Тема: «Музыка «лёгкая» и «серьёзная».
Чудесный танец: Вальс
Цель:
Раскрыть особенности «легкой» и «серьёзной» музыке в жанре танца.
Углубление темы на примере творчества И.Штрауса, М.И. Глинки.
Задачи:
познакомить с историей развития танца, возникновения вальса;
подчеркнуть роль ритма в танцевальной музыке, зависимость танца
от времени и моды;
расширять кругозор учащихся в области биографических сведений о композиторах; закрепление особенностей их стилей.
- Образовательные:
1.Дать знания о «лёгкой» и «серьёзной» музыке в танцевальном жанре.
2.Создать условия для определения характера и жанра «легкой» и «серьёзной» танцевальной музыки, сравнения типа, формы, характера, образа музыки, нахождения отличий.
3.Формировать навыки выразительного исполнения.
-Развивающие:
1.Развивать музыкальный вкус, слух, память, восприятие, мышление; познавательный интерес уч-ся; умение анализировать, сравнивать, обобщать;
навыки вокально-хоровой работы .
2.Развивать умение объективно оценивать себя и своих одноклассников.
-Воспитательные:
1.Создать условия для эмоционального раскрытия личности детей.
2.Воспитывать интерес к музыке, художественный вкус учащихся, потребности к общению искусством.
3. обогащать духовный мир уч-ся.
Музыкальный материал:
«Журавлиная песня» К.Молчанов
«Вальс о вальсе» Э.Колмановский
«Вальс на голубом Дунае» И.Штраус
«Вальс – фантазия» М.И.Глинка
«Вальс расставания» Я.Френкель
Музыкальный материал
для викторины:
И.Бах «Токката-фуга» ре минор
Л.Бетховен «Соната №14» 1 часть
И.Штраус «Полька Пиццикато»
В.Лобос «Ария из сюиты№3»
Д.Шостакович «Романс»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Портреты И. Штрауса, М.И.Глинки.
Таблица-сравнение.
Таблица «Музыкальная викторина».
Эпиграфы о музыке.
Тексты песен.
План – конспект.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ + ЗАКРЕКЛЕНИЕ
- Здравствуйте, ребята!
Мы продолжаем знакомство с темой четверти Музыка «лёгкая» и «серьёзная».
Для начала подготовим наш голосовой аппарат к пению.(Упражнения - распевки.)
Исполнение хором «Журавлиная песня» К.Молчанов
-Какая главная мысль этой песни? К какому типу музыки она относится? Почему?
-Музыка стала сегодня популярным и востребованным искусством. Почему?
И какой музыки больше отдают предпочтение: «лёгкой» или «серьёзной»?
Для чего нужна «лёгкая» и «серьёзная» музыка в наше время?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
Между легкой и серьезной музыкой нет «китайской» стены непонимания. Музыка делится не столько на серьезную и легкую, сколько на талантливую и бездарную. Это два потока одной могучей и широкой реки.
«Серьезная музыка, глубоко понятая и прочувствованная, делает человека лучше, вселяет в него новые силы, оптимизм, помогает бороться с трудностями. Обидно за людей, которые не понимают и не хотят понимать серьезной музыки и тем самым обедняют свою жизнь» Д.Б.Кабалевский.
Если в легкой музыке содержание лежит, так сказать, на поверхности, то для того чтобы понять серьезную классическую музыку, надо эмоционально слиться с ней, уметь слушать внимательно.
Легкая музыка, легка по содержанию и легка по восприятию, это важно, так как серьезные, глубокие по содержанию произведения не вполне доступны.
Отличия | Серьёзная музыка | Лёгкая музыка |
Главное | Мелодия и гармония | Ритм |
Формы | Крупные и малые | Малые |
Образ | Динамичен, постоянно развивается | Статичен, постоянен |
Логика | Собственная | Отсутствует |
Восприятие | Углублённость. Трудность | Поверхностность. Доступность |
Место исполнения | Концертный зал, филармония, театр | Дискотека, вечеринка |
Влияние | Заставляет человека обратиться внутрь себя, размышлять, анализировать | Помогает расслабиться, отвлечься, отдохнуть |
| Поднимает слушателя, возвышает, облагораживает | Спускается к человеку |
Задачи | Ставит самостоятельные задачи, не служит фоном | Служит фоном, украшением ситуации |
Приобщение | К вечным идеалам, ценностям жизни | К жизни |
Общие требования | Сочинение и исполнение требует высокого мастерства, художественного вкуса, серьёзного отношения |
Сейчас мы проведем музыкальную викторину. Вы должны послушать и определить композитора, название произведения и указать к какому типу музыки оно относится (таблица).
1. И.Бах «Токката-фуга» ре минор - серьёзная
2. Л.Бетховен «Соната №14» 1 часть - серьёзная
3. И.Штраус «Полька Пиццикато» - лёгкая
4. В.Лобос «Ария из сюиты№3» - серьёзная
5. Д.Шостакович «Романс» - легкая
Взаимная проверка учащихся по количеству правильных ответов:
5 ответов – «5»; 4 – «4» и т.д.- сравнение по таблице «Викторина».
2.НОВАЯ ТЕМА.
Вокально–хоровая работа:
Теперь, ребята, исполним песню «Вальс расставаний», и определим, что объединяет её с песней, исполненной в начале урока «Журавлиная песня»?
( школьная тема, школьный вальс, интонация грусти)
ИСПОЛНЕНИЕ
К какому жанру можно отнести эти произведения?- Танец.
Что это за танец? – Вальс.
Попробуйте определить тему нашего урока
«Музыка «лёгкая» и «серьёзная». Чудесный танец: Вальс
Сегодня мы попробуем раскрыть особенности «легкой» и «серьёзной» музыке в жанре танца.
А что такое танец?
Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.
С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку. Танец — это огромный мир, чтобы его покорить, надо иметь терпение.
Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
О каком танце идёт речь?
Парный бальный танец, в основе которого лежат народные танцы Австрии, Германии и Чехии.
Одним из его предшественников был австрийский танец лендлер.
Со временем «провинциальный» лендлер приобрёл грациозность, утончённость.
Родился в Австрии мой дед,
Я тоже там увидел свет,
А вскоре полюбил весь мир
Моих мелодий нежный вихрь.
Сейчас я закружу и вас -
Чтобы узнали танец – ВАЛЬС
Рассказ учителя и учеников: ЗВУЧИТ ВАЛЬС «Сказки венского леса»
Сегодня три страны спорят за право считаться родиной вальса.
Вернее в трех странах существовали танцы, похожие на вальс.
Во Франции это был танец вольт (от слова voltare-поворачивать). Его танцевали парами, с поворотом одного танцующего вокруг другого.
В Чехии танец фуриант (франт, гордец). Парень, подражая богатому франту, гордо обходил круг, выбирал себе партнершу, обнимал ее за талию и начинал кружиться.
ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer), бальный танец в трехдольном размере.
В 70-х гг. 18 в. вальс — южногерманский крестьянский танец (то же, что лендлер).
Была у этого танца и немецкая разновидность. Когда он дошел до австрийской столицы Вены, ее жители пренебрежительно назвали его «Ландль»,что означало «провинциал», «деревенщина». Ну что это за танец! Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те дружно вскрикивают! Вот если его танцевть помягче, плавнее… И сельский танец переступил пороги дворцов. Только сменил название, он стал вальсом. Но откуда взялось это название? Может оно благороднее предыдущего?
Есть такое приспособление – вальцы, между которыми плющат и прокатывают металлические пластинки. Эти два валика всё время крутятся и втягивают своим вращением металлическую ленту. Не так ли втягивает в кружение музыка танца? Вот и назвали новый танец «Вальцен»– «крутящийся», «вращающийся». Ещё в начале 19 века его преследовали. В Вене разрешалось его танцевать только 10 минут, т.к. завсегдатаи салонов посчитали его неприличным. Кавалер при всех держит даму за талию! Как такое можно терпеть долго! В России Павел первый издал «Указ, запрещающий пляску вальсеном именуемую». Но вальс уже нельзя было останавить. Но по-настоящему он стал знаменит, когда на него обратили внимание талантливые композиторы.
- Кто является королём вальса? – Иоганн Штраус.
С начала 19 века он завоевал популярность во всех слоях европейского общества (особенно т. н. венский вальс, связанный с именами Иоганна Штрауса-отца и Иоганна Штрауса-сына).
ЗВУЧИТ ВАЛЬС «На голубом Дунае».
Именно Штраус-отец ввёл вальс, или как его ещё называли «Музыку для ног», в сферу большого искусства.
Никто не думал, что сын трактирщика Франса станет королём.
Первые свои вальсы он сочинил, когда начал играть в одном из небольших танцевальных оркестров в Вене. Мелодичные, воздушные вальсы особенно полюбились жителям Вены. Слава Иоганна росла. Никто никогда и нигде не танцевал так, как под музыку Штрауса.
Вальс не только развлекал и веселил публику. Он спасал венцев, когда в город пришло несчастье– страшная эпидемия холеры. Музыка сильнее смерти – пели ночи напролёт скрипки, подчиняясь взмахом смычка мужественного Штрауса. Он выходил к согражданам со своими вальсами и вселял в людей бодрость, надежду и жизнестойкость. Вот так сын трактирщика стал королём вальса. И его «престол» перешёл по наследству к сыну– Иоганну Штраусу– младшему. Мальчика хотели учить самой серьёзной и строгой музыке, но сын пойдёт по стопам отца. Имя Штрауса младшего известно всему миру. А его вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса», «Весенние голоса» знают и любят люди всей планеты.
Мы сейчас послушаем один из них и поговорим о характере музыки, к легкой или серьезной ее можно отнести и с помощью каких средств муз. выразительности был создан музыкальный образ?
ЗВУЧИТ Вальс на голубом Дунае.
- Какое произведение сейчас звучит? – Вальс на голубом Дунае.
Учитель: Характер?
Дети: танцевальный, светлый, изящный ….
Учитель: Какими средствами пользовался композитор для его передачи?
Дети: Протяжная выразительная мелодия, тембр и конечно размер.
Учитель: К легкой или серьезной музыке можно отнести, почему?
Дети: К легкой. Это добрая, приятная на слух музыка, способная развлечь. Она не несет в себе серьезного содержания, не заставляет задуматься.
Учитель: А означает ли легкая – значит плохая?
(подвести детей к выводу, что музыка необходима всякая, но она должна быть качественной и иметь смысл, а иначе это просто набор звуков.)
Учитель: Постепенно, благодаря композиторам, вальс перестал быть только музыкой для танцев, его стали слушать и даже петь. Есть очень много песен, написанных в ритме вальса.
Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ. Многие выдающиеся композиторы в своих творениях обращались к жанру вальса- музыке на все времена.
В XIX веке в условиях бурного расцвета начала развиваться “легкая” музыка, одним из главных признаков которой является ритм. Из всех видов музыкального искусства танцевальная музыка непосредственным образом была связана с бытом и подвержена влиянию моды. Именно танцевальная музыка отражает облик композиторов той эпохи: манерой исполнения, эмоциональностью и модными мелодиями.
Танцевальная музыка проникала во многие произведения крупной формы: оперы, симфонии, балеты.
_ Кто является солнцем русской классической музыки, её основателем? – М.И.Глинка.
Сегодня мы познакомимся с его произведением «Вальс – фантазия», и попробуем определить, “легкая” или “серьезная” эта музыка.
ЗВУЧИТ «ВАЛЬС-ФАНТАЗИЯ» М.И.ГЛИНКИ.
– Какие ощущения вы испытали, когда слушали?
– Какая группа инструментов исполняла вальс?
– Музыка легкая или серьезная?
– Какие ассоциации она у вас вызвала?
Певучая и гибкая мелодия, легкий и причудливый ритм передает прелестный облик девушки, её воздушную походку, легкие и быстрые движения. Это музыкальный портрет – прекрасный и хрупкий образ юности. Это страстный призыв любви.
История создания «Вальса-фантазии» весьма симптоматична: молодой Глинка познакомился с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн, которой посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье». И, как будто следуя по стопам великого поэта, Глинка создал собственное «чудное мгновенье», Вальс-фантазию для фортепиано, впоследствии им же самим оркестрованную. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах. На балу произошло решающее объяснение Онегина и Ленского, на балу Онегин вновь встретил Татьяну, и на балах зарождалась любовь Наташи и Андрея Болконского, Анны Карениной и Вронского.
Вальс-фантазия, как и указано в названии, это больше чем вальс и больше чем танец. Это фантазия о любви, лирическая поэма. В основной теме вальса борются два начала, две возможности. Первая – возможность утраты, связанная с минором, ниспадающим характером мелодии, ее надломленной меланхолией. Вторая возможность – явная полетность, воздушность, изысканность мелодического рисунка, которая ассоциируется с образом сильфиды, нездешнего сказочного существа, обещающего неземное блаженство. Музыка «Вальса-фантазии» как бы колеблется между полюсом надежды и полюсом печали. Порой она скользит и порхает, поражая изяществом пируэтов и ажурностью линий. Иногда же она словно вздыбливается, сжимается и становится похожа на страдальческую, исполненную тоски музыку. И тема печали побеждает, грозный вихрь уносит музыку «Вальса-фантазии», оставляя надежды несбывшимися и сердце разбитым, любовь столь прекрасная, столь далекая от всего земного, могла лишь нанести сердечную рану, но расцвести она не могла.
«Вальс-фантазия» М.И.Глинки - это разворачивающаяся драма. Это фантазия о любви, лирическая поэма, полная искреннего вдохновения.
Мы разучили песню Э.Колмановского «Вальс о вальсе», которая является примером песни в жанре вальса и раскрывает историю и значение вальса в нашей жизни.
Исполнение песни “Вальс о вальсе” Э.Колмановского.
– Какое впечатление произвела на вас песня?
– Какие чувства и мысли передает?
– “Легкая" или “серьезная” песня?
3.Обобщение и повторение.
(звучит Вальс –фантазия М.И.Глинки
Учащиеся высказывают мнение о том, к какому жанру к «лёгкому» или «серьёзному» можно отнести вальс? Почему? Что характерно для серьёзной музыки?
Вывод: Вальсы могут относиться и к «лёгкой» и к «серьёзной» музыке. В танцевальных интонациях могут быть воплощены различные чувства.
Итог урока - оценки. Музыка необходима человеку и «лёгкая» и «серьёзная» в равных пропорциях. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать лёгкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьёзную музыку. Ведь человеку необходима разная музыка, отражающая нашу жизнь во всём её многообразии. И надо уметь отличать хорошую музыку (как лёгкую, так и серьёзную) от подделки. А для этого и надо развивать слушательскую культуру.
С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.
В лучших образцах “легкой” музыки “легкость” означает не “легковесность”, а доступность для восприятия. Обращаясь к жанрам бытовой музыки, великие композиторы оставались настоящими, требовательными к себе художниками. Они никогда не изменяли хорошему вкусу и воспитывали его в своих слушателях. Вот почему произведения классиков до сих пор не теряют своей свежести и привлекательности в отличие от многих песенок и танцев, которые, как всякая мода, очень быстро “стареют”, надоедают и начинают казаться нелепыми и смешными.
- Кто же все-таки является подлинным любителем музыки?
Конечно, тот, чьи интересы наиболее широки, кто видит в музыке не только средство развлечения и приятного отдыха, но великое и прекрасное искусство, обладающее могучей силой воздействия, кто стремится глубже проникнуть в это искусство, понять его богатый и выразительный язык.
7