Профессиональный лицей №4
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по теме:
«Конфликт»
Психолог
Гагулова Т.Б.
Владикавказ
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие по теме:
«Конфликт»
Цель: введение в понятие “конфликт”, осознание собственной конфликтности, получение опыта активной борьбы.
Задичи:
1) Формирование понятия «конфликт», стратегии поведения в конфликте;
2) Развитие познавательного интереса; определение собственной стратегии поведения в конфликте; развитие умения диагностировать свою личность, анализировать, рассуждать, делать выводы.
3)Воспитание стремления к выбору наиболее эффективной стратегии поведения.
Занятие:
Упражнение «Скажи, что чувствуешь?»
Инструкция: В фокусе внимания – конфликт, когда мы говорим это слово, возникает ряд ассоциаций и чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Давай исследуем, как он выглядит в мире вещей.
Ассоциации
Если конфликт – мебель, то какая?
Если конфликт – посуда, то какая?
Если конфликт – одежда, то какая?
Если конфликт – растение, то какое?
Если конфликт – техника, то какая?
Итак, мы с тобой подошли к выводу, что конфликт – это болезненное состояние его участников.
2. Основная часть. Беседа с подростком по понятию “Конфликт”.
Как только человек начинает делать свои первые шаги в мире людей, в его жизнь входят конфликты. Вспомни свои конфликты в раннем детстве, в данное время дома или раньше в детском саду. Что называют конфликтом? С чего он начинается?
Конфликт – это отношение между двумя или несколькими людьми, при котором один из них, оба или несколько чувствуют гнев и считают, что другая сторона виновата в этом. Конфликт возникает тогда, когда люди в некорректной форме передают друг другу чувства. Каждый отстаивает свое мнение, не слушая другого человека.
Задача: найти взаимопонимание. Конфликт возникает в том случае, когда задеты чувства другого человека.
– Как разворачивается конфликт?
– К чему он может привести?
– Какое наблюдается поведение у людей в конфликтной ситуации?
– Можно ли обойти конфликт?
3.Упражнение «Обойти конфликт»
Дома, в колледже, на улице мы иногда даже против нашего желания можем быть втянуты в конфликт. Давайте учиться его «обходить». Как?
Упражняясь в этом.
1 Дома: договоритесь, что в общении, а тем более в выяснении каких-то недоразумений, вы будете «держать себя в руках».
2. В колледже: чаще «вставайте на место» учителя, лидера, администратора. Может, это поможет вам понять и принять их требования.
3. На улице встречайте всех со спокойной, доброжелательной улыбкой: «Мир и спокойствие тебе, человек!» Уважайте всякого человека, как самого себя, и поступайте с ним, как вы желаете, чтобы поступали с вами.
4.Информационный блок «Как разрешить конфликт»
А разрешить конфликт тебе поможет следующий алгоритм:
1 шаг: Почему? (Узнать почему участники конфликта хотят того, чего они хотят)
2 шаг: Зачем? (Установить потребности участников, а не только их цели)
3 шаг: Как? (Каковы варианты решения?)
4 шаг: Что? (Какое решение устроит всех)
Чтобы не допустить возникновение конфликта необходимо знать правила бесконфликтного общения:
Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.
Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Проявляйте эмпатию (эмоциональную восприимчивость) к собеседнику.
Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Если всё же конфликт назрел существуют эффективные способы его разрешения:
Нельзя откладывать решение назревшего конфликта.
Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором.
Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого.
Свою ошибку, неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику.
Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь – спокойствие.
Таким образом, решение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации.
5.Саморефлексия «Мои возможности»
На листе бумаги нарисуй собственную ладонь. В центре ладони напиши самую главную причину, которая мешает тебе конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях. В контуре каждого из пальцев напишите то, новое, что ты узнал и что, может тебе пригодиться для решения возможных конфликтов.
Студент в течение 5 минут выполняет предложенное задание. После этого озвучивает свои ответы.
6. Заключение.
– Что нового ты узнал сегодня на занятии?
– Было ли оно полезным для тебя?
– Что ты понял, какие выводы смог сделать?
– Что ты будешь использовать в жизни из того, что узнал сегодня? Есть ли такие моменты?
– Над чем ты хотел бы поработать самостоятельно на этой неделе?
– Что ты можешь предпринять, чтобы изменить свои чувства (поведение, негативные мысли)?