МКОУ «А-Невская СОШ» Тарумовского района РД
Открытое мероприятие во 2 «А» классе
Тема: Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И. Чуковского.
Учитель: Сеитова А.М.
Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.
Формировать устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя.
Развивать творческие способности учащихся.
Ход мероприятия:
I Орг. момент.
Слайд 1.
Учитель: Дорогие ребята, гости! Приглашаю вас в «Литературную гостиную», посвященную творчеству Корнея Ивановича Чуковского — сказочника, критика, переводчика. КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ(1882–1969), настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, советский писатель, переводчик, литературовед. Родился 31 марта 1882 в Санкт-Петербурге.
Ученик:
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненьи с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
Такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Слайд 2. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Слайд 3. Корней Иванович жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Сейчас в доме Чуковского работает музей. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители нашей страны и за ее рубежами. Он казался им великаном, настоящим добрым волшебником из сказки.
Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого — маленького и большого — шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя было не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.
Ребята читают наизусть стихотворения:
Слайд 4. ЕЖИКИ СМЕЮТСЯ
У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
"Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы".
Слайд 5. Черепаха
До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
"Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги".
И на камень лягушки кладут узелок.
"Хорошо бы на камне прилечь на часок!"
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
"Это - ЧЕ!
Это - РЕ!
Это - ПАХА!
Это - ЧЕЧЕРЕ! ПАПА! ПАПАХА!"
Слайд 6.
А сейчас послушаем потешки, которые собрал и обработал Чуковский.
Звучат потешки:
«Вдоль по сахару»
Вдоль по сахару да реченька течет,
По изюму разливается.
Берега – то шоколадные,
Дерева –то виноградные.
«Акулина».
Акулина-пышка
На улицу вышла,
На камушек села,
Пять лягушек съела.
«Елизар»
Как сосед наш Елизар
Гонит муху на базар.
Муха –то хорошая,
Продается дешево.
Слайд 7.
Учитель: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, — писал он, — где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!»
Викторина: Загадки Корнея Ивановича Чуковского
Чудесный дом
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. ……………. (Яйцо и цыплёнок)
Чудесный паровоз
Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо - паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл! ………………… (Пароход)
Чудесная пещера
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю
Добычу мою –
Я с радостью белым
Зверям отдаю. ……………
…………. (Рот и Зубы)
Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел
Лохматова. …………………… (Зеркало)
Зубастая загадка
Хожу – брожу не полесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. ………………… (Расчёска)
Чудесные кони
Два коня у меня,
Два коня,
По воде они везят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! ………………… (Коньки и лёд)
Берегись
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! …………… (Крапива)
Вед: Ребята, отгадайте загадку. Кто это?
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит )
Слайд 9. Учитель: Первая детская сказка родилась случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по Невскому ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Это произведение называется Крокодил.
Чему учит сказка « Крокодил»?
А вот второй случай. Вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «Мойдодыр».
Послушаем как К.Чуковский сам рассказывал эту сказку.
Продолжите фразу из сказки «Мойдодыр»: «Да здравствует мыло душистое...»
Чему учит сказка Чуковского?
Слайд 12.
Учитель: Корней Иванович рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день К.И. Чуковский особенно запомнил — 29 августа 1923 года: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
Слайд 13. Инсценирование сказки «Муха-Цокотуха».
Чему учит сказка Чуковского?
Учитель: Чуковский вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну...
Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».
Из какой сказки строчки?
Слайд 14. «Айболит».
Чему учит сказка «Айболит»?
Учитель: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины стали тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так родилось «Федорино горе». Слайд 15.
Инсценирование отрывка из сказки «Федорино горе».
Чему учит сказка?
Учитель: Корней Иванович часто ездил в Англию. Он хорошо знал английский язык и переводил произведения с английского языка, на русский. Как переводчик Чуковский написал для детей пересказы произведений Твена, Киплинга, Распэ, Дефо . Слайд 18 - 20.
Учитель: А сейчас поиграем. Я вам буду показывать разные предметы. Вы должны назвать произведение.
Нужно вспомнить сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Игра: « Мешок с потерянными вещами»
Телефон (У меня зазвонил телефон )
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике )
Мыло (Вот и мыло подскочило )
Блюдце (А за ними блюдца )
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош )
Термометр (И ставит им градусник )
Сито (Скачет сито по полям )
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» )
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла )
Шоколадка (Шоколаду.Пудов этак пять или шесть больше ему не сьесть)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником )
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил )
Какие произведения написал К.Чуковский?
Чему они нас учат?
Однажды Корней Иванович Чуковский написал лирическое признание:
Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день — мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И,усталого, старого тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Таким остается в памяти поколений дедушка Чуковский.
Закончить наше мероприятие хочется словами Ираклия Андроникова: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».