СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить изученный ранее материал о главных чле­нах предложения; продолжить работу над осмыслением того, зачем нужно правильно находить главные члены предложения и опреде­лять, сколько грамматических основ они образуют; показать раз­личные приемы и средства работы над языковым материалом; тре­нировать учащихся в анализе предложений, имеющих близкие по форме подлежащее и дополнение; совершенствовать орфографиче­ские умения и навыки учащихся

Просмотр содержимого документа
«Тема: ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

27.10. Тема: ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: повторить изученный ранее материал о главных чле­нах предложения; продолжить работу над осмыслением того, зачем нужно правильно находить главные члены предложения и опреде­лять, сколько грамматических основ они образуют; показать раз­личные приемы и средства работы над языковым материалом; тре­нировать учащихся в анализе предложений, имеющих близкие по форме подлежащее и дополнение; совершенствовать орфографиче­ские умения и навыки учащихся.

Ход урока:

I. Оргмомент. Начнём наш урок с орфографической разминки.

II. Орфографическая разминка.

Страна Ошибия

Жили-были в одной школе Лентяйкнн, Непонимайлов, Лодырников, Забывайкин и Ошибкина. Надоело им получать двой­ки, выслушивать от учителей про себя разные разности, решили они удрать. Насовсем. Так, чтобы не нашли. В свою страну, где все было бы так, как они скажут. Вернее, так, как они напишут. И чтобы никто не мог сказать им: «Неправильно».

«Это у вас там неправильно. А у нас все правильно!» - такой вот лозунг они себе придумали.

И что же? Вышло, как захотели. Теперь такая страна суще­ствует! Ошибией называется.

Это новое государство предоставляет убежище всем-всем ошибкам! Но в этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной полноценной жизнью.

Не верите? Проверьте!

Хотели бы вы жить в такой стране?

Как-то попали несколько ребят в эту свободную, неправиль­ную Ошибию! Вначале понаслаждались вволю, поудивлялись, посмеялись. Но с каждым днем им становилось все хуже и хуже. Вот один говорит:


- Нет, братцы, это не страна, а фильм ужасов какой-то! Раньше я как рассуждал? Подумаешь, не ту букву поставил! Запятой не хватило - эка беда! А сейчас - не-е-ет! Когда все твои ошибки на твою голову валятся - увольте! Я тут за один день такое пережил!

Поседел у телевизора, стаял у магазина.

Еще я примирял костюм - он у меня с ботинками поссорил­ся и в драку полез.

И вообще я тут такого насмотрелся! Видел, как Лентяйкин полоскал свою любимую собаку и как все спустились с горы, а Лодырников все слизал, как Ошибкина искала в морковке пат­роны, чтобы ее разрядить! Нет, с меня хватит!

А вы, ребята, хотели бы посетить Ошибию? Как вы думаете, хорошо ли там ее постоянным обитателям? В. Волина

Вопросы и задания:

1. Исправьте ошибки в выделенных словах, исходя из их зна­чения в контексте, и запишите словосочетания в тетрадь, устно подбирая проверочные слова.

2. В каких словосочетаниях написание выделенных слов было бы правильным? Составьте такие словосочетания и запи­шите их.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Мы продолжаем с вами знакомиться с разделом грамматики Синтаксисом. Сегодня нам предстоит вспомнить главные члены предложения, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, научиться правильно находить и выделять их в предложении. Итак, записываем тему сегодняшнего урока «Главные члены предложения».

V. Повторение домашнего задания.- Но сначала мы с вами должны вспомнить всё, что уже узнали в стране Синтаксис.

Беседа по вопросам.

- Что изучает синтаксис?

- Что такое пунктуация?

- Назовите главную единицу синтаксиса.

- Что такое грамматическая основа?

- Какие вы знаете предложения по цели высказывания?

- Назовите предложения по эмоциональной окраске.

- Назовите виды предложений по числу грамматических основ.

- Какие виды предложений вы знаете по наличию второстепенных членов предложения?

Характеристика предложения по схеме.- Посмотрите на схему. О чём она нам может рассказать? Какое это предложение? Охарактеризуйте предложений по плану.

- Составьте своё предложение и подчеркните грамматическую основу.

Работа у доски. Повторение морфологического разбора.

- Два человека будут работать у доски по карточкам.

Карточка №1.

Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Пошёл старик к синему морю.

Карточка №2.

Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Насмешишь ты целое царство.

- Посмотрите на доску. Правильно ли выполнили ребята морфологический разбор данных слов.

(К) морю – сущ., 2 скл., ср.р., в ед.ч., дат.п.

Насмешишь – глаг., 2 спр., буд. вр., 2 л., ед.ч.

- Как вы находили подлежащее и сказуемое?

- Определите, какими частями речи выражены главные члены?

V. Изучение нового материала.

1. Самостоятельная работа над осмыслением теоретического материала учебника. (Параграф 31).

- Прочитайте параграф 31, расскажите о главных членах предложения, пользуясь следующей записью.

1. Что обозначает подлежащее?

С помощью каких вопросов можно найти его в предложении?

Какой частью речи и в форме какого падежа бывает выражено подлежащее?

2. Что обозначает сказуемое?

С помощью каких вопросов можно найти его в предложении?

Какой частью речи бывает выражено сказуемое?

  1. Способы нахождения подлежащего.

- Запишите предложение.

Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия.

3. Лексико-орфографическая работа.

Кинотеатр. Сложное слово. Состоит из двух слов.

Кино – часть сложных слов, обозначает «относящийся к кинематографии.

Театр –помещение для показа зрелищных представлений.

Кинотеатр – театр для демонстрации, показа кинофильмов.

  1. Способы нахождения подлежащего.

- Найдите в предложении главные члены предложения.

Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия.

- Найти подлежащее поможет опорный материал.

Способы нахождения подлежащего:

  1. задать вопрос: о ком (о чём) говорится в предложении?;

  2. задать вопрос: кто? (что?);

  3. найдите сказуемое и от него поставить вопросы именительного и винительного падежей:

кто? что? линия (им. п.)

пересекает

кого? что? площадь (вин. п.)

VI. Закрепление изученного. Упражнение

- Запишите текст. Подчеркните главные члены предложения. Рассуждайте по плану , показанному на экране.

Этот день запомнился надолго. Наш лагерь посетил известный спортсмен. Сначала устроили соревнования между отрядами, а гость был судьёй. Потом все слушали его рассказ об интересных спортивных встречах.

VII. Итог урока. - Назовите главные члены предложения. На какой вопрос отвечает подлежащее? - На какой вопрос отвечает сказуемое?

VIII. Домашнее задание. Параграф 13, упражнение 169,174.

IX. Выставление и комментирование оценок.