СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: " Однозначные и многозначные слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме " Однозначные и многозначные слова", 2 класс, по программе " Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Тема: " Однозначные и многозначные слова".»

































Конспект урока по русскому языку.

Класс: 2

Учебник: русский язык, 1 часть.

Авторы учебников: Климанова, Горецкий.

УМК: « Школа России».


ТЕМА УРОКА : «Однозначные и многозначные слова».

Цели урока:

Познавательные:
- введение новых сведений об однозначных и многозначных словах;

- формирование умений различать однозначные и многозначные слова;

Развивающие:

- формирование УУД целеполагания при формулировке цели урока;

- формирование рефлексивного действия осознания границ знания и незнания при разграничении изученного и неизученного материала на этапе постановки проблемы;

- формирование УУД взаимоконтроля при чтении слов, предложений на этапе решения учебной проблемы;

- формирование личностного УУД смыслообразования при проверке готовности к уроку;

- формирование информационных УУД при работе с иллюстрацией на этапах постановки учебной проблемы и при решении учебной проблемы;

- формирование УУД коррекции, при исправлении своих и чужих ошибок в процессе чтения и ответов на вопросы;

- формирование регулятивного действия самоконтроля, на этапе каллиграфической пятиминутки;

- формирование коммуникативных УУД ( умение выслушивать чужую точку зрения и высказывать, обосновывать свой ответ на вопрос);

- развитие точной, более богатой и выразительной речи.

Воспитательные:

- бережно, аккуратно пользоваться толковым словарем при определении значения многозначных слов;

- воспитывать толерантность, при выслушивании чужой точки зрения, при организации учебного диалога;

- формировать бережное и уважительное отношение к русскому язык.



План урока:


  1. Организационный момент.( 2 мин.).

- приветствие детей;

- готовность детей к уроку;

- создание эмоционального настроя на урок.

2. Каллиграфическая пятиминутка. ( 5 мин.)

- предъявление новой буквы;

- создание положительной мотивации к отработке новой буквы;

- восстановление правильного способа написания буквы;

- написание данной буквы и самоконтроль правильного её написания.

3. Словарно – орфографическая работа. ( 8 мин)

- проверка ранее изученных словарных слов;

- введение нового слова.

4. Проверка домашнего задания. (7 мин.).

- проверка теоретического материала ( фронтальный опрос);

- проверка письменного домашнего упражнения.

5. Изучение новой темы. ( 18 мин)

5.1. постановка учебной проблемы;

- актуализация ранее изученных знаний;

- осознание разрывов знания;

- осознание причин затруднения;

- формулировка проблемы.

5.2 решение учебной проблемы;

- работа с определением в учебнике;

- составление памятки;

- выполнение упражнений по памятке ( формирование способа действия).

- выполнение упражнений продуктивного типа.

6. Рефлексия урока; (3 мин).

7. Домашнее задание ( 2 мин.).








Ход урока:


  1. Организационный момент.


Приветствие детей:

Учитель: прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

(дети приветствуют учителя).


Проверка готовности детей к уроку.

У: ребята, а сейчас давайте проверим, все ли готовы к уроку. Я буду называть предметы, а вы кладите на него руку, чтобы я видела: учебник, рабочая тетрадь, пенал с письменными принадлежностями, дневник.


(Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность).


У: все готовы начать урок?

Д: да!


Создание эмоционального настроя на урок.

У: Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!



  1. Каллиграфическая пятиминутка.

У: открываем тетради. Записываем число и «классная работа».

У: Чтобы узнать какую букву мы будем сегодня писать, вам нужно отгадать следующую загадку: ( загадка в презентации).


В этой букве нет угла

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

 

У: что же это за буква?

Д: это буква «О»

У: а по каким же признакам вы догадались, что это буква « О»?

Д: эта буква без угла, она круглая и может покатиться.

У: что вы знаете про эту буква. Дайте ее характеристику.

Д: буква «О» гласная и обозначает твердость предшествующего согласного.

У: верно. Сегодня на уроке мы будет отрабатывать с вами написание буквы

« О» , а также верхнего и нижнего соединения буквы «О», чтобы у нас с вами не возникало при письме таких ошибок.

( в презентация представлена буква « О», написанная с ошибкой).










У: теперь берём ручки и прописываем в тетради букву « О» заглавную и строчную.

( учитель на доске показывает правильное написание букв. Дети записывают в тетрадь).

У: Начинаем писать с середины рабочей строки, ведем округлую линию вниз вправо до нижней линии рабочей строки; закругляя вправо вверх, ведем округлую линию, не доходя до следующей строки, плавно закругляем влево вверх, затем ведем округлую линию вниз влево и доводим до начала письма.

( на доске пример).

У: сидим ровно, спинки прямые, следим, чтобы буквы получались округлые, без прямых линий и углов.

У: написали? Теперь подчеркните те буквы, которые вы написали правильно, без ошибок.

У: а теперь давайте поработаем над верхним и нижним соединением буквы «О».

У: прописываем одну строчку с нижним соединением.

( учитель на доске показывает пример нижнего соединения буквы «О» - ог).

У: Нижнее соединение. Начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, закругляем вниз вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо вверх; не доходя до верхней линии рабочей строки, делаем закругление влево вверх; закругляем влево вниз и доводим до начала письма.


У: следующую строчку прописываем с верхним соединением.

(учитель демонстрирует написание верхнего соединения – оу.).

У: Верхнее соединение. Начинаем писать букву немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх, закругляя влево; коснувшись верхней линии рабочей строки, делаем закругление влево вниз; ведем округлую линию до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо вверх, доводим до начала письма.

( дети прописывают у себя в тетради).

У: подчеркните те соединения, которые у вас получились правильными.


  1. Проверка домашнего задания.


У: ребята, какое упражнение вы выполняли дома? Что вам было задано?

Д: упр.57, стр 46 в учебнике.

У: возникли у вас трудности при выполнение домашней работы? Если возникли, то поднимите руку.

Д: мы справились.





  1. Словарная работа.

Повторение ранее изученных словарных слов.

У: 2 человека выходят к доске. Повторяем изученные словарные слова.

( 2 ученика пишут на доске с обратной стороны).

Дети диктуют словарные слова и записывают в тетрадь.

( можно написать 5-7 слов).

У: теперь давайте проверим. Первое слово – рисовать. Проговорим по слогам.

Д: ри-со-вать.

У: Ставим ударение, выделяем орфограмму.

Идет проверка детей, которые работали и у доски, на оценку, и остальных детей, которые работали в тетради самостоятельно.

Если слово написано правильно, дети хлопают в ладоши, если есть ошибка, то исправляют её.

У: следующее слово – ветерок. Проговорим по слогам.

Д: ве-те-рок.

У:Ставим ударение, выделяем орфограмму.

И таким образом проверяются все 5-7 слов.

У: ребята, которые работали у доски, за словарную работу получают отметку 5, 4 или 3, в зависимости от того, сколько ошибок допустил каждый.


У: сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом, которые вы потом запишите к себе в словарик. А чтобы узнать, какое это слово отгадаем загадку:

Тянется нитка,

Среди нив петляя,

Лесом перелесками

Без конца и края.

Ни её порвать,

Ни в клубок смотать.


У: что это?

Д: дорога.

У: правильно, а как вы догадались, что это дорога?

Д: нитка тянется через леса, нивы или поля. И она без конца и края.

У: правильно. Наше новое словарное слово – это дорога. Запишите его к себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.

Д: дороооооооога, ударение падает на 2 слог. Запоминаем гласную « О» в первом слоге, подчеркиваем ее.

У: разделите данное слово на слоги. Сколько слогов в этом слове и почему?

Д: до/ро/га. В данном слове 3 слога, т.к. 3 гласные буквы.

У: сделайте звуковой анализ данного слова.

( одного ученика можно вызвать к доске, для звукового анализа).

Ученик объясняет: буква «Д» обозначает звук [д] – согл.,тв.парн. – пишу синим цветом. Буква О обозначает звук [а] – гл, безуд.- пишу красным цветом. Буква Р обозначает звук [р] – согл, тв.парн. – пишу синим цветом. Буква О обозначает звук[ о] – гл.уд. – пишу красным цветом. Буква Г обозначает звук [г ]– согл, тв.парн. – пишу синим цветом. Буква А обозначает звук[ а] – гл., безуд. – пишу красным цветом. Ударение на 2 слог.

У: запиши, кол-во букв и звуков в слове.

Д: букв – 6 и звуков тоже 6.

У: согласны, ребята?

Д: да.

У: все верно. А сейчас давайте составим предложение со словом «дорога».

У: а что такое предложение?

Д: предложение – это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

(дети озвучивают свои варианты).

Какое предложение запишем?

Д: (например) – дорога вела к дому.

У: как выделяем начало и конец предложения?

Д: начало предложения пишем с большой буквы, зеленой ручкой, а в конце предложения ставим точку.

У: выделите грамматическую основу предложения. Что это такое?

Д: грамматическая основа предложения – это главные члены предложения.

У: какие главные члены предложения вы знаете?

Д: подлежащее и сказуемое.

У: на какие вопросы отвечает подлежащее?

Д: кто? что?

У: а сказуемое?

Д: что делать? что сделать?

У: правильно. Теперь выделите главные члены в нашем предложении.

Д: подлежащее – дорога, подчеркиваем одной чертой, сказуемое – вела, подчеркиваем двумя чертами.

У: ребята, а какое это предложение?

Д: распространенное.

У: какие предложения мы называем распространенными?

Д: предложения называются распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения.

У: какова роль второстепенных членов предложения?

Д: они дополняют, уточняют главные члены предложения.

У: в данном предложении, какой второстепенный член уточняет, дополняет главный?

Д: вела (куда?) к дому.

У: выделяем крестиком главное слово и ведем стрелочку от него к зависимому и пишем вопрос - вела ( куда?) к дому.



ФИЗМИНУТКА:

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Семь — успокоились совсем.



4.Изучение новой темы.


Постановка учебной проблемы.

У: ребята, посмотрите на экран. Рассмотрите рисунки.

( на презентации представлены отдельные картинки гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ от домофона, ключ от замкА).




Д: все они являются ключами;

У:что мы можем сказать о слове ключ?

Д: что это многозначное слово

У: А знаете ли вы еще какие-нибудь многозначные слова?

Д: лук, ручка, кран, коса и др.

У: значит, какая цель нашего урока?

Д: узнать об однозначных и многозначных словах и распознавать их.

У: тема нашего урока сегодня « Что такое однозначные и многозначные слова?»




Решение учебной проблемы.

У: ребята, открываем учебник на стр.47 упр.58.

Рассмотрите рисунки. Прочитайте.

Д: дети рассматривают рисунки: швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа, соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя.

У: чем похожи предметы, изображенные на верхнем рисунке?

Д: иглы швейные, иглы сосны и игла ежа похожи тем, что они у всех тонкие, острые и колючие.

У: А что объединяет предметы на нижнем рисунке? Найдите общий признак (соломенная шляпа, шляпка гриба, шляпка гвоздя)

Д: потому что они похожи на шляпки.

У: почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных растений, и колючка ежа?

Д: потому что ими можно уколоться.

У:давайте составим и запишем предложение с любым из этих слов.

Д: девочка надела шляпку. Иглы защищают ежа от врагов.

(комментированное письмо. Ученик выходит к доске и записывает свое предложение, с комментированием).


( дети придумывают предложение с любым из данных слов, одного ученика вызвать к доске, остальные работают в тетради самостоятельно).

У: подчеркните главные члены предложения.

Д: Девочка- подлежащее, одела – сказуемое. Во втором предложении: иглы – подлежащее, защищают - сказуемое

У: какой вывод мы можем сделать из данного упражнения?

Д: одним и тем же словом могут называться разные предметы, которые сходны в чем–то между собой.

У: давайте откроем страницу 48, упр. 59 и рассмотрим данную схему.

(дети рассматривают схему где-то 2 мин.). кто же готов нам рассказать, что же такое однозначные и многозначные слова?

Д: слова делятся на 2 группы: однозначные и многозначные. Однозначные слова имеют одно лексическое значение, например, слова ландыш и береза. Многозначные слова имеют два и более лексических значений, например, звезда, язык, иглы.

У: объясните значение любого многозначного слова из схемы. Как вы думаете, при помощи чего мы сможем легко дать значение слову? Где мы находим лексическое значение слов, если затрудняемся с его значением?

Д: нам поможет толковый словарь.

У: правильно, чтобы определит однозначное это слово или многозначное нужно воспользоваться словарем.

У: приведите пример своих многозначных слов.

Д: например, лук, ручка и др.


У:Давайте посмотрим на рисунки (изображение железной, проселочной и асфальтированной дороги на интерактивной доске) – в презентации.

У: Каким словом можно назвать данные предметы?

Д: дорога.

У: следовательно, что мы можем сказать про слово «дорога»?

Д: что слово дорога тоже является многозначным.

У: правильно. А вот какие значения есть у него мы с вами узнаем, прочитав стихотворение В.Остена на стр.48, упр.60

( учитель читает стихотворение).

У: итак, ребята, скажите, в каких значениях употреблено слово ДОРОГА? Как вы думаете?

( ответы детей).

У: работаем с орфографическим и толковым словарями. Толкуем слово «дорога».

( учитель зачитывает значение слова ДОРОГА по словарю).

У: слово ДОРОГА, как вы уже знаете - это словарное слово. Поэтому открыли словари и записали новое слово.


6. Рефлексия урока.

У: ребята, с какой темой мы познакомились на уроке?

Д: узнали, что такое однозначные и многозначные слова.

У: что такое однозначные и многозначные слова?

Д: однозначные слова – это слова, которые имеют одно лексическое значение. А многозначные слова – это слова, которые имеют одно или более лексических значений.

У: молодцы. Правильно. А сейчас, ребята, оцените сами свою деятельность на уроке. ( лестница успеха).

( учитель раздает каждому ученику лестницу успеха, на которой ученик рисует улыбочку. Если все понятно, то улыбочку рисуем на верхней ступени; если в чем- то сомневаетесь или затрудняетесь – рисуем в середине лестницы, а вот если вы совсем не разобрались в данной теме, то ставим смайлик на самую нижнюю ступеньку.).

7. домашнее задание.

У: открыли дневники. Записываем домашнее задание: стр.49, упр.61. списываем в тетрадь части 2 и3. В этих предложениях подчеркнуть главные члены и сделать звуко-буквенный анализ слов: сияли и звезды.

У: урок закончен!