Темиргоевское сельское поселение Краснодарского края Курганинского района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №9.
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок».
Тема интегрированного урока в 11 классе:
Решение задач
по математике
на смеси и сплавы.
Учитель химии МАОУ СОШ №9 Моргунов Н.М.
ст. Темиргоевская, 2015 г.
Пояснительная записка.
При подготовке к ЕГЭ по математике задание В13, в котором часто размещены задачи на смеси и сплавы вызывают у учащихся трудности. Их решают при помощи схем алгебраическим способом. Как правило, это выглядит очень громоздко. Предлагаем на наш взгляд, наиболее эффективные способы решения, используя знания, полученные на уроках математики и химии. Интегрированный урок проводится в 11 классе.
Цели урока:
1.Образовательная: На конкретных примерах рассмотреть две модели решения задач данного типа. Дать сравнительную характеристику математического и химического способа решения.
2. Развивающая: Развить у учащихся навыки решения, полученные на уроках математики и химии, а также внимание, память, умения рассуждать и аргументировать свои действия.
3. Воспитательная: Формировать навыки самоконтроля, воспитывать интерес к решению задач.
Оборудование урока:
Персональный компьютер, интерактивная доска.
Ход урока.
1) Сообщение темы и цели урока.
2) Изучение нового материала.
1. Модель №1 Уменьшение концентрации воды в процессе сушки.
в-во до сушки в-во после сушки
Задача №1 Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько килограммов винограда потребуется для получения 20 килограммов изюма, если виноград содержит 90 % воды, а изюм содержит 5 % воды?
а) Решение алгебраическим способом проводит учитель математики:
1) 20 кг изюма с водой ------------- 100 %
Х кг сухого вещества ----------- 95 %
Х= 19 (кг)
2) 19 кг сухого вещества ------------ 10 %
Х -------- 100 %
Х= 190 (кг)
Ответ: 190 кг
б) Решение химическим способом. Проводит учитель химии при помощи химической формулы для нахождения массовой доли:
1) m (в-ва)
ω (в-ва) =
m (изюма)
m (в-ва)
0,95 =
20
m (в-ва) = 19 (кг)
2) m (в-ва)
ω (в-ва) =
m (винограда)
19
0,1 =
m (винограда)
m (винограда ) = 190 (кг)
Ответ: 190 кг
Задача №2 Свежесрезанные грибы содержат 90 % воды. После длительного хранения 120 кг грибов на складе содержание воды в них уменьшилось до 84 % . Какова стала масса грибов после хранения? (Учащимся предлагают решить задачу самостоятельно двумя способами . На интерактивной доске через 8 минуты высвечивается решение задачи).
Решение:
1) m (в-ва)
ω (в-ва) =
m (свежих грибов)
m (в-ва)
0,1 =
120
m (в-ва) = 12 (кг)
2) m (в-ва)
ω (в-ва) =
m (сухих грибов)
12
0,16 =
m (сухих грибов)
m (сухих грибов ) = 75 (кг)
Ответ: 75 кг
2. Модель №2 Смешивание двух растворов (сплавов) большей и меньшей концентрации и получение смеси с определённой концентрацией вещества.
w1+w2=mконеч·wконеч
Задача №5. Смешали 10% и 25% растворы соли и получили 3кг 20% раствора. Какое количество каждого раствора было использовано?
а) Решение алгебраическим способом. Проводит учитель математики при помощи составления схемы.
+ (3 – х) = 3
0,1х + 0,25(3-х) = 0,6
0,1х + 0,75 – 0,25х= 0,6
-0,15х = -0,15
х = 1
1 кг – масса 1-го раствора;
3 – 1 = 2 (кг) – масса 2-го раствора
Ответ: 1 кг; 2 кг.
б) Решение химическим способом. Проводит учитель химии при помощи диагональной схемы правила смешения (правила «креста»).
w1 (w2 – wкон ) - массовая часть раствора с низкой концентрацией
(
I) wкон.
w2 (wкон - w1) - массовая часть раствора с более высокой концентрацией
Где w1 и w2 – концентрации исходных растворов (сплавов).
Wконечная – концентрация приготовляемого раствора (сплава).
Запишем данные: w1 + w2 = mконечwконеч
10% + 25% = 3 кг 20%
Используя формулу (I) произведём вычисления:
1
0% 5
2
0%
25% 10
Формула (I) связана с формулой (I I):
или
(I I)
Где m1 и m2 – массы исходных растворов (сплавов).
mконечная – масса получаемого раствора (сплава).
По формуле (I I) , подставив числовые значения, найдём массы 1-го и 2-го растворов.
;
Ответ: 1кг (10% р-ра); 2кг (25% р-ра).
Для данной модели задач 2-й способ решения является наиболее эффективным, т.к. требует в 2 раза меньше затрачиваемого времени по сравнению с 1-м. При определённом навыке такие задачи можно решать за 1 минуту. Далее учащимся предлагается закрепить новый способ решения на примере задачи на сплавы.
Задача № 6 . Имеется 2 сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Запишем данные: w1 + w2 = mконечwконеч
15% + 65% = 200 г 30%
Решение. Используя формулу (I) произведём вычисления:
1
5% 35
3
0%
65% 15
По формуле (I I) , подставив числовые значения, найдём массы 1-го и 2-го сплавов.
.
;
Ответ: 140г (15% сплава)); 60г (65% сплава).
3) Итог урока. Учащиеся делают вывод, что данные задачи можно решать разными способами, главное, для себя выбрать наиболее лёгкий и эффективный вариант решения.
4) Домашнее задание. Решить задачи алгебраическим и химическим способом:
1. Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько нужно взять металла второго из этих сортов, чтобы получить 140 т стали с содержанием 30% никеля?
2. Свежие абрикосы содержат 80 % воды по массе, а курага (сухие абрикосы) 12 % воды. Сколько понадобится кг свежих абрикосов, чтобы получить 10 кг кураги?
Список литературы:
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Типы химических задач и способы их реше-ния»: учебное пособие для учащихся 8-11 классов и абитуриентов. – Краснодар: «Советская Кубань»,. 1999г.
В.Н. Доронькин, А.Т. Бережная, Т.В. Сажнева, В.А. Февралева. Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этапы: учебно-методическое пособие/ под ред. В.Н. Доронькина – Ростов-на-Дону. Легион, 2009г.
Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко М.В., Ларкин Г.Н.. Тематический сборник заданий для подготовки к ЕГЭ-2010 по математике/ Под ред. Е.А. Семенко – Краснодар: Просвещение – юг, 2010.
ЕГЭ – 2-12. Математика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/ под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко – М.: Национальное образование, 2011.
ЕГЭ – 2010. Математика: типовые тестовые задания. 10 вариантов заданий/ под редакцией А.Л. Семенова, И.В. Ященко.
6. Подготовка к ЕГЭ – 2010. математика/ под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова
Задача №1 Изюм получается в процессе сушки винограда. Сколько килограммов винограда потребуется для получения 20 килограммов изюма, если виноград содержит 90 % воды, а изюм содержит 5 % воды?
Задача №2 (самостоятельно). Свежесрезанные грибы содержат 90 % воды. После длительного хранения 120 кг грибов на складе содержание воды в них уменьшилось до 84 % . Какова стала масса грибов после хранения?
Задача №3. Смешали 10% и 25% растворы соли и получили 3кг 20% раствора. Какое количество каждого раствора было использовано?
Задача № 4 . Имеется 2 сплава меди и свинца. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65% меди. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
Домашнее задание. Решить задачи алгебраическим и химическим способом:
1. Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько нужно взять металла второго из этих сортов, чтобы получить 140 т стали с содержанием 30% никеля?
2. Свежие абрикосы содержат 80 % воды по массе, а курага (сухие абрикосы) 12 % воды. Сколько понадобится кг свежих абрикосов, чтобы получить 10 кг кураги?
м
одель 1

модель 2
модель 2
«правило креста»
w1 (w2 – wкон ) - массовая часть раствора с низкой концентрацией
(
I) wкон.
w2 (wкон - w1) - массовая часть раствора с более высокой концентрацией
(I I)
или
6