СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».»

Практическая работа №1


Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблицы:

Параметр сравнения

ФГОС ООО (2010)

ФГОС СОО (2022)

Требования к условиям реализации программ обучения

Срок получения ООО – 5лет

Не установлено сокращение.
Общие, размытые формулировки
Не уделено внимание дистанционному обучению.
Нет требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ.

В качестве предметных результатов по предметам нет элементов финансовой грамотности
Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные.
Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»
В предметную область «Общественно-научные предметы» входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География»

Единый уровень требований по предметам
Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и не 6020 часов
Не уделено внимание дистанционному обучению
Предметные требования для обучающихся с ОВЗ прописывались по каждому предмету дополнительным блоком

Детализированы требования к условиям реализации ООП:

Требования к условиям реализации программы среднего общего образования, в том числе адаптированной, включают: общесистемные требования; требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению; требования к психолого-педагогическим, кадровым и финансовым условиям.

Результатом выполнения требований к условиям реализации программы среднего общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам

При реализации программы каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации.

В случае реализации программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда).

При реализации программы с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы.

В целях обеспечения реализации программы в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Требования к структуре основной образовательной программы

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает

- собственную образовательную программу,

- учебный план, учитывая

общий объем аудиторной работы за 5 лет: количество учебных занятий за 5 лет

не менее 5267 часов

и не более 6020 часов.

Основная образовательная программа основного общего образования (термин) включает:

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО

  3. Система оценки достижения планируемых результатов

  4. Программа формирования УУД

  5. Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

  6. Рабочая программа воспитания

  7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

  8. Программа коррекционной работы

  9. Учебный план

  10. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы.

  11. Система условий реализации основной образовательной программы.

По-новому представлен содержательный раздел программы начального общего образования:

- программу формирования универсальных учебных

действий у обучающихся при получении начального

общего образования;

-  программы отдельных учебных предметов, курсов и

курсов внеурочной деятельности;

- рабочую программу воспитания (в редакции, введенной в

действие с 8 января 2021 года приказом

Минпросвещения России от 11 декабря 2020 года N 712.); 

- программу формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни;

- программу коррекционной работы.




Основная образовательная программа среднего общего образования включает:

  1. пояснительную записку;

  2. планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

  3. систему оценки результатов освоения основной образовательной программы.

  4. Содержательный раздел должен определять общее содержание среднего общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

  5. программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  6. программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

  7. рабочую программу воспитания;

  8. программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.


Организационный раздел должен включать:


учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;


план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы;


систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам среднего общего образования, разрабатывает основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии со Стандартом и с учетом примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

Требования к результатам обучения

Педагоги распределяли предметные образовательные результаты по годам обучения самостоятельно.

 Стандарт устанавливает требования к результатам освоения

обучающимися основной образовательной программы основного

общего образования:

- личностным, включающим готовность и способность

обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,

отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской

идентичности в поликультурном социуме;

- метапредметным, включающим освоенные обучающимися

межпредметные понятия и универсальные учебные действия

(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их

использования в учебной, познавательной и социальной практике,

самостоятельность планирования и осуществления учебной

деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами

и сверстниками, построение индивидуальной образовательной

траектории;

- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе

изучения учебного предмета умения, специфические для данной

предметной области, виды деятельности по получению нового

знания в рамках учебного предмета

социально-проектных

ситуациях, формирование научного типа мышления, научных

представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами

и приемами.

 Требования к личностным и метапредметным образовательным результатам были просто перечислены


Требования к результатам обучения

- систематизированы, конкретизированы;
- задаются в деятельностной форме;
-представляются к результатам обучения и воспитания;
-взаимосвязаны,

- системно- деятельностный подход является основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся. Личностные результаты уточнены.
Новый формат представления личностных результатов–по областям воспитания
Патриотическое воспитание(ООО–3,СОО-3)
Гражданское воспитание(ООО–8,СОО-7)
Духовно-нравственное воспитание(ООО–3,СОО-5)
Эстетическое воспитание(ООО–3,СОО-4)
Воспитание ценности научного познания(ООО–3,
СОО-3)
Физическое воспитание.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия(ООО–8,СОО-3)
Трудовое воспитание(ООО–6,СОО-4)
Экологическое воспитание(ООО–5,СОО-5)
Уточнены формулировки требований к метапредметным результатам.
Новый формат представления метапредметных результатов–по трем направлениям

Универсальные учебные познавательные действия

Базовые логические действия(ООО–6,СОО-6)
Базовые исследовательские действия(ООО-4,СОО-14)
Работа с информацией(ООО–5,СОО-5)


Универсальные учебные коммуникативные действия
Общение(ООО-6,СОО-5)
Совместная деятельность(ООО-4,СОО-7)

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация(ООО-2,СОО-7)
Самоконтроль(ООО-3,СОО-4)
Эмоциональный интеллект(СОО-5)
Принятие себя и других(СОО-4)
Требования к предметным результатам устанавливаются на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты:
-формулируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений
-формулируются с учетом результатов процедур оценки качества образования
-определяют минимум содержания основного и среднего общего образования
-систематизированы
-конкретизированы

 



Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)








Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»

Б) «Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода».

Проанализируйте видеоурок (по выбору) или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.


Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Русский язык

7 класс

Междометие

Актуализация знаний.

Учитель просит разгадать тему урока и ее цели, опираясь на орфографический практикум.



Изучение нового учебного материала















Создание проблемной ситуации







Диалогически-поисковое общение учителя с обучающимися











Практическая деятельность обучающихся









Подведение итогов.

Рефлексия

Разгадывание ребуса.

Вспоминают и объясняют основные правила орфографии









Знакомятся с новой частью речи- междометием и ее особенностями











Закрепляют умение отличать самостоятельную часть речи от служебной.



Выделение необходимой информации, структурирование знаний.









Находят междометие в предложении, определяют его разряд, графическое обозначение





Обобщают изученный материал. Делают выводы по изученной теме.

Развитие логического мышления и орфографической зоркости









Запись необходимых сведений в рабочем листе, работа с карточками с заданием, анализ, аргументирование









Лингвистический эксперимент, выдвижение гипотез



Отвечают на простые и сложные вопросы учителя, анализируют и делают выводы, сравнивают, обобщают.







Работа с учебником, у доски, по карточкам, в паре.











Подбирают необходимые слова (они видны на экране) с целью подвести итог урока и дать оценку усвоения знаний.

Планирование, учебное сотрудничество с учителем и учащимися









Построение речевого высказывания

















Построение речевого высказывания





Выражение своих мыслей, построение речевого высказывания









Выражение своих мыслей, построение речевого высказывания. Продуктивное взаимодействие





Выражение своих мыслей

Формулировка своей позиции















Монологическая и диалогическая речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Сотрудничество



Учебное сотрудничество







Сотрудничество



















Сотрудничество,работа в парах















Сотрудничество

Определяют тему урока и ее основную цель



































Планирование







Целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще неизвестно).






Взаимопроверка



















Планирование (определение промежуточных целей и последовательности действий).

Прогнозирование



Целеполагание






























Приходят к общему мнению







Выполнение плана работы

















Контроль

















Оценка


Структура урока соответствует структуре урока по ФГОС, учитель реализует системно-деятельностный подход.

Учитель добивается того, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока.

Применяет современные и наглядные средства обучения, мультимедийное оборудование, ИКТ.

Учащиеся самостоятельно определяют учебные действия по намеченному плану.

Учебные цели и задачи фиксируются на доске.

После каждого вида работы делаются выводы и обобщения учащимися, приводится аргументация.

Задания направляют обучающихся на самостоятельный поиск решения поставленной задачи; работа в парах направлена на развитие коммуникативных компетенций детей.

В функциональном плане шло совершенствование устной и письменной речи. Но, на мой взгляд, мало было работы у доски.

Применяется эврестический метод, при котором учащиеся самостоятельно находят ответы на поставленные педагогом вопросы.

На уроке учитель грамотно применил физминутку.

Наблюдалось использования приемов привлечения внимания, заданий формирующих параметры мыслительных операций, анализ, синтез, обобщение, конкретизация. Учитель следит за движением мысли и чувства каждого обучающегося, помогает, мотивирует (особенно на этапе рефлексии).

Из минусов то, что весь урок был включен монитор компьютера, что запрещено по нормам СанПин.

Материалы к практической работе: ссылки на видеофрагменты современных уроков по различным предметам.

К сожалению, ссылки на материалы, которые были представлены к практической работе, у меня не открылись.


Поэтому для анализа я взяла другой современный урок русского языка- https://youtu.be/xTN6vuYORzk