Тема: «Орлята России: Нас выбрало время!»
слайд1 Дети во все времена хотели изучать мир, узнавать что-то новое и придумывать свои идеи. Это не может не радовать, но вокруг столько разных организаций – как понять, кто из них, чем занимается? А тут ещё и новая программа – «Орлята России».
слайд2. Если говорить языком официальным, то программа «Орлята России» разработана в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». В течение года обучающиеся под руководством учителей могут принять участие в коллективных творческих делах разных направленностей и достигнуть звания «Орлёнок».
слайд3. Цель программы в том, чтобы сформировать у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностные знания и отношения, умение взаимодействовать со своим окружением, и как итог, ребёнок получит позитивный опыт преобразования социального мира.
слайд4. А уникальность программы заключается именно в том, что в ней участвует команда — учащиеся класса, учитель начальных классов, старшеклассник-наставник, родители, советник (Советник Программы, может только быть участником, если он учитель начальных классов). Роль советника:
1. Координация деятельности и организационная помощь учителю начальных классов в школе
2. Доведение информации о курсах повышения квалификации, развитии содержания Программы и помощь в регистрации.
Ограничений для участия в программе нет. Программа подходит всем учителям начальной школы, которые идут в ногу со временем, готовы к переменам в жизни, работают для того, чтобы каждый ребёнок имел возможность развиваться. И, конечно, детям, которые учатся в начальной школе, потому что их энергии нет начала и конца! Ребёнок может абсолютно всё, если его поддержать и дать возможность поверить в свои силы.
Мы помогаем детям становиться социально активными, заботливыми, внимательными, бережно относящимися к своему здоровью, тем, кто рядом, любящих всё живое, уважающими взрослых, малую родину и страну, понимающих, что от их маленького вклада в общее дело зависит успех всего коллектива. Все эти ценности заложены в программу «Орлята России».
Я очень рада, что стала частью этой большой семьи! Каждый из треков по-своему значим для детей. Ребята учатся вести дневники полезных дел и привычек; выстраивают отношения в команде, примеряют на себе разные роли, в том числе и роль руководителя-лидера; учатся бережному отношению к природе; знакомятся с историей страны, края, города, семьи; в течение всего года учатся быть волонтёрами и организаторами добрых и полезных дел.
Но уже то, что программа учит детей творчески подходить к решению коллективных задач, учит работать их в коллективе, осваивать ценности совместной деятельности и сотрудничества, создаёт тот привлекательный социум школы, то единое школьное пространство воспитания, в котором хочется учиться и развиваться. Программа — это ведь первая ступенька в участии ребят в деятельности Российского движения детей и молодёжи «Движение первых». Для многих участников программа создаёт условия в самоопределении и учит их, а движение по трекам программы открывает для детей пространство знаний и отношений.
Слайд5. Составляющие компоненты программы «Орлята России»:
«Программа внеурочной деятельности», «Курсы повышения квалификации для учителей начальной школы», Программы смен «СОДРУЖЕСТВО ОРЛЯТ РОССИИ»
На реализацию Программы внеурочной деятельности отводится в 1 классе 41ч., во 2-4 классах 68 часов. Для 1 классов — начало реализации программы сентябрь, для 2-4 класса октябрь.
Слайд6. Программа внеурочной деятельности состоит из семи треков. Один трек -9 занятий. Каждый трек имеет свой логотип.
В 2024 году программа «Орлята России» будет апробирована в учреждениях дошкольного образования. Концепция для малышей разрабатывается специалистами ВДЦ «Орлёнок» вместе с воспитателями-практиками, экспертами в области детской дошкольной педагогики.
Из опыта работы.
Данная программа в нашей школе стартовала в октябре 2022 года. 12 октября, мне как руководителю, был присвоен статус «Наставник РДШ». Добровольными участниками программы стали учащиеся 2 класса - команда «Орлята». Прошли поэтапно 7 треков. Каждый трек состоял из 9-и внеурочных тематических занятий, на которых проводились творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и развивающие занятия. По итогам реализации трека сдавался отчет в РДДМ («Движение Первых») 5-10 фотографий с разных занятий. Дети и руководитель получали сертификаты.
Слайд 7-10. В треке «Орлёнок-Лидер» на занятии «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» дети вели диалог с директором школы Ивлевой А.М. Она рассказала, что значит быть лидером в школе, что входит в функции её работы. Какие она имеет достижения в самореализации себя как лидера в общественной жизни родного края.
Слайд11-14.Трек «Орлёнок- Спортсмен». Занятие «Быстрее! Выше! Сильнее!»
На встречу приглашалась Кушнарёва М.С. М.С. рассказала детям, как она пришла в спорт, какие имеет заслуги, что ей дал спорт.
Слайд15-19. Трек «Орлёнок-Доброволец». Занятие «Добровольцем будь всегда!». Гостем была руководитель ТОСа «Мария» Медведева Г.М. Свой рассказ о себе она начала с понятия «волонтёр». Кто может быть волонтёром? Функции волонтёра. Далее подошла к понятию «доброволец» и объединила их воедино. Поделилась, как решила создать ТОС «Мария». Кто входит в него? Чем занимаются люди?
Вместе с ТОСом организуем концерты, один из них был посвящён дню Защиты детей. Плетём сети в СВО. Пишем письма в СВО, в госпиталь, делаем обереги. Гуманитарную помощь собираем. Поздравляем жён, родителей участников СВО с определёнными праздниками.
Девочки - орлята 3 класса совместно с ТОСом "Мария" в лице Медведевой Г.М. стали участниками благотворительного концерта в помощь нашим ребятам - участникам СВО, проходившем в с. Тарбагатай. Вместе с ребятами мы подготовили посылку с шоколадом для солдат в госпиталь п. Соновый Бор.
Ещё работа проводится с ТОСами «Ника» и «Надежда».
Слайд20-22. «Орлёнок-Мастер». Встреча с мастером своего дела, воспитателем Сазоновой О.М. Встреча с научным сотрудником музея Ивановым Виктором Филипповичем, БСХА. Мастер -класс по плетению семейских поясов. Новогодние задания на 31 день
Слайд23-25. - «ОРЛЁНОК ЭКОЛОГ». Занятие «Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом» познакомило детей с преподавателем географии и биологии Горбовой А.Г.
Вместе с ТОСом «Мария» организована акция «Защитим планету от мусора», очищена центральная улица села. В этом году в субботнике будем работать с тремя ТОСами. Посадка саженцев.
Слайд 26-27. «Орлёнок –Эрудит». Дети показывают навыки эрудиции с помощью игр, шарад, ребусов. Выявляют качества эрудированного человека. На 31 букву алфавита придумали качества.
Слайд22-23.Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Занятие «Расскажи мне о России». На занятии присутствовали руководитель семейского народного хора Лаппо О.М. и участник Филатов Г.Г. Они кратко рассказали, кто такие «семейские», об их обычаях и традициях». Почему они являются хранителями фольклора семейского народа? Какие жанры песен есть. Прозвучали старинные семейские песни, наигрыши на гармони. Провели мастер-класс по исполнению семейской песни. Каждый из детей попробовал взять в руки гармонь. Дети исполняли частушки, учились семейской пляске. А в этом году мы работаем с сельхозакадемией в лице Иванова Фиктора Филлиповича, научного сотрудника музея и Гармаевой Сэсэг Ильиничной, зав. кафедрой иностранных языков.
Слайд24. В 3-й четверти было проведено торжественное посвящение в «Орлята России», приуроченное к празднованию передачи Знамени Победы. С поздравительным словом выступили Медведева Мария Ивановна – главный специалист районного управления образования и Рогачёва Марина Павловна – руководитель комитета по социальному развитию. Терехов Александр Борисович вручил детям значки «Орлята России».
Слайд25. Команда «Орлята» - пример не только для школы, но и всей общественности. Они - участники велопробега, посвящённого 78-й годовщине Победы над фашизмом, участники митинга, посвящённого дню ВДВ, участники акции «Свеча памяти» у памятника Неизвестному солдату и мн.др. Огромная заслуга и помощь в этом родителей.
Слайд26. Медиаресурсы, ссылка.
Заключение.
Слайд27. Очевидно, что программа «Орлята России» - это не просто программа! Это образ жизни классного коллектива, это ежедневное погружение в ценностные установки, это работа всей команды (ребят, их родителей, педагогического коллектива школы). Желаем будущим участникам данной программы увлекательного путешествия!
Дружите! Делитесь опытом! Вдохновляйте и ведите за собой!
Как гласит один из лозунгов проекта «Орлята России»: «Нам важное дело Россией дано - сотни Орлят поднимать на крыло»!
Слайд28. Спасибо за внимание!