Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: Откуда в наш дом приходит электричество?
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
сформировать представление о том, как вырабатывается и поступает в дом электричество;
показать роль электричества в быту;
учить безопасному обращению с электроприборами.
Ход урока
Организационный момент.
Самое удивительное явление в мире – это доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте свое хорошее настроение. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения.
Закройте глаза и попытайтесь представить, что вы сейчас услышите. (Течение реки)
Актуализация знаний и умений.
- То, о чем мы сегодня будем говорить на уроке тоже похоже на реку, но только река течет по своему руслу, а оно течет по проводам
- Что вы делаете, войдя в темную комнату. Ну, конечно же, включаете СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА.
- Почему горит лампочка? Что заставляет работать лампочку?
Послушайте загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет.
К дальним селам, городам
Что идет по проводам?
Светлое величество,
Это …
- Правильно, это электричество.
-Теперь определим учебные задачи урока.
- Я буду их читать, а вы выберете только те, которые подходят к теме урока.
Проследим путь электричества в наш дом.
Узнаем, какие растения растут на клумбе.
Будем учиться правильно обращаться с электроприборами.
Узнаем, как появляются снег и лёд.
3. Проблемная ситуация.
-Возьмите карточку, положите её в центр стола. Это задание будете выполнять в парах. Рассмотрите рисунки. Что здесь изображено (Бытовые приборы, которые работают с электричеством и без электричества) Какие из них можно объединить в группу “Электричество”?
-Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.
- Оцените работу с помощью смайликов.
4. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний учащимися).
- Как вы думаете, всегда ли в жилище человека было электричество?
(ответы учащихся)
- Хотите узнать, когда в наш дом пришло электричество?
5. Самоопределение к деятельности
История появления электрической лампы.
Более ста лет назад один очень умный человек, инженер Павел Яблочков изобрел ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЛАМПОЧКУ. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и... загорится свет!
- Почему горит лампочка? (Электричество)
Вот и Муравьишка пришел к нам за помощью .
Он хочет узнать: Что же такое электричество и откуда оно приходит, заставляя работать электроприборы?
Древние греки очень любили украшения из янтаря, его за цвет и блеск называли солнечный камень «Электрон». Отсюда и произошло и само слово Электричество. Однажды дочь греческого царя протирала янтарь тканью и заметила, что к камушку пристало несколько ниточек. Мы тоже можем повторить опыт греческой девушки для этого не обязательно иметь янтарь.
6. Практическая работа
Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.
Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. ( Готовлю опыты)
Вот мы и в волшебной стране.
Опыт 1.
Давайте расческу превратим в волшебную, а я вам покажу, как это надо сделать. Для этого мне нужен помощник. Надо расческу потереть о волосы и приложить к мелким кусочкам бумаги. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали,
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
Опыт 2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
1. Возьмем пластмассовую палочку и потрем ее о шарфик. Поднесем к маленьким кусочкам бумаги. Вот и кусочки бумаги прыгнули к расческе.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Каждый из вас может проделать эти опыты дома.
- Электрические заряды вы наблюдаете и в природе. Молния – это тоже электрический заряд. (Слайд)
-Некоторые рыбы используют электрические заряды для охоты и нападения. (Слайд)
-И всё же откуда приходит электричество?
- Электричество вырабатывается на больших мощных электростанциях. Это тепловая электростанция, гидро -, или атомная электростанции. Чтобы получить электричество на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.
-Как вы думаете, почему нужно экономить электроэнергию?
(Для работы электростанций необходимо очень много угля, газа, нефти. При их сгорании в воздух попадают вредные вещества, нанося большой вред экологии. При экономии электричества можно снизить мощность электростанции, а, значит, и воздух будет чище, и климат лучше.)
-Как можем мы экономить электроэнергию? ( Выключать свет, когда он не нужен, приобретать энергосберегающие лампочки.)
7. Физкультминутка.
- Называю электроприбор – встаем
- Не электроприбор - садимся.
Газовая плита, электрочайник, свечка, лампочка, веник , пылесос, кофемолка, ручная дрель, микроволновка, мясорубка.
8. Применение новых знаний.
- Современному человеку необходимо электричество, для работы заводов, фабрик, школ, детских садов, магазинов, для работы общественного транспорта (трамваи, троллейбусы), железнодорожного транспорта, для работы электроприборов в наших квартирах и домах.
Опережающее задание (дети приготовили дома загадки об электроприборах). Электричество уже в доме, а там огромное количество помощников, которым необходимо это электричество.
Итак, а что же это за помощники, давайте отгадаем. Вы приготовили загадки о них.
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу. (Пылесос)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. (Телевизор)
После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь. (Утюг)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
- Ребята, а вы все хорошо эти приборы знаете?
Для того чтобы работали эти электроприборы электричество к нам пришло по проводам. А ещё люди научились создавать электричество в батарейках. Батарейки бывают разные: и по виду, и по силе. Какие бытовые предметы работают на батарейках.
9. Работа в тетради (стр.41).
А) Коллективно.
Б) Индивидуально с взаимопроверкой.
Давайте проверим (Слайд).
- Как в фонарике загорается лампочка, работает фотоаппарат, часы мы узнаем, проделав интересную работу с простой электрической цепью.
10. Практическая работа.
А) Инструктаж.
Для этого мы возьмем батарейку (источник питания), лампочку (потребителя) и два изолированных провода (проводника). Провода помогут доставить нам электроэнергию от источника питания к потребителю. Но чудо произойдет тогда, когда цепь будет замкнутая, оба провода коснутся батарейки.
Мощность батарейки мала, следовательно, безопасна.
Б) Работа в группах.
Сейчас вы проведете это исследование самостоятельно. Для этого нам нужно объединиться в группы.
У кого эмблемки с лампочкой подойдут к столу с лампочкой, у кого провода, к столу с проводом, а у кого батарейка - к столу с батарейкой. Соберите правильно цепь, взявшись за руки.
Наряду с пользой, электрический ток может стать большой бедой, т. к. он представляет опасность для человека в случае попадания его под электрическое напряжение. Поражение школьников эл. Током - очень распространенная травма, и чтобы этого не произошло, мы должны знать некоторые правила.
Может, вы ребята, мне сами их назовете?
(Слайд )
Электричество опасно!
Никогда не прикасайтесь к оголенным проводам!
Не трогайте выключатель и розетку мокрыми руками!
Осторожно обращайтесь с электроприборами!
- Так на какой вопрос мы сегодня искали ответ?
11. Рефлексия.
А) Выполните тест.
- Я буду читать задания теста, а вы зеленым карандашом закрасьте кружок, если вы согласны и красным – если не согласны с утверждением.
Б) Самооценивание работы.
- Если вы считаете, что на уроке хорошо поработали, вам было интересно и понятно, то зажгите желтую лампочку.
- Если считаете, что могли бы поработать лучше, то зажгите красную лампочку.
12. Итог урока
- Где вырабатывается электроэнергия?
- Какие приборы работают на электричестве?
- Какие правила нужно соблюдать при обращении с электроприборами?
Урока время истекло,
Я вам, ребята, благодарна.
За то, что было нам тепло
И вы работали ударно!