СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по литературе на тему: Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри". 

Просмотр содержимого документа
«Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»»

Методическая разработка урока по литературе


8 класс





Тема: «Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».










Выполнила учитель русского языка и литературы


МОАУ СОШ №2 г. Щёлкова В. В. Евдокимова.














Урок.


СЛ.-1 Тема: «Тема и идея, сюжет и композиция поэмы

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

СЛ.-2 Я мало жил и жил в плену,

Таких две жизни за одну,

Но только, полную тревог,

Я поменял бы, если смог…

М.Ю. Лермонтов «Мцыри».

СЛ.-3 Цель: - Обучающая:

Освоить способ стратегиального чтения текста художественного произведения-выделения проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей;

- Развивающая:

Развивать монологическую речь учащихся (умение строить высказывание, используя литературоведческие термины); умение отбирать и обобщать отобранный материал;

-Воспитательная:

Воспитывать чуткое отношение к жизни, способность переживать, понимать другого человека.

Методические приемы:

-выразительное чтение (наизусть)

-анализ текста

-беседа по вопросам

-комментарии учителя

-словарная работа

Оборудование:

-тексты (учебники)

-иллюстрации к поэме ( ИКТ)

Оформление доски:

1.Запись темы урока.


2.Эпиграф: Я мало жил и жил в плену,

Таких две жизни за одну,

Но только, полную тревог,

Я поменял бы, если мог…

3. Иллюстрации.


Ход урока.


- Учитель : Сегодня мы поговорим о теме, идее, сюжете и композиции поэмы

М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Запишем тему урока.


Чтобы раскрыть тему урока необходимо ответить на вопросы, вспомнить сюжет поэмы. Поэтому есть необходимость разделить класс на группы.

( Класс делится на 5 групп; каждая группа получает задание).

1.Проверка домашнего задания. Словарная работа.

-Задание:

(1 группа)


Вспомнить значение литературоведческих терминов.


А)--Поэма-крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.


Б)--Тема-изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преобразованных в системе данного художественного мира. (Это о чем пишет автор.)


В)--Идея-главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности выступающая через всю систему образов.(Это то, для чего пишет автор, какую мысль он утверждает.)


Г)--Сюжет-основные эпизоды, цепь событий событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).


Д)--Композиция-построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.


2.Определение темы и идеи произведения.


(2 группа)


СЛ.-4 А) Эпиграф к поэме взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном» , как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и « обратил рукою к устам своим, просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду , и вот я должен умереть». Но народ сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого». И освободил народ Иофанана, и не умер он.
Б) - Как вы думаете, с какой интонацией-смирения или протеста-произнес

эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
В) - Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать
французское изречение: «Родина бывает только одна». Почему, по- вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»)?
Г) - Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?


Д)Тема «Мцыри»-судьба романтического героя-сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря , страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал…
Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли он право на независимость?


Сл.-5 Е) Идея поэмы заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей, полнокровной жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнему заключению в стенах монастыря, где человек не живет, а существует.


3.Сюжет и композиция поэмы.


(3 группа)


А).Вопросы на усвоение содержания поэмы:
- Что делает Мцыри, вырвавшись из монастыря?
Сл.-6 -Что видел он на свободе
- Что узнал о себе герой за «три блаженных дня»?
- Почему так кратко изложение о жизни Мцыри в монастыре?
Б).Определение сюжета поэмы.
Сюжет поэмы прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями: мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет Сл.-7 человек, для чего он создан.

Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского существования, приносят ощущение радости жизни, но не приводят к желанной цели-вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадает в монастырь. В предсмертной исповеди рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть, пережить за «три блаженных дня».


3.Композиция поэмы.


(4 группа)


А) Какова роль 2-й главы в композиции поэмы? (композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы(их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в одной строфе, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. Три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)


Б)-Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою? В)Почему поэт избрал форму исповеди?

( В центре поэмы - образ юноши, постановленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизнь лишь помогают раскрытию характера. Монолог - исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри, хотя юноша вначале и заявляет, что расскажет лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил («душу можно ль рассказать?» - обращается он к монаху).

Г)Чтобы понять характер Мцыри, необходимо все пережить вместе с ним:


СЛ-8. Монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом. Отчаяния от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает всё текстовое пространство поэмы (оно лишь прерывается краткой справкой) и обращена к определённому персонажу- старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо — враждебный «старик», а затем по- христиански- «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами.

Д)- Что обозначает слово «ИСПОВЕДЬ»? ( индивид. задание : Принести на урок « Толковый словарь» Ожегова) Зачитать из словаря.

Слово «исповедь» имеет следующее значение:

-покаяние в грехах перед священником;

- откровенное признание в чем-нибудь;

- сообщение своих мыслей, взглядов.


СЛ-9. Ж) В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме? (Можно предварить вопрос индивидуальным знанием: найти в толковом словаре значение слова «исповедь»).

УЧИТЕЛЬ:

Композиция монолога - исповеди даёт возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Посмотрите текст, определите, как она построена?


(5 группа)

(Желательно читать наизусть главы из поэмы, подключается весь класс) .


А) (главы 3. 4. 5 и — Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой - дитя, судьбой - монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми её радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызывали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления).


СЛ-10. Б) Главы 6.7-( Мцыри рассказывает, что он увидел «на воле». Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о виденных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура).


В) С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трёхдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни свободной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.


Г) Главы 25 и 26 — прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на

Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается

признать монастырское существование. Последние его мысли — о

родине, о свободе, о жизни.


4. УЧИТЕЛЬ: сделаем ВЫВОДЫ:

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем хронологический порядок изложения событий изменен.

2.Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3.Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

4.Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить

все внимание на характере центрального героя.


-Задание для класса:

ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ.


КОМПОЗИЦИЯ МОНОЛОГА.

эпилог

пролог

завязка

развитие действия

кульми-

нация

спад

действ.

развязка

1

2--3-7

8

9-16

17-18

19-23

24-26










Домашнее задание: (по группам)

1. гр. Подготовить рассказ « Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши - послушника».

2.гр. Составить цитатный план поэмы.

3. гр. Ответить на вопросы:

*Какова цель побега Мцыри? (выписать цитаты в тетрадь)

*Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

4. гр. Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важным?

5. гр. Почему погиб Мцыри?