СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема : И. Токмакова «Сказочка о счастье».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: И. Токмакова "Сказочка о счастье"

Просмотр содержимого документа
«Тема : И. Токмакова «Сказочка о счастье».»


Предмет: Литературное чтение

Класс: 4

Тема урока: И. Токмакова «Сказочка о счастье».

Цели урока: Продолжать знакомится с творчеством И. Токмаковой; отрабатывать навыки правильного выразительного чтения; обучать чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.

Планируемые результаты:

Предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с последовательным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.

Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Тип урока: повторение изученного.

Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива» 2014. Презентация.



Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент.

Словесный: слово учителя.

2

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. Теперь тихо, как мышки сядут девочки и ещё тише мальчики. Проверьте своё рабочее место, на столах должны лежать рабочая тетрадь, учебник, дневник и пенал.

Приветствовать.

Настраиваться на предстоящую работу.



Проверять готовность к уроку.


Положительное отношение к урокам литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.


Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения
















Постановка учебной задачи и ее решение слов.: ответы на вопросы, слово учителя



Слов.: слово учителя.










Практич.: выразительное чтение и анализ Т


Слов.: ответы на вопросы


Практич.:чтение шепотом.




Практич.: работа с непонятными и трудными словами


Слов.: ответы на вопросы


Физкульт минутка

Практич.: выполнение упражнения

Решение частных задач на основе анализа текста

Словест.: слово учителя, ответы на вопросы




Практич.: чтение по ролям



5





























15









































3



15

Речевая разминка

-Для начала давайте выполним пару упражнение для того, чтобы потом нам было легче читать. Смотрите на меня и повторяйте.(щеточка, жуем губы, прокалываем щеки)

-Прочитайте медленно, четко проговаривая каждый звук: Мама, папа и братишка,

Озорной котёнок Тишка-

Сегодня мы все дома вместе.

Котёнок выпачкался в тесте,

Братишка в кубики играет,

Наш папа что- то там читает,

Мамуля вяжет на диване,

А я звоню подружке Ане.

И пусть на улице ненастье,

Побыть с родными это- …. (счастье)

- Назовите имена существительные. Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах. Прочитайте, начав шепотом и постепенно увеличивая громкость. А сейчас наоборот: начинаем громко, затем голос затихает. А кто быстро попробует прочитать?

- Как вы понимаете слово счастье?

Как автор понимает это слово? Что он хотел сказать нам своим стихотворением? (счастье побыть с роднимы вместе)

- Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным автором и его произведением. Прочитайте на экране название произведения, которое мы сегодня будем читать. «Сказочка о счастье»

- О чём может быть произведение с таким названием?

- Откройте учебник на с. 50 и скажите кто автор этого произведения? Что вы о ней знаете?

Слово о писателе

- Ирина Петровна Токмакова детский поэт и прозаик, переводчик детских стихов, родилась в Москве. Отец — Пётр Карпович Мануков, инженер-электротехник, мать — Лидия Александровна Дилигенская, детский врач, заведовала «Домом подкидышей».

С детства писала стихи, но считала, что литературных способностей у неё нет, поэтому выбрала профессию лингвиста, одновременно работала переводчиком

Первичное знакомство с произведением

- Сейчас я вам прочитаю это произведение, вы внимательно слушайте и готовьтесь отвечать на вопросы. Внимательно следите по тексту. Обращайте внимание на мою интонацию.

Первичный анализ

- О ком или о чём произведение? (о короле, который искал счастье)

Какое впечатление произвела на вас эта сказка? Какая это сказка: смешная, поучительная, забавная, интересная? Почему? Докажите, что эта сказка. Прочитайте на с. 53 вопрос № 7, давайте ответим на него.

Повторное чтение

-Сейчас прочитайте эту сказку шепотом, соблюдая интонацию и с карандашом в руках отметить непонятные слова.

Словарная работа

1. Трудные для чтения. (Слова написаны на доске, разделенные на слоги. Читают про себя по слогам, читают вслух по слогам и вслух целиком с правильным ударением.)

2. Слова трудные для понимания. (Слова написаны на доске. Дети объясняют смысл слов, подбирают синонимы)


А сейчас давайте с вами немного отдохнем. «Моль»

Вторичный анализ

Почему король не хотел помочь девочке, солдату и старушке? Как бы вы назвали поведение короля в начале истории? (эгоистическое) Как вы думаете, почему изменился король? Всегда ли в жизни происходят такие изменения? Случались ли с вами подобные истории? Меняли ли вы что- нибудь в себе после того, как вам указали на ваши недостатки? Каких качеств не хватала королю до встречи со старцем? (сострадания, милосердия, доброты, отзывчивости) Была ли цель жизни у короля до встречи со старцем? Изменилась ли она после встречи? Чуму учит нас эта сказка?

А сейчас давайте с вами немного отдохнем. «Моль»

Какие герои встречаются в этой сказке. (автор, король, солдат, старец, старуха, девочка)

Сейчас давайте прочитаем по ролям.


Какие герои встречаются в этой сказке. (автор, король, солдат, старец, старуха, девочка в дранном платьице)

Сейчас давайте прочитаем по ролям.

Читать, правильно артикулируя.















Отвечать на вопросы.



Строить предположения и речевые высказывания.





Слушать.







Отвечать на вопросы.

Участвовать в учебном диалоге.



Строить рассуждения.



Читать выразительно, шепотом.

Работать с непонятными словами.



Выполнять движения.

Отвечать на вопросы.

Строить речевые высказывания.

Анализировать.

Делать выводы.





Определять роли.

Читать по ролям.

П: осмысленно читают текст













Р: принимают и сохраняют уч. задачу


К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.




Р: принимают и сохраняют уч. Задачу



П: строят рассуждение





К: умение слушать и слышать




Р: принимают и сохраняют уч. задачу






П: выполнять самостоятельную работу.



К: участвуют в учебном диалоге;







К: формулируют ответы и выводы; строят реч. Высказывания.



Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: работа с ребусами.




Словестный: ответы на вопросы.




Физкультминутка

Практич.:выполнять упражнения

Словестный: слово учителя.


Решение частных задач на основе анализа текста


Словес.: слово учителя




Практический: чтение стихотворения выразительно


Словс.: слово учителя





Практический: выразительное чтение и анализ Т



Словестный: ответы на вопросы






Практический: анализ выраз. чтения





Словс.: слово учителя








≈ 12
















2







10

-А сейчас я предлагаю вам разгадать тему сегодняшнего урока. Для этого нам необходимо три группы. Первая группа- первый ряд, вторая- второй ряд, третья- третий ряд. Сейчас я раздам каждой группе ребусы, которые вы должны разгадать. Напоминаю, что вы должны все участвовать в работе и соблюдать тишину, наши гости внимательно следят за вами. (Стихи Берестова, Сефа) - Как вы думаете, что означают слова Берестов и Сеф?(фамилии авторов с произведениями которых мы сегодня познакомимся). - Сегодня мы с вами познакомимся с двумя замечательными поэтами и их стихотворениями.

-Сейчас давайте отдохнем. Все встаем и повторяем за мной. (физминутка моль)






Слово о писателе.

-Валентин Дмитриевич Берестов, русский поэт. Родился в семье учителя. Читать научился в четыре года. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников, восьмилетний Берестов – был бит своими товарищами по первому классу.

Первоначальное знакомство с текстом

-Откройте учебник на с. 73. Прочитайте название. Сейчас я вам прочитаю это стихотворение, вы внимательно слушайте и готовтесь отвечать на вопросы.

Первичный анализ -О ком рассказывается в стихотворении?(в стихотворении идет речь о воробьях) -О чем поют воробьи?(о том, что дождались весны) - В какой день происходит действие описанное в стихотворении?( в последний день зимы)

Повтор чтения и углубленный анализ

–Какие трудности возникают у птиц зимой?(нехватает корма)

- Чему радуются птицы в последний день зимы?

–Как вы можете им помочь?(построить им скворечники и наполнить их кормом)

–Назовите зимующих птиц нашего края.(голуби, воробьи, синицы, вороны )

–Какие птицы улетают в тёплые края?(ласточки, стрижи,гуси)

- Какие чувства вызывают у вас эти строки? - Теперь прочитайте его в пол голоса своему соседу,сначала первый вариант, затем второй, подготовтесь к выразительному чтению. -Обратите внимание на знаки припенания.какую строчку будем читать тише, какую громче?( 1- тихо, последнию громче). Какие эмоции мы должны передать в последней строчке?( радость)

- Кто выразительно прочитает вслух?

Проанализируй свое чтение.

- Роальд Семёнович Сеф(литературный псевдоним:Роман Сеф),детский поэт, писатель, переводчик, драматург. Когда Роальд был ещё маленьким мальчиком его отца убили, а маму арестовали. Мальчик жил бабушки. Стихи начал писать в 5 лет. В 11 лет убежал на войну, он хотел быть героем. До фронта не добежал, мальчишку, поймали и вернули домой.

- А сейчас я предлагаю вашему внимаю необычное знакомство со стихотворением. Мы посмотрим небольшой мультик, который был создан по стихотворению Романа Сефа «Чудо». Как вы думаете о каком чуде пойдет речь? Сейчас мы с вами и узнаем. Смотрите и слушайте внимательно, готовтесь отвечать на вопросы. - Как вы думаете, о чём это произведение? - Как вы понимаете слово «чудо»?

(Чудо– нечто небывалое, невероятное, удивительное, поразительное.)

- Какое чудо описывает автор?

Работа со стихотворением

- Как мы должны прочитать первые строчки?( удивленно) А с какой интонацией прочитаем вторую строчку?( с большим удивлением). А с какой интонацией прочитаем третью строчку? ( с недоумением).

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Дома вам нужно подготовить выразительное чтение стихотворения Романа Сефа «Чуда».

Разгадывать ребусы. Работать в группах.





Отвечать на вопрос.





Слушать учителя.


Выполнять задание.




Слушать учителя.







Слушать учителя.




Овечать на вопросы.



Высказывать свое мнение.









Читать выразительно.

Проводить самоонализ.


Читать в парах.










Слушать учителя.

Смотреть мультфильм, анализировать его.



Отвечать на вопросы.


Строить предположения.

















Записывать дз.

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: выполнять работу в группах.




К: участвуют в учебном диалоге;формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания.


К: умение слушать и слышать.





К: умение слушать и слышать.

К: умение слушать и слышать.









К: участвуют в учебном диалоге;формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч.Высказывания.


П: строят рассуждение


К: ориентируются на партнера во взаимодействии


П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

Итог урока.

Словестный:ответы на вопросы.



Дз


Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

3






2

- С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор данного произведения? Что вы запомнили о ней? Что полезного вы вынесли для себя из данного произведения?



Учебник с. 50 -53 подготовить выразительное безошибочное чтение.


- Если вы довольны своей работой – поднимите зелёный карандаш.

-Если вы хорошо работали, но умеете лучше работать – жёлтый.

-Если вы недовольны собой – красный.

Отвечать на вопросы.







Оценивать свою работу на уроке.

Р: осуществляют итоговый контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.