Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Назарьевская средняя образовательная школа Исследование на тему: «Тема дороги как одна из давних традиций русской классической литературы XXI века» Выполнила: Нарзуллоева Мавлуда Далеровна, обучающаяся 9 класса. Руководитель: Новикова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы.
Цель работы :
- раскрыть философское звучание различных оттенков мотива дороги в литературе ХХΙ в.;
- проследить эволюцию мотива дороги, начиная от русского фольклора и заканчивая современными произведениями.
«…первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги»
(А.А. Блок )
Задачи :
- Глубже познакомиться с произведениями писателей XXI века;
- выявить многообразие значений понятия «дорога» в творчестве писателей;
- изучить научно-критическую и методическую литературу по теме исследования;
- определить роль дороги в раскрытии идей в произведениях.
Методы и приёмы: проблемно- поисковый метод, метод синтеза и анализа, исследовательский, метод систематизации и обобщения.
Гипотеза: философское звучание мотива дороги способствует раскрытию идейного содержания произведений. Дорога является художественным образом и сюжетообразующим компонентом.
Новизна: работы определяется тем, что делается попытка осмыслить становление и развитие мотива дороги в его целостности и динамике.
Древнерусская литература
- В русской литературе мотив пути звучал еще в древнерусских произведениях: в поход «на землю половецкую» , желая отомстить кочевникам за обиды, нанесённые русскому народу, отправился князь новгород-северский Игорь Святославович
- В путь на битву с ханом Мамаем вел войско князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»); тверской купец А. Никитин описал свое путешествие в «Хождении за три моря».
Прием путешествия
- Одним из основоположников его в русской литературе считается Радищев. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» стало беспрецедентным случаем использования мотива путешествия героя для панорамного и достоверного описания социальной реальности.
- В поэме Н. Некрасова тема дороги является связующей. Использованная в произведении форма путешествия, встреч, расспросов, рассказов, описаний была очень удобной для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни.
Смысловая и сюжетообразующая роль дороги
Тесно сплетаются символическая и композиционная роли мотива дороги. Если связующим звеном в «Мёртвых душах» и в «Кому на Руси жить хорошо» является сама дорога, то в «Очарованном страннике» - это жизненный путь, по которому, как по дороге, идет герой.
Путь исторический страны
- В знаменитом отступлении о птице-тройке Гоголь , сравнивая Русь с несущейся вперед тройкой лошадей, спрашивает ее и себя: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».
Исторический путь народа
О пути России и русского народа размышляет в ряде своих стихотворений и Александр Блок , поэт, оказавшийся на перепутье двух веков – ХIХ и ХХ. Особенно глубоко и необычно данная тема раскрывается в стихотворениях «Русь», «Россия» Расшатанность социальной почвы и процесс ее перестройки в период жизни А. Блока являлись стимулом для перехода в новые духовные сферы (« На поле Куликовом »).
Мотив дороги в романе В. Ерофеева «Пять рек жизни»
«Бог - един». И подпись: «(Бог)»
Автор раскрывает перед нами образ дороги не только как круг бесконечного путешествия героя по разным примечательным местам, знакомство его с новыми религиями, но и путешествие вглубь себя, влекущее осмысление и переоценку ценностей.
Функционирование образа «дорога» в произведениях В. Пелевина
Основной образ повести «Жёлтая стрела» - поезд, который никогда не останавливается - как аллегорию буддийского понятия причинно-зависимого происхождения, а достижения героя в конце повести - побег с поезда во время остановки - как аллегорию освобождения героя от кармы.
Роман В. Пелевина “Жизнь насекомых”
Особый фантасмагорический мир, дорога от царства живых к царству мёртвых.
Это кривое зеркало жизни, в котором каждый может оказаться мухой, молью или навозным жуком.
Цитируя литературоведа Дмитрия Евгеньевича Максимова, можно сказать, что «тема пути – порождение динамического, беспокойного, мятущегося сознания в период идейных брожений и ломок».
Каждый из писателей переживал такие периоды по-своему, отчего тема пути звучала по-разному на протяжении истории русской литературы.
Вывод
Общей чертой во всех произведениях является схема изображения дороги - это кольцо, по которому движется «телега жизни». Однако у каждого из рассмотренных нами авторов данная схема имеет свои нюансы.
Человек, никогда не бывавший в пути, не сможет оценить красоту заманчивой дорожной ленты. Она становится связующим звеном не только между городами, но и поколениями. И в каком бы веке мы ни жили, в XIX или XXI, всех нас объединяет один магический символ-образ — дорога.