Урок литературного чтения
в 4 "Д" классе
на тему:
И.А.Бунин
"Листопад"
(отрывок из поэмы)
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
МКОУ "КГ № 6 им. А.С.Пушкина"
Магомедова О.З.
2016-2017 учебный год
Тема: И.А. Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад».
Цель: создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста.
Задачи:
1.Познакомить с творчеством И.А.Бунина
2.Познакомить учащихся с отрывком из поэмы И.А. Бунина «Листопад».
3.Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.
4.Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения.
5.Развивать образное мышление, речь, воображение.
6.Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
7.Воспитывать любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы.
8.Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)
Планируемые результаты (предметные):
- уметь находить в тексте художественные средства и классифицировать их;
- анализировать стихотворение.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей.
Личностные: проявлять познавательный интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к школе, одноклассникам.
Тип урока: урок чтения лирического пейзажного стихотворения.
Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование.
Основные приёмы: беседа, рассказ
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование:
Для учителя:
Учебник «Литературное чтение» для 4 класса (авт. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий).
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
Пьеса П.И.Чайковского «Времена года .Октябрь. Ноябрь».
Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «И.Бунин. Листопад»
Для обучающихся:
Учебник «Литературное чтение» для 4 класса (автор Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий).
Листочки из бумаги, карточки.
Ход урока:
I. Организация начала урока. Психологический настрой на урок.
Я спешу сказать вам: "Здравствуйте!",
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам: "Благости!"
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам: "Радости!
Удач, успехов и везенья!
Всем в этом классе
Прекраснейшего настроения!"
II.Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
- Какой раздел литературного чтения вы изучаете?
- С какими произведениями русских поэтов вы уже познакомились?
- Ребята, дома вы должны были вспомнить поэтов и стихи, которые они написали.
- На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём начало стихотворения, ваша задача продолжить его и вспомнить поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево рядом с автором произведения.
(На доске вразброс карточки с именами поэтов).
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И………………….. (елей ветви шевелит).
Ф.И.Тютчев
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
……………………. (Лишь два крыла.)
А.А.Фет
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
……………………… (Слепит мне очи он).
Е.А.Баратынский
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь.…Подожди!» -
«Милые крошки! Из вашей сторонки
………………………. (Гонят меня холода и дожди.)
А.Н.Плещеев
III. Введение в тему урока. Постановка проблемы.
- Послушайте стихотворение- загадку и подумайте о чём будем говорить сегодня на уроке?
Художница взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.
(Осень)
- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об осени)
- Предположите, что мы будем делать на уроке? (Мы будем читать стихи об осени, будем рассматривать осенние картины).
- Осень-это немного грустное, но прекрасное время года. Её красотой восхищались поэты и писатели, художники, музыканты.
- Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств? (Краски)
-А композитор? (Ноты)
- А чем пользуются писатели и поэты? (Словом)
- Жизнь природы осенью очень изменчива. Она полна интересных событий и достойна того, чтобы о ней было рассказано доброжелательно, ярко и красиво.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. А поможет нам в этом великий русский поэт и писатель Иван Алексеевич Бун ин, мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова.
- Мы познакомимся с отрывком из его замечательной поэмы, которую он посвятил своему другу - писателю М. Горькому.
- А с какой поэмой вы должны отгадать сами:
- Найдите среди буквенного текста слова, подчеркните их:
(на столе у каждого лежат листочки с заданием)
хкнснегопадпрледоставгдлистопадмщметельктп
- Какое слово лишнее? Почему? (Листопад - осеннее явление природы, а остальные- зимние)
Сообщение: "Что такое листопад?"
Листопад – замечательное явление природы, опадание листьев с растений осенью. В зимнее время он сохраняет растения от потери воды, когда ее поступление из почвы практически прекращается. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск поломки ветвей и стеблей снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).
- Кто догадался с отрывком из какой поэмы И.А.Бунина мы познакомимся?
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина и его замечательным стихотворением о золотой осени.
- А также ответим на главный вопрос – для чего И.Бунин написал это стихотворение?
V.Актуализация новых знаний. Работа над темой урока.
1.Знакомство с биографией И.А.Бунина.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Он рос среди "моря хлебов, цветов, трав", "в глубочайшей полевой тишине". Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начинает рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.
В 11 лет Иван Бунин поступил в гимназию, но, проучившись меньше четырех классов, был вынужден ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета, проходил дома под руководством старшего брата Юлия.
Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.
В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.
В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии, первым из русских писателей (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).
Последние годы Бунин провел в бедности. Он очень тосковал по родине, но не вернулся – в возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И.А.Бунина.
Вывод: стихи и рассказы писатель посвятил России - её природе и людям. Одним из таких его произведений является поэма "Листопад", с отрывком из которой вы сегодня познакомитесь.
2. Работа над стихотворением «Листопад».
а) Словарно- лексическая работа.
– Прежде чем вы прослушаете стихотворение, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам там встретятся.
На экране:
терем
лиловый
багряный
лазурь
просветы
вдова
мотылёк
пёстрый
завороженный
Терем – в Древней Руси жилое помещение в верхней части дома в виде башни.
Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый.
Багряный – красный густого, тёмного оттенка.
Лазурь – светло-синий цвет, синева.
Просветы – светлые полоски или лучи света, пробивающиеся сквозь листву.
Вдова – женщина, у которой умер муж.
Мотылёк – небольшая бабочка.
Завороженный – околдовать, очаровать
б) Выразительное чтение учителем. (Под пьесу П.И.Чайковского)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной…
в) Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам это стихотворение?
- Какой вы увидели Бунинскую осень? (яркая, праздничная, красивая)
- Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас? (печаль, восхищение, радость). Что вам представилось?
- Чем восхищается автор? (Природой, погодой)
- Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)
- С каким чувством поэт описывает лес? (С восторгом)
Физкультминутка.
Мы зашли в осенний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка стоит в позолоте,
Слева зелёная ёлка глядит.
Вот и зайка проскакал.
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Вот мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас.
В лесу такая красота!
А нам за работу уже пора.
г) Чтение стихотворения учащимися.
- Прежде, чем вы будете выразительно читать, выберем подходящую интонацию: быстро, медленно, не торопясь.
Эмоциональная окраска голоса: торжественно ,задушевно, таинственно.
Вы должны передать голосом, интонацией, мимикой отношение Бунина к увиденной картине, передать восхищение красотой леса в пору листопада.
- Какое чувство вы должны передать при чтении? (Тихое удивление, мы очарованы красотой и не смеем нарушить молчание никаким резким звуком, осенью все явления происходят в медленном темпе)
- Прочитайте выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.
д) Работа над содержанием стихотворения.
- Какие краски использует Бунин при описании природы? (Лиловая, желтая, багряная, лазурь, золотая)
- Скажите, что напомнил осенний лес И.А.Бунину? (Терем расписной).
- Почему автор сравнивает лес с теремом? Что общего между ними? (Пестрота красок)
- Почему лес сравнивается со стеной? (Деревья стоят плотно друг к другу)
- Что Бунину напоминает оконца? ( Просветы в небо между листвой)
- А почему оконца, а не окна? (Маленькие)
- Бунин не только краски использует при описании осени, он обращается к нашей памяти запахов. В стихотворении присутствует обонятельный образ.
- Кто-нибудь помнит, как пахнет осенью в лесу, чем? ( Листьями, прелью)
-А чем пахнет лес у Бунина? ("Лес пахнет дубом и сосной")
- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (Мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
– Почему слово Осень написано с большой буквы?
– Какой поэтический прием использует автор? (Олицетворение)
– С кем сравнивает он осень? (С вдовой – женщиной. Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину)
- Кто такая вдова и почему она тихая? (Она уже успокоилась, все позади)
- С чем сравнивается поляна? ( Со двором)
- А что там среди широкого двора? (Паутина)
- С чем сравнивается паутина? (Сеть из серебра)
- А когда бывает много паутины? ( В дни теплых дней бабьего лета)
- Кто играет на поляне? (Мотылек)
- Как вы понимаете слова "на паутине замирает..."?
- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).
- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо)
-Такой приём называется повтор одних и тех же слов. Это как бы подчёркивает мысль автора, придавая словам особую выразительность и убедительность.
- Какую же мысль хочет донести до нас поэт?
(Поэт пытается подчеркнуть ценность, неповторимость каждого дня. Именно сегодня надо успеть увидеть самое ценное, насладиться красотой сегодняшнего дня, завтра она может быть уже другой. Каждый день нужно уметь замечать прекрасные мгновения жизни и ценить их).
- Прочтите заключение.
- Как вы думаете, зачем поэт повторил начало стихотворения в его завершении? Все ли он повторил? (Показывает, что вся эта красота скоро исчезнет)
- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале. Он любуется красотой осенней природы, ценя неповторимость каждого дня.
- Как вы понимаете последнюю строчку этого стихотворения? (Лес удивлен, потрясен)
- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.
VI. Работа с языковыми средствами художественной выразительности.
- Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?
- Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности. Какие средства выразительности вы знаете?( Олицетворения, сравнения, эпитеты, метафоры)
-Что такое сравнение? (Сравнение – изображение, сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак)
- Найдите в тексте сравнения.
Лес – терем расписной.
Лес стоит стеной.
Елочки темнеют – как вышки.
Синеют просветы в небо, что оконца.
Пустая поляна – широкий двор.
Паутина – как сеть из серебра.
Мотылек – точно белый лепесток.
- Ребята, что помогает нам в стихотворении увидеть и ощутить сказочный мир осени? (Эпитеты).
- Что такое эпитет? (Эпитет – художественное определение предмета, помогающее нарисовать его существенные признаки, влияющее на его выразительность, помогает слову обрести красочность, насыщенность)
- Какие эпитеты использует автор?
- Давайте найдём их и назовём.
(«Весёлой стеной», «воздушной паутины ткани», «сеть из серебра», «мёртвое молчанье», «лес заворожённый», «Терем расписной», «сонная поляна»)
Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов в виде живых существ, способных говорить, чувствовать ,обладать характером человека.
- А ещё автор использует такой приём, который позволяет не только увидеть лес , но и услышать звуки, как, например, в тишине шуршат листья.
- Вспомните, как шуршат под ногами листья?(шш…)
-А вы хотите услышать это шуршание? Медленно и тихо прочитаем последние строки и обратим внимание на согласные звуки, которые повторяются ?
"молчанье" - ч ;
"вышине" - ш ;
"можно" - ж ;
"тишине" - ш ;
"расслышать" - ш ;
"шуршанье" - ш .
- Какой звук повторяется в этом отрывке? (Ж, ш, ч)
- Такой прием называется звукопись или аллитерация, он позволяет услышать и ярче представить какой то образ.
Бунин не перестает восторгаться прелестью золотой осени, ему хочется, чтобы читатели прониклись этим чувством.
Обобщение:
- Скажите, зачем Бунин использует в стих эпитеты, сравнения, повторы, звукопись и др.средства выразительности? (Для создания ярких образов)
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Сегодня мы в полной мере смогли насладиться звуками, красками, художественным описанием осенней природы.
- Кто нам в это помог?
- Что вам понравилось на уроке литературного чтения?
- Какое у вас настроение?
-Скажите, теперь, когда вы окажетесь осенью в лесу, какие строки вы будете цитировать?
- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к стихотворению?
-А хотите я сейчас перенесу вас в пору золотой осени, в пору листопада, в наполненный красками и завороженный тишиной лес, в котором побывали мы сегодня на уроке
- У вас на парте лежат два листика. Поднимите жёлтый листик, если на уроке вам было все понятно, и работа была интересной, и – красный, если вы испытывали затруднения, и вам было немного скучно.
- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!
VIII. Домашнее задание.
- Прочитать стихотворение выразительно
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
IX. Выставление отметок.