МБОУ «Бильгадинская ООШ»
Урок музыки в 4 классе
Тема урока
Учитель музыки
Меджидова Т.Ш.
Урок музыки в 4 классе
По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.Сергеевой
Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Цели:
Познакомить детей с понятием «опера».
Познакомить учащихся с творчеством русского композитора М.И.Глинкой.
Познакомить с содержанием Оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.
Учить учащихся внимательно слушать классическую музыку и определять ее характер.
Развивать умение рассуждать о роли музыки в жизни человека.
Воспитание музыкальной культуры.
Оборудование: учебник 4 класс (автор: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина), компьютерное оборудование, портреты композиторов (Л.В. Бетховен, М.И. Глинка), схемы, фонотека, словарь эстетических эмоций, мультимедиа презентация, иллюстрации оперных сцен и декораций.
Музыкальный материал: фрагменты «Патетической сонаты» (Сонаты № 8) – Л.В. Бетховен, фрагменты из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Ход урока:
1.Орг. момент.
Приветствие.
2. Вокально-хоровая работа
Дыхательное упражнение «Ветер» (2-3 раза).
Артикуляция – растянуть губы в улыбке, потом сделать их в трубочку (2-3 раза).
Распевка «Вот иду я вверх, вот иду я вниз», помогая себе рукой.
Вспомнить и исполнить мелодию песни
Повторить слова и исполнить песню без музыкального сопровождения, затем под музыку всем классом, индивидуально.
3.Содержание занятия.
Тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин» М.И Глинки.
Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 году в Петербург, будущий композитор усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 году относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий. Затем появляются собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 году относится первая публикация его сочинений. В 1830-1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. В этот период были созданы первые зрелые произведения, а по возвращении на родину Глинка осуществил заветный замысел национальной героической оперы. Создание "Ивана Сусанина" (1836) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора-"Руслан и Людмила" (1842). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом.
В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет - опера "Двумужница" и симфония "Тарас Бульба" - остались неосуществленными. Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Но в течение года после смерти, по настоянию его сестры, тело было привезено в Россию и захоронено в Санкт-Петербурге.
- Что такое опера?
Опера- музыкально - театральное произведение, содержание которого передается через музыку и пение.
Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера увертюра( антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.
- Кто такой «Иван Сусанин»?
Иван Осипович Сусанин- это реальный человек, крестьянин, совершивший патриотический подвиг в 1613 году. Москва была уже освобождена от польских захватчиков, но их отряды еще находились на русской земле. Один из таких отрядов хотел захватить в плен царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завел поляков в глухой лес и погубив их, погибает при этом сам.
В основу содержания оперы лег этот исторический факт.
Сегодня мы послушаем «Арию Сусанина». Сусанин понимает, что смерть не минуема и уже совсем близка и исполняет свою прощальную песню, в которой прощается со своей Родиной и своей жизнью.
Во время прослушивания определите характер музыки с помощью словаря эстетических эмоций.
-Какая по характеру музыка «Арии Сусанина»?
Заканчивается опера хором «Славься, Русь моя! (слушание)
При прослушивании определите характер музыки.
- Какая музыка по характеру?
- Какое впечатление на вас произвело это произведение?
На прошлом уроке мы познакомились с калмыцкой народной песней «Дурна дун».
- Кто сочинил эту песню?
Слушание. Исполнение.
4.Итог урока.
Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина.
Идею оперы можно выразить словами русского поэта Кондратия Рылеева:
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли?
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!
- В конце оперы ликующий народ на Красной площади в Москве празднует победу над врагом.
Как вы думаете, какую роль сыграл Иван Сусанин в исторических событиях нашей Родины? Как его можно назвать в данном случае?
- В исторических событиях нашей Родины он сыграл главную роль. Его можно назвать героем, патриотом своей страны, защитником Родины.
-: Какие чувства должен испытывать настоящий защитник Родины?
- Любовь к Родине, к красоте природы, которая нас окружает, отвагу и т.д.
- Люди всегда будут помнить подвиги героев нашей страны. Чтобы потомки помнили и не забывали об исторических событиях, поэты, музыканты, скульпторы оставляют после себя произведения искусства.
На следующем уроке мы продолжим наше путешествие в музыкальный театр.
6. Рефлексия
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что было для вас сложным сегодня?
Д/з: наизусть выучить песню «Край, в котором ты живешь».
Всего хорошего, урок закончен!
Выход детей из класса под музыку.
1. Подготовиться к музыкальной «Угадай-ке»