Тема: Правописание неопределённых и отрицательных местоимений
Образовательные цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении.
а) совершенствовать умение находить местоимения в речи; производить их морфологический разбор; классифицировать, анализировать местоимения; отличать их от других частей речи.
б) повторить и закрепить правила написания местоимений, вызывающие затруднение у учащихся (не и ни в отрицательных и неопределенных местоимениях, дефисное и слитное написание неопределенных местоимений и др.).
Развивать умение оценивать морфологические формы с точки зрения нормативности.
Воспитательные цели урока:
Воспитывать интерес к слову, желание пополнять свой лексикон, развивать и обогащать свою речь.
Показать учащимся красоту, богатство, выразительность русского языка, разнообразие его ресурсов.
Развивающие цели урока:
Развивать творческие способности учащихся: ассоциативность мышления, быстроту реакции, зрительную, слуховую, моторную память, внимание, наблюдательность, орфографическую зоркость.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Значение местоимений данного разряда.
Грамматические признаки.
Особенности правописания.
1. Работа по карточкам.
Карточка №1. Впишите следующие местоимения в соответствующую графу таблицы «Разряды местоимений».
Мой, другой, вы, кто, что-то, каждый, который, я, они, столько, ничей, некто, себя, кое-какой, весь, нечего, свой, несколько, всякий, что, сам, этот, ваш, что-либо, какой, какой-нибудь, таков, никто, всякий, нисколько, то, собой, несколько, любой, сколько.
развернуть таблицу
Название разрядов местоимений | Примеры местоимений |
Личные | |
Возвратное | |
Вопросительные/Относительные | |
Указательные | |
Неопределенные | |
Отрицательные | |
Притяжательные | |
Определительные | |
Карточка №2. Укажите предложения, в которых есть ошибки в образовании форм местоимений или неправильно употреблены местоимения. Запишите предложения в исправленном виде.
У их отличная квартира в новом доме. (Нужно: у них).
Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. (Нужно: его дипломной работы).
Я скучаю по Вам. ( Нужно: по Вас).
Мы ничего не знали о этой истории. (Нужно: об этой истории).
Ихний ребенок плохо воспитан. (Нужно: Их ребенок).
Во сколько метров от школы находится стадион? (Нужно: В скольких метрах от школы).
Мы решили зайти к ему в гости. (Нужно: к нему).
Своя будущая профессия мне очень нравится. (Нужно: Моя будущая профессия).
Вокруг них разгорелся спор. (Здесь форма местоимения «них» употреблена правильно).
Запомните:
После некоторых глаголов, обозначающих чувства и переживания (тосковать, горевать, скучать, плакать, тужить и др.), личные местоимения 1-ого и 2-ого лица с предлогом «по» употребляются в предложном падеже: тоскуют по Вас; скучают по нас.
Притяжательного местоимения ихний в литературном языке нет!
2. Объяснительный диктант.
Чем богаты, тем и рады.
Сам не научишься, никто не научит.
Тот не ошибается, кто ничего не делает.
Сын у меня мой, а ум у него свой.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Храни себя от бед, пока их нет.
На каждый роток не накинешь платок.
Скажи мне, кто твой друг, а я скажу, кто ты.
От иной похвалы хоть в землю уйти.
Моя хата с краю, ничего не знаю.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Всякому овощу свое время.
Не тот живет больше, чей век дольше.
Правда прямо идет, с нею не разминешься.
За чем пойдешь, то и найдешь.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
3. Найдите соответствия по лексическому значению.
Потерять самообладание;
нечто неопределенное;
смотреть внимательно;
искусный мастер;
очень сильно спешить;
скучать от безделья;
чувствовать себя неловко;
беспрестанно оглядываться.
Не в своей тарелке;
во все глаза;
выйти из себя;
нестись на всех парусах;
от нечего делать;
ни то ни се;
на каждом шагу;
на все руки мастер
4. Мини-диктант. Определение разряда местоимений. Работа с текстом
1.Определите, к какому стилю речи относится данный отрывок
(1) Сострадание - активный помощник.
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5)С самого детства воспитывать - прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью. (7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг… (По С.Львову)
Комментарий учителя: Личные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ могут употребляться для обозначения принадлежности. Сравните два предложения:
Кто в нужде не бывал, тот ее не знает. Не змея страшна, а ее жало.
Личные местоимения связаны с глаголом, от него зависят. В предложении являются дополнением. Притяжательные местоимения связаны с именем существительным, в предложении являются определением. Запомните: притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и образуют словосочетания типа «примыкание».
Запомните: в отрицательных и неопределенных местоимениях приставка –не– является ударной, а –ни – безударной. –Не и -ни с местоимениями пишутся слитно. Условием для раздельного написания является наличие предлога. Например: никто, никакой, ничей, нечего и с предлогом: ни у кого, ни у какого, ни с чьим, не с кем и т.д.
Неопределенные местоимения с –то, -либо, –нибудь, кое- пишутся через дефис: кое-что, кое-кому, что-то, чем-то, сколько-то, кого-нибудь, с кем-либо, чему-либо и т.д. Если после приставки кое- следует предлог, то она переходит в разряд частиц и пишется с неопределенными местоимениями раздельно: кое у кого; кое с кем.
Запомните: В сочетаниях не кто иной, как; не что иное, как местоимения с частицей не пишутся раздельно. Это был не кто иной, как мой друг. Если нет «как», то пишем никто иной, ничто иное. Ничто иное не могло ее огорчить.
5. Самостоятельная работа.
(Н…)слушает (н…)чьих рекомендаций; симптомы (н…)чего иного, как гепатита; (н…)что иное, кроме оперативного вмешательства, (н…)поможет; (н…)(с)кем посоветоваться; (н…)(с)кем (н…)советуясь; (н…)кем (н…)обнаруженный процесс; (н…)кем заменить заболевшего хирурга; (н…)чего (н…)бояться; бояться (н…)чего; при наличии какого(либо) воспалительного процесса; (н…)чем (н…)интересоваться и быть апатичным; причина (н…)что иное, как обезвоживание; применить (н…)что иное; приглашен (н…)кто иной, как академик Федоров; случай описал (н…)кто Федоров; (н…)кто (н…)смог обнаружить; обнаружил (н…)что ранее (н…)описанное в медицинской практике; совет почаще думать о чем(н…)будь хорошем; сказать что(то) обнадеживающее; (н…)(к)кому (н…)иметь претензий; (н…)(к)кому обратиться за помощью; (н…)сталкивался в практике (н…)(с)какими инфекционными заболеваниями, имеются (н…)которые погрешности в подсчетах, столкнулись (н…)(с)чем иным, как со случаем распространения вируса эболы; (н…)думая (н…)(о)чем другом, кроме предстоящей операции; вам (н…)(о)чем волноваться; (н…)(за)что (н…)сдавайтесь; (н…)(за)что осуждать.
Учитель: Используя эти теоретические сведения, выполните следующее упражнение.
6. Откройте скобки. Напишите местоимения в правильной форме.
1. Я (не –ни,с)___________ кем не встречался.
Мне (не-ни,с)____________кем встречаться.
Ей (не-ни,с)_____________каким человеком не надо встречаться.
Ему (не-ни,у)____________кого спрашивать разрешение.
Мы должны (с, кое-кто)___________договориться о деловой встрече.
Сегодня они(от, кое-кто)__________получат необходимые сведения.
2. Это был (не-ни)_ кто иной, как директор школы.
Это было (не-ни) что иное, как важное сообщение.
(Не-ни) кто иной не смог бы так поступить.
(Не-ни) что иное ее не интересовало.
Учитель. Выполняя следующее задание, вы столкнетесь со случаями возникновения функциональных омонимов. Следует помнить, что функциональные омонимы – этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи. Они различаются грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками.
7. Определите, какой частью речи являются выделенные слова (все и то).
Он все еще сидит дома.
Все очарование человека заключается в его улыбке.
Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц. (П. Герман).
Ты все пела, это дело. (И. Крылов).
То змейкой, свернувшись клубком, у самого сердца колдует, то целые дни голубком на белом окошке воркует. (А. Ахматова).
Покажи мне то место в парке, где ты отдыхал в прошлое воскресенье.
– Послушайте, барышня-графинюшка, - приговаривала она, подавая Наташе то то, то другое. (Л. Толстой).
КЛЮЧ: (1. Все – усилительная частица. 2. Все – определительное местоимение. 3. Все – усилительная частица. 4. Все – наречие времени. 5. То – то – разделительный союз. 6. То - указательное местоимение. 7. Первое и третье то – разделительный союз, второе то – указательное местоимение).
Подведение итогов
Вспомните цели нашего сегодняшнего урока. Выполнили ли мы их?
Как вы понимаете эпиграф к уроку, записанный на доске?
Действительно ли местоимения играют важную роль в языке? Докажите это.
Назовите разряды местоимений.
Какие местоимения не имеют формы именительного падежа? (себя, некого, нечего).
Какие из известных вам местоимений не изменяются по падежам? (некто и нечто).
Его, ее, их – это личные или притяжательные местоимения?
Как вы отличаете в тексте местоимения от их функциональных омонимов?
Литература:
1. Русский язык. Пособие для подготовки к централизованному тестированию и экзамену
Махонь С.В., Супрун-Белевич Л.Р., Чечет Р.Г.
2018, Тетралит, стр.83
http://www.iprbookshop.ru/88841.html.
2. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.Москва «Просвещение»2017г.
Дидактический материал.
Определите часть речи и напишите слова в соответствии с нормами.
Какова роль контекста в выборе написания данных лексических единиц?
(Н…)(по)чему свериться с результатами предыдущего обследования. Врач не объяснил, (н…)почему назначил препарат, (н…)каков диагноз. (По)чему можно узнать информацию препарате: (по)аннотации или (по)справочнику?
Вам (н…)(за)чем беспокоиться. Врач объяснит, (за)чем нужно сдать анализы и какие. (За)чем вы пришли: за сочувствием или за квалифицированной медицинской помощью?
Состояние вашего здоровья зависит (от)того, какой образ жизни вы ведете. Пациент контактировал с больным ветрянкой, (от)того и заболел. Пациент заболел, (от)того что контактировал с больным.
Заболевание передается по наследству, а (по)тому необходимо собрать семейный анамнез. Врач получает информацию о больном уже (по)тому, как он ведет себя во время первого визита. Нельзя заниматься самолечением, (по)тому что это опасно. Опытный врач поставил диагноз н.. на основании анализов, а уже (по)тому, как выглядел пациент.
(От)чего температура все еще держится? Вы курите, (от)чего и страдают ваши сосуды. (Н…)(от)чего отказываться: питание в клинике очень хорошее. (От)чего вы решили отказаться: от отбеливания зубов или от чистки зубного камня? (Н…)(от)чего (н…)отказывайтесь: все процедуры не только полезные, но и приятные.
Анестезия не «заморозка» - температура здесь (н…)(при)чем. Скелет человека состоит более чем из 200 костей, (при)чем 85 из них являются парными.