СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Группы предметов. Сравнение групп предметов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Группы предметов. Сравнение групп предметов»»

Сценарии уроков к учебнику «Математика, 1 класс» по программе Л.Г. Петерсон «Учусь учиться»

(для печатной и электронной формы учебников)

Урок 8 (Р)

Тема: «Группы предметов. Сравнение групп предметов»

Основные цели

Личностные:

1) Создать условия для формирования начальных представлений об учебной деятельности и социальной роли «ученика».

2) Создать условия для формирования начального опыта самоконтроля и самооценки своего индивидуального результата. Создать возможность для формирования волевой саморегуляции, веры в свои силы.

Метапредметные:

1) Сформировать умение определять функцию учителя в учебной деятельности ученика, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

2) Формировать умение фиксировать прохождение двух этапов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения (на основе применения соответствующего эталона).

3) Формирование первичного опыта о порядке работы по исправлению ошибки: понимание, где допущена ошибка, в каком шаге алгоритма; повторение способа, вызвавшего затруднение; выполнение второй самостоятельной работы с целью формирования внутреннего контроля.

4) Приобретать первичный опыт анализа, сравнения, распределения в группы по заданному признаку, выражать в речи признаки сходства и различия.

5) Приобретать первичный опыт моделирования – использование буквенной символики и геометрических фигур в качестве моделей.

П редметные:

Тренировать умение сравнивать группы предметов и разбивать предметы на группы.












































Вариант проведения урока

  • Оборудование

1) Эталоны из курса «Мир деятельности».

2) Демонстрационный материал:

Д8.1 Эталон разбиения предметов на группы.

Д8.2 Эталон сравнения групп предметов.

Д8.3 Изображение паровозика.

Д8.4 Образец для самопроверки задания 2 стр. 16 учебника.

Д–8.5 Образец для проверки заданий из рабочей тетради 1, 2 стр. 16.

Д–8.6 Образец для проверки заданий 4, 5 на странице 17 рабочей тетради.

3) Раздаточный материал:

Р–8.1 Карточки с веселым и задумчивым «смайликами».

4) Презентация к уроку 8: слайды 1−10.

5) Печатная и электронная форма учебника (1 класс, часть 1).

6) Рабочая тетрадь к учебнику (1 класс, часть 1).

7) Пособие «Построй свою математику» (1 класс, часть 1).

  • Ход урока:

1. Мотивация к коррекционной деятельности.

  • На доске изображение паровозика (Д–8.3 или слайд 2) и эталоны (Д–8.1, Д–8.2):








 Ребята, с каждым уроком математики ваших знаний становится все больше. И сейчас их накопилось так много, что я предлагаю разместить их в вагоне паровозика, чтобы вам было легче путешествовать. Какие знания вы можете разместить в вагончике? (Знание свойств предметов, порядок сравнения групп предметов, разбиения предметов на группы.)

 Ребята, но паровозик почему-то не может продолжить путешествие. Что могло случиться? (Сломался, кончилось топливо.)

 Я думаю, проблема заключается в тех знаниях, которыми вы нагрузили паровозик. Вспомните, не допускали ли вы ошибок при выполнении заданий по предыдущим темам? (Допускали.)

 Вы хотите, чтобы паровозик продолжил свое путешествие? (Да.)

 Что же вам для этого нужно сделать? (Найти ошибки и исправить их.)

 Кто должен будет работать над ошибками? (Каждый из нас.)

 Какова моя роль? (Вы будете организатором и помощником.)

 Ребята, сегодня вы будете работать по-другому, не так как, работаете, когда открываете новое знание. Будьте внимательны.

 Вы готовы? Тогда в путь!

2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации.

  • На доске задание № 1 (У), стр. 16 из учебника (слайд 3).

 Для того чтобы проверить, как каждый из вас справляется с заданиями по пройденным темам, вам надо повторить, как вы рассуждаете. Для этого откройте ваши учебники: урок 8 и выполните задание 1 на странице 16.

 Посмотрите, что обезьянка попыталась сделать? (Она сравнила две группы предметов.)

 Вам нужно проверить, правильно она выполнила сравнение или нет. Что вам поможет выполнить проверку? (Алгоритм или эталон.)

 Какой первый шаг должна была сделать обезьянка? (Соединить одинаковые фигуры волшебными нитями.)

 Правильно выполнила этот шаг обезьянка? (Нет, она соединила жёлтый квадрат с жёлтым треугольником, а зелёный треугольник с зелёным кругом.)

 В чем ошибка обезьянки? (Она соединила предметы одинаковые по цвету, а должна была соединить одинаковые предметы по всем свойствам.)

 Какой знак должна была поставить обезьянка? (Знак «≠».)

 Исправьте ошибки обезьянки. Простым карандашом зачеркните неправильные волшебные нити, исправьте знак.

 Как вы думаете, а вы справитесь с заданием, похожим на это? (…)

 Я вам предлагаю это проверить, работая в парах.

  • Учитель открывает на доске задание № 2, стр. 16 учебника (слайд 4). Учащиеся могут работать по ЭФУ на стр. 33.

 Рассмотрите задание № 2. Что вам нужно сделать? (Сравнить группы предметов и поставить знаки «=» и «≠».)

 Какой у вас есть помощник? (Эталон сравнения групп предметов.)

  • Учитель раздает учащимся эталон («Построй свою математику», Э–1, стр.10).

 Послушайте, как вы должны выполнить это задание. Нажмите на значок «ладошка». Что вы увидели? (Это задание мы можем выполнить, используя планшет.)

 Один из вас выполняет, комментируя, первую часть задания. Другой должен внимательно выслушать. При выполнении второй части задания вы меняетесь ролями.

 Как вы сможете проверить себя? (Нажмем на кнопку «проверь себя».)

 Если результат работы будет окрашен зеленым цветом, то это значит, что вы выполнили задание правильно, если результат будет окрашен красным цветом, то задание выполнено неправильно.

  • Учащиеся в парах выполняют задание.

  • Учащиеся проводят самопроверку по ЭФУ или с помощью демонстрационного материала (Д8.4), или, используя презентацию (слайд 4, анимация).

 Теперь потренируйтесь в разбиении предметов на группы и выполните задание № 3 в учебнике на странице 16 (У).

  • Учитель демонстрирует это задание на доске с помощью геометрического лото или рисунков.

 Что вам поможет? (Наш эталон.)

 Посмотрите на первый рисунок. По какому общему свойству будете разбивать предметы на группы? (По цвету.)

 Как будете рассуждать? (На рисунке изображены фигуры трех цветов: желтого, красного и зеленого. Значит, разделим фигуры на три группы. Обведем фигуры одинакового цвета.)

  • Ученик выполняет задание на доске с комментированием.

  • Аналогично строится работа по второму и третьему рисунку.

 Вы хорошо справились с заданиями. Как убедиться в том, что вы не допустите ошибок при выполнении подобных заданий? (Выполнить самостоятельную работу.)

 Откройте рабочие тетради: урок 8, страница 16 (РТ).

  • Дети открывают рабочие тетради на странице 16 задание № 1 (РТ). На работу отводится 3 минуты.

 Как вы думаете, что нужно теперь сделать? (Проверить свою работу.)

 А кто будет проверять? (…)

 Кто выполнял работу? (Мы.)

 Как вы выполняли? (Самостоятельно.)

 Вам интересно, как вы справились? (Да.)

 Я предлагаю вам самим себя проверить. А в этом вам поможет образец.

  • Образец расположен на оборотной стороне доски, каждое задание записано на отдельном листе и открывается постепенно; под листами на доске записаны задания самостоятельной работы для работы над ошибками (Д–8.5 или слайд 6, анимация).

 Проверьте задание 1.

  • Учитель открывает первую часть первого задания.






 Кто поставил другой знак? (Дети поднимают руки.)

 Появились ли у вас вопросы, почему нужно было выбрать знак «=»? (Да.)

 Договоримся обозначать его знаком «?». Итак, те, у кого результат не совпал, ставит значок «?».

– У кого знак совпал? (Дети поднимают руку.)

 Поставьте «+».

 Появились ли у вас вопросы, почему нужно было выбрать знак «≠»? (Да.)

 Договоримся обозначать его знаком «?». Итак, те, у кого результат не совпал, ставит значок «?».

– У кого знак совпал? (Дети поднимают руку.)

 Поставьте «+».

  • Учитель открывает вторую часть первого задания:





 Кто выполнил неверно, ставит «?», а если верно, то – «+».

  • Учитель открывает второе задание (слайд 7, анимация).

 Если вы объединили круги в одну группу, а треугольники — в другую, вы выполнили задание верно и можете поставить знак «+», если вы по-другому разбили фигуры на группы, ставьте знак «?».

 У кого возникли вопросы?

  • Дети поднимают руки.

  • Учитель убирает образец, на доске остаются задания самостоятельной работы.

 Что вы обозначали знаком «?»? (Те вопросы, которые у нас возникли; мы не знаем, почему мы неверно выполнили задание.)

 Как же вам снять возникшие вопросы? (Понять, почему мы ошиблись.)

 У кого возникли затруднения в задании № 1?

 В каком месте вы допустили ошибку?

 У кого возникли затруднения в задании № 2?

 В каком месте вы допустили ошибку?

 У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)

3. Коррекция выявленных затруднений.

 Кто не допустил ошибок в самостоятельной работе, я предлагаю вам выполнить задания № 4 и № 5 в рабочей тетради на странице 17 (РТ) самостоятельно.

 Кто допустил ошибки в самостоятельной работе, что вы должны сделать? (Исправить свои ошибки.)

 Что нужно повторить, чтобы исправить ошибки в первом задании? (Как сравнивать группы предметов.)

 Что делаем на первом этапе? (Соединяем одни и те же фигуры ниточками.)

 Возьмите в руки зеленые карандаши и еще раз проведите ниточки, чтобы проверить, не пропустили ли вы какую-либо фигуру.

  • Один из учеников, допустивших в данном задании ошибку, выполняет этот шаг на доске.

 Кто определил, что он неверно соединил фигуры ниточками, когда выполнял задание слева на карточке в самостоятельной работе? (Дети поднимают руки.)

 Я обозначу ваше затруднение знаком «?» и помещу его в эталон сравнения.

  • Учитель помещает знак «?» рядом с соответствующим шагом эталона.

 Что будете делать дальше? (Ставить знак.)

 Как будете выбирать знак? На что надо обратить внимание? (Все ли фигуры соединены ниточками.)

 Все ли фигуры вы соединили ниточками? (Да.)

 Значит, какой знак поставим? («=».)

 Если вы выбрали неверный знак, то зачеркните его и сверху запишите знак «=».

  • Один из учеников, допустивших подобную ошибку, выполняет этот шаг на доске.

 Кто определил, что он не верно соединил фигуры ниточками, когда выполнял задание справа на карточке в самостоятельной работе? (Дети поднимают руки.)

 Я обозначу ваше затруднение знаком «?» и помещу его в эталон сравнения.

  • Учитель помещает знак «?» рядом с соответствующим шагом эталона.

 Что будете делать дальше? (Ставить знак.)

 Как будете выбирать знак? На что надо обратить внимание? (Все ли фигуры соединены ниточками.)

 Все ли фигуры вы соединили ниточками? (Нет.)

 Значит, какой знак поставим? («≠».)

 Если вы выбрали неверный знак, то зачеркните его и сверху запишите знак «≠».

  • Вторая часть задания № 1 выполняется аналогично.

 У кого знак «?» во втором задании? (Дети поднимают руки.)

 В чем заключалось задание? (Разбить фигуры на группы.)

 Что вам поможет определить, где и почему допущена ошибка? (Схема разбиения фигур на группы.)

 Что будете делать на первом этапе? (Определять общее свойство.)

 По какому общему свойству будете разбивать фигуры на группы? (По форме.)

  • Ученик помещает значок «форма» в эталон.

 Фигуры каких форм изображены? (Круги и треугольники.)

 Значит, на сколько групп будете разбивать фигуры? (На две группы.)

 Какие фигуры отнесете в каждую группу? (В первую группу отнесем круги, а во вторую — треугольники.)

  • Ученик помещает значки «круг» и «треугольник» в эталон.

 Что будете делать дальше? (Обводить фигуры одной формы.)

 Возьмите в руки зеленые карандаши и еще раз обведите фигуры, чтобы проверить, верно ли вы выполнили задание, не пропустили ли какую-либо фигуру.

  • Ученик, допустивший ошибку в этом задании, выполняет его на доске.

 Кто определил, что он неправильно обвел фигуры, когда выполнял самостоятельную работу? (Дети поднимают руки.)

 Я обозначу ваше затруднение знаком «?» и помещу его в наш эталон.

  • Учитель помещает карточку со знаком «?» рядом с соответствующим шагом эталона.

 Посмотрите на знаки «?» в эталонах и определите, где у вас возникли затруднения. Посмотрите на эталон сравнения, — какие вопросы у вас возникали? (Как соединить фигуры ниточками и выбрать знак.)

 Повторите, как надо действовать, чтобы затруднений не возникало. (Соединить одни и те же фигуры ниточками; посмотреть, все ли фигуры соединили; если все, ставим знак «=», если не все, ставим знак «≠».)

 Посмотрите на эталон разбиения фигур на группы. Где у вас возникали вопросы? (В обведении фигур.)

 Повторите, как надо действовать, чтобы верно разбить фигуры на группы. (Определить общее свойство группы предметов, определить свойство в каждой группе, обвести предметы с одинаковым свойством.)

 Вы успешно преодолели затруднения. А теперь еще раз проверьте себя, выполните самостоятельное задание.

  • Учащиеся открывают задание № 2 в рабочей тетради на странице 16 (РТ). На работу отводится 3 минуты (слайд 8).

 Вам нужно будет выполнить задания, похожие на те, в которых были допущены ошибки. Кто ошибся в первом задании? (Дети поднимают руки.)

 Какое задание будете выполнять? (Первое.)

  • Аналогично разбирается второе задание.

 Как будете проверять работу? (По образцу.)

  • Работа проверяется аналогично самостоятельной работе № 1 по подробному образцу (Д8.5). Дети фиксируют свои результаты знаками «+» или «?». Дети, выполнявшие, дополнительные задания проверяют свою работу по образцу (Д–8.6).

 У кого возникли вопросы? (Дети поднимают руки.)

 Исправьте свои ошибки зеленым карандашом, как вы это делали раньше. Кто правильно выполнил задание? (Дети поднимают руки.)

 Молодцы! Вы преодолели свои затруднения. Поставьте большой «+» в конце своей работы.

4. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

3, стр. 16 (РТ).

 Теперь выполните другое задание, связанное со сравнением предметов. Оно спряталось в задании № 3 на странице 16 в рабочих тетрадях (РТ). В чем заключается задание? (Разложить фигуры в мешки, чтобы мешки были равными.)

 Покажите ниточками место каждой фигуры.

 Проверьте себя по образцу.

  • Учитель выставляет на доске образец, составленный из фигур геометрического лото (слайд 9, анимация).

 Если вы выполнили задание верно, поставьте знак «+», а если неверно,– знак «?»,

 Продолжите закономерность в задании в рабочей тетради на стр. 17 до конца строки (РТ).

5. Подведение итога.

  • У детей на столах карточки со смайликами: веселым и задумчивым.

 Вспомните, почему паровозик не смог продолжить путешествие. (У нас были ошибки.)

 Посмотрите на знаки вопроса в эталонах и скажите, где были допущены ошибки. (В соединении предметов ниточками, в выборе знака, в обведении групп.)

 Удалось ли вам преодолеть затруднения? (...)

 Что вам помогло это сделать? (Эталоны.)

 Как вы преодолевали затруднения? (Проверяли ответ, подчеркивали место ошибки, вспоминали правило и схему исправления ошибок.)

 Кого из ребят нужно поблагодарить за помощь?

 Оцените свою работу на уроке веселым или задумчивым «смайликом». Если у вас не было ошибок или вы сумели их найти и исправить, и можете двигаться дальше, выберите веселого «смайлика». Если нужно еще поработать над сравнением и разбиением на группы, то – задумчивого «смайлика». Поместите выбранного вами «смайлика» в наш паровозик.

  • Дети с помощью учителя прикрепляют карточки со «смайликами» на паровозик.

 В нашем паровозике собралось много веселых пассажиров! Значит, мы можем продолжить путешествие. Задумчивые «смайлики» говорят нам о том, что и на следующих уроках мы будем возвращаться к выполнению подобных заданий. Как вы думаете, на какую станцию мы попадем завтра? (...)

Приемы использования ЭФУ:

Выполнение интерактивного контрольного задания для повторения на этапе актуализации.


7