Тема памяти в стихотворениях Расула Гамзатова
Цель: познакомиться с творчеством поэтов народов Российской Федерации; выразительно читать и анализировать поэтический текст. Характеризовать лирического героя. Определять общность темы и её художественное воплощение в стихотворениях русской поэзии и в произведениях поэтов народов России. Выявлять художественные средства выразительности.
Задачи: познакомить с жизнью и творчеством Р. Г. Гамзатова; почувствовать в их стихотворениях любовь к Родине, к родной природе; отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения; развивать образное и эстетическое мышление; воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе; учить замечать красоту.
Предварительная подготовка: учащиеся готовят фотоальбомы, портреты участников ВОВ, рассказы о них
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь!
Актуализация и пробное учебное действие
Начать сегодня урок хочется со слов
Если б нам не помогала память...
Мы бы жить, наверно, не смогли.
-Какой смысл заложен в эти слова, как вы думаете?
-Какую роль играет память в жизни человека? Память обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим, а также формирует личность, знания и навыки человека.
Тема памяти и воспоминаний играла важную роль в творчестве многих поэтов и писателей. Не является исключением и аварский поэт Расул Гамзатов .Его творчество мы будем изучать сегодня на уроке.
-Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор?
-Сформулируйте тему урока? Тема памяти в стихотворениях Расула Гамзатова
На столах у вас лежат листы самооценки работы на уроке, в течение урока вы заносите важную информацию в них и оцениваете свою работу, запишите в них тему урока «Тема памяти в стихотворениях Расула Гамзатова»
Теперь вы сами можете сформулировать цель и задачи нашего урока.
К вам на помощь спешат слова – помощники:
Итак, какие основные задачи предстоит нам решить сегодня, в чем
Задачи урока:
1.Узнать факты биографии Расула Гамзатова.
2.Проанализировать стихотворения поэта «Песня соловья» и «Журавли».
3.Понять, какую роль играла тема памяти в стихотворениях поэта.
Знакомство с новым материалом
Узнаем биографию знаменитого аварского поэта Расула Гамзатова.
Прочитайте 1 абзац статьи биографии стр. 172 и
ответьте на вопросы:
1.Кто такие аварцы?
2.Кем работал Гамзатов после окончания училища?
3.Кто переводил стихотворения Гамзатова на русский язык?
-Обсудите результат с одноклассниками. Дополните свою таблицу.
- Что вы узнали о жизни и творчестве Расула Гамзатова из статьи учебника.
-Оцените свою работу в группе знаком + или –
В детстве я жил жизнью маленького своего аула, в юности узнал жизнь народов Дагестана, а в зрелом возрасте мне открылся мир всей нашей земли. В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствовал себя представителем того края, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя полномочным посланником моего Дагестана.
Расул Гамзатов
- О чем эта цитата. Гамзатов, где бы ни находился, всегда помнил свою родину.
Давайте познакомимся со стихотворением Гамзатова «Песнь соловья»
Мотивирование на учебную деятельность
-Выразительно прочитайте данное стихотворение, сначала самостоятельно, затем вслух.
-В песне соловья звучит «торжество», пишет автор. Подберите синоним к слову торжество. Синоним к слову торжество — радость.
-Песня звучит радостно, торжественно
- Ответьте строчкой из стихотворения, о чем так радостно и торжественно поет соловей? Автор уверен, что соловей поет о родине, и только о ней петь не устанет.
-Продолжите предложение. Родина – это…Место, где ты родился и вырос; родные люди.
-Как вы думаете, почему автор считает, что песня о родине не может надоесть? Запишите ответ в свой оценочный лист
Мысли о родине очень дороги автору. Он считает, что петь о родине, слагать стихи о родине не надоест никому, потому что родина — это твой дом, родные люди, друзья — всё то, без чего человеку трудно прожить. Всегда надо помнить то место, где ты родился.
- Ребята, на столе перед каждым из вас лежат белые журавли, сделанные в технике оригами. Мы на прошлом уроке сделали их сами.
С древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного трепета и благоговения. Удивителен факт, что у разных народов журавль всегда занимал почетное место священной птицы
-А кто из вас знает, что символизируют журавли? (это символ счастья, любви и здоровья)
Но есть у журавля еще один символ. Об этом говорится в стихотворении Гамзатова «Журавли».
Послушайте стихотворение «Журавли» и ответьте на вопрос:
Какое чувство передаёт нам поэт? Грусть, печаль.
--Кого же символизируют журавли? (Погибших воинов).
История создания стихотворения
Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли» после посещения Японии в 1965 году. В Хиросиме он увидел памятник японской девочке по имени Садако Сасаки, страдавшей от неизлечимой болезни после атомного взрыва. Девочка узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. И Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в ее руки ей кусочков бумаги. Но девочка умерла.
Потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, Р. Гамзатов увидел впечатляющее зрелище - тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что, когда он стоял в толпе, в небе появились вдруг настоящие журавли. Их стая была небольшая, и в этой стае Расул Гамзаевич заметил маленький промежуток. Затем была телеграмма о кончине матери. По дороге домой, в самолете, поэт думал о матери, о погибших двух братьях, о миллионах, не вернувшихся с войны, женщинах в белом одеянии, и о многом другом, но мысли поэта все время возвращались к белым журавлям. Так появилось стихотворение «Журавли»
Прочитаем стихотворение по четверостишиям и сделаем анализ каждой строфы.
Прочитайте первое и второе четверостишия и ответьте на вопросы:
1.Кто превратился в белых журавлей? Солдаты, которые погибли на войне.
2.Почему поэт поля называет «кровавыми»? Потому что на войне погибло много людей, много крови было пролито.
3.Почему мы замолкаем, глядя в небеса? Потому что там летят журавли, они напоминают нам о погибших.
4.Назовите эпитеты, которые использует автор в 1 и 2 строфе. Кровавых, белые, дальних.
Прочитайте третье четверостишие и ответьте на вопросы:
1.Какое время суток описано? Вечер.
2.Как летят журавли? Определённым строем.
3.Что напоминает этот стой? Строй солдат.
Прочитайте четвёртое четверостишие и ответьте на вопросы:
1.Что выкликают журавли? Чьи-то имена.
2.С чем схож журавлиный клич? С речью аварцев.
3.Назовите эпитеты. Длинный, журавлиный, аварская.
Прочитайте пятое и шестое четверостишия и ответьте на вопросы:
1.Что символизирует промежуток малый в строю журавлей? Место для лирического героя.
2.О каком дне говорит лирический герой? Когда он присоединится к стае журавлей? Когда лирический герой умрёт, то окажется среди близких и родных душ, которые, словно журавли, в свое время вознеслись в небо.
3.Кого окликают журавли? Всех близких, кого оставили на земле.
О ком напоминают поэту журавли? Все те, кто ушел из этой жизни, ассоциируются у Расула Гамзатова с белоснежными журавлями, которые «летят и подают нам голоса». Прошли года, но поэт не забыл солдат, которые погибли в бою. Память о них навсегда останется в его сердце.
Какова основная мысль? Что хотел сказать автор? Жизнь не может длиться вечно, но бояться смерти не стоит. Смерть – это не конец, а перерождение, новая страница.
6. ФИЗМИНУТКА
Один из вариантов стихотворения «Журавли» стал песней, которая тепло принята людьми, любима многими поколениями.
Наум Гребнев, переводчик поэзии Кавказа и Востока, перевел «Журавли» на русский язык, а Ян Френкель, композитор, сочинил музыку.
Так появилась песня - гимн об ушедших и не вернувшихся с войны солдатах.
Когда Марк Бернес, актер и исполнитель песен, послушал произведение, он расплакался, так понравилась ему эта песня. Записывал Бернес «Журавли» уже будучи тяжело больным. Это была его последняя запись. Давайте послушаем эту запись песни.
- Чем отличается текст песни от текста стихотворения Гамзатова
- Какие ключевые слова пронизывают стихотворение - песню «Журавли»?
(Подвиг-память)
Слайд 8.
Синквейн
Задание - возьмите каждый для себя одно из ключевых слов и составьте синквейн
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Зачитывание синквейна
IV. Проект «Журавли Победы». Показ презентации «Мой прадед – солдат Великой Победы».
Когда звучит песня “Журавли” в каждой семье вспоминают о своих погибших отцах, братьях, сыновьях. Потому что нет такой семьи в нашей стране, кого не затронула эта страшная война. Мы с вами работаем над проектом «Мой прадед – солдат Великой Победы»
Я предлагаю вам вспомнить имена своих близких, родственников, которые погибли на войне, записать их на крыле журавлика и закрепить на нашем памятнике «Журавли нашей памяти».(записывают имена прадедов на крыле журавлика). Гости тоже могут присоединиться к нам
Давайте вместе с вами тоже создадим гирлянду из журавликов, пусть это будут наши с вами журавли Победы. Пусть ваши журавлики напоминают нам все о людях, о поэте, о композиторе и исполнителе- певце.
Журавли не имеют национальности - они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Вот почему люди замолкают, когда видят журавлиный клин.
Не случайно в День Победы, 9 мая, мы отдаем дань памяти воинам минутой молчания.
Минута молчания
Итог урока
Мы проанализировали два стихотворения. Что их объединяет? Тема памяти и воспоминаний.
У поэтов многонациональной литературы России есть такие образы и темы, к которым они постоянно обращаются в своих произведениях. Прежде всего это тема любви к Родине и родной природе, тема исторической памяти.
Возвращаемся к задачам урока.
-Всё ли получилось? Да.
- Где в жизни можно использовать полученные знания?
V. Домашнее задание
Задание 1 обязательно, 2-4 на выбор:
1. Выучить стих. наизусть
2. Спеть песню (можно в группе)
3. Нарисовать иллюстрацию к песне
4. Задание 1, стр. 143 (учебник)
Домашнее задание записано на ваших раздаточных листах (Приложение)
– Оцените свою работу на уроке
Рефлексия.
Продолжите фразы:
На уроке для меня было важно…
Сегодня я узнал(а)…
Теперь я умею...
Я оцениваю свою работу на
Оценки
Сегодня на уроке мы проанализировали, как звучит тема памяти в стихотворениях Гамзатова. Наша задача - хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.
Выразите свое состояние на уроке в «ЛЕСЕНКЕ «МОЁ СОСТОЯНИЕ»» (Приложение "Раздаточный лист", заштриховать ваше состояние)
Поднимите руки, кто находится на первой верхней ступеньке, на второй, на третье, а на последней?
VI. Итог урока
Хочется завершить урок словами: Пусть как можно больше людей услышат зов белых журавлей как призыв к миру, гармонии и добрососедству!