СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И. Чуковского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие, посвящённое творчеству К.И. Чуковского. 2 "А" класс.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И. Чуковского.»


МКОУ «А-Невская СОШ» Тарумовского района РД







Открытое мероприятие во 2 «А» классе



Тема: Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И. Чуковского.



















Учитель: Сеитова А.М.











Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского.

Формировать устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя.

Развивать творческие способности учащихся.

Ход мероприятия:

I Орг. момент.

Слайд 1.

Учитель: Дорогие ребята, гости! Приглашаю вас в «Литературную гостиную», посвященную творчеству Корнея Ивановича Чуковского — сказочника, критика, переводчика.  КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ(1882–1969), настоящее имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков, советский писатель, переводчик, литературовед. Родился 31 марта 1882 в Санкт-Петербурге.

Ученик:

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненьи с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг?

Такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.


Слайд 2. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Слайд 3.  Корней Иванович жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме.  Сейчас в доме Чуковского работает музей. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители нашей страны и за ее рубежами. Он казался им великаном, настоящим добрым волшебником из сказки.

Громадный, громкоголосый, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого — маленького и большого — шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя было не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.

Ребята читают наизусть стихотворения:

Слайд 4. ЕЖИКИ СМЕЮТСЯ

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Всё не могут перестать:

"Эх вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы".

Слайд 5. Черепаха

До болота идти далеко,

До болота идти нелегко.

"Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги".

И на камень лягушки кладут узелок.

"Хорошо бы на камне прилечь на часок!"

Вдруг на ноги камень вскочил

И за ноги их ухватил.

И они закричали от страха:

"Это - ЧЕ!

Это - РЕ!

Это - ПАХА!

Это - ЧЕЧЕРЕ! ПАПА! ПАПАХА!"


Слайд 6. 


А сейчас послушаем потешки, которые собрал и обработал Чуковский.


Звучат потешки:

«Вдоль по сахару»

Вдоль по сахару да реченька течет,

По изюму разливается.

Берега – то шоколадные,

Дерева –то виноградные.

«Акулина».

Акулина-пышка

На улицу вышла,

На камушек села,

Пять лягушек съела.

«Елизар»

Как сосед наш Елизар

Гонит муху на базар.

Муха –то хорошая,

Продается дешево.

Слайд 7.

Учитель: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, — писал он, — где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!»

Викторина: Загадки Корнея Ивановича Чуковского

Чудесный дом

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. ……………. (Яйцо и цыплёнок)

Чудесный паровоз

Паровоз

Без колёс!

Вот так чудо - паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл! ………………… (Пароход)

Чудесная пещера

Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо и хлеб – всю

Добычу мою –

Я с радостью белым

Зверям отдаю. ……………

…………. (Рот и Зубы)

Почему?

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху увидел

Лохматова. …………………… (Зеркало)

Зубастая загадка

Хожу – брожу не полесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. ………………… (Расчёска)

Чудесные кони

Два коня у меня,

Два коня,

По воде они везят меня.

А вода тверда,

Словно каменная! ………………… (Коньки и лёд)

Берегись

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! …………… (Крапива)

Вед: Ребята, отгадайте загадку. Кто это?

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит )

Слайд 9. Учитель: Первая детская сказка родилась случайно. А вышло это так.

Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по Невскому ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Это произведение называется Крокодил.

Чему учит сказка « Крокодил»?

А вот второй случай. Вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «Мойдодыр».

Послушаем как К.Чуковский сам рассказывал эту сказку.


Продолжите фразу из сказки «Мойдодыр»: «Да здравствует мыло душистое...»

Чему учит сказка Чуковского?


Слайд 12. 

Учитель: Корней Иванович рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день К.И. Чуковский особенно запомнил — 29 августа 1923 года: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».


Слайд 13. Инсценирование сказки «Муха-Цокотуха».

Чему учит сказка Чуковского?


Учитель: Чуковский вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону,

Если пойду я ко дну...


Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».

Из какой сказки строчки?


Слайд 14.  «Айболит».


Чему учит сказка «Айболит»?


Учитель: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины стали тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так родилось «Федорино горе». Слайд 15.


Инсценирование отрывка из сказки «Федорино горе».

Чему учит сказка?

Учитель: Корней Иванович часто ездил в Англию. Он хорошо знал английский язык и переводил произведения с английского языка, на русский. Как переводчик Чуковский написал для детей пересказы произведений Твена, Киплинга, Распэ, Дефо . Слайд 18 - 20.

Учитель: А сейчас поиграем. Я вам буду показывать разные предметы. Вы должны назвать произведение.


Нужно вспомнить сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете. 
Игра: « Мешок с потерянными вещами»

  1. Телефон (У меня зазвонил телефон )

  2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике )

  3. Мыло (Вот и мыло подскочило )

  4. Блюдце (А за ними блюдца )

  5. Калоша (Пришли мне дюжину новых калош )

  6. Термометр (И ставит им градусник )

  7. Сито (Скачет сито по полям )

  8. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» )

  9. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла )

  10. Шоколадка (Шоколаду.Пудов этак пять или шесть больше ему не сьесть)

  11. Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником )

  12. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил )

  13. Какие произведения написал К.Чуковский?

  14. Чему они нас учат?

Однажды Корней Иванович Чуковский написал лирическое признание:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,

Что ни день — мои мысли добрей и светлей.

Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,

Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И,усталого, старого тешит меня

Бесконечная их беготня и возня.

Таким остается в памяти поколений дедушка Чуковский.

Закончить наше мероприятие хочется словами Ираклия Андроникова: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».