«Будущее принадлежит сварке»
Тема мастер-класса: «Будущее принадлежит сварке»
Совместно с обучающимися Аксайской школы №2 и обучающимися ГБПОУ РО «Аксайский технологический техникум», гр. № 5 третьего курса
Цель мастер класса - практическое выполнение:
Создать условия для профессиональной активности познания учащихся к выбору профессии и вовлечение их в активную работу по развитию способностей и интересов.
Повысить интерес учащихся школ к профессии.
Задачи мастер класса:
конструирование перед участниками мастер - класса своей модели образовательного процесса.
организация диалога по формированию у учащихся интереса к профессии «Сварщик» и обучение участников мастер - класса конкретным профессиональным навыкам возбуждения дуги и наплавки валиков.
демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность учащихся.
оказание помощи участникам мастер класса для активного познания освоения приёмов возбуждения дуги и использования для сварки пластин.
Учебно-методическое обеспечение и ТСО:
презентация;
доска,
карточки,
кроссворд,
викторина;
рабочее место сварщика, инструменты сварщика.
Ожидаемые результаты данного мастер класса:
практическое освоение участниками мастер класса важнейших навыков «возбуждения дуги» школьниками в рамках транслируемого опыта.
понимание участниками мастер класса сути профессии «Сварщик»
активизацию познавательной деятельности участников мастер класса.
представление профессии «Сварщик» профессиональной компетентности участников мастер - класса.
рост мотивации представления уровня понимания участников мастер - класса к формированию представления профессии.
Разряды сварщиков определяются по профессиональным качествам специалиста и по его мастерству.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА
№ п/п | Этап | Деятельность педагога-мастера | Деятельность участников мастер-класса | Результат взаимодействия | Время, мин |
1 | Мотивационный этап | Взаимное приветствие, определение цели, мотивация на мастер-класс, выход на проблему, постановка задачи для учащихся школ | Взаимное приветствие, организация внимания, восприятие информации, осознание проблемы | Организация внимания, настрой на продуктивную работу в течение мастер-класса. Готовность к работе, положительный эмоциональный фон | 5 |
2 | Деятельностный этап | 1.Знакомство с профессией «Сварщик», исторической справкой и организация активной позиции ученика грамотного диалога, находить оптимальные способы общения в решении викторины, кроссворда. 2.Сотрудничество, демонстрация практических приемов. | 1.Активное участие в дискуссии и в диалоге. 2. Умение творчески воспроизвести практические приёмы «возбуждения дуги» для достижения предлагаемого результата деятельности. | Активное обсуждение точек зрения, высокий уровень мотивации к совместной деятельности. Качество продукта Правильно зажигать дугу, так чтобы электрод не прилипал к металлу ( в случае прилипания его к металлу, электрод наклонять то в одну сторону, то в другую) Использовать два приёма «спичкой и впритык ( с отрывом электрода на расстояние от 2-5мм ┴ поднять электрод вверх) Наплавлять валики | 30 |
3 | Рефлексивный этап | Анализ собственной деятельности. Постановка вопросов, подведение итогов. Организовать обратную связь | Правильная оценка собственных действий Осмысление своей деятельности, подведение итогов. | Обобщение на основе анализа. Итог. | 10 |
Ход мастер-класса:
Мотивационный этап.
1. Изложение концептуальных основ собственной системы работы.
Здравствуйте, уважаемые гости! Мы сегодня мастер-класс проводим в мастерских сварщиков в ГБОУ СПО «Аксайский технологический техникум», я, Комаров Евгений Викторович, преподаватель профцикла совместно с обучающимися третьего курса, группой №5.
Скажите. Чем отличается мастер-класс от теории?
- Давайте начнем рассуждать, может кто - то даст нам ответ. И мы, сегодня с вами разрешим эту проблему.
Педагогический процесс в нашем учебном заведении предполагает обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование познавательных интересов и способностей, творческой активности будущего специалиста.
В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Техник – Творец, интеллектуальная личность, человек одаренный. Объектом пристального внимания является развивающая личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
Думаю, что среднее профессиональное образование и есть путь к развитию творческих способностей. Именно в творчестве мы находим взаимопонимание, новые взаимоотношения, сотворчество со студентами по профессии.
Мастер-класс - один из наиболее эффективных современных способов профориентации школьников для обучения профессии «Сварщик». Показать значимость профессии, услышать основы теоретических знаний и показать приемы практических приёмов – всё это возможно, использование методики МАСТЕР-КЛАССА для профоориентационной работы со школьниками, познакомить с сущностью выполнения работ и способов ручной дуговой и газовой сварки и резки металла, раскрыть передовой способ механизированной сварки металла на примере показа приемов работ мастером-инструктором. Использовать опыт студентов техникума на демонстрации приемов зажигания дуги. Я, как преподаватель технологии, начинаю мастер-класс с прямого комментированного показа, игровых приемов и методов работы и должна повысить мотивацию школьников к правильному выбору профессии. (Рассказ сопровождается фотовидео материалами с базовых предприятий города)
Сварка- искусство древнее, но вместе с тем современное. Тема моего диалога «Будущее принадлежит сварке».
Практически ни одно производство например («ООО» «ВВС»), где наши студенты проходят производственную практику не обходится без сварочных работ. Хоть эта профессия не столь популярна сегодня среди молодежи, но потребность в хороших мастерах не уменьшается ни в нашем городе, ни во всей Ростовской области.
Где получить профессию? Обучиться профессии сварщика можно в ГБПОУ РО «Аксайский технологический техникум».
Обучение проводится 2г. 10 мес. на базе 9 классов по профессии 15.01.15 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
Деятельностный этап.
Труд сварщика — это своего рода искусство. В процессе сварки опытный мастер, как скульптор, творит из металла сложные предметы: начиная от системы водоснабжения и заканчивая восстановлением геометрии кузова автомобиля.
Сварщик рабочая специальность, предусматривающая работу на сварочном производстве: промышленные заводы и фабрики; автомастерские; ремонтно-
строительные компании; организации по обеспечению средств коммуникации.
Строительство также не стоит на месте и с каждым днем его темпы только увеличиваются. Поэтому без профессии сварщика, сегодня никак не обойтись. Без услуг сварщика не обойтись не только при строительстве домов, но и во время ремонтных работ в помещениях.
Профессия сварщика довольно многогранна. Специалисту в данной области следует разбираться не только в сплавах и металлах, но также и в электротехнике, знать свойства газов и принципы работы с необходимым оборудованием и агрегатами.
Эта профессия требует высокого уровня ответственности, так как срок эксплуатации всевозможной техники, устойчивость и долговечность строительных конструкций напрямую связаны с качественно выполненной работой сварщика. Именно благодаря сварке металлические элементы будут надежно соединены как при изготовлении новых конструкций, или изделий, так и при ремонте старых элементов.
Для того, чтобы любые сварочные работы проходили с наименьшим риском, необходимо строго соблюдать технику безопасности и хорошо знать санитарные нормы. Любые ошибки или небрежность сварщика ставят под угрозу не только его здоровье, но и безопасность окружающих.
Для совершенствования навыков и роста мастерства в работе сварщика следует перенимать опыт у более знающих и профессиональных коллег, поэтому приглашаем освоить профессию «Сварщик» в наших стенах техникума. Опытные педагоги помогут освоить профессию.
Чтобы узнавать новые технологии и способы сварки, нужно постоянно учиться. А чем больше опыта наберет молодой специалист, тем быстрее он сможет повысить свой разряд, соответственно и зарплата увеличится в разы, порой доходя до 80 тысяч рублей.
Вы наверняка знайте, чем занимается специалист по профессии «Сварщик», не однократно видели по телевизору сварные изделия и конструкций выполненные, сварными соединениями, общались с родителями, сверстниками, и имейте визуальное и теоретическое представление. Современный мир полностью держится на металле. Без него нельзя построить высокие здания, машины, корабли. Металл применяется повсеместно: в быту, в промышленности, в строительстве. Поэтому, специалист по металлу, соединяющий металлические детали в сложные конструкции при помощи электрической сварки, будет нужен всегда. Сварщик — профессия ответственная, почти виртуозная, от качества, работы которого зависит многое — долговечность и устойчивость строительных конструкций, работа и срок службы различной техники.
Вы знайте, что такое сварка? Я вам скажу - это воплощение творчества.
Скажите, как это? Художник пишет кистью, к поэтам и музыкантам приходит муза, а сварщик – это вершина творчества, это властелин металла!
Хочется сказать словами А.М. Горького удивительную фразу: «Надо любить то, что ты делаешь, тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества».
Традиции делать диковинные вещи, очень древняя. Но увиденные изделия не музейные экспонаты. Вы видели, наверное, проходя по коридорам и в кабинетах сварные изделия- как цветники, решетки дверные.
Наши выпускники в 2021-2022 г. Участвовали в Процедуре независимой оценки квалификации (НАКС), совмещённая с итоговой аттестацией выпускников, на площадке материально-технической базы ООО "ГОССп ЮР», х. Камышеваха, Аксайского р-на.
Обучающиеся Толоков Евгений Юрьевич и Придаткин Иван Николаевич подтвердили квалификацию: Сварщик дуговой сварки плавящимся покрытым электродом (2 уровень квалификации). Результат Свидетельство о квалификации.
Наверное, нет такого сварщика, который однажды не почувствовал бы непреодолимое желание сделать что-нибудь необычное, несмотря на то, что сварка ассоциируется у большинства людей с заводским цехом и рабочим в маске. И уж никак не с искусством. Явление художественной сварки уникально. В интернете название этого направления –АРТ-СВАРКА.
А родоначальником АРТ - Сварки, как впрочем, и своего процесса сварки, стал Николай Гаврилович Славянов. Его знаменитый Стакан – «Сэндвич Славянова» можно считать первым сварным Арт - объектом, до сих пор удивляющим мир. Я уверен, что человек, познавший радость творчества, уже не сможет работать по шаблону, - ему будет чего-то не хватать. И он обязательно продолжит творческий поиск, а значит, ощутит и энергию творчества, и счастье своей личной маленькой победы.
Предлагаю вам ответить на кроссворд и викторину.
Приложение 1, 2.
Сейчас творческое задание с моим комментарием вам покажет обучающийся группы № 5 Чумаков Геннадий:
Приемы зажигания дуги и наплавка валиков.
Зажигание (возбуждение) производится двумя способами. При первом способе электрод подводят перпендикулярно к месту начала сварки и после сравнительно легкого прикосновения к изделию отводят вверх на расстояние 2-5 мм.
Второй способ напоминает процесс зажигания спички. При обрыве дуги повторное зажигание ее осуществляется, впереди кратера на основном металле с возвратом к наплавленному металлу для вывода, на поверхность загрязнений, скопившихся в кратере. После этого сварку ведут в нужном направлении.
Применение того или иного способа зажигания дуги зависит от условий сварки и от навыка сварщика.
Положение и перемещение электрода при сварке,
Положение электрода зависит от положения шва в пространстве. Различают следующие положение швов:
нижнее, вертикальное и горизонтальное на вертикальной плоскости,
потолочное, сварку вертикальных швов можно выполнять сверху вниз и снизу вверх.
Рефлексивный этап.
Нам хочется услышать ваше мнение о нашей встрече в сварочных мастерских.
Что нового узнали и почувствовали при выполнении практического задания? Какие новшества познания взяли вы с мастера – класс?
Что заинтересовало вас? Что запомнили? Как вы оценивайте нашу работу? Где работать вам, друзья? Чем заниматься?
Данная встреча не заканчивается, и мы встретимся на классном часе.
Желаю, удачи и творческих успехов в правильном выборе профессии, и мы вас ждем в наших стенах 1-го сентября.
Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?
Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.
Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.
Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.
Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.
Американский психолог Джон Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, обеспечивающую реализацию его ценностей, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.
А сейчас мы хотим раздать Вам буклеты, которые содержат правила выбора профессии.
И завершаем наш мастер-класс такими словами:
Все профессии нужны,
Все профессии важны,
А сварщик работа-
Всех нужней, и всех важней!
Тестирование
Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет:
профессия выбирается раз и навсегда.
выбор профессии зависит от толщины кошелька.
нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
профессия предназначена человеку от рождения.
по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
профессию следует выбирать, уже став взрослым.
чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
психолог – не помощник в выборе профессии.
Список используемой литературы:
В.Г.Лупачев. Ручная дуговая сварка. – Минск. Высшая школа -2010.
Г.Г.Чернышев,В.Б.Мордынский. Справочник молодого электросварщика по ручной сварке – М. Машиностроение – 2012.
Фридман Л. М.. Наглядность и моделирование в обучение .М. « Знание».
Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика// Народное образование. — 2010. — № 6. — С. 182—188.
Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 201—206.
Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов // XIV Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в науке». - Новосибирск, 2012.
Интернет источники:do.gendocs.rufestival.1september.ru
Приложение № 1. Викторина к профессии «Сварщик»
Условием существования электрического тока в газе является наличие … и (наличие заряженных частиц электронов, ионов, в электрическом поле)
Короткое замыкание возникает, если… (меньше внешнее сопротивление)
Отношение напряжения к силе тока это (сопротивление)
Без ног бежит, без огня горит (электричество)
Аппарат для разговора по проводам при помощи электрической энергии (телефон)
В электродвигателе энергия электрического тока превращается …(в механическую)
При увеличении длины проводника его сопротивление …(увеличивается)
Количество электричества, содержащийся в данном теле… (электрический заряд)
Электрический ток в газе (молния, искровой заряд, тлеющий заряд, коронный разряд, электрическая дуга)
Какой химический элемент находится в термометре? (ответ-ртуть)
Элементарная частица, носящая наименьший электрический заряд-это? (ответ-электрон)
Укажите, какой металл относится к чёрным? (ответ-олово; железо; марганец).
Укажите самый тяжёлый и твёрдый металл (цирконий; медь; осмий)
Укажите металл, который обладает магнитными свойствами. (железо, никель, кобальт)
Укажите самый лёгкий цветной металл: (ответ- марганец; магний)
Укажите металл, который будет находиться в жидком состоянии при комнатной температуре (ответ-ртуть)
Температура плавления стали (1200-1500)
Что называют сталью (сплав железа с углеродом и другими элементами)
Какой из легирующих элементов стали увеличивает ее твердость и работоспособность при высоких температурах? (ответ- вольфрам)
Как называется переход металла из твёрдого состояния в жидкое состояние (ответ-кристаллизация, полиморфизм)
Не разъёмные соединения двух и более деталей конструкции (сварное соединение)
Приложение № 2. Кроссворд
Вопросы
Инструмент сварщика, которым выполняет сварку. (электродержатель)
Вид гибкого шланга, подводящий электрический ток к инструменту для закрепления электрода. (кабель)
Вид приспособления, применяемый сварщиком для защиты лица. (маска)
Инструмент применяемый, для зачистки металла. (щетка)
Стекло используемое для защиты глаз сварщика. (светофильтр)
Приложение 3. Практическая работа
Творческое задание №1
Зажечь сварочную дугу и выполнить сварку металла на пластинах толщиной 6-8 мм.
Творческое задание №2
Зажечь сварочное пламя, отрегулировать три зоны и выполнить пламенем сварку
(или наплавку) пластин толщиной 3-5 мм.
.
Творческое задание №3
Зажечь кислородное пламя и выполнить резку на металле 10мм.