СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Основные этапы творческой биографии А. Н. Толстого.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Основные этапы творческой биографии А. Н. Толстого.»

Кокова А.В., учитель русского языка и литературы

ГУ «Школа-лицей №8 для одаренных детей» г. Павлодара РК.


Конспект урока русской литературы. 11 класс (2 часа).

Урок 1. Тема: Основные этапы творческой биографии А. Н. Толстого.

Тема русской истории в творчестве А. Н. Толстого (1883— 1945).

Цели урока 

Базовая компетенция:

- продолжить формирование духовных ценностей учащихся на основе мировой и русской культуры;

- «прочтение» литературной классики в свете современных требований, определение её актуальности, понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;

- продолжить формирование общекультурной литературной компетентности - восприятие литературы как неотъемлемой части культуры.

- формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу и музыку;

- содействовать формированию любви к классической литературе, трепетного отношения к такому высокому нравственному понятию как любовь.

Составляющие (предметные) компетенции:

- создать условия для восприятия учебного материала о жизни и творчестве А.Н.Толстого, понимания вопроса о роли писателя в литературе XХ в.; познакомить учеников с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие А. Н. Толстого написать роман о Петре I, дать понятие о ХМ писателя; выделить основные черты ХМ Толстого, его поэтики и стиля.

- продолжить формирование умения воспринимать литературное произведение как произведение искусства, понимать его содержание, способность оценить его художественные достоинства;

- развитие читательской компетентности – способности к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог "автор - читатель", погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;

-развитие литературоведческой компетенции, предполагающей усвоение системы знаний о литературе как виде искусства, имеющем свою специфику, отражающуюся в особенностях образного языка и структурирования текста, в концепции автора, в исторической смене художественных стилей и методов;

- учебно-познавательной, реализующейся в процессе целостного анализа произведений А.Толстого, освоения его идей через усвоение механизмов специфического познания учащимися мира и человека в художественном произведений с целью раскрытия смысла произведения и авторской концепции.

Вид урока: урок изучения художественного произведения.

Тип урока: урок углубленной работы над повестями А.Н. Толстого.

Методика:

  1. Эвристический метод: обсуждение идейно-тематического содержания произведений.

  2. Проблемно-поисковый метод: комплексный анализ произведений (создание системы образов, композиции, выделение ключевых слов).

  3. Исследовательский метод: создание опорных схем анализа текста.

  4. Использование межпредметных связей с историей.

Оборудование: медиапрезентация, текст, опорные конспекты по произведениям, иллюстрации к повестям, портрет писателя, выставка книг, справочный материал по теории литературы, КОЗ.

Теория литературы: художественный мир, поэтика, стиль, композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста, особенности жанра повести, герой, антигерой, микросюжет, макросюжет, портрет, портретное описание, статический портрет, динамический портрет, развернутый портрет, фрагментарный портрет, психологический портрет, портретная деталь, идея произведения, хронотоп произведения.

Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывается русский характер. А. Н. Толстой.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Мотивационный этап. Прием «Ключевые слова».

1.Выделите в теме урока ключевые слова, определите цель нашего урока сегодня. Что нужно выполнить нам, чтобы ответить на этот проблемный вопрос?

2. Реализация домашнего задания.

II. Операционный этап.

1.Сообщение учеников об основных этапах творческой биографии А. Н. Толстого (презентация).

Тема памяти, в том числе исторической памяти, которая у Булгакова была реализована прежде всего в романе «Мастер и Маргарита», всегда интересовала и талантливого русского писателя Алексея Николаевича Толстого.

Ранние годы Толстого прошли в усадьбе Сосновка, недалеко от Самары. О своем безмятежном детстве он написал уже в эмиграции, в 1920 году. «Детство Никиты» — одно из лучших произведений русской литературы на эту тему. Кроме автобиографической основы, в произведении передано ощущение русской природы, неповторимость уходящего уклада жизни. Память детства сопрягалась с чувством истории в работе над романом «Петр Первый»: «Картины старой Москвы звучали во мне глубокими детскими воспоминаниями. И отсюда появлялось ощущение эпохи, ее вещественность».

Учился Толстой в реальных училищах Сызрани и Самары, затем на механическом отделении петербургского Технологического института. Основательная инженерная подготовка скажется при написании им фантастических произведений — романов «Аэлита» (1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925).

Талант Толстого, его феноменальная фантазия и наблюдательность проявились довольно рано. В предреволюционную эпоху он перепробовал себя в самых разных жанрах и направлениях литературы.

В 1919 году, не принявший революцию писатель оказывается в эмиграции, в Париже. Но слишком сильна была тяга к родным местам, к отечеству. Эта тяга ярко проявляется в творчестве писателя, в рассказах и повестях эмигрантской поры, в замысле романа «Хождение по мукам». Обзор глав из романа «Хождение по мукам». Тема интеллигенции и революции, «потерянной и обретённой родины» в «Хождении по мукам».

В 1922 году Толстой порывает с Эмигрантскими кругами в возвращается на родину: «Совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрепанный бурями русский корабль. По примеру Петра». В этих строчках из открытого письма Н. В. Чайковскому писатель обращается к образу Петра, героя его будущего романа. «На Петра я нацеливался давно. Я видел все пятна на его камзоле, но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане», — писал Толстой.

В начале 30-х годов, рассказывая о работе над «Петром Первым», Толстой подчеркивал злободневность своего исторического повествования: «Я не мог пройти равнодушно мимо творческого энтузиазма, которым охвачена вся наша страна, но писать о современности, побывав раз-другой на наших новостройках, я не мог... Я решил откликнуться на нашу эпоху так, как сумел. И снова обратился к прошлому, чтобы на этот раз рассказать о победе над стихией, косностью и азиатчиной», И далее: «Меня увлекло ощущение полноты «непричесанной» и творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывался русский характер».

2. Группа историков.

Что вы помните о царствовании Петра I? Охарактеризуйте русскую жизнь конца ХVII — начала ХVIII века.

(На рубеже ХVII-ХVIII веков созрели предпосылки для решительных перемен. В странах Европы быстро развивалась промышленность. Важнейшей исторической задачей для России было завоевание выхода к Черному и Балтийскому морям. Назрела острая необходимость в создании регулярной армии и военно-морского флота. Система государственных учреждений нуждалась в реформах.)

Петр I, сын царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, правил с 1682 во 1725 гг. Самостоятельное правление началось в 1689 году, когда ему удалось устранить свою старшую сестру Софью от управления государством. Еще в отроческие годы по приказу Петра были сформированы «потешные войска», которые в дальнейшем стали основой его регулярной армии. Деятельность Петра продолжала политику Алексея Михайловича и Софьи, но Петр действовал более жестко и решительно.

К концу правления Петра Россия представляла собой крупнейшую державу с сильной армией и отличным флотом. Петр учредил Правительствующий сенат вместо Боярской Думы, ввел коллегии вместо приказов, упразднил воеводства и учредил губернии. Реорганизация системы управления привела к установлению абсолютизма. Петр поставил под контроль государства церковь, отменив в 1721 году патриаршество и учредив Священный синод. Реформы в области культуры: новый календарь, начало русской печатной периодики, открытие школ разного профиля – медицинских, военных, инженерных, ремесленных; открытие Академии наук (1724).

Петр был волевым, любознательным, работоспособным человеком. Врагов карал безжалостно. Преданных ему людей ценил за инициативность, исполнительность, стремление к преобразованиям. Правой рукой Петра на протяжении всего царствования был А. Д. Меньшиков, происходивший из низших слоев. Соратники Петра: Никита Зотов, Франц Лефорт, Патрик Гордон, Федор Головин, Прокопий Возницын.

3.Группа литературоведов

Как развивался образ Петра в русской литературе?

(В ХVIII веке, в эпоху классицизма, господствовала героически-одическая тональность: поэма Ломоносова «Петр Великий», стихи, прославляющие царствование Петра (Тредиаковский, Сумароков, Херасков, Державин). В ХIХ веке оценки деятельности Петра разделились. Пушкин воспринимал деяния царя как подвиг, хотя уже в «Медном всаднике» противопоставил Петру как символу силы и величия маленького человека. Лев Толстой, начав писать роман об эпохе Петра, отбросил работу, так как возненавидел личность царя, «благочестивейшего разбойника, убийцы». Отрицательной оценки придерживались и символисты, в частности Д. Мережковский в романе «Петр и Алексей».)

— В чем состоит специфика исторического романа в сравнении с романом о современности?

(В основе исторического романа лежат факты, отделенные от момента создания более или менее значительной временной дистанцией. Поэтому исторический романист лишен возможности воссоздавать события и характеры на основании своих прямых впечатлений. Он может воспользоваться лишь документами, воспоминаниями, историческими трудами.)

Работая над романом «Петр Первый», Алексей Толстой использовал обширный материал, множество разнообразных источников: исследования историков, записки современников Петра, русских и иностранцев, дневники, письма, указы того времени, литературные памятники (в частности произведения Пушкина, хотя они оценивают крутые реформы царя негативно, а эпоха правления царя имеет мрачный колорит).

В конспекте одного из своих выступлений по поводу работы над романом «Петр Первый» А. Толстой писал: «Первое десятилетие ХVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в умилении и страхе глядит на возникающую Россию... Несмотря на различие целей, эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».

4. Группа политологов

Как вы считаете, сопоставимы ли эпоха Петра и время, в которое создавался роман?

(Роман создавался в Советской России в обстановке ломки вековых устоев, индустриализации и коллективизации, в годы, когда закладывался культ личности Сталина. Вдохновленный ощущением «творческой силы жизни эпохи Петра, А. Толстой возвращается к пушкинской, оптимистической традиции в оценке деятельности Петра I.)

— Какие реальные исторические персонажи введены А. Толстым в роман?

— Какие реальные исторические события изображены в романе?

Рефлексивный этап. Прием «Ступени успеха». Заполнение рефлексивного дневника.

Итоги урока. Взаимооценивание.

Домашнее задание: перечитать роман, сделать обзор содержания.

Приложение


Примерный план обзора романа

Книга первая. Московская Русь. Юность Петра

1. Вековая отсталость Московской Руси. Широта охвата действительности, многоярусность социальных слоев и бытовых укладов, стремительность и пестрота сменяющих друг друга картин как основной способ изображения Московской Руси (глава первая: «прокисшая» изба Бровкиных, боярская изба Волкова, «узкие навозные» улицы Москвы, низкие своды царских палат, грязный кабак, заполненная народом Кремлевская площадь, покои Софьи, первое описание Петра-ребенка).

Три плана изображения:

— царевна Софья, управляющая страной (глава первая, ч. 15; глава вторая, ч. 6);

— юный Петр, постепенно вырастающий в единоличного правителя страны (глава вторая, ч. 3; глава третья, ч. 5; глава 4, ч. 5, 18, 23);

— тяжелая жизнь народа (глава первая, ч. 1; глава четвертая, ч. 8, 22). Ненависть Петра к заскорузлой отсталости и скуке Москвы.

2. Изображение борьбы между Софьей и Петром. Царевна Софья, став правительницей, расправляется со стрельцами, приказывает боярину Василию Голицыну «воевать Крым». Умный Голицын понимает, что воевать нельзя («войска доброго нет», «денег нет»), но «говорить, убеждать, сопротивляться все равно было без пользы». Крымские походы окончились бесславно. Народ доведен до нищеты.

3. В Преображенском потешном батальоне Петр под руководством иноземцев постигает военную науку. Через несколько лет у него уже три сильных полка: Преображенский, Семеновский, полк Гордона. В Переяславле Петр строит верфь, первые корабли. Знатные бояре Борис Голицын, Федор Ромодановский — поддерживают деятельность Петра.

4. Софья пытается использовать недовольство народа, вызванное неудачами крымских походов, против Петра; замышляется убийство Петра (глава четвертая, ч. 12, 13). «Всем надоело скорее бы кто-нибудь кого-нибудь сожрал? Софья ли Петра, Петр ли Софью... Лишь бы что-нибудь утвердилось...»

5. Петр, узнав о заговоре, бежит в Троицкую лавру, туда же переезжает весь Преображенский двор; Софье не удается поднять стрельцов; подавление Петром заговора: приказ Софье ждать в Кремле решения своей судьбы, ссылка Василия Голицына, казнь зачинщиков бунта; возвращение Петра в Кремль (глава четвертая, ч. 23).

6. Первые реформы Петра после победы над Софьей (строительство флота, закладка Архангельской верфи). После смерти матери и брата Ивана Петр становится единоличным правителем страны.

7. Первый Азовский поход; неудача; взятие Азова (глава шестая); взятие Азова (глава седьмая, ч. 1).

8. Петр за границей учится кораблестроению (глава седьмая).

9. Заговор Софьи; стрелецкий бунт (глава седьмая, ч. 12).

10. Возвращение Петра в Москву (глава седьмая, ч. 17). Жестокая массовая казнь стрельцов (глава седьмая, ч. 21).

«Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».

Вторая и третья книги. Изображение творческого труда русского народа, созидающего новую культуру. Пафос борьбы за родину с внешними врагами.

Книга вторая

1. Преобразовательная деятельность Петра всколыхнула все, что на Руси было сильного и здорового. Опора Петра на купцов, помещиков, народ: купцы. Баженовы пожалованы царской грамотой; Иван Бровкин, крупный торговец, Демидовы на Урале, валдайские кузнецы братья Воробьевы честно служат Петру; Алексашка Меншиков, братья Бровкины — первые люди при Петре; кузнец Жемов, художник Андрей Голиков — помощники Петра.

2. Борьба Петра с боярами за новые формы быта; боярыня Волкова (Санька Бровкина, глава первая, ч. 3, глава вторая, ч. 3).

3. Сопротивление консервативной раскольнической среды; само сожжение раскольников (глава первая, ч. 9).

4. Вступление России в союз с Польшей и Литвой против шведов (глава третья, ч. 2).

5. 1700 год; новое летоисчисление; поход на Нарву; разгром русской армии (глава четвертая, ч. 3, 4).

6. Тайная кладовая в Кремле.

7. Борис Петрович Шереметьев, первый русский генерал-фельдмаршал, разбивает шведского генерала Шлиппенбаха.

8. Шереметьев берет крепость Мариенбург (глава пятая, ч. 2).

9. Архангельский флот; взятие крепости Нотебург; героизм русских солдат и офицеров (глава пятая, ч. 4).

«Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт». Открытое море отсюда было рукой подать».

Книга третья

1. Запустение Москвы. Царевна Наталья Алексеевна заводит театр (глава первая, ч. 3).

2. Заговор против Петра: нити заговора ведут к царевне Софье (глава первая, ч. 4, 5).

3. Строительство Петербурга. Братья Бровкины. Домик Петра и дворец Меньшикова в Петербурге (глава вторая).

4. Второй Нарвский поход; Петр под Нарвой (главы третья и четвертая); русские захватили шведского короля; «машкерадный» бой, в котором русские уничтожили треть нарвского гарнизона; русские под командованием Петра берут Юрьев и готовятся к штурму Нарвы; героизм русских солдат и офицеров во время штурма Нарвы (глава шестая, ч. 7).

«Дело было европейское: шутка ли — штурмом взять одну и неприступнейших крепостей в свете».


Оформление тетрадей

Выводы: Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность создают мозаичную панораму эпохи. Движение эпохи, ряд ее узловых событий на протяжении с 1682 по 1704 год образует каркас повествования. Нарастает патриотическое звучание. Третья книга создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. В ней на первый план выходит тема воинских подвигов русского солдата, русского человека раскрывающихся в описании штурма Нарвы.

А. Толстой понимал композицию как «установление цели, центральной фигуры, и затем установление основных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются». Произведение у Толстого организуется не столько сюжетом, сколько системой персонажей.

Роль главной фигуры выполняет Петр. Его фигура предстает масштабной, он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре — великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг него группируются остальные персонажи. Чем ниже ступень лестницы, на которой «стоит» персонаж, тем «пунктирнее» его линия в романе, тем менее ощутима его связь с романным целым.











Конспект урока внеклассного чтения. 11 класс.

Урок 2. Тема: Читательская конференция.

Тема личности и истории в произведениях А.Н.Толстого.

Цели урока

Базовая компетенция:

- продолжить формирование духовных ценностей учащихся на основе мировой и русской культуры;

- «прочтение» литературной классики в свете современных требований, определение её актуальности, понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;

- продолжить формирование общекультурной литературной компетентности - восприятие литературы как неотъемлемой части культуры.

- формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу и музыку;

- содействовать формированию понятий «любовь к Отечеству, гражданский долг» и любовь к классической литературе.

Составляющие (предметные) компетенции:

- создать условия для восприятия учебного материала о жизни и творчестве А.Н.Толстого, понимания вопроса о роли писателя в литературе XХ в.; познакомить учеников с биографией писателя, раскрыть причины, побудившие А. Н. Толстого написать роман о Петре I, дать понятие о ХМ писателя; выделить основные черты ХМ Толстого, его поэтики и стиля.

- продолжить формирование умения воспринимать литературное произведение как произведение искусства, понимать его содержание, способность оценить его художественные достоинства;

- развитие читательской компетентности – способности к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог "автор - читатель", погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;

-развитие литературоведческой компетенции, предполагающей усвоение системы знаний о литературе как виде искусства, имеющем свою специфику, отражающуюся в особенностях образного языка и структурирования текста, в концепции автора, в исторической смене художественных стилей и методов;

- учебно-познавательной, реализующейся в процессе целостного анализа произведений А.Толстого, освоения его идей через усвоение механизмов специфического познания учащимися мира и человека в художественном произведений А.Толстого с целью раскрытия смысла произведения и авторской концепции.

Вид урока урок внеклассного чтения.

ип урока: урок углубленной работы над произведениями А.Н.Толстого.

Форма урока: читательская конференция.

Методика:

  1. Эвристический метод: обсуждение идейно-тематического содержания произведений.

  2. Проблемно-поисковый метод: комплексный анализ произведений (создание системы образов, композиции, выделение ключевых слов).

  3. Исследовательский метод: создание опорных схем анализа текста.

  4. Прием НИЛ (научно – исследовательская лаборатория).

  5. Использование межпредметных связей с историей.

Оборудование: медиапрезентация, текст, опорные конспекты по произведениям, иллюстрации к повестям, портрет А.Толстого, выставка книг писателя, справочный материал по теории литературы, КОЗ.

Теория литературы: художественный мир, поэтика, стиль, композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста, особенности жанра повести, герой, антигерой, пассионарность, пассионарий, микросюжет, макросюжет, портрет, портретное описание, статический портрет, динамический портрет, развернутый портрет, фрагментарный портрет, психологический портрет, портретная деталь, идея произведения, хронотоп произведения.

Ход урока

Организационный момент. Просмотр фрагмента художественного фильма «Петр Первый».

Учитель предлагает определить тему урока, основную проблему произведений (личность и история в произведениях А.Н.Толстого) и построить ступени успеха для решения данной проблемы на уроке.

I. Мотивационный этап. Прием «Знал – узнал - хочу узнать». Запишите, что вы уже знаете по данной теме, что хотите узнать, определите цель урока сегодня. Что нужно выполнить нам, чтобы ответить на этот проблемный вопрос?

2. Реализация домашнего задания.

II. Операционный этап. Какова роль личности в развитии истории человечества? Как эта тема представлена в творчестве А.Н.Толстого? В чем особенность его творческой мастерской? Сегодня мы должны ответить на эти вопросы. Начнем работу. Приглашаем к доске первую группу историков для выступления со своим учебным проектом. Во время защиты учебного проекта на уроке учитывается коллегиальность работы в группе, степень глубины раскрытия темы, форма представления (презентация, использование наглядности, качество публичной защиты, этичность в проведении дискуссии, умение взаимооценивания работы групп). Исследовательский метод опирается на следующие формы деятельности учащихся на уроке:

  1. работа с текстом;

  2. выбор цитат;

  3. анализ текста:

  4. целостный анализ;

  5. анализ эпизода;

  6. сопоставительный анализ;

  7. выявление художественных особенностей текста.

Учащиеся выступают с результатами самостоятельной учебной исследовательской работы по КОЗ, в которых учащимся предложены задания для изучения и обобщения темы истории и личности в творчестве А.Толстого.

Задания и вопросы для комплексного анализа текста группы №1. Прочти внимательно текст романа «Петр Первый», рассказов «День Петра», «Наваждение».

1. Какова история замысла и написания романа? Почему историческая тема так важна для писателя?

2. Расскажите о становлении личности Петра. Докажите, докажите, что учителем Петра была жизнь. С какой целью Толстой показывает Петра свидетелем кровавой расправы стрельцов с его ближними? Каким нарисован Петр в этой сцене?

3. Как эволюционирует Петр в романе, формируется его личность, закаляется характер? Проследите прием контраста, который используется Толстым в показе Петра и его сподвижников. В чем проявляются черты народности и в то же время самовластного деспота в характере Петра?

4. Почему Толстой постоянно сравнивает Петра с двумя другими персонажами — князем Василием Голицыным и шведским королем Карлом XII? Представьте систему образов и композицию произведения.

5. В чём, по-вашему, состоит роль личности в истории по Толстому? Сформулируйте идею произведения и ваше к ней отношение.

К публичной защите необходимо собрать и изучить учебный материал по теме, собранную информацию оформить в виде опорных схем, мультимедиапрезентации, продумать аргументы, выбрать цитаты из текста для доказательства, подобрать при необходимости фрагменты экранизаций, инсценирование или музыкальное сопровождение.

Образец опорного конспекта как результата самостоятельной работы учащихся:

Карл XII

Петр Первый

Князь Василий Голицын

Шведский король.  Его отвагой, удачливостью и воинскими подвигами восхищается вся Европа. Воля Карла в состоянии преодолеть любые преграды, но молодому королю откровенно не хватает государственного мышления; все его мысли о себе, о собственной славе.

Он талантлив, обладает незаурядной силой воли, активен и деятелен, и его способности направлены во славу России, а не на возвышение собственной личности. Петр упорен в достижении цели и не теряет присутствия духа при временных поражениях. Он из тех людей, которые учатся на своих и чужих ошибках. Так, он вынес хороший урок из первоначальных неудач в Северной войне, и под его руководством русская армия постепенно стала сильнейшей в Европе. Одним из несомненных талантов Петра было умение заметить и выделить среди прочих людей неординарных, деловых, тех, на кого он мог опереться в своем многотрудном деле. 

Фигура Петра противоречива, он — созидатель. Но он и тиран, ведь историческая необходимость не может оправдать преступление, а идея государственности не может быть поставлена выше человеческой жизни.

Человек с европейским образованием, прогрессивно мыслящий, прекрасно понимающий, что без реформ Россия развиваться не может. Он полон проектами преобразования, однако до их реализации дело не доходит — Голицыну не хватает государственной воли. Неудача Крымского похода показала отсутствие у него также полководческого таланта.


Задания и вопросы для комплексного анализа текста группы №2.

Группа литературоведов.

1.Определите основные черты жанра исторического романа. Докажите, что это произведение А.Н. Толстого является историческим романом.

2. Какое значение для А.Толстого — мастера исторической прозы — имели «пыточные записи», собранные профессором Новомбергским?

3. Чем отличается в этом смысле роман «Петр Первый» от других, прочитанных вами исторических произведений? Первый поэтический набросок о Петре «Черный всадник» принадлежит юноше Толстому; затем появляются рассказы «Наваждение» «День Петра», трагедия «На дыбе», пьеса «Петр I», и уже смертельно больной писатель диктовал страницы последней книги романа. Можно ли утверждать, что «Петр Первый» — это художественный итог исканий А. Н. Толстого?

4. Определите авторскую позицию в романе.

5. В чём, по-вашему, состоит роль личности в истории по Толстому? Сформулируйте идею произведения и ваше к ней отношение.

Рассказ “День Петра”

Роман “Пётр Первый”

…сырой ветер гнал сильный туман с моря… сдувало гнилую солому с изб и клетей…

Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные…

Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки ещё новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, - народ не знал.

…Открытое море отсюда было – подать рукой. Ветер покрывал его весёлой зыбью.

Желанное, возлюбленное здесь было место. Хорошо, конечно, на Азовском море, белёсом и тёплом, добытом с великими трудами, хорошо на Белом море… но не сравняться им с морем Балтийским – широкой дорогой к дивным городам, к богатым странам.


Задания и вопросы для комплексного анализа текста группы №3. Группа политологов. Прочти внимательно текст романа «Петр Первый», рассказов «День Петра», «Наваждение».

1.Определите основные черты сильной личности (пассионарности). Докажите, что в романе А.Толстого образ Петра предстает как пассионарий.

2. В чём, по-вашему, состоит роль личности в истории по Толстому? Сформулируйте идею произведения и ваше к ней отношение.

3. Каковы уроки Петра Первого современникам и потомкам?

4. Согласно теории пассионарности, какие сильные личности современной истории вы можете выделить? Роль пассионариев в развитии истории человечества.

5. Современные интерпретации творчества А.Н. Толстого (исследования, экранизации). В чем актуальность идеи романа А.Н. Толстого «Петр Первый» для читателя ХХI века?


Выводы:  Согласно старой традиционной схеме, подлинные и притом решающие события, так называемая большая история, могут служить лишь фоном, как официальное обрамление для другой, неофициальной, малой, большею частью вымышленной истории частных человеческих судеб. Но у А. Толстого в „Петре Первом“ именно ряд крупнейших, значительнейших исторических событий эпохи, большая история оказывается выдвинутой на первый план изображения. Историю частных человеческих судеб она включает в себя, как бы растворяя их в показе общего и главного. В центре внимания писателя стоит сам Петр, и прежде всего той стороной своей жизненной деятельности, которая представляет собой реализацию его замысла большой государственной перестройки страны. Петр как концентрат эпохи, его преобразовательная деятельность как отражение определенных исторических судеб народа, России — вот что занимает писателя в первую голову в его произведении


Рефлексивный этап. Авторский стул «Момент истины».

Итоги урока. Взаимооценивание. Заполнение рефлексивного дневника.

Домашнее задание: домашнее сочинение по творчеству А.Н. Толстого.

  1. Тема Петра Первого в творчестве А.Н. Толстого.

  2.  Петр Первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого)

  3. Роль личности в истории в творчестве А.Н. Толстого.

  4. Тема интеллигенции и революции» в романе А.Н.Толстого «Хождении по мукам».


      











Конспект урока русской литературы. 11 класс.

Панорама русской жизни в романе «Петр Первый» А. Н. Толстого

Цели урока: соотнести реальное время и пространство России первой четверти ХVIII века с художественным временем и пространством романа А. Н. Толстого; привлечь внимание к главной проблеме романа — изображению творческого труда народа, созидающего новую культуру; ощутить патриотический пафос романа, глубину изображения социальных противоречий эпохи.

Методические приемы: отработка умений выделять главное в тексте, подбирать эпизоды для иллюстрации основных идей, определять позицию автора.

Ход урока

I. Слово учителя

По сложившейся в литературе традиции решающие события, «большая история» служили лишь фоном для «малой истории», истории частных человеческих судеб. Вспомним роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

— Каким образом передает автор события романа? Какое место он отводит выдающимся историческим личностям?

(События романа переданы через восприятие вымышленных лиц, главными и любимыми героями Толстого стали Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Платон Каратаев. Исторические личности: Кутузов, Наполеон, Багратион, Александр I — отодвинуты на второй план. Движущей силой романа (и истории, по Льву Толстому) является народ. Роль личности определяется способностью проникнуться желаниями и чаяниями народа. Фигура Наполеона, возомнившего себя вершителем человеческих судеб, истории, часто карикатурна.)

Алексей Николаевич Толстой героем своего произведения делает именно «большую историю» и выдающуюся историческую личность Петра.

Фигура царя-преобразователя становится стержнем всего романа, а вымышленные персонажи заполняют исторический фон. Деяния Петра даны на фоне широкой панорамы русской жизни. Обзор романа поможет представить эту панораму в самом общем виде и сопоставить реальное и художественное время и пространство.

II. Реализация домашнего задания: план обзора романа

Книга первая. Московская Русь. Юность Петра

1. Вековая отсталость Московской Руси. Широта охвата действительности, многоярусность социальных слоев и бытовых укладов, стремительность и пестрота сменяющих друг друга картин как основной способ изображения Московской Руси (глава первая: «прокисшая» изба Бровкиных, боярская изба Волкова, «узкие навозные» улицы Москвы, низкие своды царских палат, грязный кабак, заполненная народом Кремлевская площадь, покои Софьи, первое описание Петра-ребенка).

Три плана изображения:

— царевна Софья, управляющая страной (глава первая, ч. 15; глава вторая, ч. 6);

— юный Петр, постепенно вырастающий в единоличного правителя страны (глава вторая, ч. 3; глава третья, ч. 5; глава 4, ч. 5, 18, 23);

— тяжелая жизнь народа (глава первая, ч. 1; глава четвертая, ч. 8, 22). Ненависть Петра к заскорузлой отсталости и скуке Москвы.

2. Изображение борьбы между Софьей и Петром. Царевна Софья, став правительницей, расправляется со стрельцами, приказывает боярину Василию Голицыну «воевать Крым». Умный Голицын понимает, что воевать нельзя («войска доброго нет», «денег нет»), но «говорить, убеждать, сопротивляться все равно было без пользы». Крымские походы окончились бесславно. Народ доведен до нищеты.

3. В Преображенском потешном батальоне Петр под руководством иноземцев постигает военную науку. Через несколько лет у него уже три сильных полка: Преображенский, Семеновский, полк Гордона. В Переяславле Петр строит верфь, первые корабли. Знатные бояре Борис Голицын, Федор Ромодановский — поддерживают деятельность Петра.

4. Софья пытается использовать недовольство народа, вызванное неудачами крымских походов, против Петра; замышляется убийство Петра (глава четвертая, ч. 12, 13). «Всем надоело скорее бы кто-нибудь кого-нибудь сожрал? Софья ли Петра, Петр ли Софью... Лишь бы что-нибудь утвердилось...»

5. Петр, узнав о заговоре, бежит в Троицкую лавру, туда же переезжает весь Преображенский двор; Софье не удается поднять стрельцов; подавление Петром заговора: приказ Софье ждать в Кремле решения своей судьбы, ссылка Василия Голицына, казнь зачинщиков бунта; возвращение Петра в Кремль (глава четвертая, ч. 23).

6. Первые реформы Петра после победы над Софьей (строительство флота, закладка Архангельской верфи). После смерти матери и брата Ивана Петр становится единоличным правителем страны.

7. Первый Азовский поход; неудача; взятие Азова (глава шестая); взятие Азова (глава седьмая, ч. 1).

8. Петр за границей учится кораблестроению (глава седьмая).

9. Заговор Софьи; стрелецкий бунт (глава седьмая, ч. 12).

10. Возвращение Петра в Москву (глава седьмая, ч. 17). Жестокая массовая казнь стрельцов (глава седьмая, ч. 21).

«Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей».

Вторая и третья книги. Изображение творческого труда русского народа, созидающего новую культуру. Пафос борьбы за родину с внешними врагами.

Книга вторая

1. Преобразовательная деятельность Петра всколыхнула все, что на Руси было сильного и здорового. Опора Петра на купцов, помещиков, народ: купцы. Баженовы пожалованы царской грамотой; Иван Бровкин, крупный торговец, Демидовы на Урале, валдайские кузнецы братья Воробьевы честно служат Петру; Алексашка Меншиков, братья Бровкины — первые люди при Петре; кузнец Жемов, художник Андрей Голиков — помощники Петра.

2. Борьба Петра с боярами за новые формы быта; боярыня Волкова (Санька Бровкина, глава первая, ч. 3, глава вторая, ч. 3).

3. Сопротивление консервативной раскольнической среды; само сожжение раскольников (глава первая, ч. 9).

4. Вступление России в союз с Польшей и Литвой против шведов (глава третья, ч. 2).

5. 1700 год; новое летоисчисление; поход на Нарву; разгром русской армии (глава четвертая, ч. 3, 4).

6. Тайная кладовая в Кремле.

7. Борис Петрович Шереметьев, первый русский генерал-фельдмаршал, разбивает шведского генерала Шлиппенбаха.

8. Шереметьев берет крепость Мариенбург (глава пятая, ч. 2).

9. Архангельский флот; взятие крепости Нотебург; героизм русских солдат и офицеров (глава пятая, ч. 4).

«Кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт». Открытое море отсюда было рукой подать».

Книга третья

1. Запустение Москвы. Царевна Наталья Алексеевна заводит театр (глава первая, ч. 3).

2. Заговор против Петра: нити заговора ведут к царевне Софье (глава первая, ч. 4, 5).

3. Строительство Петербурга. Братья Бровкины. Домик Петра и дворец Меньшикова в Петербурге (глава вторая).

4. Второй Нарвский поход; Петр под Нарвой (главы третья и четвертая); русские захватили шведского короля; «машкерадный» бой, в котором русские уничтожили треть нарвского гарнизона; русские под командованием Петра берут Юрьев и готовятся к штурму Нарвы; героизм русских солдат и офицеров во время штурма Нарвы (глава шестая, ч. 7).

«Дело было европейское: шутка ли — штурмом взять одну и неприступнейших крепостей в свете».

III. Оформление тетрадей: выводы

Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность создают мозаичную панораму эпохи. Движение эпохи, ряд ее узловых событий на протяжении с 1682 по 1704 год образует каркас повествования. Нарастает патриотическое звучание. Третья книга создавалась в обстановке героического подъема Великой Отечественной войны. В ней на первый план выходит тема воинских подвигов русского солдата, русского человека раскрывающихся в описании штурма Нарвы.

А. Толстой понимал композицию как «установление цели, центральной фигуры, и затем установление основных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются». Произведение у Толстого организуется не столько сюжетом, сколько системой персонажей.

Роль главной фигуры выполняет Петр. Его фигура предстает масштабной, он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре — великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг него группируются остальные персонажи. Чем ниже ступень лестницы, на которой «стоит» персонаж, тем «пунктирнее» его линия в романе, тем менее ощутима его связь с романным целым.

Домашнее задание 1. Образ Петра в романе.2. Подготовиться учебному практикуму по роману А. Н. Толстого


Конспект урока русской литературы. 11 класс.

Образ Петра в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»

Цели урока: выявить идейно-художественную задачу А. Н. Толстого — показать Петра I как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью; дать представление о методе писателя.

Оборудование урока: если возможно, показать отрывки из художественного фильма «Петр Первый».

Методические приемы: проверка домашнего задания: выборочный пересказ, анализ текста; углубление знаний по теории литературы.

Ход урока

I. Слово учителя

В работе над романом Толстой использовал обширный исторический материал — мемуары современников Петра, письма и дневники частных лиц, официальные документы и исследования ученых. Эти материалы должны были способствовать достоверности и объективности изображения. Однако писатель оставил без внимания мнение виднейшего историографа В. О. Ключевского, который писал о Петре: «Вводя все насильственно, даже общественную самодеятельность вызывая принуждением, он строил правомерный порядок на общем бесправии, и потому в его правомерном государстве рядом с властью и законом не оказалось всеоживляющего элемента, свободного лица, гражданина».

— Как вы думаете, почему высказывание Ключевского не вписалось в концепцию Толстого?

(Роман создавался в годы активного строительства социализма, начало работы над ним совпало с началом выполнения пятилетнего плана. Высказывание Ключевского о бесправии, об отсутствии свободы, о принуждении неизбежно вызывает ассоциации с укреплявшимся в стране культом личности Сталина, с порядками, утвердившимися в стране.)

Литература социалистического реализма, «единственно верного», «марксистского» направления, призвана была «дать правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии». Движущей силой истории объявлялась классовая борьба, сама история осознавалась как движение к заранее известной цели — к светлым идеалам коммунизма. Величием цели оправдывались любые жертвы на пути к ней. В эту концепцию вполне укладывался образ, создаваемый Толстым: «Личность является функцией эпохи, она вырастает как дерево на плодородной почве, но в свою очередь крупная, большая личность начинает двигать события эпохи». В образе Петра воплощен тип положительного героя, главными чертами которого являются ясность и прямота, с которой он видит цель и к ней устремляется.

— Каким образом Толстой создает такой характер?

(Уже с первых строк романа различными художественными средствами утверждается необходимость преобразований в стране (описание нищеты семьи Бровкиных, убогого жилья дворянина Волкова, узаконенное пьянство — сцена у кабака, низкие своды царских палат, где умирает царь Федор Алексеевич и решается вопрос, кого же «кричать на царство»). Ребенок-Петр «горяч умом, крепок телесно», как признает Василий Голицын, влиятельный человек при дворе. «Быть царем Петру», — это его слова.)

II. Реализация домашнего задания: анализ образа Петра в романе.

Слово учителя

А. Толстой признавался: «В моем романе центром является фигур Петра I. Остальные фигуры, сопутствующие ему, но мере важности описываются со все меньшим количеством деталей и со все меньшей ясностью...»

— Какие, по вашему мнению, есть свидетельства тому, что «романе центром является фигура Петра»?

(Создавая образ Петра, Толстой прослеживает процесс становления личности, формирования его характера. Подчеркивается своенравность, жажда деятельности, выносливость, активность юного царя: «Не по его — так и убьет, — проговорила Наталья Кирилловна, — в кого только нрав у него горячий? (глава вторая, ч. 3). В портретной характеристике явно внешнее сходство с людьми «подлой породы»: «все бегает, как простой», «весь в пыли, земле, потный, как мужичок», долговязый, неуклюжий, с косолапыми ступнями.)

Подчеркивается стремление Петра к самостоятельности, отсутствие высокомерия с «простыми» сверстниками, готовность учиться — от протаскивания иголки через щеку до строительства кораблей. Тяга ко всему новому соседствует с неприязнью и даже ненавистью к старому, отжившему: «Скука старозаветная!» — думает Петр о размеренной жизни в Москве — и занимается постройкой кораблей на верфи Переяславского озера (глава четвертая, ч. 5). Толстой показал постепенное формирование личности Петра, превращение «волчонка», нескладного подростка с выдающимися задатками в государственного деятеля.

— Когда приходит к Петру мысль о необходимости преобразований?

(После раскрытия заговора и заточения Софьи в монастырь, когда Петр стал уже полновластным правителем (глава четвертая), государственные дела еще не занимают его. Только увидев в Архангельске иноземные корабли (глава пятая, ч. 15), почувствовал стыд за убожество русских карбасов: «Стыдно! Все это почувствовали... Смешно... Стыдно... И немедленно решил закладывать в Архангельске верфь: «Сам буду плотничать, бояр моих заставлю гвозди вбивать…».)

В разговоре с Лефортом оформляется стратегия всей жизни царя — планы по выходу к Черному, Азовскому и Балтийскому морям, планы будущей неизбежной войны со шведами: «Замахивайся на большее, а по малому — только кулак отшибешь...»

— Как вы считаете, в чем заключается закономерность петровских преобразований? Как эта закономерность показана в романе?

— Какое значение для формирования Петра имела неудача Азовского похода?

(После бесславного Азовского похода (глава 6) Петр не падает духом, а напротив, полон решимости взять реванш: «В молодом царе не ошиблись: он оказывался именно таким человеком, какого ждали.)

«От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали — другой человек, зол, упрям, деловит» (глава седьмая, ч. 1). «В два года должны флот построить, из дураков стать умными», — беспрекословно заявляет Петр. Он человек не только слова, но и дела. Флот был построен. Азов был взят. «В первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву».

— Петр видит нищету, убожество, темноту страны: «Отчего сие? Сидим на великих просторах и — нищие...». В чем он видит выход?

(Выход — в развитии промышленности, торговли, завоевания берегов Балтики. Такие же планы у Ромодановского, Василия Голицына.)

— В чем видит автор расхождение позиций Голицына и Петра?

(Голицын противопоставлен Петру. Семь лет он правил страной, понимая необходимость преобразований. Без славы окончился крымский поход под его предводительством: «Кто пойдет против руки господней? Сказано: человек, смири гордыню, ибо смертен есть» (глава третья, ч. 1). В крымском походе во время боя Василий Васильевич пеший метался по обозу, бил плетью пушкарей, хватался за колеса, вырывал фитили». Петр же в аналогичной ситуации «засучил рукава, взял банник у пушкаря, сильным движением прочистил закопченное дуло, подкинул на руках пудовый круглый снаряд, вкатил в дуло...». Действия Голицына суетливы, действия Петра уверенны и решительны. Василий Голицын выступил на стороне стрельцов и Софьи, чем предрешил свою судьбу. Ему не хватало настойчивости, решимости, силы воли, активности — тех черт, которые присущи Петру.)

— Как образ Петра раскрывается в противопоставлении с Карлом ХII?

(Образ шведского короля Карла ХII контрастно противопоставлен образу Петра. Шведский король горяч, дерзок, решителен — эти черты объединяют его с русским царем. Карл — авантюрист, ветреник, «испорченный юноша». Карл рожден королем, а Петр завоевал право на престол.)

— Какие действия Петра имеют историческое значение?

(Не менее воинских побед важны победы Петра над косностью, консерватизмом старого. Петр пробуждает национальные силы, поддерживает людей дела: дает деньги тульскому кузнецу Демидову, решившему «поднять Урал», помогает братьям Баженовым, самостоятельно построившим водяную пильную мельницу, предоставляет три корабля первому навигатору» Ивану Жигулину для развития торговли с другими странами. Петр беспощадно борется с боярством, с раскольничеством, жестоко подавляет стрелецкий мятеж. Борется с невежеством и темнотой, учреждает школы, «дубиной» гонит в науку дворянских детей, дает возможность реализоваться людям из народа, ценит человека не зачин, а за ум («за ум графами жаловать».)

III. Оформление тетрадей: выводы

Деятельность Петра пробуждает к жизни скрытые силы народа. Петр не нарушает хода исторического процесса, а властно направляет его. Его преобразования — не самодержавный произвол, а осознанная историческая необходимость, реализация потребностей экономического развития страны. Образ Петра как государственного деятеля и как человека раскрывается в постоянной и напряженной борьбе. Действия Петра направлены на благо страны. В этом патриотический пафос романа.

IV. Практикум.

Задания практикума раздаются по группам (если ответ устный) или по вариантам (в случае письменного ответа). Материал — см. Приложение к уроку.

Домашнее задание: написать сочинение по роману «Петр Первый» по одной из следующих тем:

1. Мастерство А.Толстого в обрисовке характеров героев в романе «Петр Первый».

2. Петр и его сподвижники в романе А.Толстого «Петр Первый».

3. Женские образы в романе А.Толстого «Петр Первый».


Приложение к уроку


АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

(1883—1945)

А. Н. Толстой и тема Петра Великого

      «...Толстой был индивидуальностью ярчайшей и талантом ослепительным. Он не повторял никого ни в чем и одновременно был тонко ощутимой связью с неумирающим нашим наследием XIX века. Золотая нить, которую он тянул из прошлого, нежнейшими волосками своими уводила к Тургеневу, Аксакову, Лермонтову, Пушкину.
      „Петром Первым“ он своими мастерскими руками сложил себе великолепный памятник. В плеяде исторических романистов, создавших совершенно новую, советскую полосу в этом искусстве, Толстой останется крупнейшей звездой. Он нашел драгоценный ключ к трудному жанру: он наделил бесчисленные персонажи нам совершенно понятными и нами ощутимыми чертами, поэтому мы переживаем историю, преподанную Толстым, так, как будто сами участвовали в ней.
      Как складывался народный характер в годину испытаний, когда Русь Ивана Четвертого отстаивала свое право на независимость от Востока и Запада или когда Русь становилась Россией Петра Первого? Вот в каком направлении шли поиски А. Толстого. В живом образе человека давних времен художник показал нам огни России, никогда не угасавшие».

К. А. Федин. Воспоминания об А. Н. Толстом, 1945—1958


      «Я представляю из себя натуральный тип русского эмигранта, то есть человека, проделавшего весь скорбный путь хождения по мукам. В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых.
      Красные одолели, междоусобная война кончилась, но мы, русские эмигранты в Париже, все еще продолжали жить инерцией бывшей борьбы.
      Все, мы все, скопом, соборно виноваты во всем свершившемся. И совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик собственный, но вколотить в истрепанный бурями русский корабль. По примеру Петра».

А. Н. Толстой. Открытое письмо Н. В. Чайковскому, 1922


      «Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в изумлении и страхе глядит на возникающую Россию... Несмотря на различие целей, эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».

А. Н. Толстой. Конспект к роману «Петр Первый», 1934


      «Петр, как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но в истории всего человечества всех веков и народов. Великий Шекспир своим художественным гением создал в „Гамлете“ неподражаемый тип человека, у которого размышление берет верх над волею и не допускает осуществляться на деле желаниям и намерениям. В Петре не гений художника, понимающий смысл человеческой натуры, а сама натура создала обратный тип — человека с неудержимою и неутомимою волею, у которого всякая мысль тотчас обращалась в дело. „Я так хочу, потому что так считаю хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть“ — таков был девиз всей деятельности этого человека. Он отличался непостижимою для обыкновенных смертных переимчивостью. Не получив ни в чем правильного образования, он желал все знать и принужден был многому учиться не вовремя. Однако русский царь был одарен такими богатыми способностями, что при своей недолговременной подготовке приводил в изумление знатоков, проводивших всю свою жизнь за тем, что Петр изучал только мимоходом. Все, что он ни узнавал, стремился применить к России с тем, чтобы преобразовать ее в сильное европейское государство. Эту мысль лелеял он искренне и всецело в продолжение всей своей жизни».

Н. И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, 1998


      «Бунин прочел „Петра I“ Алексея Толстого и пришел в восторг. Не долго думая, сел за стол и послал на имя Алексея Толстого, в редакцию „Известий“, такую открытку:
      „Алешка,
      Хоть ты и сволочь , но талантливый писатель. Продолжай в том же духе.

Ив. Бунин“».


А. Седых. Далекие, близкие, 1962


Задание 1

      Какое место отводит К.  А. Федин роману о Петре Великом в творчестве Толстого? Можно ли утверждать, что этот роман наряду с трилогией «Хождение по мукам» явился одной из вершин не только толстовского творчества, но и русской литературы XX века? Вспомните из курса истории России роль Петра, которую он сыграл в судьбе страны и о которой так красочно повествует Н. И. Костомаров. Случайно ли, что А. Толстой в своем открытом письме председателю парижского Комитета помощи русским писателям и ученым Н. В. Чайковскому, объясняя мотивы возвращения на родину, обращается к имени Петра Первого? Эмиграция, в том числе и друзья Толстого, не могла простить ему этого поступка. Тем знаменательнее высокая оценка, которую дает Бунин роману «Петр Первый» и таланту Толстого.

Путь к герою: Петр-реформатор и созвучие эпох

      «От Ломоносова до наших дней тема Петра I не сходит со страниц русской художественной литературы. На протяжении почти двух веков она разрабатывается лириками (Ломоносов, Пушкин, Некрасов, Блок), драматургами (Погодин, Аверкиев, Писемский) и особенно усердно прозаиками: над нею в художественной прозе работали Пушкин и Лев Толстой, многие писатели второго ряда — Загоскин, Лажечников, Кукольник, Н. Полевой, Масальский, Р. Зотов и позднейшие — Мордовцев, Данилевский и т. д. В двадцатом веке борьбу с пушкинским отношением к Петру начал своим романом Мережковский.
      Как и в течениях русской общественной мысли, в русской художественной литературе намечаются те же два отношения к Петру. Одно выражено Пушкиным — в лирике, в поэмах, в незаконченном «Арапе Петра Великого», другое — Алексеем Толстым в романе «Петр I», тоже незавершенном, и Достоевским — в отдельных высказываниях этого писателя».

И. И. Векслер. Алексей Николаевич Толстой, 1948


      «Четыре эпохи влекут меня к изображению — эпоха Ивана Грозного, Петра, гражданской войны 1918—1920 годов и наша сегодняшняя, небывалая по размаху и значительности... Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывается русский характер».

А. Толстой. Автобиография, 1928


      «Сначала он пишет маленький очерк-рассказ „Первые террористы“, рассказы „Наваждение“, „День Петра“, „Повесть Смутного времени“, затем такие все еще небольшие исторические вещи, как „Древний путь“, „Гобелен Марии Антуанетты“, потом историческую пьесу „На дыбе“ — и лишь как завершение всего этого принимается за работу над романом „Петр Первый“.
      Но даже приступив к писанию романа, закончив несколько его глав, А. Толстой называет его еще повестью (главы первой книги „Петра“, печатавшиеся в журнале „Новый мир“ за 1929 год, получают именно такой подзаголовок: „повесть“). Ему еще не ясен, видимо, размер будущего создания. Только потом писатель начинает говорить о большом замысле исторического романа в несколько частей.
      Это был, таким образом, путь от этюдов, набросков — к большому историческому полотну, к большой повествовательной форме».

А. В. Алпатов. Алексей Толстой — мастер исторического романа, 1958


      «Эпоха Петра I — это одна из величайших страниц истории русского народа. По существу, вся Петровская эпоха пронизана героической борьбой русского народа за свое национальное существование, за свою независимость. Темная, некультурная боярская Русь с ее отсталой, кабальной техникой и патриархальными бородами была бы в скором времени целиком поглощена иноземными захватчиками. Нужно было сделать решительный переворот во всей жизни страны, нужно было поднять Россию на уровень культурных стран Европы. И Петр это сделал. Русский народ отстоял свою независимость».

А. Толстой. Беседа с рабочими фабрики «Скороход», 1937


      «От традиционной формы исторического повествования, сложившегося еще в XIX веке, от исторического романа вальтер-скоттовского типа „Петр Первый“ А. Толстого очень существенно отличается по самому своему общему построению.
      Согласно старой традиционной схеме, подлинные и притом решающие события, так называемая большая история, могут служить лишь фоном, как официальное обрамление для другой, неофициальной, малой, большею частью вымышленной истории частных человеческих судеб. Но у А. Толстого в „Петре Первом“ именно ряд крупнейших, значительнейших исторических событий эпохи, большая история оказывается выдвинутой на первый план изображения. Историю частных человеческих судеб она включает в себя, как бы растворяя их в показе общего и главного. В центре внимания писателя стоит сам Петр, и прежде всего той стороной своей жизненной деятельности, которая представляет собой реализацию его замысла большой государственной перестройки страны. Петр как концентрат эпохи, его преобразовательная деятельность как отражение определенных исторических судеб народа, России — вот что занимает писателя в первую голову в его произведении».

А. В. Алпатов. Алексей Толстой — мастер исторического романа, 1958


      «В настоящее время я работаю над окончанием второго тома моей трилогии „Петр I“. Этот том охватывает эпоху ломки Петром старого боярского строя и его попытки выдвинуть Россию в уровень современных ему стран как в военном, так и в промышленном отношении. Второй том примерно окончится 1718 годом. Третий том будет посвящен послепетровской эпохе, вплоть до царствования Екатерины II. И главным образом будет посвящен Ломоносову».

А. Толстой. С чем мы идем во вторую пятилетку, 1933


Задание 2

      Можно ли утверждать, что для русской литературы XIX — начала XX века, шире — общественной мысли, Петр I и его преобразования стали одной из центральных тем в осмыслении исторических путей России (спор западников и славянофилов; оценка роли Петра Пушкиным и Львом Толстым; резко критическое восприятие царя-реформатора Д. С. Мережковским в романе «Петр и Алексей»)? Как менялось отношение к Петру Великому А. Толстого, продолжившего эту эстафету (в пьесе «На дыбе», как сказал сам писатель, «Петр попахивал Мережковским»; в первой книге романа исследователи находили влияние вульгарно-марксистской школы историка М. Н. Покровского; в последней книге, писавшейся в годы Великой Отечественной войны, нарастает героическая тема и т. д.)? Вправе ли мы сказать, что вместе с изменением масштаба фигуры царя-преобразователя шло «укрупнение» жанра — от новеллы, исторического рассказа и пьесы к исторической повести и далее — к роману-эпопее? Связана ли эта переоценка с отказом от традиционной, вальтер-скоттовской структуры исторического романа и перенесением центра тяжести на реальную личность — образ Петра Великого? Можно ли говорить о торжестве пушкинского начала в окончательной оценке царя-преобразователя в романе А. Толстого?

Роман-эпопея: художественная фантазия — 
документ — живые образы

      «Я прочел, вернее, перечел эту гигантскую эпопею, огромную, дремучую и путаную, как лес с его дорогами, куда углубляешься, с его трясинами, просветами неба и тени, всю эту чудовищную жизнь, которая наполняет эту эпопею.

      Я восхищен той мощью, тем неисчерпаемым изобилием творчества, которые кажутся у Вас простыми слагаемыми. Меня особенно поражает в Вашем искусстве, твердом и правдивом, то, как Вы лепите персонажи в окружающей их обстановке. Они составляют необходимую часть воздуха, земли, света, которые их окружают и питают, и Вы умеете одним взмахом кисти выразить тончайшие оттенки среды».

Ромен Роллан — А. Н. Толстому, октябрь 1937


      «Каким образом люди далекой эпохи получились у меня живыми? Я думаю, если бы я родился в городе, а не в деревне, не знал бы с детства тысячи вещей, — эту зимнюю вьюгу в степях, в заброшенных деревнях, святки, избы, гаданья, лучину, овины, которые особенным образом пахнут, я, наверное, не мог бы так описать старую Москву. Картины старой Москвы звучали во мне глубокими детскими воспоминаниями. И отсюда появлялось ощущение эпохи, ее вещественность.
      Этих людей, эти типы я потом проверял по историческим документам. Документы давали мне развитие романа, но вкусовое зрительное восприятие, идущее от глубоких детских впечатлений, те тонкие, едва уловимые вещи, о которых трудно рассказать, давали вещественность тому, что я описывал. Национальное искусство — именно в этом, в запахах родной земли, в родном языке, в котором слова как бы имеют двойной художественный смысл — и сегодняшний, и тот, впитанный с детских лет, эмоциональный, в словах, которые на вкус, на взгляд и на запах — родные. Они-то и рождают подлинное искусство».

А. Н. Толстой. К молодым писателям, 1938


      «Писать роман — это значит жить среди людей (ваших персонажей), следить за их поступками, подталкивать их, когда нужно, на известные деяния, страдать вместе с ними (у Флобера был припадок рвоты, когда отравилась мадам Бовари), слабыми руководить, вместе с сильными (часто бывает, что герои перерастают самого писателя) всходить на самому тебе неведомые высоты или лететь в бездну вместе с тобою созданным призраком. Такой роман — органический. План для такого романа заключается в том, что у писателя присутствует руководящая идея — путь, по которому устремляются его герои. Но там, на пути, их вместе с писателем ожидают тысячи неожиданностей».

А. Н. Толстой. Как я работаю, 1929


      «В высокой мере Толстой обладал тем, что можно назвать исторической мечтательностью. Не отсюда ли склонность его к исторической теме, уменье заражаться далеким прошлым, чувствовать время „позади себя“, реалистически, плотски, до зрительных галлюцинаций?»

Н. Крандиевская-Толстая. Воспоминания, 1977


      «В автобусе говорили об „Алешке Толстом“ и о его Петре I. Мне книга, несмотря на какую-то беглость, дерзость и, как говорит И(ван) А(лексеевич), лубочность, все же нравится. В первый раз я почувствовала дело Петра, которое прежде воспринимала каким-то головным образом. Нравится она и И(вану) А(лексеевичу), хотя он и осуждает лубочность и говорит, что Петра видит мало, зато прекрасен Меншиков и тонка и нежна прелестная Анна Монс. „Все-таки это остатки какой-то богатырской Руси, — говорил он об А. Н. Толстом. — Он ведь сам глубоко русский человек, в нем все это сидит. И, кроме того, большая способность ассимиляции с той средой, в которой он в данное время находится. Вот писал он свой холопский 1918 год и на время был против этих генералов. У него такая натура“».

Галина Кузнецова. Грасский дневник, 1930


      «Масштаб повествования в „Петре Первом“ необычайно велик, круг действующих лиц очень широк. Мы видим бояр, купцов, стрельцов, дипломатов, представителей духовенства, раскольников, солдат, беглых мужиков, казаков и т. д. Действие происходит то в России, то на Украине, то в Турции, то в Голландии или Швеции. Перед нами проходят разнообразнейшие картины: заседание в Боярской думе, богослужение в Успенском соборе, кабак на Варварке, лагерь под Азовом, раскольничья обитель на севере, придорожный трактир в Германии, улицы и площади старой Москвы, спальня шведского короля и т. д. и т. п. И при таком обилии картин, множестве разнообразных эпизодов действие в романе свободно, естественно переключается из одного повествовательного плана в другой, давая многостороннее изображение эпохи в ее различных разрезах».

А. В. Алпатов. Алексей Толстой — мастер исторического романа, 1958


      «План. Никогда подробно не разрабатываю. Персонажи (в романе или пьесе) должны жить самостоятельной жизнью. Их только подталкиваешь к задуманной цели. Но иногда они взрывают весь план задуманной работы, и уже не я, а они меня начинают волочить к цели, которая не была предвидена. Такой бунт персонажей дает лучшие страницы».

А. Н. Толстой. Мое творчество, 1927


Задание 3

      Французский писатель Ромен Роллан обращает внимание на стихийность огромного таланта А. Толстого, создавшего «гигантскую эпопею» о Петре Великом. Но можно ли утверждать, что Толстой творил бессознательно, иррационально? Не будет ли более справедливым сказать, что он органически погружался в биографии своих героев, сопереживая с ними (так же, как упоминаемый им французский писатель Гюстав Флобер сопереживал до галлюцинаций с героями своего романа «Мадам Бовари»)? При этом он добивался своего рода эффекта присутствия, насыщая давнюю отзвучавшую жизнь красками, звуками, запахами своего живого, идущего из детства опыта. Не отсюда ли и «самодвижение» персонажей, которые словно уже выходят из-под власти писателя и сами ведут его за собой? Какова в этом отношении роль образа Петра Первого? Можно ли сказать, что своей жизнью на страницах книги — мыслями, чувствами, поступками он как бы центрует и выстраивает роман? Что имел в виду Бунин в разговоре с писательницей Г. Кузнецовой, сказав о «богатырской Руси» в натуре Толстого?

Образ Петра в системе персонажей романа

      «Соотношение личности с эпохой. Вопрос очень сложный — взаимоотношения личности и коллектива в исторической эпохе. Полностью ответ на этот вопрос дает сам роман, где я ставлю задачей поставить личность среди всех взаимодействующих сил в гуще революционной эпохи.

      Каким был Петр? Прежде всего волевой тип. Вспыльчивый до бешенства. Добрый, веселый, смешливый, когда касалось житейских отношений. Непреклонен — без жалости, когда касалось дел государственных».

А. Н. Толстой. О личности Петра (А. Н. Толстой. Новые материалы и исследования, 1995)


      1. Почему Петр, а не Голицын смог стать преобразователем России? Что сближает Голицына и Петра? Что отличает их?
      2. Расскажите о становлении личности Петра. Докажите, что учителем Петра была жизнь.
      3. С какой целью Толстой показывает Петра свидетелем кровавой расправы стрельцов с его ближними? Каким нарисован Петр в этой сцене?
      4. Каким нарисован Толстым юноша Петр? Как относится Петр к Софье, к боярам, к патриархальной старине?
      5. Какую роль в становлении Петра как преобразователя России сыграли Азовские походы?
      6. Как показана в романе борьба Петра с варварством „варварскими средствами“?
      7. Как раскрывает Толстой патриотизм Петра, дальновидность государственного деятеля, его полководческий талант?
      8. Как изображен Толстым рост противоречий между Петром и народом?»

Н. А. Демидова. Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» в  школьном изучении, 1971


     1. Какие социальные группы поддерживают Петра? Что привлекает их в его преобразовательской деятельности?
      2. Как показано Толстым в романе „возвеличивание“ Петром купечества?
      3. В каких сценах романа показано, как Петр „обрастает“ друзьями? Кто они?
      4. Как показан в романе Меншиков? Какие сцены, в которых он действует, произвели наиболее сильное впечатление?
      5. Как изображает Толстой процесс формирования новой интеллигенции?

Н. А. Демидова. Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» в школьном изучении, 1971


      «Петр для него не просто крупный исторический деятель нашего прошлого. В яркой личности Петра, в характере его начинаний (при всех присущих ему противоречиях) видит А. Толстой отражение лучших черт русского национального характера. Алексей Толстой подчеркивает в Петре его жизнелюбие, его ненависть к рутине и косности, его волю к созиданию, ясный ум и трезвую рассудительность; подчеркивает его упорство и бесстрашие, трудолюбие и неутомимость — черты, вскормленные в нем русской национальной стихией. Эти качества в нем от народа, выработавшего их в себе на протяжении многих веков своей истории».

А. В. Алпатов. Алексей Толстой — мастер исторического романа, 1958


      «Несмотря на то что Петру посвящено много страниц, что Петр в романе много действует, говорит, решает, отзывается на события, читатель не видит за портретом этого оригинального царя совершенно понятного для него человека. Вместе с автором читатель переходит от эпизода к эпизоду, любуется Петром или возмущается, привыкает к его образу и даже готов полюбить его, сочувствует ему или протестует. Наконец, он закрывает книгу, и в памяти его остается все тот же исторический Петр, как стоял в памяти и до романа А. Н. Толстого, может быть, более доступный зрительному изображению, но, как и раньше, непонятный и противоречивый».

А. Макаренко. О «Петре I» А. Толстого, 1936


      «...Роман хочу довести только до Полтавы, может быть, до прусского похода, еще не знаю. Не хочется, чтобы люди в нем состарились, что мне с ними, старыми, делать?»

А. Н. Толстой — В. Б. Шкловскому, 21 ноября 1944


      «Целостность характера и богатство черт — этим герой А. Н. Толстого отличается от предшествующих опытов построения исторического характера Петра эстетическими средствами; в этом автор следует только одному примеру — примеру Пушкина.
      Полного раскрытия характера Петра как характера героического, мы, естественно, не находим в незаконченном романе. Дана инициативность характера, но она скорее плод полуосознанных стремлений, чем результат решений зрелого государственного ума; раскрыта решимость и действенность характера, но она скорее выражение деспотической власти, чем сознания ответственности перед историей за свои решения и действия».

И. И. Векслер. Алексей Николаевич Толстой, 1948


Задание 4

      Как эволюционирует Петр в романе, формируется его личность, закаляется характер? Проследите прием контраста, который используется Толстым в показе Петра и его сподвижников и представителей «старой», боярской России вроде Буйносова. В чем проявляются черты народности и в то же время самовластного деспота в характере Петра? Согласны ли вы с автором «Педагогической поэмы» А. Макаренко, утверждавшим, что Толстой не привнес ничего нового в изображение Петра? Или более прав И. И. Векслер, сказав, что неполнота раскрытия фигуры Петра — следствие незавершенности романа? А может быть, Толстому удалось воплотить цельный и новаторский образ царя-преобразователя?

Язык — жест. Художественное богатство романа

      «Я работал ощупью. У меня всегда было очень критическое отношение к самому себе, но я начинал приходить в отчаяние: я не могу идти вперед. В конце шестнадцатого года покойный историк, В. В. Каллаш, узнав о моих планах писать о Петре I, снабдил меня книгой: это были собранные профессором Новомбергским пыточные записи XVII века, так называемые дела „Слова и дела“... И вдруг моя утлая лодчонка выплыла из непроницаемого тумана на сияющую гладь... Я увидел, почувствовал, — осязал: русский язык.
      Дьяки и подьячие московской Руси искусно записывали показания, их задачей было сжато и точно, сохраняя все особенности речи пытаемого, передать его рассказ. Задача в своем роде литературная. И здесь я видел во всей чистоте русский язык, не испорченный ни мертвой церковно-славянской формой, ни усилиями превратить его в переводную (с польского, с немецкого, с французского) ложно-литературную речь. Это был язык, на котором говорили русские лет уже тысячу, но никто никогда не писал (за исключением гениального „Слова о полку Игореве“).
      Язык книжный, язык господский, стремился как можно дальше уйти от подлого, народного, — изощриться в церковном тяжеловесно казенном великолепии. Наверно, боярам казалось, что, читая книгу или разговаривая по-книжному, они беседуют, как ангелы на византийских небесах.
      В судебных (пыточных) актах — язык дела, там не гнушались „подлой“ речью, там рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь. Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства.
      Этот язык — примитив, основа народной речи, в нем легко вскрываются его законы. Обогащая его современным словарем, получаешь удивительное, гибкое и тончайшее орудие двойного действия (как у всякого языка, очищенного от мертвых и не свойственных ему форм) — он воплощает художественную мысль и, воплощая, возбуждает ее. Пушкин учился не только у московских просвирен, он изучал историю пугачевского бунта, то есть как раз подобного рода акты, и не они ли способствовали созданию русской прозы?»

А. Н. Толстой. Как мы пишем, 1930


      «В романе „Петр Первый“ звучит народная, живая русская речь. Короткие фразы, не свойственные книжному языку, частая инверсия, характерная для обычной народной речи, лексика романа, далекая от тяжеловесного книжного языка XVII века, изобиловавшего церковнославянизмами, свидетельствует о том, что в основе романа лежит народная разговорная речь. Очень часто Толстым употребляются просторечия и в авторской речи, и в речи героев. Использование их в романе дает возможность автору передать аромат изображаемой эпохи, дать почувствовать живую народную речь.
      Иногда роман по манере повествования приближается к народному сказу. Этому способствует такое построение фраз, которое характерно для произведений устного народного творчества».

Н. А. Демидова. Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» в школьном изучении, 1971


      «Применительно к роману „Петр Первый“ можно говорить о разных формах использования и вовлечения фольклорного материала в произведение. Можно, во-первых, говорить о принципе фольклоризма в широком смысле слова, отразившемся в романе, — об усвоении писателем близких народной поэзии стилевых принципов, об усвоении им определенного рода эстетического восприятия, характера образности, типизации и т. п. Во-вторых, можно говорить о прямом использовании в романе отдельных фольклорных текстов, образов, мотивов, о введении их даже подчас в „цитатном“ виде. Можно говорить, наконец, об использовании в романе отдельных фольклорных текстов как своего рода исторических источников».

А. В. Алпатов. Алексей Толстой — мастер исторического романа, 1958


      «Речь порождается жестом (суммой внутренних и внешних движений). Ритм и словарь языка есть функция жеста. Но я хочу, чтобы был язык жестов не рассказчика, а изображаемого. Пример: степь, закат, грязная дорога. Едут — счастливый, несчастный и пьяный. Три восприятия, значит — три описания, совершенно различные по словарю, по ритмике, по размеру. Вот задача: объективизировать жест. Пусть предметы говорят сами за себя. Пусть вы, читатель, глядите не моими глазами на дорогу и трех людей, а идете по ней и с пьяным, и со счастливым, и с несчастным. Это можно сделать, только работая над языком примитивом, но не над языком, уже проведенным через жест автора, не над языком, который двести лет подвергался этим манипуляциям.
       В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот подсказывает мне глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию. Если одного движения недостаточно для характеристики, — ищу наиболее замечательную особенность (скажем — руку, прядь волос, нос, глаза и тому подобное) и, выделяя на первый план эту часть человека определением , даю ее опять-таки в движении, то есть вторым глаголом детализирую и усиливаю впечатление от первого глагола.
      Я всегда ищу движения, чтобы мои персонажи сами говорили о себе языком жестов. Моя задача — создать мир и впустить туда читателя, а там уже он сам будет общаться с персонажами не моими словами, а теми не написанными, не слышимыми, который сам поймет из языка жестов.
      Стиль. Я его понимаю так: соответствие между ритмикой фразы и ее внутренним жестом. Работать над стилем — значит, во-первых, сознательно ощущать это соответствие, затем уточнять определения и глаголы, затем беспощадно выбрасывать все лишнее: ни одного звука „для красоты“. Одно прилагательное лучше двух, если можно выбросить наречие и союз — выбрасывайте. Отсеивайте весь мусор, сдирайте всю тусклость с кристаллического ядра. Не бойтесь, что фраза холодна, — она сверкает».

А. Н. Толстой. Как мы пишем, 1930


      «Обычно в произведениях, выдержанных в манере сказа, диалоги, речи персонажей подчиняются общему ритму повествования, его лексическому складу. У А. Н. Толстого в романе „Петр Первый“ происходит обратный процесс, процесс подчинения голоса рассказчика речи действующих лиц.
      Переходы от авторского текста к прямой речи бывают настолько незаметными, что иной раз трудно определить, кому принадлежит высказывание — повествователю или герою, где кончается один голос и где начинается другой.
      Один из художественных принципов А. Н. Толстого — говорить не от автора, а от действующего лица, смотреть его глазами на мир, на природу, на людей и события, сказался и на характере образа рассказчика в романе „Петр Первый“.
      Движущийся образ рассказчика, как бы меняющий свою личину, одевающий разные маски в зависимости от окружающей среды, характерен для исторического романа Алексея Толстого.
      В „Петре Первом“ отсутствуют авторские отступления, прямые авторские оценки, комментарии и т. д. Этим достигается не только стилевое единство, кажущаяся объективность повествования, характерная, как мы видели, и для „Хождения по мукам“, но и включенность автора в изображаемую среду, в описываемую далекую эпоху, которая освещается как бы изнутри, а не глазами нашего современника».

Л. М. Поляк. Алексей Толстой — художник. Проза, 1964


      «О петровском времени Толстой пишет так, будто сам чокался с Петром Алексеевичем, и качался вместе с ним на невской волне, в утлом боте, и вгонял сваи в мокрую чухонскую землю, и был под стенами Нарвы, и беседовал с горемыкой Голиковым, потягивая из трубки заморское зелье».

Александр Дроздов. Об А. Н. Толстом, 1945


Задание 5
      Какое значение для Толстого — мастера исторической прозы — имели «пыточные записи», собранные профессором Новомбергским? Вместе с тем можно ли утверждать, что писатель «подслушал» живую речь наших предков не только в этих записях, но и — пожалуй, в еще большей степени — в пору своего деревенского детства, соприкоснувшись с крестьянским Космосом? Что имел в виду Толстой, создавая теорию «языка — жеста»? Проиллюстрируйте на примере изображения героев романа, и прежде всего самого Петра, как они говорят сами о себе языком жестов. Какую роль играет «движущийся образ рассказчика», создающий «иллюзию присутствия»? Чем отличается в этом смысле роман «Петр Первый» от других, прочитанных вами исторических произведений? Первый поэтический набросок о Петре «Черный всадник» принадлежит юноше Толстому; уже смертельно больной писатель диктовал страницы последней книги романа. Можно ли утверждать, что «Петр Первый» — это художественный итог исканий А. Н. Толстого?