СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема лекции «Экологическое воспитание учащихся в начальной школе»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема лекции «Экологическое воспитание учащихся в начальной школе»»

Тема лекции «Экологическое воспитание учащихся в начальной школе»

Здравствуйте уважаемые слушатели!

[2 слайд] Несколько недель назад, болея я смотрела из окна на улицу, и, увидела, что из дома напротив вышел мальчик лет 8-ми и сразу пустил маленькую собачку справлять свою нужду под куст розы на клумбе. Заметив у соседнего подъезда своего ровесника, мальчик бросился бежать к нему, потянув поводок собачки так, что практически протянул ее через куст розы, раня ее шипами и ломая ветки. На его пути оказался котенок, которого мальчик не заметил и ударил ногой. От этого удара котенка подбросило вверх, но мальчик продолжил бежать, таща на поводке по земле задыхающуюся собачку…

Подобное, наверное, не раз наблюдал каждый из Вас. Что это? Это одна из актуальных проблем современности - недостаток духовно-нравственного воспитания детей, их эстетической культуры, а точнее непосредственно экологического воспитания. В связи с этим целесообразно выяснить сущность такого воспитания, надо ли его осуществлять в начальной школе и если да, то на каких уроках это надо делать и как сделать чтобы оно было эффективным?

[3 слайд] В примерной основной образовательной программе курса, Окружающий мир, по его окончанию, запланировано, достижение результатов непосредственно в части экологического воспитания. Это: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, не принятие действий, приносящих ей вред.

Но только ли на уроках «Окружающий мир» должны осуществлять экологическое воспитание? Известны три модели такого воспитания. Это одно предметная, многопредметная и смешанная модель. В начальных школах в большинстве случаев реализуется многопредметная модель, когда экологическое воспитание осуществляется в рамках учебных предметов, без специального курса. При этом основную роль играет учебный предмет «Окружающий мир».

[4 слайд] Автор многих учебников, рабочих тетрадей и пособий по Окружающему миру Андрей Анатольевич Плешаков – в одном из своих пособий написал, обращаясь к детям: «Мы расскажем тебе, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов… Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться»



[5 слайд] Что бы ни случилось с Землёй — случится и с детьми Земли…
Индийская мудрость


Уточним что же такое экологическое воспитание младших школьников? Извесны формулировки многих авторов этого понятия , анализ которых и ряда иных авторов позволяет сделать вывод, что эколгическое воспитание младших школьников включает 4 основных составляющих: нравственного воспитания, в рамках которого формируется гуманное отношение к природе; интеллектуальное развитие, как формирование системы взглядов об уникальности всего живого на планете Земля и взаимосвязях объектов природы; развитие эстетических чувтв (экологическая культура); воспитание активной жизненной позиции путём посильной деятельности на благо природы; формирование ответственного отношения к природе и окружающей среде, которое основывается на экологической воспитанности.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что основной целью экологического воспитания является формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. При этом пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле.

[6 слайд] Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, придерживаясь принципов экологического воспитания. На основе этих принципов и интересов младших школьников разработаны основные формы экологического воспитания. Это массовые, групповые и индивидуальные формы экологического воспитания. В настоящее время разработан большой арсенал технологий, методов и форм осуществления экологического воспитания. При этом следует учитывать, основные требования к методам и формам экологического воспитания в начальной школе: эмоциональность; насыщенность чувственными образами; понятность; возможность применить немедленно в практической деятельности, а также выделен перечень современных инновационных образовательных технологий, позволяющих эффективно осуществлять экологическое воспитание в начальной школе, в числе которых технологии: проектные; игровые, в том числе ролевые игры; тренинги; экологический практикум; исследовательская деятельность; квэст- технологии и информационно-коммуникационные технологии, в том числе предоставляющие возможность проводить виртуальные экскурсии, работать в виртуальных лабораториях, смотреть видеоматериалы.

Перечисленные технологии напрямую связаны с деятельностью учащихся разного характера. Наиболее действенным средством является учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая, природоохранительная деятельности детей. При этом природоохранительная деятельность играет основную роль в экологическом воспитании. Ее виды можно классифицировать: охрана земельных ресурсов и недр; охрана водных ресурсов; охрана атмосферного воздуха; охрана биоразнообразия и ландшафтов, включая лесные ресурсы фауну и флору; специальные природоохранные мероприятия (борьба с отходами и вредными растениями, санитарно-эпидемиологические меры, сокращение выбросов в атмосферу и стоков в естественные водоёмы и др.); организация управления и контроля в области природоохранной деятельности организации.

[7 слайд] Для того, чтобы экологическое воспитание младших школьников было эффективным необходимо не только самому учителю использовать эффективные методы и формы его реализации, но и надо чтобы члены семьи стали единомышленниками и партнерами школы в этом деле. Основные формы сотрудничества с родителями: родительские собрания, походы и экскурсии, дни открытых дверей, совместные акции и проекты, участие в экологических праздниках.

Для того, чтобы организовать такое сотрудничество учителя проводят родительские собрания на экологическую тематику, в числе которых может быть собрание и на тему: «О братьях наших меньших».

[8 слайд] Поскольку многие из детей просят родителей «завести» попугайчика, аквариум с рыбками, котенка или щенка, то на нем родителям необходимо рекомендовать составить так называемый экологический кодекс (контракт) со списком всего, что им следует подготовить вместе с ребенком прежде, чем животное, рыбки или растение появятся в их доме. Такой кодекс подписывают все члены семьи. Кроме того, в случае приобретения, например, собачки, родители первоначально должны выгуливать ее совместно с ребенком, обучая его, где ей можно справить нужду, как поступить в этом случае, как необходимо ее провести около цветника, котят и так далее.

Только после обучения всем тонкостям выгула его можно самостоятельно отправлять с небольшой собачкой на прогулку. В этом, случае ребенок точно не поступит так, как в моей истории, рассказанной в начале лекции.

[9 слайд] Подведем итог лекции. Так надо ли придавать большое значение экологическому воспитанию в начальной школе? Да, надо! Научное подтверждение этому ответу, можно найти в трудах многих исследователей психолого-педагогических характеристик младших школьников. Они утверждают, что именно в младшем школьном возрасте формируется основа нравственного поведения, происходит овладение моральными нормами и правилами поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. В этом возрасте формируются интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.

Не упустите этой возможности для того, чтобы сформировать экологическое знание и экологическую воспитанность у младших школьников. А это позволит выработать не только экологически правильное поведение у ребенка, но и воспитать хорошую дочку или сына, человека с правильной гражданской позицией!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!