СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Металлы,положение в периодической таблице,строение атомов и физические свойства.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАСШИРИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ мЕТАЛЛЫ.ИЗУЧИТЬ ОБЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ

Просмотр содержимого документа
«Тема: Металлы,положение в периодической таблице,строение атомов и физические свойства.»

Урок:9 класс

Металлы,положение в периодической таблице,строение атомов и физические свойства.

Цель урока: расширить и систематизировать знания учащихся по теме: «металлы»

Образовательные : рассмотреть положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов. Изучить общие физические свойства металлов;

Развивающие: совершенствовать умение учащихся самостоятельно получать знания, развивать творческую деятельность при закреплении материала;

воспитывающие: воспитывать интерес к химии;

Оборудование: ПСХЭ, коллекция из образцов различных металлов, схемы, рисунки, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:1. Организационный момент (3мин)

2.Изучение нового материала.

Предложены предметы: гвоздь, лампочка, ложка, зеркало, ножницы, заколка для волос.

Что объединяет все эти предметы?


Слова Георга Агрикола в 1556 г. сказал: « Человек не может обойтись без металлов. Если бы не было металлов,люди волочили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей».


Если вы внимательно посмотрите вокруг,то где вы ни были: дома или в школе, на улице или в транспорте – вы увидите,какое множество металлов трудится вокруг нас и для нас. Нажали кнопку звонка – и звонкая медь отозвалась своим голосом, повернули выключатель на стене и тончайшая пружина из вольфрама наполнила комнату светом. Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов. А было время, когда человек применял намного меньше металлов так, как их еще только открывали. Вот о тех временах мы и немного поговорим. Слушаем сообщения.

1. век медный 2.век бронзовый

3.век железный.

Итак,мы сегодня будем говорить о металлах.

Тема : Положение металлов в периодической системе,строение их атомов и физические свойства.( запись в тетрадь)


Как вам уже известно из курса химии 8 класса, хим. элементы делят на 2 группы: металлы и неметаллы. Из 109 элементов 88 это ме и 21 неме. Как в таблице обозначены МЕ. и неме.?

В Периодической системе Менделеева каждый период, кроме первого ( он включает в себя два элемента — неметалла – водород и гелий ), начинается с активного химического элемента-металла. Эти начальные элементы образуют главную подгруппу 1 группы и называются щелочными металлами. Свое название они получили от названия соответствующих им гидроксидов, хорошо растворимых в воде, – щелочей.

Атомы щелочных металлов содержат на внешнем энергетическом уровне только один электрон, который они легко отдают при хим-их реакциях, поэтому являются восстановителями. ( схема литий) Так как сверху вниз метал. свойства увеличиваются, значит и восстановительные свойства щелочных металлов усиливаются от лития к францию.

Следующие за щелочными металлами элементы, составляющие главную подгруппу 2-ой группы, также являются типичными металлами, обладающими сильной восстановительной способностью ( их атомы содержат на внешнем уровне два электрона).(схема кальций). Из этих металлов кальций, стронций, барий и радий называют щелочноземельными металлами. Такое название эти металлы получили потому, что их оксиды, которые алхимики называли «землями», при растворении в воде образуют щелочи.

К металлам относятся и элементы главной подгруппы 3-ей группы, исключая бор.(схема алюминий)

По таблице определите МЕ в следующих группах: напомните как в таблице определить МЕ?( по цвету)

Из элементов главных подгрупп следующих групп к металлам относят: в 4-ой группе германий, олово, свинец ( первые два элемента – углерод и кремний – неметаллы), в 5-ой группе сурьма и висмут ( первые три элемента-- неметаллы), в 6-ой группе только последний элемент – полоний – явно выраженный металл.

В главных подгруппах 7 и 8 групп все элементы – типичные неметаллы.

Что касается элементов побочных подгрупп, то все они металлы.

Таким образом, условная граница между элементами – металлами и элементами – неметаллами проходит по диагонали бор – астат. МЕ сосредоточены в левом нижнем углу.

Атомы металлов имеют сравнительно большие размеры ( радиусы), поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны.( пример с родственниками двоюродные и троюродные. С какими из них общаетесь чаще? Конечно с двоюродными. Так и у МЕ. Ближние электроны притягиваются сильнее к ядру, а дальние слабее, вот они и легко отрываются. ( показать строение атомов на примере лития, калия, бария).

Отсюда вытекает самое характерное химическое свойство всех металлов – их восстановительная способность, т.е. Способность атомов легко отдавать внешние электроны, превращаясь в положительные ионы. ( схема). Металлы не могут быть окислителями,то есть атомы металлов не могут присоединять к себе электроны.

Вывод ( в тетрадях): 1. небольшое число электронов на последнем энергетическом уровне (1-3);

2. большой атомный радиус (т.к металлы расположены в начале периодов)

3. металлы восстановители.( запись на доске)


Особенности кристаллической металлической решетки и мет. связи. Физические свойства металлов.



Дана схема мет. решетки:

что находится в узлах этой решетки?

(в узлах металлической решетки располагаются атомы и по- положительные ионы металлов, связанные посредством об- обобществленных внешних электронов, которые принадлежат всему кристаллу.

Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.

Демонстрируете коллекцию металлов. Образцы некоторых металлов можно выдать на столы учащимся: железо, свинец, алюминий, цинк. На стол щелочные ме и ЩЗМ. Вывесить на стене плакаты по кристаллическим решеткам металлов, диаграммы электропроводности, температур плавления и любых других физических свойств металлов.

Учащиеся отмечают общие физические свойства металлов: металлический блеск, высокая электро- и теплопроводность, твердость, пластичность. (записать свойства в тетрадь) Начнем по порядку:

1. Что такое пластичность? (найти в учебнике ответ стр 26).

Способность расплющиваться от удара или вытягиваться в проволоку под действием силы составляет основное свойство МЕ.( пример: алюминивая фольга,проволока алюм. И медная ).

А чем обусловлено это свойство? (найдите в учебнике ответ стр. 26)

2.Высокая электрическая проводимость МЕ обусловлена присутствием в их кристаллических решетках подвижных электронов, которые направленно перемещаются под действием электрического поля.

Как вы думаете какие МЕ хорошо проводят электрический ток? ( лучшие серебро, медь,алюминий; худшие марганец, ртуть).

  1. теплопроводность МЕ которая, тоже вывана высокой подвижностью свободных электронов.

Где мы можем наблюдать это свойство МЕ? (кастрюля алюминиевая и керамическая).

  1. Металлический блеск - МЕ хорошо отражают от своей поверхности световые лучи.

Какие МЕ блестят? (алюминий, ртуть) но в виде порошка теряют блеск, имея серую или черную окраску (железо, марганец) показать!

  1. Цвет МЕ какой? В основном серебристый или белый.

А почему золото и медь желтого цвета?(стр 27 2 абзац найти ответ).

Есть еще свойства, характерные для МЕ,которые тоже представляет интерес для промышленности:

1. твердость (самый — хром, мягкие — ЩЕ режутся ножом) показать!

2. плотность делятся на: легкие (плотность меньше5 это ЩЕ,ЩЗМ, алюминий);

тяжелые (больше5 осмий).

3.Если металл плавится ниже 1000 гр.С, его называют легкоплавким, если выше, называют тугоплавким. Цезий плавится в руках температура 29 гр.; тугоплавкий вольфрам температура 3390 гр.; используется в лампах при изготовлении нитей накаливания.

На партах есть рисунок лампы, там не только вольфрам, но и другие Ме.

Подумайте и скажите: почему именно эти МЕ используются для изготовления ламп?( 3мин) собрать!


4. Все металлы при обычных условиях являются твердыми веществами ( благодаря свободным электронам, которые связывают все атомы и ионы в единое целое), кроме ртути.

Таким образом на уроке :( 2 мин.)

1. рассмотрели положение МЕ в таблице, на основе строения их атомов сделали вывод о том, что МЕ восстановители, отдают электроны.

2. на примерах изучили физические свойства МЕ.

3. оценивание учащихся


3. Закрепление.


  1. на столах задание: (3мин.) работа в парах. 1 человек к доске. Собрать!

  • самый пластичный

  • самый электропроводный

  • самый теплопроводный

  • самый твердый

  • самый легкий

  • самый тяжелый

  • самый жидкий

  • самый тугоплавкий

  • самый легкоплавкий

  • самый мягкий

2. стр 28 упр. 5

  1. Викторина . «Немного о металлах»

1. Что означает выражение «металл, принесенный в жертву «рыжему дьяволу»?»( ржавчина)

2. Какой металл назвали « металлом консервной банки»?(олово)

3. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно — кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковые, но вот посуда разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров?( серебро)

  1. Почему говорят « быстрый как ртуть?»( ртуть жидкий металл при комнатной температуре)

  2. Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название хим. элемента 1 группы?(медведь – медь)


4. Рефлексия.

Анкета или карточки. (как вы оцениваете свою работу на уроке?)

Треугольник – 3

квадрат – 4

пятиугольник – 5. круг – 2.