Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Класс: 5
Четверть: 2
Модуль четверти: Музыка и литература
Тема урока: Образ любви в искусстве.
Цель: Научить эмоционально откликаться на музыкальное произведение и уметь обращаться к внутреннему миру человека через музыкальные и зрительные образы
Задачи: Обучающие:
- Умение слушать и слышать музыку, умение анализировать, размышлять о музыке, умение выделять средства муз. выразительности.
Развивающие:
- Развивать музыкальный слух, память, мышление, воображение, музыкально-творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке, духовно-нравственные качества, прекрасного, эстетического вкуса
Музыкальный материал: Григ «Орфей и Эвридика», Бабаджанян «Ноктюрн», стихи Р. Рождественского к «ноктюрну», «Милая моя» Визбор.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, музыкальный центр.
Ход урока:
Как вы считаете, музыка и литература – соперники или друзья? Какую роль играет музыка в литературе?
Музыка литературу украшает, дополняет. Литература, в свою очередь, является вдохновением, благодаря которому создаются новые музыкальные произведения. С одним из них мы с вами сегодня познакомимся.
Ребята, посмотрите на слайд. Какое впечатление производит у вас эта картина и почему? На этой картине изображен фрагмент известного мифа об Орфее и его возлюбленной Эвридики.
Во Фракии, в Греции, в древней Европе
Жил дивный поэт, музыкант и певец -
Орфей, по преданию - сын Каллиопы.
И сам Аполлон был Орфея отец.
От матери он унаследовал чары,
И голос, пьянящий своей красотой.
Так пел он под дивные звуки кифары,
Что камни сдвигались от музыки той!
В долине Гекаты - богини трёхликой -
С ним встретилась нимфа - подарок судьбы.
Ту нимфу, а звали её Эвридикой,
Горячей любовью Орфей полюбил.
Счастливая жизнь их недолгой была.
Ужалена в ногу змеёй ядовитой,
Упала она и тотчас умерла.
И плакал над трупом он, горем убитый.
С утратою этой не мог он смириться,
Солёные слёзы роняя на грудь.
И в мёртвое царство решил опуститься,
Чтоб душу любимой на землю вернуть.
В глубокой и мрачной пещере Тэнара
Нашёл ручеёк он, что тёк в реку Стикс.
Вдоль русла ручья он спустился с кифарой
И берега речки священной достиг.
Растрогал он горестной песней Харона,
И душ перевозчик его перевёз.
Когда песню пел он у царского трона,
Глаза Персефоны блестели от слёз.
И дрогнуло жёсткое сердце владыки.
- Проси всё, что хочешь! - Аид тут сказал.
- На землю со мной отпусти Эвридику!
Она всё равно ведь вернётся назад.
- Пусть тень Эвридики идёт за спиною!
Как выйдешь на свет, так увидишься с ней.
Но помни! Оглянешься раньше - и снова
Вернётся назад она в царство теней!
Он шёл, а бесплотная тень Эвридики
Скользила неслышно. Но - сам виноват! -
Увидев вдали света белого блики,
Забыл уговор он и... глянул назад!...
...Вернулся один он и жил безутешно.
Цари предлагали ему дочерей.
Но он отвергал их и прав был, конечно.
Ведь верен он был Эвридике своей!
Ушёл он в Родопские дикие горы
И пел, и играл там для диких зверей.
И долго во Фракии шли разговоры
О том, что навеки пропал менестрель.
И слухи ходили по древней Европе,
Что жриц подпоив, Вакх расправился с ним,
И телу пристанищем стали Родопы.
Душа же взлетела к прекрасной из нимф.
Ребята, а почему до сих пор волнует история об Орфее и Эвридике? (тема любви)
Все верно, по этой же причине в 18 веке к этой истории обратился австрийский композитор Кристоф Виллибальд Глюк. (слайд). Он написал на сюжет мифа одноименную оперы «Орфей и Эвридика», которая звучит уже более 250 лет. А вы слышали когда-нибудь, как играет флейта? Я предлагаю вам послушать фрагмент музыкального произведения, где звучит этот удивительный звук музыкального инструмента, а вы подумайте и скажите, какими чувствами и каким настроение пронизана музыка.
Первичное прослушивание
Какими чувствами и каким настроением пронизана музыка? Какое впечатление произвела на вас эта музыка? Как вы думаете, какой эпизод мифа «Орфея и Эвиридки» лег в основу этого фрагмента? (слайд) Действительно, данный эпизод описывает состояния Орфея, когда он не выполнил условия Аида и, оглянувшись, увидел Эвридику, но та исчезает.
Скажите, соответствует ли настроение данной картине настроение данному музыкальному фрагменту?
Ребята, я предлагаю вам погрузится в творческий мир и на какое-то мгновение побыть художником или писателем: создайте свое произведение, которое станет впечатлением от услышанного фрагмента оперы. Это может быть рисунок, строчки стихотворения, яркая фраза.
Вторичное прослушивание
В качестве домашнего задания продолжите свою творческую работу.
В музыке существует жанр, характерным признаком которым легли романтические чувства, например, такие, как любовь. Это ноктюрн. Слайд Давайте обратим внимание на слайд и прочитаем, что же такое ноктюрн.
К этому жанру обращались многие композиторы, такие как Сергей Васильевич Рахманинов, Петр Ильич Чайковский, Михаил Иванович Глинка, и другие. (Слайд) Сегодня мы свами послушаем «Ноктюрн» советского композитора Арно Бабаджаняна. Вы внимательно послушайте и скажите, какие черты характерны для ноктюрна как музыкального жанра.
Игра, первичное прослушивание
Беседа
Так какие черты характерны для ноктюрна? Что вы почувствовали, когда послушали эту музыку?
"Ноктюрн" Бабаджаняна увидел свет в 1980 году и первоначально был написан не для вокального исполнения, а как музыкальная пьеса. А 1983 году, уже после смерти композитора, Роберт Рождественский, известный советский поэт» (слайд) написал стихотворение к "Ноктюрну". Я вам предлагаю прослушать фрагмент романса, который исполняет Муслим Магомаев.
Вторичное прослушивание
Много романсов и много песен посвящено теме человеческих взаимоотношений, теме любви. И с одной из них я предлагаю познакомиться и разучить.
Слайд Музыкальное произведение «Милая моя» написал советский автор-исполнитель Юрий Визбор. Давайте послушаем песни в исполнении самого автора, а после послушайте и скажите, о чем же там поется?
Первичное прослушивание
О чем же поется в песне? Каким чувством пропитано музыкальное произведение? Я предлагаю выучить фрагмент этой песни, но для начала нам нужно подготовить свой голосок. Садитесь прямо, руки на колени:
- Бри брэ бра бро бру
- Мы поем, хорошо поем (V III I, V IV III II I)
- Мы перебегали берега, перебегали берега ( I II III IV V IV III II I х2)
Разучивание по фразам
Рефлексия
Ребята, скажите, с каким музыкальным произведением мы познакомились в начале урока? А кто написал оперу «Орфей и Эвридика»? Все верно. А следом мы что прослушали? А кто написал стихи на музыкальное произведение Бабаджаняна? А что появилось первым: музыкальное произведение или стихотворение? Все верно. А какую же песню мы с вами разучивали? А кто автор? Вам понравилось сегодняшний урок? Молодцы!