Урок - практикум в 8 классе
Тема: «Обобщение и систематизация по теме «Односоставные предложения» (на материале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Цели и задачи урока:
1)обобщить изученный материал об односоставных предложениях;
2)закрепить умения различать виды односоставных предложений
в тексте и определять способы выражения сказуемого и подлежащего, составлять предложения заданного типа;
3)пробудить интерес к личности Н. В. Гоголя и его комедии «Ревизор»
Оборудование: 1) высказывание А. И Герцена о Н. В. Гоголе; 2) таблица «Виды односоставных предложений»3) распечатанный текст для анализа; 4) проверочный тест по теме; 5) сигнальные карточки с цифрами от 1 до 5.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня наш урок я хотела бы начать со слов А. И. Герцена (слайд с высказыванием проецируется на доску)
«Никто и никогда, до него не читал такого полного курса патологической анатомии русского чиновника. Ему хотелось проникнуть в самые сокровенные изгибы нечистой и злобной души»
- Скажите о ком речь?
- Да, эти слова – отзыв о Н. В. Гоголе и его комедии «Ревизор». Используя фрагменты текста комедии «Ревизор» и исследуя её язык, сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученное по теме «Односоставные предложения»
-Запишите высказывание А. И. Герцена в тетрадь, найдите в нем односоставное предложение и определите его вид.
2. А. Интерактивный словарный диктант. Мобильный класс.
Самопроверка. Оценочный лист.
Ребята, работая над диктантом, какие темы вспомнили?
Б. Работа в парах. Создание алгоритма. Защита алгоритма у доски. Самооценка.
3. Проверка домашнего задания.
Индивидуальная- парная работа Ученик приведет примеры различных групп односоставных предложений, подобранных из текста комедии «Ревизор» (предложения проецируются на экран). Идет анализ предложений.
Работа с оценочным листом.
Для чего автор использует в комедии односоставные предложения?
(Драматические произведения отличаются от других видов литературы в первую очередь тем, что они предназначены для постановки на сцене. Они состоят из диалогов и монологов персонажей, а в них и используются чаще всего односоставные предложения. Писатель характеризует героя в драматическом произведении только через поступки и речь. Поэтому мы так внимательно следили за речью всех персонажей, но в первую очередь за речью Городничего и Хлестакова, следили за тем, как меняется их речь в зависимости от ситуации и какие односоставные предложения использует при этом автор. Сегодня мы обобщим свои наблюдения)
4. Анализ текста. (Заранее распечатанный текст раздается учащимся).
Н. В. Гоголь о театре.
Бросьте долгий взгляд во всю длину и ширину животрепещущего населения нашей раздольной страны! Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон. На сцену их! Пусть видит их весь народ! Пусть посмеётся им! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха…
Если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действительно достойно осмеяния! В «Ревизоре» я решил собрать в кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем. Но это произвело потрясающее действие.
Определите основную мысль текста.
Можно ли сказать, что Гоголь современен?
К какому стилю речи можно отнести этот текст? Докажите.
Все ли слова в этом тексте вам понятны? Плевелы – это что? Можете ли вы без словаря объяснить значение этого слова? (Сорная полевая трава, растущая среди хлебных злаков)
Этимологическая страничка (По Н. М. Шанскому) Плевел – сорняк. заимств. из ст.-сл. языка, образовано при помощи суффикса – ель от пьлева – «сорняк, мякина»
Найдите в тексте односоставные предложения, запишите их в тетрадь, подчеркните грамматические основы, определите тип односоставных предложений.
Сделайте синтаксический разбор выделенного курсивом предложения.
5. Тест по теме «Односоставные предложения»
1 вариант
1. Определите тип предложения: Все, как мухи, выздоравливают.
А. односоставное
Б. двусоставное
2. Найти среди данных предложений односоставное.
А.Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия.
Б.В эти две недели высечена унтер-офицерская жена!
В.У вас там, в передней, сторожа завели гусей с маленькими гусёнками.
3.Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения – это…
А. односоставные предложения, в которых сказуемое стоит в форме 1 и 2 лица ед. и мн. числа.
Б. предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме з-его лица множественного числа настоящего(будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени.
В.предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.
4. Какая схема соответствует предложению: Больным велено габерсуп давать, а у меня по всем коридорам несет такая капуста!
А.[двусост.], а [ двусост.]
Б. [безл.], а [двусост.]
В. [определенно-личное], а [двусост.]
5. Определите тип предложения: Смотри, не по чину берёшь!
А. неопределенно-личное
Б. определенно-личное
В. безличное
2 вариант
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
А. Лучше я употреблю это время на пользу государственную.
Б. Начальство имеет тонкие виды на наш уезд.
В. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.
2. Определите тип предложения: Ещё умный человек!
А. односоставное
Б. двусоставное
3.Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения – это…
А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывает на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)
Б. односоставные предложения
В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи
4. Какая схема соответствует предложению: Спешу уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд.
А.[двусост.], союз [ двусост.]
Б. [безл.], союз [двусост.]
В. [определенно-личное], союз [двусост.]
5. Определите тип предложения: Не будет ли угодно Вам осмотреть богоугодные заведения!
А. неопределенно-личное
Б. определенно-личное
В. безличное
6. Подведение итога урока. Выставление оценок.
Синквейн
Предложение
Простое, односоставное