дерева и бересты. Изделия из кости, украшенные изображениями северных животных, дает приморский Север. Ковры и кошмы выделываются там, где разводят много скота.
- А для чего люди выполняют узоры? (Ответы детей.)
-Верно, узор используют для украшения вещи. Обратите внимание на ритмичное чередование элементов в узорах и на их повторение.
V. Изучение нового материала.
1. Орнамент.
Узор иначе называется орнаментом. Орнамент – в переводе с латинского означает «украшение». Большинство предметов быта украшено узорами, орнаментировано.
У каждого народа есть свои национальные орнаменты. Они используются для вышивки национальных костюмов и украшением разных предметов. За основу любого орнамента берутся элементы растений.
Художник декоративного (прикладного) искусства никогда не компонует просто узор. Он всегда учитывает, какое место на предмете узор будет занимать, какую его часть он должен украшать. Художник думает о членениях предмета, о взаимосвязи его частей, помнит о бытовом назначении вещи, о материале, из которого она сделана.
Надо помнить и о значении симметрии в композиции. Применяйте в работе и ось симметрии, и другие вспомогательные линии – горизонтали и вертикали, помогающие найти место противолежащих элементов узора и его частей.
Вы раньше узнали о таких народных промыслах, как Хохлома, Дымково, Городец, Гжель. А сегодня перед вами произведения еще одного известного в России народного промысла – Павловопосадские платки. Посмотрите, какие красочные, нарядные вещи создают мастера в Павловском Посаде.
2. Павловопосадские платки.
На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Их одежда соответствовала особенностям климата, в ней ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус русского народа. В каждой местности веками бытовали свои собственные традиции, поэтому по форме, расцветке и узорам одежды можно было узнать, откуда человек родом.
В русской деревне вышивками, аппликациями, бисером и речным жемчугом любили украшать праздничную одежду. В этом дивном наряде крестьянка выступала павой с гордо поднятой головой.
С глубокой древности для покрывания головы использовали большие куски ткани – платы. Сначала платки ткали на простых домашних станках. Украшали их узорными ткаными полосами, вышивками цветным шелком и шерстью или золотой и серебряной нитью. Широкой популярностью и в городе, и в деревне пользовались набивные ситцевые платки, особенно кумачовые, они не выгорали, не линяли, яркость красного цвета сохранялась. Большим спросом пользовались так называемые кубовые платки – узор набивался красной краской по темно-синему фону.
Наиболее массовым в XIX веке было производство набивных платков и шалей с центром в Павловском Посаде. Платки набивались вручную. Сотканная материя после всех операций нарезалась по величине платков или прикреплялась к деревянной раме, или приклеивалась к столу. Узор наносили разными резными деревянными досками (манерами), а чтобы краска лучше пропитывала ткань, при печатании рисунка по доске били тяжелым молотком. Так и возник термин «набойка» или «набивка». Доски резали горизонтально или углубленно. В первом случае печатается орнамент, а во втором – фон, то есть поле, как его называют в набойке. Так как доска, которой набивался узор, была по величине меньше платка, то узор разбивали на несколько частей (от четырех до двадцати четырех). Причем сначала набивался только контур узора, затем последовательно набивались все его цвета. Наиболее сложные узоры требовали до четырехсот накладок досок.
Павловопосадские платки явились своеобразным откликом на привозные западные и восточные ткани, драгоценные кашмирские шали. Однако мотивы узоров переосмысливались и перерабатывались русскими мастерами и под влиянием местных традиций приобретали самобытную ценность. В то же время в качестве образцов для русской набойки служили деревянная и каменная резьба, лицевое шитье, вышивка, кружево.
Красочные набивные платки из Павловского Посада Московской области известны во всем мире. Их всегда отличает традиционность и народность.
Набивные платки с красочными узорами носили по всей России. Традиция этих узоров сохранилась и в современных текстильных изделиях, особенно в шерстяных платках.
Помните, что образный язык цветочного орнамента выразителен и доступен.
VI. Педагогический рисунок.
Работа у нас сегодня – коллективная. Поэтому для выполнения задания надо, чтобы вы помогали друг другу. Работа представляет горизонтальную полоску из чередующихся мотивов декоративных цветов и птиц. Каждый ряд выполняет фриз, потом мы составим из него узор. Это требует четкой организации работы в каждой группе. Помните, вы должны уважать творческий замысел своего товарища.
Посмотрите приемы выполнения кистью декоративных цветов. Цветовые сочетания могут быть контрастными, яркими (красное и белое) или нежными, мягкими (розовый, голубой, белый и коричневый).
Для завершения декоративного цветка важно применить белую оживку или черную. Каждый ряд рисует декоративных птиц – вестников весны.
1. Располагаю лист по горизонтали. Делю его на три равные части по вертикали с помощью вспомогательных линий. Ограничиваю полосу по краям листа. Намечаю места расположения основных элементов узора.
2. А теперь в центре намечаю туловище и голову птицы. Голова похожа на круг, а туловище на овал. По обеим сторонам от птицы выполню два круга – основы для цветов.
3. С помощью приема тычка выполняю центры цветов, а с помощью прикладывания кисти выполню листья. Будьте внимательны, все элементы надо расположить на одинаковом расстоянии от линии симметрии, проходящей в центре, где расположена птица.
VII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполните фризы «Мы любим родную природу». Помните о том, как надо использовать линию симметрии, чтобы узор получился красивым.
Во время декоративной работы возможно звучание музыкальной мелодии на темы весеннего пробуждения природы.
VIII. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
Домашнее задание: Подготовить материал к уроку.