Тема «О мальчиках и девочках»
Занятие в подготовительной группе.
Программное содержание:
Создать эмоционально приятную атмосферу в группе, формировать представления о сходстве и различиях мальчиков и девочек, учить культуре общения мальчиков и девочек.
Воспитывать желание мальчиков заботливо относиться к девочкам.
Развитие навыков коммуникации в играх, совместной деятельности (беседе, театрализованных этюдах, рисовании).
Формирование связной, аргументированной речи при использовании сложноподчинённых предложений; развитие форм диалогической речи.
Расширение активного словаря за счёт слов благодарности (спасибо, желаю счастья и здоровья, благодарю, я рада с тобой дружить, проходи, я уступаю тебе…, играй моей игрушкой, мне не жалко и т.п.)
Оборудование:
Картинный материал для проведения бесед, игр, упражнений «Формирование навыков общения и этических представлений у детей». Т.А.Ткаченко. М.2008.
Материалы по изодеятельности.
![]()
Ход занятия
Упражнение «Волшебный клубочек».
Педагог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковый вариант его имени. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдёт очередь до взрослого.
Беседа «Наши отношения».
Цель: учить культуре общения мальчиков и девочек.
Мальчики должны быть внимательными и предупредительными по отношению к девочкам:
Должны уметь подать пальто или куртку;
Пропустить впереди себя в дверях; Уступить место, стул.
Мальчики должны помогать девочкам в затруднительных положениях:
Помогать перейти скользкое место или лужу. Защищать, если кто обидит.
Помогать собирать игрушки. Помогать донести тяжёлые вещи.
Девочки должны:
Уметь принимать помощь мальчиков, благодарить или вежливо отказаться.
В общении не должны быть вредными или ябедничать.
Помогать собирать игрушки мальчикам, вытирать пыль, убираться в комнате. Помогать следить за одеждой и внешним видом мальчиков.
Дидактическая игра «Защитники девочек»
Цель: формировать представления о сходстве и различиях мальчиков и девочек. Воспитывать желание заботливо относиться к девочкам.
Педагог рассматривает картинки с ситуациями общения мальчиков и девочек. Беседует, чем похожи и различаются они, почему мальчики сильнее девочек. Что значит защищать? Не драться, а помочь, если девочка упала, донести тяжёлое, пропустить в дверях, уступить место и т.п. Упражнение на закрепление. Выходят мальчики и девочки и показывают действия, изображённые на картинках.
Мальчики и девочки – все у нас равны.
Только помнить мальчики об одном должны:
Девочки слабее их, могут и пищать,
И должны их мальчики храбро защищать.
Отгадаете загадки.
У неё косички,
Длинные реснички,
Юбочка с воланами,
Платьице с карманами.
Кто же это: белочка,
Мальчик или девочка? (Девочка).
Этюд «Тяжёлая сумка»
Мама идёт из магазина домой. Сын догоняет её, предлагает нести тяжёлую сумку.
Выразительные движения: голова решительно поднята, руки полусогнуты в локтях и опущены вниз, твёрдая походка.
Этюд «Новые игрушки»
Ведущий предлагает детям послушать рассказ про то, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Серёже – новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит весёлая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.
Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют под музыку.
Игра «Лужа»
Цель: развитие общения мальчиков и девочек, заботливое отношение к девочкам.
Дети сидят в круге. Педагог, обходя их, говорит: «Иду, иду, дружка себе найду!». Останавливаясь перед ребёнком, спрашивает: «Хочешь играть со мной? Тогда пойдём вместе». Берёт ребёнка за руку и идут вместе к другому: «Идём, идём, дружка себе найдём!», постепенно собирая всех в цепочку и замыкая круг, беря последнего ребёнка за руку. Дети ведут хоровод, приседая с последним словом.
Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружися на лугу.
Опускают голову, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой. С последним словом поворачиваются спиной к луже:
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда так беда!
Делают несколько прыжков от центра:
Прыг-скок, Прыг-скок!
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!
Дети приседают, «попадают в лужу».
Мальчики быстро вскакивают с пола, помогают девочкам подняться. Девочки грациозно приседают, благодарят.
Рисование «Мальчики-девочки»
Цель: развитие творческой фантазии, закреплять навык характерных признаков мальчиков и девочек, общение в коллективе.
Чтение стихотворение С.Маршака «О мальчиках и девочках»:
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из улиток, ракушек
И зелёных лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных
И сластей всевозможных.
Вот из этого сделаны девочки!
Из чего только сделаны парни?
Из чего только сделаны парни?
Из насмешек, угроз,
Крокодиловых слез.
Вот из этого сделаны парни!
Из чего только сделаны барышни?
Из чего только сделаны барышни?
Из булавок, иголок,
Из тесёмок, наколок.
Вот из этого сделаны барышни!
Педагог предлагает детям пофантазировать и нарисовать мальчиков и девочек в виде конфет, игрушек и того, что они любят.
В конце дети обсуждают рисунки и дарят друг другу.
Ритуал прощания «Солнечные лучики»
Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.