МКОУ СОШ 2 с. Бешпагир
Тема : «Тема героизма в балладе Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд»
– пробуждение в обучающихся нравственных качеств – милосердия, сострадания, душевной щедрости, доброты;
– развитие эстетического сознания через знакомство с балладой Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед»;
– сформировано осознание потребности в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы.
– обучающимися проведена аналитическая работа по выявлению качеств героев в рассказе;
– у обучающихся сформирован навык творческого чтения и интерпретации художественного произведения.
– владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
– способны осознавать цели учебной деятельности и пояснять их.
Этап урока | Время мин | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационно-мотивационный этап Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | 2 мин | Слово учителя, фронтальный опрос | 1. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку и настраивает на продуктивную работу. - Здравствуйте, ребята! Я рада всех видеть. Давайте улыбнёмся друг другу и отправимся в увлекательное путешествие! 2. Мотивирует учеников на работу на уроке. Подводит к теме урока. - Прежде чем начнём наш урок, давай те обратимся к эпиграфу, словам персидского поэта Фирдоуси: Всё в мире покроется пылью забвенья, Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: Лишь дело героя да речь мудреца Проходят столетья, не зная конца. - Как вы понимаете это стихотворение? - Почему «дело героя» остаётся в памяти народов на века? - Как называется чувство любви к родине? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Читают Стихотворение Фирдоуси. Отвечают на вопросы учителя. - Всё забывается с течением времени, кроме мудрости, которая меняет жизнь людей и героических подвигов во имя своего народа. -Потому что герой – отважный человек, способный пожертвовать собой во имя своего народа, чтобы спасти людей. - Чувство любви к родине – это патриотизм. | Личностные: умение настраиваться на учебную деятельность Регулятивные: умение осуществлять саморегуляцию, прогнозировать предстоящую работу. Коммуникативные: умение формулировать свои мысли, вступать в диалог. |
II. Этап выявления затруднений Цель: создать условия для выявления затруднений | 2 мин | Слово учителя, эвристическая беседа, приём «опорные слова». | Подводит к теме и целям урока. -Чтобы понять, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, посмотрите на слова, записанные на доске: Шотландия, скотты, пикты, вереск, баллада, героизм, «Остров сокровищ». Как вы думаете, в какую страну мы отправимся сегодня? -А с творчеством какого писателя мы будем знакомиться? - Верно. Сегодня на уроке мы будем читать и анализировать балладу Роберта Льюиса Стивенсона «Вересковый мёд». Персонажи этой баллады - настоящие герои, совершающие подвиг во имя своей родины. - Попробуйте определить тему нашего урока. - Как вы думаете, какие цели будут стоять перед нами? | - В Шотландию. - С автором книги «Остров сокровищ». - Тема нашего урока: «Тема героизма в балладе Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд». - Перед нами будут стоять цели: проанализировать балладу Р.Л. Стивенсона «Вересковый мёд», определить его тему, идею, рассмотреть героев, их поступки и понять, кого и почему в балладе можно назвать героем. | Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности. Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя и сверстников, строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. |
III. Этап актуализации знаний Цель: способство-вать актуализации ранее полученных знаний | 1 мин | Слово учителя, фронтальный опрос | Напоминает определение баллады. - Давайте вспомним определение баллады. Откройте тетради, прочитайте. Баллада - лиро-эпическое произведение с драматическим конфликтом, в основе которого лежит историческое событие (предание). - С какими балладами мы уже познакомились? -Благодаря Фридриху Шиллеру мы побывали в средневековой Германии. А сегодня нам предстоит путешествие по древней Шотландии. | Слушают учителя, читают определение баллады. - С балладами Ф. Шиллера «Кубок» и «Перчатка». | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
IV. Этап объяснения нового материала Цель: способствовать усвоению новых знаний | 10 мин | Фронтальный опрос, работа с новой лексикой. | Предлагает учащимся познакомиться с автором произведения и местом действия баллады, древней Шотландией. - Давайте познакомимся с автором баллады и метом её действия. А в этом нам помогут ребята, получившие индивидуальное задание. После выступления каждого из ребят вам предстоит ответить на вопросы. Так что будьте внимательны! - Давайте вернёмся к опорным словам, с которых мы начали сегодняшний урок. Кто такие пикты и скотты? - Когда и где родился Р.Л. Стивенсон? - Что вы узнали о родителях поэта? - Где учился будущий писатель? - Где прошла большая часть жизни Стивенсона? - Что вас заинтересовало в биографии писателя? - Как вы думаете, а почему Стивенсон обратился в балладе к истории древней Шотландии? | Выступление учащихся с презентацией. Шотландия, совсем небольшая страна, которая входит в состав Великобритании и Северной Ирландии. Столица Шотландии – Эдинбург. Как перевести слово «Scotland»? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними. От пиктов не осталось памятников письменности, но сохранились непонятные изображения - Это названия племён, населявших Шотландию. Роберт Льюис Стивенсон – английский писатель XIX в. Родился Роберт в ноябре 1850 г. в Шотландии. Семья была обеспеченной. Отец и дед имели хорошее образование. Оба они были морскими инженерами, строили маяки. Томас Стивенсон – так звали отца – гордился самым значительным делом своей жизни – строительством маяка Скерривор. Мальчик с малых лет наблюдал за морем, накатывающимися широкими волнами, белеющими парусами, коварными рифами, острыми скалами. Об этом позже он написал в своих книгах. Роберт Льюис был единственным ребенком в семье, он обладал слабым здоровьем, подолгу оставался в постели из-за болезни – туберкулеза. По исполнении тринадцати лет, когда здоровье мальчика немного улучшилось, его отправили учиться в закрытую школу. В каникулы, летом, Льюису удавалось совершать путешествия по родной Шотландии – земле, которую он полюбил очень сильно. Позднее, став писателем, он посвятил родине свои рассказы, очерки, романы, стихи. Время шло, в 1867 г. Стивенсон, по настоянию родителей, поступил в Эдинбургский университет на юридический факультет. Он отказался продолжить традицию семьи, где все мужчины становились морскими инженерами. Студенческие годы были веселым временем в жизни Роберта, хотя и доставляли огорчения родственникам. Здоровье вновь напомнило о себе. Врачи предложили уехать на юг, во Францию. Во время этого путешествия юноша пишет свои путевые заметки (очерки). С этого времени и до конца жизни каждый год в печати будут появляться произведения Роберта Льюиса Стивенсона. Со смертью отца изменилась жизнь сына. Стивенсон с семьей уезжает в Америку, нанимает яхту «Каско» и более полугода плавает по южным морям. Морской воздух, солнце укрепили здоровье, писатель вновь полон сил. Он понимает, что, только живя ближе к экватору, чувствует себя хорошо, поэтому покупает участок земли в местечке Пятиречье (Ваилим) и до конца своих дней остается жить на острове Уполу среди туземцев. Он много писал, работал физически. 13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, в его честь на острове состоялся праздник, а 3 декабря Стивенсона не стало. Ответы учащихся. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: организованно отвечать на вопросы, соблюдать правила диалога. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; |
| 10 мин | Чтение с остановками, словесное рисование, фронтальный опрос, эвристическая беседа. | 2. Предлагает учениками послушать балладу. - Вернёмся к опорным словам. Кто-нибудь знает, что такое вереск? Вереск – это низкий вечнозеленый кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветами. Ему ничего не страшно: ни холод, ни ветер, ни снег. Живет до сорока лет и за это время обогащает почву. В народе говорят: поселился вереск – будет, где жить. Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. - Давайте послушаем первые две строфы баллады. Каким настроением проникнут зачин баллады? Попробуйте представить и нарисовать картину жизни малюток-медоваров. - Послушайте следующие две строфы. Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена? Как, не описывая сражений, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего? Попробуйте нарисовать словами вересковое поле, описанное в четвёртой строфе. - Как соотносятся эти две картины верескового поля? Вспомните, какой приём называется «антитезой». - Продолжим чтение баллады. Прочитайте строфы с 5 по 8. Подумайте, почему же напиток из вереска так нужен был королю Шотландии. Почему пикты перестали готовить вереск вый мед? Почему именно в этом отказали они завоевателям? - Что чувствует король? Почему он угрюм? | - Перед нами розово-лиловое поле. Дует ветерок, жужжат пчёлы и шмели, собирая сладкий нектар. Тянет сладким ароматом цветов. спокойствие и умиротворение. По полю ходят невысокие люди, собирая цветы вереска. Они улыбаются, они счастливы. В склоне горы – пещера. Недалеко от входа разведён огонь, стоит большой котёл, в который они бросают собранные цветы. А после, рассевшись вокруг, поют. - Вересковое поле больше не розовое. Оно чёрно-красное, страшное. Кусты сломаны, цветы втоптаны в землю. Мы видим черные спины погибших, кровь, льющуюся на землю. А над ними – высокие скотты. На их лицах выражение жестокости и радости. - Они противопоставлены. Спокойствие, радость в первых двух строфах и ужас смерти в третьей и четвёртой. Вересковое поле, поле жизни, стало полем боевым, полем смерти. Он хотел владеть его секретом и пить вкусный мед. Они не хотели угощать им завоевателей. Вереск для пиктов – это традиция их народа, то, что объединяет их как народ. - Король недоволен, глядит угрюмо: завоеваны земли пиктов, а напитка пиктов он так и не отведал. Значит победа еще не полная, пикты не покорены. | Личностные: умение выделять необходимую информацию в тексте. Регулятивные: организованно отвечать на вопросы, соблюдать правила диалога. Коммуникативные: развитие навыка активного слушания, умение строит высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
1 мин | Физминутка | Вы немного устали, давайте отдохнём. Звучит мелодия волынки. Встаньте, пожалуйста. Закройте глаза, представьте, что вы на вересковом поле. Представьте розовые цветы, ощутите медвяный запах. Откройте глаза, посмотрите вдаль. Поднимите руки, покачайтесь, как цветы вереска под ветром. Повернитесь вправо, влево. Потянитесь. Садитесь, продолжаем урок. | | Регулятивные: организовывать собственную деятельность. |
10 мин | Слово учителя, фронтальный опрос, эвристическая беседа, словесное рисование, чтение с остановками. | - Продолжим чтение баллады. Прочитайте строфы с 9 по 14. Постарайтесь подобрать слова, характеризующие шотландского короля и маленьких пиктов и описать их. - Как ведут себя герои во время этой сцены? По балладе был снят мультипликационный фильм. Посмотрите отрывок из него: разговор короля с пиктами. Сравните картину, которую нарисовали вы в своем воображении, с тем, как представил ее себе художник- мультипликатор. Отличаются ли картины? Чем? На что постарался обратить наше внимание художник? - Как к пиктам относится автор? Как это отражено в тексте баллады? Зачитайте. - Что будет дальше, как вы думаете? Назовите возможные версии дальнейшего развития событий. (2-3 варианта продолжения сюжета). - Прочитайте строфы 15-21 и сравните свои предположения с тем, что написал автор. Кто правильно предположил развитие сюжета? Что мог сказать старик? Каким будет финал баллады? Выскажите свои версии. Удалось ли шотландцам узнать секрет верескового меда? Ребята, так в чем же был замысел старика? О какой тайне идет речь в финале баллады? Почему для старика это «святая тайна»? Почему пикты не выдали секрета верескового меда? - Какие имена автор выбрал для героев своей баллады – маленьких пиктов автор? | Пикты маленькие, тихие, очень трудолюбивые и мирные люди, но они горды и независимы. Они одеты очень бедно. Отец, «старый горбатый карлик», стоит впереди, пытаясь как-то защитить сына. А мальчик – за ним. Он сильно испуган. Король высокомерный, жестокий. Король - победитель, он гордо сидит на коне, как бы возвышается над пиктами. Он большой и сильный. А старик и мальчик слабы и беззащитны перед силой жестокого короля- завоевателя. Ответы учащихся. Автор сочувствует пиктам, это выражено через эпитеты ("малютки-медовары", "бедные пикты", "маленькие люди"). Шотландского короля он осуждает, называет безжалостным. По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили. Пикты не раскроют секрета и погибнут. Не выдержат пыток и откроют секрет меда. Пикты не раскроют секрет, и король их отпустит. Старик останется жив, раскрыв секрет меда. Враги все равно убьют старика-пикта, рас- крывшего секрет меда. Старик не раскроет врагам тайну и погибнет. Он хотел, чтобы шотландцы убили его сына, поэтому пообещал им открыть секрет, а когда они его сбросили со скалы, отказался говорить. Старик боялся, что сын не выдержит пыток, желал ему более легкой и быстрой смерти, чем на костре. Тайна – это рецепт верескового меда. «Святая тайна», потому что это самое ценное в их жизни, это сама жизнь Предать традиции - значит предать свою историю, свой народ. | Личностные: умение выделять необходимую информацию в тексте, умение высказывать свое отношение к героям, умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Регулятивные: организованно отвечать на вопросы, соблюдать правила диалога. Коммуникативные: умение работать в группе, развитие навыка активного слушания, умение строит высказывание в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: умение на основе анализа текста делать выводы. |
V. Закрепление | 4 мин | Эвристическая беседа, фронтальный опрос. | - Давайте подведем итог прочитанному. Во имя чего жертвует сыном и своей жизнью старик-пикт? Ведь был же у него выбор: сохранить жизнь свою и сына, выдав секрет. Как автор относится к выбору старика? По каким признакам мы это понимаем? Можно ли назвать поступок старика подвигом? А что такое подвиг? И кого мы называем героем, совершившим подвиг? Давайте запишем главную мысль баллады в тетради. | - Несмотря на завоевание земли пиктов шотландцами, народ остался непобежденным, их дух не был сломлен. Подвиг – это смелый поступок, часто приносящий в жертву жизнь того, кто его совершает, во имя общего блага. - Даже маленькие люди могут обладать такой неимоверной силой духа, что сломить их не- возможно. Они непобедимы, пока у них есть Родина. Родина - самое ценное, что есть у человека. А вересковый мед – символ Родины | Регулятивные: организованно отвечать на вопросы, соблюдать правила диалога. Коммуникативные: развитие навыка активного слушания, умение строит высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: умение на основе анализа текста делать выводы, умение выявлять сущность и особенность объектов. |
III. Рефлексивно-оценочный этап Цель этапа: оценка и самооценка | 4 мин | Слово учителя, фронтальный опрос, составление синквейна, | 1. Подводит итоги урока. - Наш урок подходит к концу. Составьте синквейн на тему «Вересковый мёд». Схема синквейна: 1 существительное (тема) 2 прилагательных (описывающие тему) 3 глагола (характеризующие действие относящиеся к теме) Фраза (ваше отношение к теме) Одно слово (синоним к теме) 2. Предлагает ученикам оценить их работу на уроке. Оценивает работу учеников. Предлагается ответить на вопросы: - какова тема урока? - какую задачу ставили? - достигли ли цели? - что было интересно на уроке? - что было трудно? - где ваши знания пригодятся? - Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке: «отлично» - показать 5 пальцев; «хорошо» - 4; «бывало и лучше» - 3. | Составляют синквейн. Оценивают свою работу на уроке. Получают отметки от учителя. Записывают домашнее задание. | Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Познавательные: оценка результатов деятельности. |
VIII. До-машнее задание Цель этапа: закрепить знания, полученные на уроке. | 1 мин | Слово учителя | Письменно ответить на вопрос: «О чем я задумался, читая балладу Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» (не менее 8-10 предложений). По желанию нарисовать иллюстрацию к балладе. - Ребята, я благодарю вас за хорошую работу! | | Личностные: создание эмоционально-положительного настроя для восприятия материала. |