СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Образная реализация портрета героя «внутреннее через внешнее» (на примере романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Образная реализация портрета героя «внутреннее через внешнее» (на примере романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)»

Министерство образования и науки РБ

Еравнинский район

МАОУ «Исингинская средняя общеобразовательная школа»

Республиканская научно-практическая конференция по гуманитарным дисциплинам

«Мелодия души», посвященной памяти директора Бурятской гимназии №29

Жаргалмы Будэжаповны Сультимовой.













Направление: Литература 19-20 века


Тема: Образная реализация портрета героя
«внутреннее через внешнее»

(на примере романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
















Автор: Будацыренов Алдар, ученик 9 класса

МАОУ «Исингинская сош» Еравнинского района

Руководитель: Будацыренова Гэрэлма Гунгаевна,

учитель русского языка и литературы









г.Улан-Удэ, 2016

Оглавление

  1. Введение.

  2. Образная реализация портрета героя «внутреннее через внешнее» (на примере образа Емельяна Пугачева из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

    1. Портрет как внешний вид.

    2. Описание характера героя.

    3. Речь героя.

    4. Поступки героя.

  1. Заключение.

  2. Список литературы.

































Введение

А.С. Пушкин известен не только как талантливый поэт, но и как великолепный прозаик. Его проза может быть небольшого объема, но при этом глубока и наполнена уникальностью автора. Такова "Капитанская дочка".

 Роман «Капитанская дочка» на первый взгляд напоминает исторический роман. Однако "Капитанская дочка" больше, чем просто исторический роман. Здесь мы можем увидеть и элементы воспитательного (или нравоучительного) романа.

Это отразилось и на приемах изображения его героев.
Предмет исследования – особенности портретного изображения в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Объектом исследования данной работы является реализация портретного изображения Емельяна Пугачева.

Цель данной работы – раскрыть образную реализацию портрета героя «внутреннее через внешнее».

Методы: поисковый, описательный, сравнительно – сопоставительный, анализ и обобщение собранного материала.

Актуальность темы работы - основной характеристикой для всех персонажей является то, как они решают проблему нравственного выбора, которая встает перед каждым без исключения. Герои изображены в основном не в бытовых сценах (хотя таковые тоже имеются), а в сложный критический момент своей жизни, как бы на пике напряжения. И здесь-то как раз и проявляются истинные нравственные ориентиры человека, что во все времена были актуальны.














2. Образная реализация портрета героя «внутреннее через внешнее»

(на примере образа Емельяна Пугачева из романа «Капитанская дочка»)

Специфика литературного портрета заключается в том, что недостаточно показать человека в одной статической позе, как в живописи, скульптуре. В литературе образы создаются при помощи слова - описания, разных сторон, в разных ракурсах, в которых раскрывается более ярко своеобразие личности. Так портрет можно понимать и как описание характера, и как речь его, и как его поступки. В единстве они создают целостный образ. Каждая деталь портрета в широком понимании слова должны раскрывать особенности личности, изображаемого писателем.

Обратимся к главным героям повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Для того, чтобы легче было выявить принципы портретного изображения героя, можно использовать такую схему работы над образами: 1)портрет как внешний вид; 2) описание характера героя; 3) речь героя ; 4) поступки героя.


2.1. Портрет как внешний вид

Читателю ясно, что, вопреки названию, главным героем романа является не дочка капитана Миронова, а руководитель восстания Пугачев. При первом знакомстве с ним мы видим только две детали его внешнего вида: «черную бороду» и «два сверкающих глаза». А до этого среди «мрака и выхода» Гринев видит «что-то черное», «должно быть, или волк, или человек». И на фоне этого неопределенного ярче проявляются эти две детали его портрета: «черная борода» и «сверкающие глаза», которые проходят через все повествование. Повторы деталей являются одним из принципов Пушкинского портретного мастерства, они создают живой, видимый образ. Второй раз Пугачев появляется на крыльце комендантского дома, сидящий в кресле. «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза». Если глаза говорят о ясном, беспокойном уме, деятельной натуре, то одежда говорит об «ограниченном» уме предводителя стихийного восстания мужиков. Ведь Пугачев не вполне ясно сознавал конечную цель бунта, он копировал, даже в одежде, монархическую систему власти. Следующий портрет: «Он сидел, облокотясь на стол, и подпирал черную бороду своим широким кулаком. Черты его лица, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого», «левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости», «огненные глаза», «ястребиные глаза». В романе есть еще такая характеристика: «росту среднего, худощав и широкоплеч». Из данного описания внешнего вида перед нами возникает конкретный облик героя, и причем очень яркий облик. Почему же Пугачев так запоминается? Обратимся к описанию характера героя.


2.2 Описание характера героя

Характер Пугачева строится динамически – в движении от « наружного» портрета к портрету глубоко психологическому, в нарастании открытий читателю все новых черт его характера. Впервые о его качествах мы узнаем из письма генерала «коменданту Белогорской крепости капитану Миронову». «Убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра 3, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, произведя везде грабежи и смертные убийства». А теперь сравним это с впечатлением, которые он произвел на Гринева: «хладнокровие, сметливость его и тонкость чутья меня изумили; хвастливость разбойника показалась мне забавной; вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны; каждый вставал и спокойно оспаривал Пугачева». Пушкин постоянно противопоставляет свойства личности героя: «бродяга- государь», «лукавый - плутоватый, казак - мудрый народный вождь». «ласковый – свирепый», «приятный- страшный», «беспощадный- отходчивый». Этот прием, точнее, принцип изображения героя - противопоставление «плохого и хорошего»- сильно воздействует на психику читателя. Перед ним загадка: хороший Пугачев или же плохой? И портрет как описание характера ответа на этот вопрос не дает. Новые встречи с Пугачевым продолжают «странные приятельские» отношения дворянина с мятежником. В первой беседе с Гриневым Пугачев раскрывает свою личность: «Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? «эти слова и открывают смелую, удалую, отважную сторону души «бунтовщика». При следующей встрече Гринев обращается к Пугачеву с просьбой помочь выручить Машу, он знал, что не откажет, знал его моральный кодекс- защитника народа, угнетенных. И Пугачев доказывает это мнение о себе: «Кто из моих людей смеет обижать сироту! Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет!


2.3 Речь Пугачева

Речь ярко характеризует личностные качества вождя:

хвастливость (Да! – сказал он с веселым видом. – Я воюю хоть куда»);

свободолюбие («Улица моя тесна, воли мне мало»);

оптимистичность («Поздно мне каяться. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся!»);

уважение и интерес к устному народному творчеству (поговорки, песня, сказка звучат из уст Пугачева)


2.4 Поступки героя

Поступки Пугачева доказывают перевес положительных свойств его личности. «Гневное» и «мрачное» выражение его лица не затмевает «ласковое, веселое», присущее человеку суровой, но мягкой души, который может быть тронут «прямотой и искренностью» другого человека, способен прийти на помощь слабому. В связи с действиями Пугачева можно рассмотреть вопрос о роли детали в развитии сюжета. Заячий тулупчик, подаренный Гриневым «бродяге», явился исходным пунктом дружбы героев. Пугачев умеет отвечать добром на добро, «царской» рукой он осыпает Гринева «подарками»: милует и дарует жизнь, спасает его любимую Машу, дарит лошадь и шубу со своего плеча, подписывает пропуск и при этом, не унижал чести и достоинства дворянина Гринева. В то же время Пугачев может быть и жестоким: казнит капитана Миронова, его жену, позволяет мужикам красть.

Характер Пугачева, как видим, раскрывается с разных точек зрения, с разных позиций. Эта особенность мастерства Пушкина- портретиста позволяет представить образ живым. Важно отметить еще одну деталь в изображении Пушкиным взаимоотношений Пугачева и Гринева - «моменты кривизны»: Пугачев смотрел на Гринева одним глазом, «левый глаз прищуривал: «Почему-то именно на Гринева смотрел он одним глазом». Кривизна есть и в отношении к нему. Пугачев знал, что этот дворянин не признает в нем государя, знал, что он никогда не будет служить ему, но все-таки помиловал его.

Заключение.

Пушкин как великий философ в изображении героев руководствуется представлением, что мир не однозначен. Как выразился один из наших современников «в мире идет вечная борьба космических сил: черного и белого». Так и в человек это борьба добра со злом неизбежна. Главное, чтобы каждый попытался и смог найти в себе силы заглушить плохое. Отсюда, главная особенность пушкинского портретного мастерства в раскрытии образа с разных точек зрения, с разных позиций. Конечно, как писал Рубинштейн С.Л. «Характер определяется не каждым единичным, более или менее случайным поступком, а всем образом жизни человека», но и детали, именно случаи могут формировать какие-то качества личности. Основные принципы, помогающие читателю воспринять целостный образ, которыми руководствовался А.С. Пушкин, следующие:

  • Художественная детализация, т.е. умение при помощи двух-трех слов, деталей создать полный образ героя, повторы детали.

  • Антитеза, помогающая читателю испытывать душевные и умственные волнения, в результате которых образ запоминается ярче.

  • Разносторонность, сложность изображения характера.

  • Внимание к условиям жизни, быта героев.

  • Расположение героев в пространстве.

  • Стиль языка героев раскрывает характер.

  • Внимание к глазам, к мимике, которая помогает понять героя.

  • Динамичность изображения портрета (от внешнего вида к глубоко психологическому).

  • Динамичность портрета во времени, подчеркивающая изменения личностных качеств.

Хотя время все дальше и дальше отодвигает от нас ту эпоху, когда жил и творил А.С.Пушкин, вместе с тем все более отчетливее ощущается воздействие его традиций на современную нам литературу.























Список литературы:

  1. Бараков В.С. «Искусство литер.портрета».М,1976.,с.6-21

  2. Гей Н.К. «Проза Пушкина». М, 1987.,с.196-250

  3. Кричевская Л.И. ст.»Портрет в прозе Пушкина».ж. «Филологические науки», 1979, №3.,с.3-9

  4. Лурье С. Ст.»Ирония судьбы» ж.Аврора, 1978, №6.

  5. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка». Л.,1977

  6. Петрунина Н.Н. «Проза Пушкина».Л.,1987

  7. Цветаева М.И. «Мой Пушкин». Алма-Ата,1990.,с.80