СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Химические реакции"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знанимя учащихся о физичских и химических явлениях.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Химические реакции"»


Предмет: химия Тема: «Химические реакции»

Цели урока: ввести понятие о химической реакции как главном объекте химии. Повторить отличия химических явлений от физических;

познакомить с признаками химических реакций; дать первоначальное представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.

Задачи урока.

Образовательные:

1) закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях;

2) рассмотреть, используя ученический эксперимент, признаки химических реакций;

3) сформировать представление о классификации химических реакций по тепловому эффекту.

Развивающие:

1) развивать эмоциональное восприятие у учащихся, используя мультимедиа;

2) продолжать развитие общеучебных умений и навыков при осуществлении самоконтроля по образцу;

3) продолжать формирование адекватной самооценки;

4) развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементы новизны знаний и умений, устанавливая связь изученного материала с жизнью.

Воспитательные:

1) продолжить формирование мотивации учебной деятельности;

2) продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.

Тип урока. Урок объяснения нового материала.

Применяемые технологии. Урок проводится с использованием современных информационных технологий – программы Microsoft РоwerPoint. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.

Применяемый метод (по И.Я.Лернеру и М.Н.Скаткину). Частично-поисковый.

Формы обучения. Сочетание фронтальной, групповой (работа в паре при выполнении лабораторных опытов) и индивидуальной работы (с дидактической карточкой).

Форма урока. Лабораторная работа “Признаки химических реакций”.

Время реализации занятия: 45 мин. (1 урок) Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Габриелян О.С.. Химия. 8 кл.М:Дрофа,2010; презентация к уроку в программе Power Point 2007; Настольная книга учителя химии: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Химия 8 кл. М.: Дрофа.

Оборудование: компьютер, экран, наборы для лабораторной работы, демонстрационные опыты, мультимедийная презентация.

План проведения урока

Этапы урока

Временная реализация

  1. Организационный

1 мин.

  1. Актуализация знаний.

5 мин.

  1. Изучение нового материала (демонстрации и практическая работа)

15 мин.

  1. Физкультминутка

3 мин.

  1. Обобщение нового материала

5 мин.

  1. Контроль новых знаний (тест)

8 мин.

  1. Подведение итогов урока

5мин.

  1. Домашнее задание

1 мин.

  1. Рефлексия

2 мин.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организаци-онный момент


Приветствует учащихся, настраивает их на работу, проверяет готовность учащихся к уроку.

Называет девиз урока.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Показ слайдов 1-3

2.Актуализация знаний учащихся

Учитель беседует с учениками по вопросам домашнего задания.

Учитель:

Здравствуйте ребята. Мы продолжаем с вами изучение неорганической химии.

Эпиграфом к нашему уроку будут слова М.В.Ломоносова.

Посмотрите на доску .Как вы понимаете эти слова.

Как вы понимаете слова нашего эпиграфа.

Учитель: Для того, чтобы проводить опыты, нужно знать вещества и их свойства и явления, которые с ними происходят. С веществами мы с вами уже познакомились. Что такое вещества? На какие группы их можно разделить?

Учитель предлагает ученикам выбрать вещества и распределить их по классам. (Задание 1 в дидактической карте.) Учитель: Но мы должны знать и явления, которые могут происходить с веществами. Учитель предлагает выполнить (Задание 2). (Записать схему по классификации явлений в тетради. Из перечня в списке явлений выбрать химические и обосновать свой выбор).

Учитель: С физическими явлениями вы познакомились на уроках физики.

А какие же признаки будут характерны для химических явлений?

Как их ещё называют?

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока сегодня?

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание учителя в дидактической карточке.

























Показ слайдов 4-8

Приложение 1.































Показ

9 слайда

3.Усвоение новых знаний

Учитель. Тема урока: «Химическая реакция»

Учитель формулирует цель и задачи урока.

Учитель:

Что происходит с веществами при химических реакциях? Как можно определить ,что реакция произошла.

Учитель демонстрирует опыты по химическим реакциям (явления)

1.Горение магниевой ленты.

(образование белого дыма)

2.Взаимодействие раствора хлорида железа (3) с роданидом калия.(изменение цвета)

3.Взаимодействие медного купороса с раствором щёлочи.(образование осадка)

4.Исследование свойств железа и серы и их взаимодействие при нагревании.

Учитель: Что происходит с веществами при химических реакциях?

Что такое химические реакции?

Что необходимо, что бы реакция началась?

Учитель: Вещества , вступившие в реакцию называются исходными веществами, а образующиеся в результате неё продуктами реакции.

Как определить ,что реакция произошла?

Давайте выполним лабораторную работу».

(Учитель проводит инструктаж по предстоящей работе)


Лабораторная работа: «Признаки химических реакций»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и формулируют тему, цель и задачи урока вместе с учителем.














Отвечают на вопросы учителя.

Работают в дидактической карточке.






Записывают в дидактической карточке определения.



Учащиеся выполняют лабораторную работу в соответствии с инструкцией и сами называют признаки химических реакций: образование осадка, выделение газа,

выделение или поглощение теплоты,

изменение цвета,

появление запаха.

При обсуждении признака реакции, связанного с выделением или поглощением теплоты. учащиеся знакомятся с классификацией химических реакций по тепловому эффекту.







Показ

10слайда



Показ

11-12 слайдов












Приложение 1.








Приложение 1.


Показ

13-14 слайдов















Показ

15-21 слайдов

4.Физкульт -пауза

Проводит физкульт-паузу

Выполняют физкульт-паузу

Показ 22 слайда

5. Закрепление и обобщение нового материала

Учитель предлагает перечислить и записать в тетрадь признаки химических реакций. Затем ответить на вопрос: «Какими признаками реакций сопровождается процесс приготовления пищи ? Какие реакции происходят в окружающей нас среде?»


Перечисляют и записывают признаки химических реакций.

Отвечают на вопросы учителя.


Показ 23-29 слайдов

6.Контроль новых знаний

Предлагает выполнить задания теста

Учащиеся выполняют задания теста.

Показ 30-31 слайдов

7.Подведение итогов урока

Учитель выставляет оценки за урок

Учащиеся выставляют оценки за урок в дневник.


8.Задание на дом

П.27,вопросы 1-3,6

Записывают задание на дом в дневник

Показ слайда 32

9.Рефлексия

Учитель: На столах лежат карточки, допишите в них предложения.

Сегодня на уроке я:

научился......

было интересно.....

было трудно....

мои ощущения...

мне показалось важным ...

я понял, что...

я почувствовал, что ...


Учитель: « Молодцы! Спасибо всем за активную, плодотворную, творческую работу!»



Дают оценку урока

Показ слайд 33







































Приложение 1.

Дидактическая карта к теме «Химическая реакция»

Задание. А)Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы.

H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3.:

Простые вещества

Сложные вещества





Б)Запишите формулы веществ в следующие столбцы таблицы

N2O5, I2, HNO3, Ca(OH)2, Na2O, H2SO4, Fe, H3PO4, N2, Na2SiO3, LiOH, Cu.

Простые вещества

Сложные вещества

Металлы

Неметаллы

Оксиды

Кислоты

Основания

Соли



















Задание 2.

Явления





Например: плавление льда Например: горение дров

Задание 3.Из следующего списка укажите химические явления:

а) распространение запаха духов;

б) ржавление железа;

в) испарение воды;

г) получение сахарной пудры из кристалликов сахара;

д) гниение растительных остатков;

е) почернение серебряных украшений.

Тема урока:______________________________________________________

Химическая реакция-это____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Демонстрационный эксперимент «Химические реакции».

Содержание опыта


Наблюдения

Вывод

Горение магниевой ленты (стружки)



Горение парафиновой свечи



Взаимодействие раствора хлорида железа (3) с роданидом



Взаимодействие медного купороса с раствором щёлочи



Взаимодействие магния с соляной кислотой



Лабораторная работа «Признаки химических реакций»

Инструктаж по ТБ

1.Строго соблюдайте инструкцию при проведении опыта.

2.Соблюдайте предельную осторожность и внимательность.

3.Проводите опыты только по согласованию с учителем.

4.Соблюдайте предельную осторожность при работе с кислотами и щелочами.

5.Никакие химические вещества нельзя выносить из химического кабинета и пробовать на вкус.

6.После проведения экспериментов вымойте руки с мылом.

Название опыта

Результат

1.Взаимодействие раствора Na2SO4 с раствором BaCl2


2.Взаимодействие раствора Na2CO3с раствором HCl



3.Взаимодействие раствора NaOH c фенолфталеином и HCl


4.Взаимодействие раствора NH4CI c Ca(OH)2




Задание 4.Признаки химических реакций________________________________________

_____________________________________________________________________________


Эндотермическая реакция_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Экзотермическая реакция_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Задание 5.Определите тип реакции по рисунку: