Конспект урока русского языка на тему
«Текст. Основная мысль текста.Признаки и структура текста»
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: научиться понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности, самостоятельно использовать приёмы слушания, формирование действий по ведению учебного диалога; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;
Регулятивные: научиться выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.
Познавательные: формировать умение определять тип и стиль речи на примере представленных текстов; формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, формулировать тему, идею текста.
Предметные: научиться обобщать и систематизировать знания о тексте и его признаках; закреплять знания о типах и стилях речи; совершенствовать навыки орфографии и пунктуации.
Личностные: умение формировать положительную мотивацию изучения родного языка; нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы: фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, словарная работа.
Средства обучения: тексты (рабочие материалы), доска, схема.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Словарный диктант
(Опасаться инфекции, негодовать против рабства, терпим бедствие, поскорее выйдите из вагона, искупаться в речке, не знаешь печали, возмущаться и негодовать, приклеит марку, сжигает бумаги)
Проверка домашнего задания ( сочинение 2 работы прослушать )
(Объяснение эпиграфа)
Запишем число
2. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.
(У каждого ученика на парте лежат листы с тремя текстами).
- Перед вами рабочие материалы. Давайте посмотрим на первый текст. О чем он? Можно ли понять мысль автора? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
1 Кто же вырвался вперед в конкурсной борьбе? Кто станет обладателем гранта главы республики? Победителем республиканской олимпиады профессионального мастерства по специальности «Мастер общестроительных работ» (каменщик) стал учащийся Нефтекамского многопрофильного колледжа Александр Алешкин, он набрал наибольшее количество баллов. Он же стал обладателем гранта главы республики. На втором месте — учащийся Мишкинского агропромышленного колледжа Геннадий Искаков, третье место досталось учащемуся Белорецкого строительного колледжа Ришату Юсупову. Эти ребята, которые показали рабочую хватку и отличную производительность труда, в будущем без работы точно не останутся. Умелые руки всегда нарасхват.
«Я б в рабочие пошел, пусть меня научат…» Эта фраза в последнее время стала одной из актуальных.
По их словам, победителя конкурса жюри будет определять по производительности труда и качеству выполненных работ, также учитывая применение рациональных приемов и методов труда, выполнение ученических норм выработки на конкурсное задание, соблюдение требования безопасности труда и уровень теоретической подготовки. А вот последнее – теоретическую подкованность, конкурсанты продемонстрировали на второй день олимпиады, так сказать, на свежую голову.
Всё потому, что на разных уровнях сегодня трубят тревогу по поводу дефицита квалифицированных рабочих рук. Поднять имидж рабочей профессии, повысить уровень профподготовки студентов призвана и республиканская олимпиада профессионального мастерства учащихся профессиональных образовательных учреждений, которая состоялась 7-8 июня на базе Нефтекамского многопрофильного колледжа. Именно здесь собрались будущие мастера общестроительных работ, проще говоря, юные каменщики из разных концов республики. Два дня шли соревнования среди будущих каменщиков, как по теоретической части, так и в практическом плане в соответствии с профессиональными стандартами по данной профессии. Проверка теоретических знаний проводилась методом письменного опроса в режиме онлайн-тестирования. Если на проверке теории смотреть особо было не на что, то практическая часть была намного интересней. Практическую часть студенты выполняли в условиях реального строительства – на строящемся объекте по адресу: пр.Комсомольский, 78. Рабочие места были предоставлены социальным партнером колледжа МУП «Нефтекамскстройзаказчик», с которым колледж связывает давнее тесное сотрудничество. Именно на этом предприятии студенты многопрофильного колледжа проходят производственную практику, а по окончании учебного заведения трудоустраиваются на постоянную работу.
Участники олимпиады, а их было четырнадцать, со всем своим инструментом загрузились в автобус и поехали на стройку. Перед выездом, как полагается, они прошли подробный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Ребят на стройке уже ждали. Их распределили по участкам согласно жеребьевке. В помощь каждому дали по подсобному рабочему из числа учащихся Нефтекамского многопрофильного колледжа. Они размешивали и подавали раствор каменщикам-конкурсантам. По сигналу мастера закипела работа. Ребятам предстояло выложить кладку внутренних стен и углов толщиной полтора кирпича с устройством простенков и ограничений стен по однорядной системе перевязки, а также выложить кладку дымовых и вентиляционных каналов из типовых полнотелых кирпичей. Объем задания – 0,5 кубометров. Как назло, начался дождь, но ребята, казалось, не обращали внимания на капризы природы, ведь истинным каменщикам приходится работать в любую погоду. Через три часа работы компетентное жюри начинает оценивать работу конкурсантов. Кстати говоря, в составе жюри — методисты Республиканского образовательного детского технопарка, инженеры МУП «Нефтекамскстройзаказчик» во главе с председателем – начальником участка общестроительных работ МУП «Нефтекамскстройзаказчик» Родионом Петровичем Николаевым.
(Спутано все)
- А второй текст?
Я в строители пошёл.
«Я б в рабочие пошел, пусть меня научат…» Эта фраза в последнее время стала одной из актуальных.
Всё потому, что на разных уровнях сегодня трубят тревогу по поводу дефицита квалифицированных рабочих рук. Поднять имидж рабочей профессии, повысить уровень профподготовки студентов призвана и республиканская олимпиада профессионального мастерства учащихся профессиональных образовательных учреждений, которая состоялась 7-8 июня на базе Нефтекамского многопрофильного колледжа. Именно здесь собрались будущие мастера общестроительных работ, проще говоря, юные каменщики из разных концов республики. Два дня шли соревнования среди будущих каменщиков, как по теоретической части, так и в практическом плане в соответствии с профессиональными стандартами по данной профессии. Проверка теоретических знаний проводилась методом письменного опроса в режиме онлайн-тестирования. Если на проверке теории смотреть особо было не на что, то практическая часть была намного интересней. Практическую часть студенты выполняли в условиях реального строительства – на строящемся объекте по адресу: пр.Комсомольский, 78. Рабочие места были предоставлены социальным партнером колледжа МУП «Нефтекамскстройзаказчик», с которым колледж связывает давнее тесное сотрудничество. Именно на этом предприятии студенты многопрофильного колледжа проходят производственную практику, а по окончании учебного заведения трудоустраиваются на постоянную работу.
Участники олимпиады, а их было четырнадцать, со всем своим инструментом загрузились в автобус и поехали на стройку. Перед выездом, как полагается, они прошли подробный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Ребят на стройке уже ждали. Их распределили по участкам согласно жеребьевке. В помощь каждому дали по подсобному рабочему из числа учащихся Нефтекамского многопрофильного колледжа. Они размешивали и подавали раствор каменщикам-конкурсантам. По сигналу мастера закипела работа. Ребятам предстояло выложить кладку внутренних стен и углов толщиной полтора кирпича с устройством простенков и ограничений стен по однорядной системе перевязки, а также выложить кладку дымовых и вентиляционных каналов из типовых полнотелых кирпичей. Объем задания – 0,5 кубометров. Как назло, начался дождь, но ребята, казалось, не обращали внимания на капризы природы, ведь истинным каменщикам приходится работать в любую погоду. Через три часа работы компетентное жюри начинает оценивать работу конкурсантов. Кстати говоря, в составе жюри — методисты Республиканского образовательного детского технопарка, инженеры МУП «Нефтекамскстройзаказчик» во главе с председателем – начальником участка общестроительных работ МУП «Нефтекамскстройзаказчик» Родионом Петровичем Николаевым.
По их словам, победителя конкурса жюри будет определять по производительности труда и качеству выполненных работ, также учитывая применение рациональных приемов и методов труда, выполнение ученических норм выработки на конкурсное задание, соблюдение требования безопасности труда и уровень теоретической подготовки. А вот последнее – теоретическую подкованность, конкурсанты продемонстрировали на второй день олимпиады, так сказать, на свежую голову.
Кто же вырвался вперед в конкурсной борьбе? Кто станет обладателем гранта главы республики? Победителем республиканской олимпиады профессионального мастерства по специальности «Мастер общестроительных работ» (каменщик) стал учащийся Нефтекамского многопрофильного колледжа Александр Алешкин, он набрал наибольшее количество баллов. Он же стал обладателем гранта главы республики. На втором месте — учащийся Мишкинского агропромышленного колледжа Геннадий Искаков, третье место досталось учащемуся Белорецкого строительного колледжа Ришату Юсупову. Эти ребята, которые показали рабочую хватку и отличную производительность труда, в будущем без работы точно не останутся. Умелые руки всегда нарасхват.
(Да, это текст).
- Почему?
(Потому, что он похож на другие тексты. Потому, что в нём есть законченная мысль. Потому, что предложения связаны друг с другом).
3. Мотивация
- Можем ли мы считать набор предложений текстом?
- Для чего нам нужны знания о тексте и его признаках? (Чтобы создавать собственные тексты).
Значит что мы будем сегодня изучать? ( ответы)
Записываем тему на доске.
4. Актуализация имеющихся знаний.
Обобщение знаний о типах и стилях речи.
- Тексты бывают разными, но их всегда можно отнести к какому-либо типу. Какие типы речи вы знаете? - Чем они отличаются друг от друга?
Повествование - это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.
Описание - это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков
Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. (При ответах учащиеся должны не только дать название типу речи, но и назвать характерные особенности данного типа. Например, указать, что повествование и рассуждение имеют определенное строение (в повествовании есть завязка – развитие действия – кульминация – развязка; в рассуждении обязательны тезис – доказательства – вывод).
- Кроме того, одним из основных признаков текста является стиль. Вспомните, какие стили речи вы знаете.
I. Разговорный
II. Книжные
1. Художественный
2. Официально-деловой
3. Научный
5. Объяснение нового материала.
- Что такое текст? Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.
- По каким признакам мы определяем текст? (выясняем на примере данного текста).
Составление схемы (коллективно, письменно)
Запись в тетради. Признаки текста:
Текст |
Тематическое единство; | Смысловая и грамматическая связь; | Относительная законченность; | Наличие главной мысли; | Смысловая цельность. |
Физкультминутка
6. Закрепление. Работа с текстом.
Возьмите текст № 2. Задание:
Прочитайте текст, определите тему, идею, тип и стиль речи. Прокомментируйте пропущенные орфограммы. В выделенном предложении пропущены запятые. Объясните, где и почему вы их поставите.
Главная книга - это откровение о себе и это книга, в которой ясно и подкупающе должны проступать все черты характера пишущего. Это необычный взлет высокой души и это исповедь и писателя и его поколения.
Эта книга может охватывать всю нашу эпоху или одну страничку ее, один абзац. Дело не в объеме, не в размере - ведь речь идет о самом главном. Бывает так, что вы идете домой, торопитесь и испытываете странное ощущение радостного нетерпения, будто вас ждет старый, вернувшийся издалека, умный друг. Этот друг - книга. Вы читаете ее не залпом, не сразу. Вы читаете ее не спеша, по нескольку раз одну и ту же страницу, как перечитывают письма, разделенные расстоянием любящие.
Ю.Бондарев
(Тема - Главная книга, идея – у каждого в жизни есть главная книга, которая является другом. Стиль- публицистический, тип речи – рассуждение. Орфография: единственная, сокровенное – прилагательные с суффиксом -енн-; ненаписанное – причастие совершенного вида с суффиксом –нн-, образовано от глагола на –ать, не- пишется слитно, т.к. нет пояснительных слов и противопоставлений. Накопленного – причастие совершенного вида с суффиксом –енн- образовано от глагола на –ить; терпеливо-медленно – пишется через дефис, обозначает качество с дополнительным оттенком. Незромо – наречие, не- пишется слитно, можно подобрать синоним без не- (скрытое от взора, таинственно), с не- приобретает противоположный оттенок. Необычный – прилагательное, не- пишется слитно, можно подобрать синоним без не- (особенный), с не- приобретает противоположный оттенок.
Пунктуация: деепричастный оборот, вводные слова, придаточное причины, однородные дополнения).
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- При каком условии мы можем говорить, что перед нами текст? Повторим основные признаки текста.
Текст - несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. У каждого текста есть стиль и тип речи.
Признаки текста: тематическое единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; наличие главной мысли, смысловая цельность, относительная законченность.
- Когда вам пригодятся знания, которые вы получили сегодня на уроке?
7. Оценивание работы учащихся на уроке.
Лист оценивания.
8. Домашнее задание:
1) Повторить теорию
2) Из любой газеты выписать текст и определить его тему.
3) Написать сочинение на тему « Моя любимое произведение»