Конспект урока по русскому языку.
Класс: 2
Учебник: русский язык, 1 часть.
Авторы учебников: Климанова, Горецкий.
УМК: « Школа России».
ТЕМА УРОКА : «Однозначные и многозначные слова».
Цели урока:
Познавательные:
- введение новых сведений об однозначных и многозначных словах;
- формирование умений различать однозначные и многозначные слова;
Развивающие:
- формирование УУД целеполагания при формулировке цели урока;
- формирование рефлексивного действия осознания границ знания и незнания при разграничении изученного и неизученного материала на этапе постановки проблемы;
- формирование УУД взаимоконтроля при чтении слов, предложений на этапе решения учебной проблемы;
- формирование личностного УУД смыслообразования при проверке готовности к уроку;
- формирование информационных УУД при работе с иллюстрацией на этапах постановки учебной проблемы и при решении учебной проблемы;
- формирование УУД коррекции, при исправлении своих и чужих ошибок в процессе чтения и ответов на вопросы;
- формирование регулятивного действия самоконтроля, на этапе каллиграфической пятиминутки;
- формирование коммуникативных УУД ( умение выслушивать чужую точку зрения и высказывать, обосновывать свой ответ на вопрос);
- развитие точной, более богатой и выразительной речи.
Воспитательные:
- бережно, аккуратно пользоваться толковым словарем при определении значения многозначных слов;
- воспитывать толерантность, при выслушивании чужой точки зрения, при организации учебного диалога;
- формировать бережное и уважительное отношение к русскому язык.
План урока:
Организационный момент.( 2 мин.).
- приветствие детей;
- готовность детей к уроку;
- создание эмоционального настроя на урок.
2. Каллиграфическая пятиминутка. ( 5 мин.)
- предъявление новой буквы;
- создание положительной мотивации к отработке новой буквы;
- восстановление правильного способа написания буквы;
- написание данной буквы и самоконтроль правильного её написания.
3. Словарно – орфографическая работа. ( 8 мин)
- проверка ранее изученных словарных слов;
- введение нового слова.
4. Проверка домашнего задания. (7 мин.).
- проверка теоретического материала ( фронтальный опрос);
- проверка письменного домашнего упражнения.
5. Изучение новой темы. ( 18 мин)
5.1. постановка учебной проблемы;
- актуализация ранее изученных знаний;
- осознание разрывов знания;
- осознание причин затруднения;
- формулировка проблемы.
5.2 решение учебной проблемы;
- работа с определением в учебнике;
- составление памятки;
- выполнение упражнений по памятке ( формирование способа действия).
- выполнение упражнений продуктивного типа.
6. Рефлексия урока; (3 мин).
7. Домашнее задание ( 2 мин.).
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие детей:
Учитель: прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
(дети приветствуют учителя).
Проверка готовности детей к уроку.
У: ребята, а сейчас давайте проверим, все ли готовы к уроку. Я буду называть предметы, а вы кладите на него руку, чтобы я видела: учебник, рабочая тетрадь, пенал с письменными принадлежностями, дневник.
(Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на учебную деятельность).
У: все готовы начать урок?
Д: да!
Создание эмоционального настроя на урок.
У: Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
Каллиграфическая пятиминутка.
У: открываем тетради. Записываем число и «классная работа».
У: Чтобы узнать какую букву мы будем сегодня писать, вам нужно отгадать следующую загадку: ( загадка в презентации).
В этой букве нет угла
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
У: что же это за буква?
Д: это буква «О»
У: а по каким же признакам вы догадались, что это буква « О»?
Д: эта буква без угла, она круглая и может покатиться.
У: что вы знаете про эту буква. Дайте ее характеристику.
Д: буква «О» гласная и обозначает твердость предшествующего согласного.
У: верно. Сегодня на уроке мы будет отрабатывать с вами написание буквы
« О» , а также верхнего и нижнего соединения буквы «О», чтобы у нас с вами не возникало при письме таких ошибок.
( в презентация представлена буква « О», написанная с ошибкой).
У: теперь берём ручки и прописываем в тетради букву « О» заглавную и строчную.
( учитель на доске показывает правильное написание букв. Дети записывают в тетрадь).
У: Начинаем писать с середины рабочей строки, ведем округлую линию вниз вправо до нижней линии рабочей строки; закругляя вправо вверх, ведем округлую линию, не доходя до следующей строки, плавно закругляем влево вверх, затем ведем округлую линию вниз влево и доводим до начала письма.
( на доске пример).
У: сидим ровно, спинки прямые, следим, чтобы буквы получались округлые, без прямых линий и углов.
У: написали? Теперь подчеркните те буквы, которые вы написали правильно, без ошибок.
У: а теперь давайте поработаем над верхним и нижним соединением буквы «О».
У: прописываем одну строчку с нижним соединением.
( учитель на доске показывает пример нижнего соединения буквы «О» - ог).
У: Нижнее соединение. Начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, закругляем вниз вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо вверх; не доходя до верхней линии рабочей строки, делаем закругление влево вверх; закругляем влево вниз и доводим до начала письма.
У: следующую строчку прописываем с верхним соединением.
(учитель демонстрирует написание верхнего соединения – оу.).
У: Верхнее соединение. Начинаем писать букву немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх, закругляя влево; коснувшись верхней линии рабочей строки, делаем закругление влево вниз; ведем округлую линию до нижней линии рабочей строки, закругляя вправо вверх, доводим до начала письма.
( дети прописывают у себя в тетради).
У: подчеркните те соединения, которые у вас получились правильными.
Проверка домашнего задания.
У: ребята, какое упражнение вы выполняли дома? Что вам было задано?
Д: упр.57, стр 46 в учебнике.
У: возникли у вас трудности при выполнение домашней работы? Если возникли, то поднимите руку.
Д: мы справились.
Словарная работа.
Повторение ранее изученных словарных слов.
У: 2 человека выходят к доске. Повторяем изученные словарные слова.
( 2 ученика пишут на доске с обратной стороны).
Дети диктуют словарные слова и записывают в тетрадь.
( можно написать 5-7 слов).
У: теперь давайте проверим. Первое слово – рисовать. Проговорим по слогам.
Д: ри-со-вать.
У: Ставим ударение, выделяем орфограмму.
Идет проверка детей, которые работали и у доски, на оценку, и остальных детей, которые работали в тетради самостоятельно.
Если слово написано правильно, дети хлопают в ладоши, если есть ошибка, то исправляют её.
У: следующее слово – ветерок. Проговорим по слогам.
Д: ве-те-рок.
У:Ставим ударение, выделяем орфограмму.
И таким образом проверяются все 5-7 слов.
У: ребята, которые работали у доски, за словарную работу получают отметку 5, 4 или 3, в зависимости от того, сколько ошибок допустил каждый.
У: сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом, которые вы потом запишите к себе в словарик. А чтобы узнать, какое это слово отгадаем загадку:
Тянется нитка,
Среди нив петляя,
Лесом перелесками
Без конца и края.
Ни её порвать,
Ни в клубок смотать.
У: что это?
Д: дорога.
У: правильно, а как вы догадались, что это дорога?
Д: нитка тянется через леса, нивы или поля. И она без конца и края.
У: правильно. Наше новое словарное слово – это дорога. Запишите его к себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Д: дороооооооога, ударение падает на 2 слог. Запоминаем гласную « О» в первом слоге, подчеркиваем ее.
У: разделите данное слово на слоги. Сколько слогов в этом слове и почему?
Д: до/ро/га. В данном слове 3 слога, т.к. 3 гласные буквы.
У: сделайте звуковой анализ данного слова.
( одного ученика можно вызвать к доске, для звукового анализа).
Ученик объясняет: буква «Д» обозначает звук [д] – согл.,тв.парн. – пишу синим цветом. Буква О обозначает звук [а] – гл, безуд.- пишу красным цветом. Буква Р обозначает звук [р] – согл, тв.парн. – пишу синим цветом. Буква О обозначает звук[ о] – гл.уд. – пишу красным цветом. Буква Г обозначает звук [г ]– согл, тв.парн. – пишу синим цветом. Буква А обозначает звук[ а] – гл., безуд. – пишу красным цветом. Ударение на 2 слог.
У: запиши, кол-во букв и звуков в слове.
Д: букв – 6 и звуков тоже 6.
У: согласны, ребята?
Д: да.
У: все верно. А сейчас давайте составим предложение со словом «дорога».
У: а что такое предложение?
Д: предложение – это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
(дети озвучивают свои варианты).
Какое предложение запишем?
Д: (например) – дорога вела к дому.
У: как выделяем начало и конец предложения?
Д: начало предложения пишем с большой буквы, зеленой ручкой, а в конце предложения ставим точку.
У: выделите грамматическую основу предложения. Что это такое?
Д: грамматическая основа предложения – это главные члены предложения.
У: какие главные члены предложения вы знаете?
Д: подлежащее и сказуемое.
У: на какие вопросы отвечает подлежащее?
Д: кто? что?
У: а сказуемое?
Д: что делать? что сделать?
У: правильно. Теперь выделите главные члены в нашем предложении.
Д: подлежащее – дорога, подчеркиваем одной чертой, сказуемое – вела, подчеркиваем двумя чертами.
У: ребята, а какое это предложение?
Д: распространенное.
У: какие предложения мы называем распространенными?
Д: предложения называются распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения.
У: какова роль второстепенных членов предложения?
Д: они дополняют, уточняют главные члены предложения.
У: в данном предложении, какой второстепенный член уточняет, дополняет главный?
Д: вела (куда?) к дому.
У: выделяем крестиком главное слово и ведем стрелочку от него к зависимому и пишем вопрос - вела ( куда?) к дому.
ФИЗМИНУТКА:
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Семь — успокоились совсем.
4.Изучение новой темы.
Постановка учебной проблемы.
У: ребята, посмотрите на экран. Рассмотрите рисунки.
( на презентации представлены отдельные картинки гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ от домофона, ключ от замкА).
Д: все они являются ключами;
У:что мы можем сказать о слове ключ?
Д: что это многозначное слово
У: А знаете ли вы еще какие-нибудь многозначные слова?
Д: лук, ручка, кран, коса и др.
У: значит, какая цель нашего урока?
Д: узнать об однозначных и многозначных словах и распознавать их.
У: тема нашего урока сегодня « Что такое однозначные и многозначные слова?»
Решение учебной проблемы.
У: ребята, открываем учебник на стр.47 упр.58.
Рассмотрите рисунки. Прочитайте.
Д: дети рассматривают рисунки: швейные иглы, иглы сосны, иглы у ежа, соломенная шляпа, шляпа гриба, шляпка гвоздя.
У: чем похожи предметы, изображенные на верхнем рисунке?
Д: иглы швейные, иглы сосны и игла ежа похожи тем, что они у всех тонкие, острые и колючие.
У: А что объединяет предметы на нижнем рисунке? Найдите общий признак (соломенная шляпа, шляпка гриба, шляпка гвоздя)
Д: потому что они похожи на шляпки.
У: почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных растений, и колючка ежа?
Д: потому что ими можно уколоться.
У:давайте составим и запишем предложение с любым из этих слов.
Д: девочка надела шляпку. Иглы защищают ежа от врагов.
(комментированное письмо. Ученик выходит к доске и записывает свое предложение, с комментированием).
( дети придумывают предложение с любым из данных слов, одного ученика вызвать к доске, остальные работают в тетради самостоятельно).
У: подчеркните главные члены предложения.
Д: Девочка- подлежащее, одела – сказуемое. Во втором предложении: иглы – подлежащее, защищают - сказуемое
У: какой вывод мы можем сделать из данного упражнения?
Д: одним и тем же словом могут называться разные предметы, которые сходны в чем–то между собой.
У: давайте откроем страницу 48, упр. 59 и рассмотрим данную схему.
(дети рассматривают схему где-то 2 мин.). кто же готов нам рассказать, что же такое однозначные и многозначные слова?
Д: слова делятся на 2 группы: однозначные и многозначные. Однозначные слова имеют одно лексическое значение, например, слова ландыш и береза. Многозначные слова имеют два и более лексических значений, например, звезда, язык, иглы.
У: объясните значение любого многозначного слова из схемы. Как вы думаете, при помощи чего мы сможем легко дать значение слову? Где мы находим лексическое значение слов, если затрудняемся с его значением?
Д: нам поможет толковый словарь.
У: правильно, чтобы определит однозначное это слово или многозначное нужно воспользоваться словарем.
У: приведите пример своих многозначных слов.
Д: например, лук, ручка и др.
У:Давайте посмотрим на рисунки (изображение железной, проселочной и асфальтированной дороги на интерактивной доске) – в презентации.
У: Каким словом можно назвать данные предметы?
Д: дорога.
У: следовательно, что мы можем сказать про слово «дорога»?
Д: что слово дорога тоже является многозначным.
У: правильно. А вот какие значения есть у него мы с вами узнаем, прочитав стихотворение В.Остена на стр.48, упр.60
( учитель читает стихотворение).
У: итак, ребята, скажите, в каких значениях употреблено слово ДОРОГА? Как вы думаете?
( ответы детей).
У: работаем с орфографическим и толковым словарями. Толкуем слово «дорога».
( учитель зачитывает значение слова ДОРОГА по словарю).
У: слово ДОРОГА, как вы уже знаете - это словарное слово. Поэтому открыли словари и записали новое слово.
6. Рефлексия урока.
У: ребята, с какой темой мы познакомились на уроке?
Д: узнали, что такое однозначные и многозначные слова.
У: что такое однозначные и многозначные слова?
Д: однозначные слова – это слова, которые имеют одно лексическое значение. А многозначные слова – это слова, которые имеют одно или более лексических значений.
У: молодцы. Правильно. А сейчас, ребята, оцените сами свою деятельность на уроке. ( лестница успеха).
( учитель раздает каждому ученику лестницу успеха, на которой ученик рисует улыбочку. Если все понятно, то улыбочку рисуем на верхней ступени; если в чем- то сомневаетесь или затрудняетесь – рисуем в середине лестницы, а вот если вы совсем не разобрались в данной теме, то ставим смайлик на самую нижнюю ступеньку.).
7. домашнее задание.
У: открыли дневники. Записываем домашнее задание: стр.49, упр.61. списываем в тетрадь части 2 и3. В этих предложениях подчеркнуть главные члены и сделать звуко-буквенный анализ слов: сияли и звезды.
У: урок закончен!