СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Формирование естественно-научной грамотности на внеурочных занятиях по предмету «Окружающий мир»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы: выступление на стажировочной площадке

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Формирование естественно-научной грамотности на внеурочных занятиях по предмету «Окружающий мир»»

Тема: «Формирование естественнонаучной грамотности на внеурочных занятиях по предмету «Окружающий мир»

ФИО автора: Савенкова Ирина Алексеевна

Должность: учитель начальных классов

наименование образовательного учреждения: МКОУ «Черемисиновская СОШ имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова» Черемисиновского района Курской области

местонахождение образовательного учреждения: Курская область , п. Черемисиново, ул. Советская, д. 27.

Программа внеурочной деятельности «Чудеса окружающего мира» создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное –направлена на формирование интереса и положительного отношения к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора учащихся. Она предусмотрена для детей четвёртого класса , когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает.

Характерной особенностью занятий, которые веду я, является нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического мышления.

На занятиях внеурочной деятельности «Чудеса окружающего мира» для обеспечения эффективности формирования естественно-научной грамотности школьников применяю методы и приёмы активного обучения.

В ходе занятий проводятся: наблюдения, беседы, дискуссии, викторины, тестирование, занятия – путешествия, олимпиады, опыты, эксперименты, защита творческих работ и проектов, онлайн-экскурсии, брейн-ринги, интеллектуальные игры.

Например, прошло занятие «Путешествие по страницам Красной книги» (форма проведения игра-путешествие с элементами проектной деятельности». Дети отправились в путешествие к Мудрой Сове. У неё была необычная книга. Цвет переплёта у этой книги красный, который предупреждает о том, что «Осторожно! Может случиться беда». Красная книга говорит об опасности , но о какой? Дети готовили интересный и важный репортаж о редких и исчезающих растениях и животных. Я показала детям Красную книгу Курской области и рассказала , какие животные и растения находятся под угрозой рядом с нами. Подводя итоги путешествия сделали вывод, что мы должны сделать так, чтобы будущее нашей планеты радовало не только нас, но и будущее поколение. Мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относиться ко всему живому, делать всё, чтобы спасать и защищать природу.

Богатый познавательный материал закрепляется посредством разнообразных дидактических игр, что позволяет на протяжении длительного времени удерживать внимание и интерес детей.

Дидактические игры, кроссворды, загадки, различные конкурсы способствуют прочному усвоению знаний, воспитанию бережного отношения к природе.

Во время проведения экологической игры « Живая планета» дети отправились в удивительный мир природы, побывали в гостях у животных, заглянули в царство грибов. Везде их ждали интересные вопросы экологической игры. В ней мог поучаствовать каждый, но принося балл команде. За правильные ответы дети получали зелёные листочки, которые в финале украсили «Деревья знаний». Путешествуя по станциям «Царство растений», «Царство грибов», «Экологическая» дети приняли участие в викторинах «Узнай растения», «Живые загадки», «Какие листы и плоды на дереве растут?», поучаствовали в конкурсе «Четвёртый лишний», разобрали «Жалобы от разных животных на людей», узнали этих животных, разобрались в том , обоснованы ли жалобы. Я познакомила учащихся с интересными фактами из жизни растений, животных, грибов, напомнила о том, что многие из них занесены в Красную книгу, позтому главная задача человека сохранять и приумножать богатства родной природы. Подошло к завершению путешествие в удивительный мир природы. Все старались, многие получили зелёные листочки, которые поместили на деревья. «Пусть зеленеют наши «Деревья знаний!» – сделали вывод ребята.

В ходе проведения игры-викторины «День Земли» я рассказала учащимся о празднике –Дне Земли, о том, что это праздник нашего большого дома. Всё это -наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного! Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, и существует этот замечательный праздник. Дети участвовали в конкурсах «О животных», «Про наших птиц», «Из какой сказки эта птица?», «Чьи это листья?», «Что это за цветок?», поиграли в игру «Если я приду в лесок». Дети пришли к выводу, что Земля-наш общий дом: и человека, и птиц, и рек, и лесов… И всё на Земле должно быть родное.

Планета Земля – наш общий дом, поэтому необходимо заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. На занятиях внеурочной деятельности проведена беседа «Берегите свою планету!» В ходе мероприятия ребята расширили знания по экологии, познакомились с экологическими правилами и удивительными фактами, уяснили, что человек не может жить без окружающей среды: воздуха, воды, ароматов лугов, шелеста листвы, а она просит взамен бережного отношения, а иногда и незначительной помощи. Дети посмотрели видеоролик «Берегите свою планету!»

При проведении викторины «Природа и мы», целью которой было расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, воспитание экологической культуры. Дети разделились на три команды: «Знатоки природы», «Исследователи», «Юные натуралисты». Активно отвечали на вопросы, дискуссировали. Показали себя настоящими знатоками природы.

Наглядный материал, яркие иллюстрации показывают красоту родной природы. Стихотворения, игры вызывают у детей положительные эмоции. Очень нравятся детям такие приёмы: «Исследование в форме наблюдения», «Верите ли вы, что…», «Да» - «Нет», «Правда или ложь», «Весы» (прошу «взвесить на весах» роль человека в жизни природы (устно или письменно наполнить чаши весов информацией из личного опыта какую отрицательную или положительную роль играет человек в жизни природы. «Лови ошибку» (Например: рассказ мальчика-фантазёра «И тут на меня налетела пчела и ужалила меня 100 раз, полетела дальше». (Пчела жалит только однажды, после этого умирает). Ещё пример: «Пауки-единственные насекомые, которые плетут паутину. (Пауки не являются насекомыми, так как у них 8 конечностей, они относятся к паукообразным.) Составляя задание, продумываю с позиции школьника, по каким признакам он найдёт ошибку, какие аргументы приведёт в пользу своей точки зрения. Также использую чтение отрывков из художественной и научной литературы (происходит формирование читательской грамотности, выполняются творческие задания).

Использование вышеперечисленных приёмов на занятиях внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.

Естественно-научная грамотность включает в себя следующие компоненты: общеучебные умения и навыки, естественно-научные понятия, контекстные ситуации, в которых используются естественно-научные знания. Приведу пример одного занятия «Чудеса окружающего мира» из цикла «Занимательная биология» «Бегом по миру зверей». На занятии используются материалы регионального компонента.

На занятии были использованы: технология проблемного обучения, работа с мини-текстами. Для достижения нужных результатов использованы игры, групповая форма работы, ИКТ. Сущность моего опыта заключается в поэтапном введении в практику внеурочной деятельности практико-ориентированных заданий разных уровней сложности. Все методы, приёмы, формы работы, которые использую в своей деятельности направлены на развитие познавательной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его естественно-научной грамотности.

Формирование естественно-научной грамотности-это сложный , многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов, необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные технологии. Считаю, что колоссальная работа начинается в начальной школе.