СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема футлярной жизни в творчестве А. П. Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распространение футлярности человеческого существования на разные сферы жизни. Чем опасна футлярная жизнь?

Просмотр содержимого документа
«Тема футлярной жизни в творчестве А. П. Чехова»

«Маленькая трилогия» А.П.Чехова Тема футлярной жизни в творчестве А. П. Чехова Выполнила: учитель литературы МБОУ СШ №8 Бородина В. В.

«Маленькая трилогия» А.П.Чехова

Тема футлярной жизни

в творчестве А. П. Чехова

Выполнила:

учитель литературы

МБОУ СШ №8

Бородина В. В.

 «Никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины»  М. Горький

«Никто не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину из жизни в тусклом хаосе мещанской обыденщины»

М. Горький

Футляр 1.Коробка, чехол, куда кладётся вещь для хранения или для предохранения от чего-нибудь. (По Ожегову) 2.Человек в футляре – человек, который замкнулся в кругу своих узких интересов, боится всяких нововведений (по названию рассказа А.П.Чехова)

Футляр

1.Коробка, чехол, куда кладётся вещь для хранения или для предохранения от чего-нибудь. (По Ожегову)

2.Человек в футляре – человек, который замкнулся в кругу своих узких интересов, боится всяких нововведений (по названию рассказа А.П.Чехова)

Маленькая трилогия о «футлярной» жизни. «Человек в футляре» «Крыжовник» «О любви»

Маленькая трилогия о «футлярной» жизни.

«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

Тематика произведений « Крыжовник »   собственность « О любви »   семья « Человек в футляре »  власть

Тематика произведений

« Крыжовник »

собственность

« О любви »

семья

« Человек в футляре »

власть

Особенности «маленькой трилогии»   Рассказы построены по общей композиционной  схеме- по принципу «рассказ в рассказе» Позиция автора ясно не обозначена. Рассказы связаны общим сюжетом, героями, идеями.  Проблематика рассказов   Чехов изображает различные формы «футлярной» жизни. В футляр заключены не только образ жизни человека, но и его чувства.  Герой испытывает страх перед настоящей жизнью и уходит в «футлярное» состояние

Особенности «маленькой трилогии»

  • Рассказы построены по общей композиционной

схеме- по принципу «рассказ в рассказе»

  • Позиция автора ясно не обозначена.
  • Рассказы связаны общим сюжетом, героями, идеями.

Проблематика рассказов

Чехов изображает различные формы «футлярной» жизни. В футляр заключены не только образ жизни человека, но и его чувства. Герой испытывает страх перед настоящей жизнью и уходит в «футлярное» состояние

Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности. Футляр для любви. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности. Футляр- усадьба – идеал покоя, крыжовник – символ физиологического счастья

Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности.

Футляр для любви. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.

Футляр- усадьба – идеал покоя, крыжовник – символ физиологического счастья

«Человек в футляре» Особенности композиции рассказа. Жанр: рассказ в рассказе. Композиция: движение от общих размышлений к конкретной истории Беликова. Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»? Образ героя воплощает принцип государственной власти: «И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя». Осуждается духовное рабство русской интеллигенции, в данном случае — учителей: отсутствие человеческого достоинства, умения его отстаивать, быть прогрессивной частью общества. За что осуждает автор Буркина?

«Человек в футляре»

Особенности композиции рассказа.

Жанр: рассказ в рассказе.

Композиция: движение от общих размышлений к конкретной истории Беликова.

Каким показан Беликов? Почему о нем говорят «человек в футляре»?

Образ героя воплощает принцип государственной власти: «И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя».

Осуждается духовное рабство русской интеллигенции, в данном случае — учителей: отсутствие человеческого достоинства, умения его отстаивать, быть прогрессивной частью общества.

За что осуждает автор Буркина?

Беликова возмущали, «приводили в уныние» самые безобидные отступления от правил, которые он выдумал сам или вычитал в различных циркулярах и приказах: «опоздание на молебен», «шалости гимназистов», прогулки классных дам с офицерами, развлечения молодёжи. Получается, что он был против самой жизни Осторожность Беликова («как бы чего не вышло») имеет агрессивный характер. Его коллеги подчиняются ему: по его указанию выгоняют «сомнительных» гимназистов, терпят его мучительные визиты. «этот человечек  держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!

Беликова возмущали, «приводили в уныние» самые безобидные отступления от правил, которые он выдумал сам или вычитал в различных циркулярах и приказах:

«опоздание на молебен», «шалости гимназистов», прогулки классных

дам с офицерами, развлечения

молодёжи. Получается, что он был против самой жизни

Осторожность Беликова («как бы чего не вышло») имеет агрессивный характер. Его коллеги подчиняются ему: по его указанию выгоняют «сомнительных» гимназистов, терпят его мучительные визиты. «этот человечек держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!

Беликов оказывал на людей угнетающее действие: ограничивал их свободу, активность; возомнил о себе, что имеет право контролировать поведение окружающих. Пугает их своим страшным, «как бы чего не вышло».  - Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам? - Раз не разрешено циркулярно, то и нельзя! - Женщина или девушка на велосипеде - это ужасно!

Беликов оказывал на людей угнетающее действие: ограничивал их свободу, активность; возомнил о себе, что имеет право контролировать поведение окружающих. Пугает их своим страшным, «как бы чего не вышло».

  • - Если учитель едет на велосипеде, то что же остается ученикам?
  • - Раз не разрешено циркулярно, то и нельзя!
  • - Женщина или девушка на велосипеде - это ужасно!
В рассказе есть герой, который противопоставлен Беликову-это учитель Коваленко. Его возмущает покорность горожан. Он не хочет работать в гимназии, где царит «удушающая» атмосфера. «Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке». Появляются независимые, свободные личности, срывающие с беспощадной силой «удушающую атмосферу» такой жизни. Авторская позиция заключена во фразе: «Нет, больше жить так невозможно!»

В рассказе есть герой, который

противопоставлен Беликову-это учитель Коваленко. Его возмущает покорность горожан. Он не хочет работать в гимназии, где царит «удушающая» атмосфера.

«Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм

науки, а управа благочиния, и

кислятиной воняет, как в полицейской будке».

Появляются независимые,

свободные личности, срывающие с

беспощадной силой «удушающую

атмосферу» такой жизни.

Авторская позиция заключена во фразе:

«Нет, больше жить так невозможно!»

Эпизод «Спуск с лестницы» символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения  –  Доложить? Ступай, докладывай! Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами.  Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?

Эпизод «Спуск с лестницы»

символичен:

происходит низвержение

Беликова с его высоты,

высоты его положения

–  Доложить? Ступай, докладывай!

Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами.

Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно;

встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?

«Крыжовник» Смысл названия рассказа и идея произведения Стремление к «футлярности» существования реализуется в приобретении собственности. Своеобразие композиции рассказа От мечты – к подчинению собственной идее. Образ главного героя. Его суть определяется в словах: «…щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло».

«Крыжовник»

Смысл названия рассказа и идея произведения

Стремление к «футлярности» существования реализуется в приобретении собственности.

Своеобразие композиции рассказа

От мечты – к подчинению собственной идее.

Образ главного героя.

Его суть определяется в словах: «…щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло».

«Крыжовник» Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа»

«Крыжовник»

Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа»

Описание природы-это экспозиция рассказа. Природа богатая, щедрая, величественная.Она подчёркивает ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ мелкого чиновника Николая Ивановича Чимша-Гималайского.

Описание природы-это экспозиция рассказа.

Природа богатая, щедрая, величественная.Она подчёркивает ДУХОВНОЕ ОБНИЩАНИЕ мелкого чиновника

Николая Ивановича Чимша-Гималайского.

О чём мечтал он? Посадит крыжовник в усадьбе, будет есть щи на свежем воздухе, будет целыми днями смотреть на русское поле... Это мещанские, НИЧТОЖНЫЕ мечты Для осуществления своей мечты он одевался, как нищий, бедно ел и пил, копил деньги, хранил их в банке. Женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги.

О чём мечтал он? Посадит крыжовник в усадьбе, будет есть щи на свежем воздухе, будет целыми днями смотреть на русское поле... Это мещанские, НИЧТОЖНЫЕ мечты

Для осуществления своей мечты он одевался, как нищий, бедно ел и пил, копил деньги, хранил их в банке.

Женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги.

Бывший чиновник стал не только свиноподобен, но и важен, говорил: «Мы, дворяне», забыв, что «дворянскую» фамилию Чимша-Гималайский носили дед-мужик и отец-солдат. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», - заключает Иван Иваныч. Вывод: футляр в рассказе «Крыжовник» - это самодовольство собственника.

Бывший чиновник стал не только свиноподобен, но и важен, говорил: «Мы, дворяне», забыв, что «дворянскую» фамилию Чимша-Гималайский носили дед-мужик и отец-солдат. «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое», - заключает Иван Иваныч.

Вывод: футляр в рассказе «Крыжовник» - это самодовольство собственника.

В рассказе «Крыжовник» Чехов затрагивает проблему роли денег в жизни человека.  Герой Иван Иванович повествует о двух трагических случаях из жизни разных людей, для которых деньги в жизни играют самую важную роль. Автор заставляет нас понимать, что, кроме материальных ценностей, есть ещё и другие, духовные ценности, более значимые для каждого из нас…

В рассказе «Крыжовник» Чехов затрагивает проблему роли денег в жизни человека.

Герой Иван Иванович повествует о двух трагических случаях из жизни разных людей, для которых деньги в жизни играют самую важную роль.

Автор заставляет нас понимать, что, кроме материальных ценностей, есть ещё и другие, духовные ценности, более значимые для каждого из нас…

«О любви» Новое развитие старой темы в рассказе Страх преодоления устоявшейся «футлярной» жизни губит любовь. «О любви»

«О любви»

Новое развитие старой темы в рассказе

Страх преодоления устоявшейся «футлярной» жизни губит любовь.

«О любви»

Алехин и Анна Алексеевна полюбили, но, полюбив, боялись признаться в этом сами себе, прятали свои чувства, и оба были несчастливы («Мы подолгу говорили, молчали, номы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть тайну нам же самим».) Название рассказа звучит иронично, вопросительно. Действительно, в нем много говорится о любви, но нет самой любви, она спрятана и от самих героев, и от окружающих их людей, и от читателей. Алехин и Анна Алексеевна сами обрекают себя на муку, тем самым губят себя, свои души.

Алехин и Анна Алексеевна полюбили, но, полюбив, боялись признаться в этом сами себе, прятали свои чувства, и оба были несчастливы

(«Мы подолгу говорили, молчали, номы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть тайну нам же самим».)

Название рассказа звучит иронично, вопросительно. Действительно, в нем много говорится о любви, но нет самой любви, она спрятана и от самих героев, и от окружающих их людей, и от читателей. Алехин и Анна Алексеевна сами обрекают себя на муку, тем самым губят себя, свои души.

 Заключение Главная мысль, которая объединяет три рассказа и которая лейтмотивом проходит через все творчество Чехова, - это мысль о том, что человек должен быть свободен – от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести другим людям добро и счастье, но при этом надо постараться и самому стать счастливым.

Заключение

Главная мысль, которая объединяет три рассказа и которая лейтмотивом проходит через все творчество Чехова, - это мысль о том, что человек должен быть свободен – от предрассудков, от суда обывателей, он должен бескорыстно служить общественному благу, нести другим людям добро и счастье, но при этом надо постараться и самому стать счастливым.