Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»
(для печатной и электронной формы учебников)
Урок 8 (Р)
Тема: «Группы предметов. Сравнение групп предметов»
Основные цели
Личностные:
1) Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».
2) Создать условия для формирования начального опыта самоконтроля и самооценки своего индивидуального результата. Создать возможность для формирования волевой саморегуляции, веры в свои силы.
Метапредметные:
1) Сформировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности ученика, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).
2) Формировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).
3) Формирование первичного опыта о порядке работы по исправлению ошибки: понимание, где допущена ошибка, в каком шаге алгоритма; повторение способа, вызвавшего затруднение; выполнение второй самостоятельной работы с целью формирования внутреннего контроля.
4) Приобретать первичный опыт анализа, сравнения, распределения в группы по заданному признаку, выражать в речи признаки сходства и различия.
5) Приобретать первичный опыт моделирования – использование буквенной символики и геометрических фигур в качестве моделей.
П
редметные:
Тренировать умение сравнивать группы предметов и разбивать предметы на группы.
Вариант проведения урока
1) Эталоны из курса «Мир деятельности».
2) Демонстрационный материал:
Д8.1 Эталон разбиения предметов на группы.
Д8.2 Эталон сравнения групп предметов.
Д8.3 Изображение паровозика.
Д8.4 Образец для самопроверки задания № 2 стр. 16 учебника.
Д–8.5 Образец для проверки заданий из рабочей тетради № 1, № 2 стр. 16.
Д–8.6 Образец для проверки заданий № 4, № 5 на странице 17 рабочей тетради.
3) Раздаточный материал:
Р–8.1 Карточки с веселым и задумчивым «смайликами».
4) Презентация к уроку 8: слайды 1−10.
5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 1).
6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 1).
7) Пособие «Построй свою математику» (1 класс, часть 1).
1. Мотивация к коррекционной деятельности.
На доске изображение паровозика (Д–8.3 или слайд 2) и эталоны (Д–8.1, Д–8.2):
Ребята, с каждым уроком математики ваших знаний становится все больше. И сейчас их накопилось так много, что я предлагаю разместить их в вагоне паровозика, чтобы вам было легче путешествовать. Какие знания вы можете разместить в вагончике? (Знание свойств предметов, порядок сравнения групп предметов, разбиения предметов на группы.)
Ребята, но паровозик почему-то не может продолжить путешествие. Что могло случиться? (Сломался, кончилось топливо.)
Я думаю, проблема заключается в тех знаниях, которыми вы нагрузили паровозик. Вспомните, не допускали ли вы ошибок при выполнении заданий по предыдущим темам? (Допускали.)
Вы хотите, чтобы паровозик продолжил свое путешествие? (Да.)
Что же вам для этого нужно сделать? (Найти ошибки и исправить их.)
Кто должен будет работать над ошибками? (Каждый из нас.)
Какова моя роль? (Вы будете организатором и помощником.)
Ребята, сегодня вы будете работать по-другому, не так как, работаете, когда открываете новое знание. Будьте внимательны.
Вы готовы? Тогда в путь!
2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.
На доске задание № 1 (У), стр. 16 из учебника (слайд 3).
Для того чтобы проверить, как каждый из вас справляется с заданиями по пройденным темам, вам надо повторить, как вы рассуждаете. Для этого откройте ваши учебники: урок 8 и выполните задание № 1 на странице 16.
Посмотрите, что обезьянка попыталась сделать? (Она сравнила две группы предметов.)
Вам нужно проверить, правильно она выполнила сравнение или нет. Что вам поможет выполнить проверку? (Алгоритм или эталон.)
Какой первый шаг должна была сделать обезьянка? (Соединить одинаковые фигуры волшебными нитями.)
Правильно выполнила этот шаг обезьянка? (Нет, она соединила жёлтый квадрат с жёлтым треугольником, а зелёный треугольник с зелёным кругом.)
В чем ошибка обезьянки? (Она соединила предметы одинаковые по цвету, а должна была соединить одинаковые предметы по всем свойствам.)
Какой знак должна была поставить обезьянка? (Знак «≠».)
Исправьте ошибки обезьянки. Простым карандашом зачеркните неправильные волшебные нити, исправьте знак.
Как вы думаете, а вы справитесь с заданием, похожим на это? (…)
Я вам предлагаю это проверить, работая в парах.
Учитель открывает на доске задание № 2, стр. 16 учебника (слайд 4). Учащиеся могут работать по ЭФУ на стр. 33.
Рассмотрите задание № 2. Что вам нужно сделать? (Сравнить группы предметов и поставить знаки «=» и «≠».)
Какой у вас есть помощник? (Эталон сравнения групп предметов.)
Учитель раздает учащимся эталон («Построй свою математику», Э–1, стр.10).
Послушайте, как вы должны выполнить это задание. Нажмите на значок «ладошка». Что вы увидели? (Это задание мы можем выполнить, используя планшет.)
Один из вас выполняет, комментируя, первую часть задания. Другой должен внимательно выслушать. При выполнении второй части задания вы меняетесь ролями.
Как вы сможете проверить себя? (Нажмем на кнопку «проверь себя».)
Если результат работы будет окрашен зеленым цветом, то это значит, что вы выполнили задание правильно, если результат будет окрашен красным цветом, то задание выполнено неправильно.
Учащиеся в парах выполняют задание.
Учащиеся проводят самопроверку по ЭФУ или с помощью демонстрационного материала (Д8.4), или, используя презентацию (слайд 4, анимация).
Теперь потренируйтесь в разбиении предметов на группы и выполните задание № 3 в учебнике на странице 16 (У).
Что вам поможет? (Наш эталон.)
Посмотрите на первый рисунок. По какому общему свойству будете разбивать предметы на группы? (По цвету.)
Как будете рассуждать? (На рисунке изображены фигуры трех цветов: желтого, красного и зеленого. Значит, разделим фигуры на три группы. Обведем фигуры одинакового цвета.)
Ученик выполняет задание на доске с комментированием.
Аналогично строится работа по второму и третьему рисунку.
Вы хорошо справились с заданиями. Как убедиться в том, что вы не допустите ошибок при выполнении подобных заданий? (Выполнить самостоятельную работу.)
Откройте рабочие тетради: урок 8, страница 16 (РТ).
Как вы думаете, что нужно теперь сделать? (Проверить свою работу.)
А кто будет проверять? (…)
Кто выполнял работу? (Мы.)
Как вы выполняли? (Самостоятельно.)
Вам интересно, как вы справились? (Да.)
Я предлагаю вам самим себя проверить. А в этом вам поможет образец.
Образец расположен на оборотной стороне доски, каждое задание записано на отдельном листе и открывается постепенно; под листами на доске записаны задания самостоятельной работы для работы над ошибками (Д–8.5 или слайд 6, анимация).
Проверьте задание № 1.
Кто поставил другой знак? (Дети поднимают руки.)
Появились ли у вас вопросы, почему нужно было выбрать знак «=»? (Да.)
Договоримся обозначать его знаком «?». Итак, те, у кого результат не совпал, ставит значок «?».
– У кого знак совпал? (Дети поднимают руку.)
Поставьте «+».
Появились ли у вас вопросы, почему нужно было выбрать знак «≠»? (Да.)
Договоримся обозначать его знаком «?». Итак, те, у кого результат не совпал, ставит значок «?».
– У кого знак совпал? (Дети поднимают руку.)
Поставьте «+».
Кто выполнил неверно, ставит «?», а если верно, то – «+».
Учитель открывает второе задание (слайд 7, анимация).
Если вы объединили круги в одну группу, а треугольники — в другую, вы выполнили задание верно и можете поставить знак «+», если вы по-другому разбили фигуры на группы, ставьте знак «?».
У кого возникли вопросы?
Дети поднимают руки.
Учитель убирает образец, на доске остаются задания самостоятельной работы.
Что вы обозначали знаком «?»? (Те вопросы, которые у нас возникли; мы не знаем, почему мы неверно выполнили задание.)
Как же вам снять возникшие вопросы? (Понять, почему мы ошиблись.)
У кого возникли затруднения в задании № 1?
В каком месте вы допустили ошибку?
У кого возникли затруднения в задании № 2?
В каком месте вы допустили ошибку?
У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)
3. Коррекция выявленных затруднений.
Кто не допустил ошибок в самостоятельной работе, я предлагаю вам выполнить задания № 4 и № 5 в рабочей тетради на странице 17 (РТ) самостоятельно.
Кто допустил ошибки в самостоятельной работе, что вы должны сделать? (Исправить свои ошибки.)
Что нужно повторить, чтобы исправить ошибки в первом задании? (Как сравнивать группы предметов.)
Что делаем на первом этапе? (Соединяем одни и те же фигуры ниточками.)
Возьмите в руки зеленые карандаши и еще раз проведите ниточки, чтобы проверить, не пропустили ли вы какую-либо фигуру.
Один из учеников, допустивших в данном задании ошибку, выполняет этот шаг на доске.
Кто определил, что он неверно соединил фигуры ниточками, когда выполнял задание слева на карточке в самостоятельной работе? (Дети поднимают руки.)
Я обозначу ваше затруднение знаком «?» и помещу его в эталон сравнения.
Что будете делать дальше? (Ставить знак.)
Как будете выбирать знак? На что надо обратить внимание? (Все ли фигуры соединены ниточками.)
Все ли фигуры вы соединили ниточками? (Да.)
Значит, какой знак поставим? («=».)
Если вы выбрали неверный знак, то зачеркните его и сверху запишите знак «=».
Один из учеников, допустивших подобную ошибку, выполняет этот шаг на доске.
Кто определил, что он не верно соединил фигуры ниточками, когда выполнял задание справа на карточке в самостоятельной работе? (Дети поднимают руки.)
Я обозначу ваше затруднение знаком «?» и помещу его в эталон сравнения.
Что будете делать дальше? (Ставить знак.)
Как будете выбирать знак? На что надо обратить внимание? (Все ли фигуры соединены ниточками.)
Все ли фигуры вы соединили ниточками? (Нет.)
Значит, какой знак поставим? («≠».)
Если вы выбрали неверный знак, то зачеркните его и сверху запишите знак «≠».
У кого знак «?» во втором задании? (Дети поднимают руки.)
В чем заключалось задание? (Разбить фигуры на группы.)
Что вам поможет определить, где и почему допущена ошибка? (Схема разбиения фигур на группы.)
Что будете делать на первом этапе? (Определять общее свойство.)
По какому общему свойству будете разбивать фигуры на группы? (По форме.)
Фигуры каких форм изображены? (Круги и треугольники.)
Значит, на сколько групп будете разбивать фигуры? (На две группы.)
Какие фигуры отнесете в каждую группу? (В первую группу отнесем круги, а во вторую — треугольники.)
Что будете делать дальше? (Обводить фигуры одной формы.)
Возьмите в руки зеленые карандаши и еще раз обведите фигуры, чтобы проверить, верно ли вы выполнили задание, не пропустили ли какую-либо фигуру.
Ученик, допустивший ошибку в этом задании, выполняет его на доске.
Кто определил, что он неправильно обвел фигуры, когда выполнял самостоятельную работу? (Дети поднимают руки.)
Я обозначу ваше затруднение знаком «?» и помещу его в наш эталон.
Посмотрите на знаки «?» в эталонах и определите, где у вас возникли затруднения. Посмотрите на эталон сравнения, — какие вопросы у вас возникали? (Как соединить фигуры ниточками и выбрать знак.)
Повторите, как надо действовать, чтобы затруднений не возникало. (Соединить одни и те же фигуры ниточками; посмотреть, все ли фигуры соединили; если все, ставим знак «=», если не все, ставим знак «≠».)
Посмотрите на эталон разбиения фигур на группы. Где у вас возникали вопросы? (В обведении фигур.)
Повторите, как надо действовать, чтобы верно разбить фигуры на группы. (Определить общее свойство группы предметов, определить свойство в каждой группе, обвести предметы с одинаковым свойством.)
Вы успешно преодолели затруднения. А теперь еще раз проверьте себя, выполните самостоятельное задание.
Учащиеся открывают задание № 2 в рабочей тетради на странице 16 (РТ). На работу отводится 3 минуты (слайд 8).
Вам нужно будет выполнить задания, похожие на те, в которых были допущены ошибки. Кто ошибся в первом задании? (Дети поднимают руки.)
Какое задание будете выполнять? (Первое.)
Как будете проверять работу? (По образцу.)
Работа проверяется аналогично самостоятельной работе № 1 по подробному образцу (Д8.5). Дети фиксируют свои результаты знаками «+» или «?». Дети, выполнявшие, дополнительные задания проверяют свою работу по образцу (Д–8.6).
У кого возникли вопросы? (Дети поднимают руки.)
Исправьте свои ошибки зеленым карандашом, как вы это делали раньше. Кто правильно выполнил задание? (Дети поднимают руки.)
Молодцы! Вы преодолели свои затруднения. Поставьте большой «+» в конце своей работы.
4. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
№ 3, стр. 16 (РТ).
Теперь выполните другое задание, связанное со сравнением предметов. Оно спряталось в задании № 3 на странице 16 в рабочих тетрадях (РТ). В чем заключается задание? (Разложить фигуры в мешки, чтобы мешки были равными.)
Покажите ниточками место каждой фигуры.
Проверьте себя по образцу.
Учитель выставляет на доске образец, составленный из фигур геометрического лото (слайд 9, анимация).
Если вы выполнили задание верно, поставьте знак «+», а если неверно,– знак «?»,
Продолжите закономерность в задании в рабочей тетради на стр. 17 до конца строки (РТ).
5. Подведение итога.
Вспомните, почему паровозик не смог продолжить путешествие. (У нас были ошибки.)
Посмотрите на знаки вопроса в эталонах и скажите, где были допущены ошибки. (В соединении предметов ниточками, в выборе знака, в обведении групп.)
Удалось ли вам преодолеть затруднения? (...)
Что вам помогло это сделать? (Эталоны.)
Как вы преодолевали затруднения? (Проверяли ответ, подчеркивали место ошибки, вспоминали правило и схему исправления ошибок.)
Кого из ребят нужно поблагодарить за помощь?
Оцените свою работу на уроке веселым или задумчивым «смайликом». Если у вас не было ошибок или вы сумели их найти и исправить, и можете двигаться дальше, выберите веселого «смайлика». Если нужно еще поработать над сравнением и разбиением на группы, то – задумчивого «смайлика». Поместите выбранного вами «смайлика» в наш паровозик.
В нашем паровозике собралось много веселых пассажиров! Значит, мы можем продолжить путешествие. Задумчивые «смайлики» говорят нам о том, что и на следующих уроках мы будем возвращаться к выполнению подобных заданий. Как вы думаете, на какую станцию мы попадем завтра? (...)
Приемы использования ЭФУ:
Выполнение интерактивного контрольного задания для повторения на этапе актуализации.
7