27.10. Тема: ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: повторить изученный ранее материал о главных членах предложения; продолжить работу над осмыслением того, зачем нужно правильно находить главные члены предложения и определять, сколько грамматических основ они образуют; показать различные приемы и средства работы над языковым материалом; тренировать учащихся в анализе предложений, имеющих близкие по форме подлежащее и дополнение; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
Ход урока:
I. Оргмомент. Начнём наш урок с орфографической разминки.
II. Орфографическая разминка.
Страна Ошибия
Жили-были в одной школе Лентяйкнн, Непонимайлов, Лодырников, Забывайкин и Ошибкина. Надоело им получать двойки, выслушивать от учителей про себя разные разности, решили они удрать. Насовсем. Так, чтобы не нашли. В свою страну, где все было бы так, как они скажут. Вернее, так, как они напишут. И чтобы никто не мог сказать им: «Неправильно».
«Это у вас там неправильно. А у нас все правильно!» - такой вот лозунг они себе придумали.
И что же? Вышло, как захотели. Теперь такая страна существует! Ошибией называется.
Это новое государство предоставляет убежище всем-всем ошибкам! Но в этой стране они перестают быть ошибками и живут нормальной полноценной жизнью.
Не верите? Проверьте!
Хотели бы вы жить в такой стране?
Как-то попали несколько ребят в эту свободную, неправильную Ошибию! Вначале понаслаждались вволю, поудивлялись, посмеялись. Но с каждым днем им становилось все хуже и хуже. Вот один говорит:
- Нет, братцы, это не страна, а фильм ужасов какой-то! Раньше я как рассуждал? Подумаешь, не ту букву поставил! Запятой не хватило - эка беда! А сейчас - не-е-ет! Когда все твои ошибки на твою голову валятся - увольте! Я тут за один день такое пережил!
Поседел у телевизора, стаял у магазина.
Еще я примирял костюм - он у меня с ботинками поссорился и в драку полез.
И вообще я тут такого насмотрелся! Видел, как Лентяйкин полоскал свою любимую собаку и как все спустились с горы, а Лодырников все слизал, как Ошибкина искала в морковке патроны, чтобы ее разрядить! Нет, с меня хватит!
А вы, ребята, хотели бы посетить Ошибию? Как вы думаете, хорошо ли там ее постоянным обитателям? В. Волина
Вопросы и задания:
1. Исправьте ошибки в выделенных словах, исходя из их значения в контексте, и запишите словосочетания в тетрадь, устно подбирая проверочные слова.
2. В каких словосочетаниях написание выделенных слов было бы правильным? Составьте такие словосочетания и запишите их.
III. Сообщение темы и целей урока.
- Мы продолжаем с вами знакомиться с разделом грамматики Синтаксисом. Сегодня нам предстоит вспомнить главные члены предложения, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, научиться правильно находить и выделять их в предложении. Итак, записываем тему сегодняшнего урока «Главные члены предложения».
V. Повторение домашнего задания.- Но сначала мы с вами должны вспомнить всё, что уже узнали в стране Синтаксис.
Беседа по вопросам.
- Что изучает синтаксис?
- Что такое пунктуация?
- Назовите главную единицу синтаксиса.
- Что такое грамматическая основа?
- Какие вы знаете предложения по цели высказывания?
- Назовите предложения по эмоциональной окраске.
- Назовите виды предложений по числу грамматических основ.
- Какие виды предложений вы знаете по наличию второстепенных членов предложения?
Характеристика предложения по схеме.- Посмотрите на схему. О чём она нам может рассказать? Какое это предложение? Охарактеризуйте предложений по плану.
- Составьте своё предложение и подчеркните грамматическую основу.
Работа у доски. Повторение морфологического разбора.
- Два человека будут работать у доски по карточкам.
Карточка №1.
Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Выполните морфологический разбор выделенного слова.
Пошёл старик к синему морю.
Карточка №2.
Запишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Выполните морфологический разбор выделенного слова.
Насмешишь ты целое царство.
- Посмотрите на доску. Правильно ли выполнили ребята морфологический разбор данных слов.
(К) морю – сущ., 2 скл., ср.р., в ед.ч., дат.п.
Насмешишь – глаг., 2 спр., буд. вр., 2 л., ед.ч.
- Как вы находили подлежащее и сказуемое?
- Определите, какими частями речи выражены главные члены?
V. Изучение нового материала.
1. Самостоятельная работа над осмыслением теоретического материала учебника. (Параграф 31).
- Прочитайте параграф 31, расскажите о главных членах предложения, пользуясь следующей записью.
1. Что обозначает подлежащее?
С помощью каких вопросов можно найти его в предложении?
Какой частью речи и в форме какого падежа бывает выражено подлежащее?
2. Что обозначает сказуемое?
С помощью каких вопросов можно найти его в предложении?
Какой частью речи бывает выражено сказуемое?
Способы нахождения подлежащего.
- Запишите предложение.
Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия.
3. Лексико-орфографическая работа.
Кинотеатр. Сложное слово. Состоит из двух слов.
Кино – часть сложных слов, обозначает «относящийся к кинематографии.
Театр –помещение для показа зрелищных представлений.
Кинотеатр – театр для демонстрации, показа кинофильмов.
Способы нахождения подлежащего.
- Найдите в предложении главные члены предложения.
Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия.
- Найти подлежащее поможет опорный материал.
Способы нахождения подлежащего:
задать вопрос: о ком (о чём) говорится в предложении?;
задать вопрос: кто? (что?);
найдите сказуемое и от него поставить вопросы именительного и винительного падежей:
кто? что? линия (им. п.)
пересекает
кого? что? площадь (вин. п.)
VI. Закрепление изученного. Упражнение
- Запишите текст. Подчеркните главные члены предложения. Рассуждайте по плану , показанному на экране.
Этот день запомнился надолго. Наш лагерь посетил известный спортсмен. Сначала устроили соревнования между отрядами, а гость был судьёй. Потом все слушали его рассказ об интересных спортивных встречах.
VII. Итог урока. - Назовите главные члены предложения. На какой вопрос отвечает подлежащее? - На какой вопрос отвечает сказуемое?
VIII. Домашнее задание. Параграф 13, упражнение 169,174.
IX. Выставление и комментирование оценок.