Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nskoshi@govrd.ru
Воспитательское занятие
Тема: «Электричество и электроприборы»
(Азбука безопасности жизнедеятельности)
Воспитатель: Селифонкин Денис Николаевич
с. Новая Брянь
Тема: «Электричество и электроприборы»
Цель: Познакомить детей с электричеством и правилами безопасного обращения с ним.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с электричеством;
Закреплять знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи:
Развивать у детей мыслительную активность, любознательность, речевую активность;
Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход мероприятия
Сейчас ребята я загадаю вам загадку, послушайте внимательно:
Он всем несет тепло и свет!
Щедрей его на свете нет:
К поселкам, селам, городам
Приходит он по проводам
(электрический ток) (Ответы детей)
Верно. Ток - помощник в доме первый, друг наш преданный и верный! И сегодняшняя наша беседа посвящена электрическому току. Что же такое электрический ток, кто знает? (Ответы детей)
Электрический ток поступает в наши дома со специальных станций, по проводам. Он заставляет работать самые разные электрические приборы, которыми мы пользуемся и без которых сегодня не можем представить свою жизнь. Как вы думаете, какие это приборы? (Ответы детей).
Отгадайте загадки:
И зимой и летом холод в нем и лед
Рыбу, суп, котлеты, он нам сбережет. (Холодильник)
Он сосет и пыль и сор,
Чистит кресла и ковер. (Пылесос)
Соберу рубашки, майки,
И скажу ей: «Постирай-ка!» (Стиральная машина)
Он как дом, одно окно:
Каждый день, в окне кино! (Телевизор)
По сатиновому полю
В рейс пошел электроход
Он плывет, с волнами споря,
То назад, а то вперед.
Там где он оставил след,
Ни одной морщинки нет. (Утюг)
Видите, как много электроприборов нас окружают. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Для того, чтобы приборы работали, их включают в розетку. Розетка – это входные ворота в электрическую сеть. Через розетту к приборам поступает ток, за счет которого они работают: Холодильник морозит, стиральная машина стирает, телевизор показывает и т.д. Но ток обладает двумя опасными качествами: при неосторожном использовании электроприборами может ударить током, это очень опасно, так как от такого удара человек может умереть, а так же провода и электроприборы могут загореться, что может привести к пожару. Именно поэтому необходимо знать правила пользования электричеством (Электрическими приборами). Какие правила пользования электричеством (Электрическими приборами) вы знаете? (Ответы детей).
Правила пользования электричеством (Электрическими приборами):
Не включайте не исправные электроприборы.
Никогда не трогайте провода и электроприборы мокрыми руками;
Не пользуйтесь электроприборами в ванной;
Не вынимайте вилку из розетки, дергая за шнур;
Не оставляйте включенным утюг, чайник и другие электроприборы;
Уходя из дома, выключайте свет и выньте вилки из розеток;
Не пользуйтесь розетками сами, лучше попросите об этом родителей;
Если почувствовали запах гари или заметили проскочившую в розетке искру, сразу же скажите об этом взрослым.
Физминутка «Ток бежит по проводам»
Ток бежит по проводам,
(дети бегут на месте)
Свет несёт в квартиру нам.
(показывают что несут)
Чтоб работали приборы,
(приседают)
Холодильник, мониторы.
(дрожат от холода, открывают и закрывают глаза руками)
Кофемолки, пылесос,
(бьют кулак об кулак, пылесосят)
Ток энергию принёс.
(руки вверх, показывают на лампочки)
А сейчас ребята я расскажу вам, как появилась лампочка.
Давным-давно люди жили в пещерах, по ночам светил лишь огонь костра. От костра в пещере становилось светлее. Со временем люди догадались, что если в костер опустить палку, она загорится и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет от костра. Так появился факел. А как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом? (Ответы детей).Мне кажется, что нет. Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар! Поэтому в домах стали использовать палочки поменьше. Люди стали использовать лучину. Это самая обычная щепка, заостренная на конце. Ставили лучину на специальную подставку – светец. Под светец ставили ванночку с водой. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Такое освещение неудобно.
Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Ее делали из пчелиного воска, бараньего сала. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток, он и зажигает свечу. Но свеча коптит и дает мало света. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы. Керосиновые лампы плохо освещали комнаты, в нее постоянно надо было подливать керосин. Прошло много лет. И вот она! Чудо нашего времени – электрическая лампочка. Лампочку изобрел один умный человек. Она сделана из стекла и металла. Бывают лампочки разного размера, разной формы и цвета. Так электричество пришло в каждый дом и успешно служит людям! На основе электрической лампочки изобрели фонарики и различные фонари.
В наше время ученные изобретают все новые виды лампочек. Так изобрели энергосберегающие лампочки, они потребляют в 5 раз меньше энергии, чем лампы накаливания, а работают в 10 раз дольше. Галогенные лампы отличаются от обычных лишь тем, что в них закачан инертный газ с добавками галогенов, это позволяет лампе выдерживать высокую температуру. Светодиодные лампы — полупроводники, преобразуют электроэнергию в оптическое излучение какого-либо цвета. Светодиодные лампочки могут использоваться как в обычных световых приборах, так и в новогодних гирляндах.
В лампе солнышко живет,
Лампа свет чудесный льет!
Теперь вы знаете, как появились лампочки, и какими они бывают. А как вы думаете, где еще используют лампочки? (Ответы детей).
А теперь давайте подведем итоги:
-О чем мы сегодня с вами говорили?
- Какие электроприборы вы запомнили?
- Для чего они нам нужны?
- Какие лампочки вы знаете?
- Какие правила вы запомнили?
- Что вам понравилось на занятии?