СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Имя числительное как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является повторение лексико-грамматических категорий имени числительного.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Имя числительное как часть речи"»

Тема. Склонение и правописание числительных

Цель: повторить лексико-грамматические категории имен числительных

Задачи: закрепить знания о правописании и склонении числительных;

уметь разграничивать имена числительные и слова других частей речи с числовым лексическим значением;

воспитать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер и проектор, презентация к уроку, материалы для анализа.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Психологическая установка на урок. I. Вступительное слово учителя и постановка цели урока перед учащимися.

-Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять знания об именах числительных, которые у вас уже есть. Мы видим цифры повсюду: в столбцах газет и журналов, слышим по телевидению и радио. И некоторым людям они кажутся пустыми, ненужными знаками. Однако они играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня урок будет посвящен повторению числительных. Итак, за работу! II.Определение темы и цели урока 1.Проверка домашнего задания. Вы должны были вспомнить и назвать произведения, в которых встречаются числительные. Примерный ответ учащихся. (М.Горький «Трое», «А.Дюма «Три мушкетера», В.Каверин «Два капитана», Ж.Верн «Пять недель на воздушном шаре», С.Маршак «Двенадцать месяцев», А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», К.Федин «Первые радости», Ж.Верн «20 000 лье под водой», Ж.Верн «Пятьсот миллионов Бегумы» и др.)

III.Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

1.Блиц-опрос -Я вам задам несколько вопросов, вы должны ответить на них. Работать вы будете в группах. Сейчас ваша задача – не только скорость, а качество выполнения. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен.

1. Какая часть речи называется именем числительным?

Проверка правильных ответов на слайдах. Имя числительное называет число, количество предметов при счете или порядковый номер того или иного предмета и отвечает на вопросы: сколько? который? (какой?)


2. Как отличаются имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

(Числительные можно записывать словами, цифрами, а другие части речи-только словами.)


3. По строению какие числительных вы знаете?

(Простые: три, шесть, сто

Сложные: шестьдесят, шестьсот, двухсотый

Составные: сто тридцать два, пятьсот двадцать восемь)


4. Назовите разряды количественных числительных.

Количественные:семь, десять, триста.

Порядковые : седьмой, десятый, трехсотый.

Собирательные : трое, семеро, оба, обе.

К количественным числительным примыкают дробные: одна четвертая; пять целых, три десятых.)


5. С какими существительными сочетаются собирательные существительные?

( Собирательные числительные сочетаются:

А) с существительными м.р: трое мужчин;

Б)с существительными общего рода: четверо сирот;

В) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое медвежат;

Г) с существительными, не имеющими формы ед.ч.: двое очков

Д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое лыж.


6. Как склоняются количественные числительные?(см.поурочные разработку стр.144)


7. В каких числительных пишется мягкий знак в середине?


Ь пишется

Ь не пишется

На конце числительных

5-20 и 30

(пять, двадцать семь, тридцать)

В середине 15-19

(восемнадцать)

В середине числительных

От 50-80 (семьдесят)

От 500-900 (шестьсот)



-Какую закономерность заметили?

ЕСЛИ Ь ПИШЕТСЯ В СЕРЕДИНЕ, ТОГДА НЕ ПИШЕТСЯ НА КОНЦЕ СЛОВА.


8. Устно мы с вами повторили теорию. А сейчас знания закрепим письменно.


Перепишите, заменяя цифры словами. Укажите разряд числительных и падеж.


1. Школьная библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.

2. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей.

3. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина победила молодая спортсменка с результатом 128,55 балла.

4. Если к 489 прибавить 311, то получится ровно 800.

5. Если из 2791 вычесть 1457, то останется 1334.

9. Определите условия сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с существительными.(Устно)


I.Пятеро сыновей, трое сирот; трое суток, двое саней, семеро козлят.

II.Обоих братьев, у обоих окон;обеих сестёр, обеими руками

III.Трое волков, четверо кошек; двое подруг, семеро студенток

10. Работа в группах. Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание

  1. Пен…сионный возр…ст для гос…лужащих в Росси… сост…вляет 55 лет для жен…щин и 60 лет для мужчин.

  2. Первые с…мптомы по…вились в возр…сте 11- 12 лет.

  3. По данным ст…тистики, грип… в текущ…м году перенесли уже 2800 человек.

  4. По данным ст…тистики, грип… в текущ…м году перенесли уже более 2850 человек.

  5. Пр…парат хранит…ся при температур… (н…)выше 25 градусов.

  6. Пр...парат обеспеч…вает потребность в витамине D в пр…делах 25-30 % суточ…ной нормы.

  7. Выдержка пр…ведена из учебника по нервным болезням (страницы с 389 по 417).

  8. Испытания пр…парата проводились 27 сотрудниками кл…нических кафедр, и в них прин…ли участие более 295 пациентов.

  9. Показатель первичного выхода на инвалидность среди выживших после инсульта пациентов достигает 3,2 на 10 000 населения.

  10. У 59 (то есть у 71,1%) обследуемых пациентов (не)было обнаружен…о ч…ткой взаимосвязи между определен…ым сезоном и наступлением об…стрения заболевания.

VII. Работа у доски.(Спишите заменяя числа словами. Объясните написание имен числительных)

Употребите собирательное числительное, где это возможно, и запишите словосочетания.

(2) (пациентка), (2) (пациент), (2) (хирургические ножницы), (2) (шприц), носит с собой (2) (очки), (3) (сутки), (4) (дети), (4) ребенок, повышенная стипендия назначена (3) (студент) и (2) студенткам, купить (2) (эластичные компрессионные чулки), купить (2) (эластичный компрессионный бинт).

2. Спишите заменяя числа словами.

  1. (Не)переносимость различных мед…каментозных средств была обн…ружен…а у 268 (84,3%) из 318 включен…ых в ис…ледование пациентов.

  2. К 268 пациентам, уча…ствующ…м в ис…ледовани…, пр…менялось комплексное лечение.

  3. За 268 пациентами, уча…ствующими в ис…ледовании, проводилось постоянное врачебное наблюдение.

  4. Средняя продолжительность ремис…ии до 1 месяца была констатирован…а у 92 (28,9%) детей, от 1 до 3 месяцев - у 187 (58,8%), от 4 до 6 месяцев - у 28 (8,8%), более чем 6 месяцев - у 11 (3,5%).

  5. Кровь в нынешн…м году была сдана 897 учащ…мися и сотрудниками мед…вуза: 578 студентами, 217 преподавателями, а так(же) 102 аспирантами, выпускниками и предствителями администрации.

  6. За период с 2000 по 2013 год корпуса клиники (н…)только были выстроен…ы «с н…ля», но и осн…стилась современ…нейш…й ап…паратурой.

  7. Клиника осн…стилась 256 кроватями с под…емным механизмом, 78 единицами специальной ап…аратуры для кабинетов фукциональной ди…гностики, включая проведение УЗИ, комп…ьют…рной ди…гностики и др.

  8. При работе над статьей проанализирваны результаты многоэтапного хирургического лечения острого калькулезнго холецистита (ОКХ) у 1559 больных.

  9. Операция произведена 815 пациентам (в 203 случаях при катаральном ОКХ и в 612 – при деструктивных формах).

  10. Лапароскопическая холецистэктомия (ЛХЭ) выполнена 567 больным деструктивным ОКХ.

VIII.Рефлексия. -Итак, наша пара заканчивается. Сегодня на уроке мы повторили всё, что нам известно об именах числительных. И это удалось сделать в результате вашей активной работы.
Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке.
А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.
Спасибо за работу.

IX .Оценки.

X.Домашнее дифференцированное задание

1.Выписать из литературы 5 числительных, указать разряд, падеж, каким членом предложения являются.
2. Составить 3 предложения с количественными и 3 предложения с порядковыми числительными;

Литература:

Русский язык. Пособие для подготовки к централизованному тестированию и экзамену

Махонь С.В., Супрун-Белевич Л.Р., Чечет Р.Г.

2018, Тетралит, стр.83

http://www.iprbookshop.ru/88841.html.