СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Добро и зло."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Добро и зло."»

Модуль: «Основы светской этики»

Тема учебного занятия: Добро и зло.

Место урока в изучаемой теме: 5 урок

Продолжительность учебного занятия: 40 мин

Тип учебного занятия: Усвоение новых знаний

Цель: Формирование представления о добре и зле, как главных моральных понятиях в жизни.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру.

Технологии:

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения:

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, карточки с заданиями, зеркало.

Основные понятия: добро, доброта, милосердие, бескорыстие, зло, обман, насилие.





п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание(Планируемые результаты)

1.

Организационный

(1 мин)

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.



-Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.




Парами берутся за руки










Эмоциональный настрой

2.

Постановка учебной задачи (4 мин)

Цель: Проверка домашнего заданиясоздание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Создание проблемной ситуации.

- Кто хочет поделиться с нами своими добрыми семейными традициями? (2-3 ответа)

Вопрос: А почему они называются добрыми?



- Что означает слово добро?



- Назовите антоним слова добро.

– В нашем мире добро и зло всегда идут рядом.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Слайд № 1

- Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать?

- Чему научиться? Для чего?

(Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…)

Работают с регистратором.

Слушают, отвечают на вопросы

Слайд № 1





Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания




















Познавательные УУД:

- логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.

Актуализация знаний

Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания









































































Физкультминутка

(1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

-Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?

“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? На какие размышления наводит вас эта притча?

- Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

- Встаньте, ребята, возьмите каждый свое зеркало. Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу.

- Какой вывод из этого можно сделать?



- Мир  – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.


Слушают.

Размышляют и отвечают на поставленные вопросы.











































































Практическая работа.














Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать



Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование


4.

Работа по теме

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы













































Физминутка

(1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

1. – Улыбка – добро? А что такое добро?

- Где мы можем узнать определение понятий добра  и зла?



- Найдите в словаре понятия слов «добро» и «зло».

Слайд № 2

2. Работа в группах.

- Я, предлагаю по данной теме создать стенгазету под названием «Добро и зло». 1- команда отвечает за понятия: что такое «добро» и «зло». 2- команда отвечает за иллюстрирование. 3 – команда выбирает из человеческих качеств те, которые приносят добро и те , которые приносят зло. 4 – подберет пословицы подходящие к нашей теме.

(Каждый предложенный ответ зачитывают классу, обсуждают, затем наклеивают).

- Посмотрите, что у нас получилось. Где можно использовать эту газету?

- Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Люди старались не допустить зла и боролись с ним.

- Где мы часто, с самого раннего детства, встречаем борьбу добра и зла? ( В сказках)

3. Игра «Узнай героя сказки»

- Отгадайте загадку и узнайте сказочного персонажа.

Подумайте, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили?

Слайд № 3 -6

- Молодцы. Давайте чуть отдохнем.



4. Практическая работа.

- Добро многогранно. Каждой команде будет предложена ситуация. Поищите варианты доброго поведения или выхода из предложенной ситуации. Как бы вы поступили, если: … . (Раздаю конверты с ситуациями).

- Спасибо. Какой вывод можно сделать?

- Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Находят понятия «добро», «зло».

«Добро (доброта)- это все положитель-ное, хорошее, полезное» «Зло – нечто дурное, негативное».

Слайд № 2



Обсуждают в группах, делают выводы.



Объясняют, свой выбор. Наклеивают.





Слайд № 3 -6






































Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

- усвоение понятий «добро» и «зло»



Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации


5.

Первичное закрепление(8 мин)

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности




1. - Приведите примеры ваших добрых поступков.

– Доброта – это самое ценное нравственное качество любого народа.


- Какой вывод можно сделать?

Слайд № 7

«Понять и исполнить
Желание другого —
Одно удовольствие —
Честное слово!»

Вывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям.

2. - Издавна  люди  воспевали  всё,  отчего  человеку  было  хорошо,  тепло,  радостно.   В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. И наши девочки приготовили для нас песню «Доброта».

«Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета»

Слайд № 7

































Исполняют песню.






Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение


6.

Домашнее задание (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

- Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению.

- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

Все это мы разместим в нашей стенгазете.

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей


7.

Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

На доске: Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

- Прикрепите жетон к той строчке, на которой вы себя ощущаете!













Прикрепляют жетоны.

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке