- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развивать познавательный интерес к предмету;
- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру.
№ п/п | Этапы урока/Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание(Планируемые результаты) |
1. | Организационный (1 мин) Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | -Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Всем, всем добрый день И работать нам не лень. | Парами берутся за руки | Эмоциональный настрой |
2. | Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: Проверка домашнего задания, создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. | Создание проблемной ситуации. - Кто хочет поделиться с нами своими добрыми семейными традициями? (2-3 ответа) Вопрос: А почему они называются добрыми? - Что означает слово добро? - Назовите антоним слова добро. – В нашем мире добро и зло всегда идут рядом. -Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить? Слайд № 1 - Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать? - Чему научиться? Для чего? (Узнаем, что такое добро и зло, почему нужно стремиться к добру и избегать зла…) | Работают с регистратором. Слушают, отвечают на вопросы Слайд № 1 Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания | Познавательные УУД: - логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - интерес к изучению предмета Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. | Актуализация знаний Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания Физкультминутка (1 мин) Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | -Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо? “…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..” Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”. А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость… Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро? Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? На какие размышления наводит вас эта притча? - Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален. Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало. А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание… Мир именно таков, каким мы его делаем…» - Встаньте, ребята, возьмите каждый свое зеркало. Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу. - Какой вывод из этого можно сделать? - Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. | Слушают. Размышляют и отвечают на поставленные вопросы. Практическая работа. | Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
4. | Работа по теме Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы Физминутка (1 мин) Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | 1. – Улыбка – добро? А что такое добро? - Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? - Найдите в словаре понятия слов «добро» и «зло». Слайд № 2 2. Работа в группах. - Я, предлагаю по данной теме создать стенгазету под названием «Добро и зло». 1- команда отвечает за понятия: что такое «добро» и «зло». 2- команда отвечает за иллюстрирование. 3 – команда выбирает из человеческих качеств те, которые приносят добро и те , которые приносят зло. 4 – подберет пословицы подходящие к нашей теме. (Каждый предложенный ответ зачитывают классу, обсуждают, затем наклеивают). - Посмотрите, что у нас получилось. Где можно использовать эту газету? - Итак, добро и зло являются основными понятиями этики, главными моральными понятиями в жизни. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Люди старались не допустить зла и боролись с ним. - Где мы часто, с самого раннего детства, встречаем борьбу добра и зла? ( В сказках) 3. Игра «Узнай героя сказки» - Отгадайте загадку и узнайте сказочного персонажа. Подумайте, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили? Слайд № 3 -6 - Молодцы. Давайте чуть отдохнем. 4. Практическая работа. - Добро многогранно. Каждой команде будет предложена ситуация. Поищите варианты доброго поведения или выхода из предложенной ситуации. Как бы вы поступили, если: … . (Раздаю конверты с ситуациями). - Спасибо. Какой вывод можно сделать? - Человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. | Находят понятия «добро», «зло». «Добро (доброта)- это все положитель-ное, хорошее, полезное» «Зло – нечто дурное, негативное». Слайд № 2 Обсуждают в группах, делают выводы. Объясняют, свой выбор. Наклеивают. Слайд № 3 -6 | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование - усвоение понятий «добро» и «зло» Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. | Первичное закрепление(8 мин) Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | 1. - Приведите примеры ваших добрых поступков. – Доброта – это самое ценное нравственное качество любого народа. - Какой вывод можно сделать? Слайд № 7 «Понять и исполнить Желание другого — Одно удовольствие — Честное слово!» Вывод: Спешите делать добро. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям. 2. - Издавна люди воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных стихотворениях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их счастья. И наши девочки приготовили для нас песню «Доброта». «Добрым быть совсем – совсем не просто, Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, не конфета» | Слайд № 7 Исполняют песню. | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение |
6. | Домашнее задание (2 мин) Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание | Предлагает дифференцированное задание - Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению. - Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом. Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле. Все это мы разместим в нашей стенгазете. | Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуаль-ных возможностей | |
7. | Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин) Цель: Создание условий для рефлексии | На доске: Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! - Прикрепите жетон к той строчке, на которой вы себя ощущаете! | Прикрепляют жетоны. | Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |