.
ПАПКА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя
Корякиной Татьяны Михайловны
Тема «Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ как способ социализации и адаптации в обществе»
Шадринск, 2019г.
Пояснительная записка
Актуальность:
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Особого внимания в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Дети с умственной отсталостью испытывают значительные трудности при формировании общения, речи, двигательных функций, игровой, учебной деятельности. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а, следовательно, и не способствует формированию коммуникативных умений. Проблема социализации и повышения эффективности обучения таких детей, овладение ими коммуникативными умениями является в настоящее время одной из актуальных в теории и практике педагогики и психологии, поскольку коммуникация, являясь частью общения, возникает и развивается в процессе общения.
Тема: «Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ как способ социализации и адаптации в обществе»
Цель: Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах. развитие речи, в частности, словарного запаса, создание условий для оптимального развития коммуникативных умений младших школьников.
Задачи:
1.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми, поэтому нужно каждое новое слово провести через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.
2. Уточнение и закрепление словаря – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.
3. Активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах.
4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные), употребляемых детьми, исправление ошибочных ударений и произношений.
Сроки реализации плана: 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год, 2021-2022 учебный год,
Планируемый результат:
- Наличие материала по формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ
- Наличие положительных результатов уровня сформированности коммуникативных умений, навыков воспитанников, успешная адаптация и социализация в обществе.
Поэтапный план работы по теме самообразования на весь период реализации:
№ | Название этапа | Примерное содержание деятельности педагога | Сроки выполнения |
1. | Диагностический | 1. Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, анализ затруднений. 2. Подбор материалов по теме. 3. Изучение нормативно-правовой, методической литературы. 4. Участие и просмотр вебинаров, семинаров, курсов по данной теме. | 2019-2020, учебный год В течение всего срока |
2. | Прогностический | 1. Постановка цели, основных задач работы. 2. Разработка программы деятельности; системы мер, направленных на решение проблемы. | 2019-2020 учебный год |
3. | Организационный | 1. Обеспечение условий для проведения работы. | 2019-2020 учебный год |
4. | Практический | Диагностики уровня активного словарного запаса обучающихся на дому. Реализация программы деятельности. Отслеживание результативности процесса. | 2020-2021 учебный год 1–2 раза в год. |
5. | Обобщающий | 1.Оформление результатов работы по теме. 2. Представление результатов. | 2021-2022 учебный год |
6 | Внедренческий | 1. Использование полученных результатов в ходе осуществления собственной педагогической деятельности. 2. Участие в международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях. | 2021-2022 учебный год Далее в работе |
План работы по теме самообразования на 2019-2020 учебный год:
№ | Содержание работы | Сроки реализации | Форма отчета | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
1. | Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, анализ затруднений. | Сентябрь-октябрь 2019г. | Доклад | На заседании МО учителей индивидуального обучения на дому. (сентябрь 2019г.) |
2. | Подбор материалов по теме. | В течении учебного года | Папка по самообразованию | |
3. | Изучение нормативно-правовой, методической литературы. | Сентябрь-декабрь 2019г. | Папка по самообразованию | |
4. | Участие и просмотр вебинаров, семинаров, курсов по данной теме: | В течении учебного года | Сертификаты, дипломы | Предоставление сертификатов, дипломов на заседаниях МО |
5. | Постановка цели, основных задач работы. | Сентябрь-декабрь 2019г. | Анализ самообразовательной деятельности за 2019-2020 уч. год | |
6. | Разработка программы деятельности; системы мер, направленных на решение проблемы. | Январь – май 2020г. | Программа по формированию активного словаря у детей с ОВЗ путем развития понимания лексического значения слов. «Словарик» | На заседании МО учителей индивидуального обучения на дому. (май 2020г.) |
План работы по теме самообразования на 2020-2021 учебный год:
№ | Содержание работы | Сроки реализации | Форма отчета | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
1. | Участие и просмотр вебинаров, семинаров, курсов по данной теме: | В течении учебного года | Сертификаты, дипломы | Предоставление сертификатов, дипломов на заседаниях МО |
2. | Диагностики уровня активного словарного запаса обучающихся на дому. | Начало, середина и конец учебного года | Диагностические листы. | |
3. | Реализация программы деятельности. | В течении учебного года | Доклад | На заседании МО учителей индивидуального обучения на дому. (май 2021г.) |
4. | Отслеживание результативности процесса. | В течении учебного года | Анализ самообразовательной деятельности за 2020-2021 уч. год | На заседании МО учителей индивидуального обучения на дому. (май 2021г) |
План работы по теме самообразования на 2021-2022 учебный год:
№ | Содержание работы | Сроки реализации | Форма отчета | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
1. | Участие и просмотр вебинаров, семинаров, курсов по данной теме: | В течении учебного года | Сертификаты, дипломы | Предоставление сертификатов, дипломов на заседаниях МО |
2. | Оформление результатов работы по теме. | Сентябрь-декабрь 2021г. | Папка по самообразованию | На заседании МО учителей индивидуального обучения на дому. (декабрь 2021г) |
3. | Представление результатов | Март-май 2022г | Папка по самообразованию | |
4. | Использование полученных результатов в ходе осуществления собственной педагогической деятельности. | Далее в работе | Анализ самообразовательной деятельности за 2021-2022 уч. год | На заседании МО учителей индивидуального обучения на дому. (май 2022г) |
5. | Участие в международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях. | Далее в работе | Анализ самообразовательной деятельности за 2021-2022 уч. год | На заседании МО учителей индивидуального обучения на дому. (май 2022г) |
Банк данных литературы по теме самообразования:
№ | Название | Автор | Издательство | Год выпуска |
1. | Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (начальные классы): Учебное пособие.. | Дмитриева Л.И. | М.: Московский психолого-социальный институт | 2002. |
2. | Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. | Зикеев А.Г. | М.: Издательский центр «Академия», | 2000. |
3. | 3Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа дошкольных специальных (коррекционных) образовательных учреждений | Козырева О.А. | М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, | 2005 |
4. | Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи | Ю.Ф.Гаркуши. Секачев В.Ю. | М.: Институт общегуманитарных исследований | 2002. |
5. | Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений | Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской | М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС | 2002. |
6. | Логопедическая грамматика для детей: Пособие для занятий с детьми 6-8 лет. | Новиковская О.А. | СПб.: КОРОНА принт, | 2005. |
7. | Справочник логопеда. | Поваляева М.А. | Ростов-на-Дону: «Феникс» | 2003. |
8. | Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. | Пожиленко Е.А. | М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС | 2003. |
9. | Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи: Учебное пособие. | Репина З.А. | Пермь: Прикамский социальный институт – филиал МОСУ | 2002. |
10. | Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. | Серебрякова Н.В. | СПб | 1995. |
11. | Программа развития и обучения дошкольников. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. | Скворцова И.В. | СПб: Издательский Дом «Нева» | 2005. |
12. | Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. | Смирнова Л.Н. | М.: Мозаика-Синтез | 2003. |
13. | Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. | М.: Айрис-пресс | 2004. |
14. | Игры и игровые упражнения по развитию речи: Пособие для практических работников ДОУ. | Швайко Г.С. В.В. Гербовой. | М.: Айрис-пресс | 2006. |
Анализ самообразовательной деятельности
Отчет о работе над темой самообразования за 2019-2020 учебный год:
ФИО: Корякина Татьяна Михайловна Должность: учитель
Индивидуальная тема: «Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ как способ социализации и адаптации в обществе»
Год работы над темой: первый
№ | Деятельность | Дата |
1. | Проанализировала состояние образовательного процесса по данной проблеме, проанализировала затруднения | Сентябрь 2019г. |
2. | Изучила и написала актуальность темы | Сентябрь 2019г. |
3. | Составила цель и задачи, запланировала изучать данную тему 3 учебных года | Октябрь 2019г. |
4. | Изучила и составила список нормативно-правовую методическую литературу | Октябрь2019г. |
5. | Познакомилась с опытом работы педагогов | Ноябрь 2019г. |
6. | Разработала программу по формированию активного словаря у детей с ОВЗ путем развития понимания лексического значения слов. (Программа «Словарик») Утвердили на заседании МО учителей индивидуального обучения на дому. | Декабрь2019г.-февраль 2020г. |
7. | Провела семинар-практикум «Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ как способ социализации и адаптации в обществе» | Январь 2020г. |
8. | Составила, разработала игры и игровые упражнения, задания на развитие антонимии и синонимии | Март 2020г. |
9. | Составила, разработала игры, игровые упражнения, задания на развитие понимания значений слов | Март 2020г. |
10. | Составила, разработала игры и игровые упражнения на развитие лексико-семантических ассоциаций. | Март 2020г. |
11. | Составила, разработала дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей | Апрель 2020г. |
12. | Участвовала на творческом отчете на МО учителей индивидуального обучения на дому из опыта работы по теме самообразования | Апрель 2020г. |
13. | Составила сообщение для консультации родителей «Игры и игровые упражнения для совершенствования словаря детей» | Май 2020г. |
14.. | Составила Логопедические пятиминутки для выполнения вместе с родителями. | Май 2020г. |
15. | А)Участвовала во всероссийских вебинарах по данной проблеме: -Вебинар «Новые подходы к формированию лексико-грамматического строя языка у детей-билингвов и детей с ОВЗ» - «Развитие фонематического восприятия у детей с ЗПР и ЗРР» - Логопедическая и фонематическая ритмика как традиционные методики в коррекции речи детей» - «Способы автоматизации поставленных звуков в слогах и словах с помощью разного вида игровых технологий» - «Настольные и интерактивные игры по обучению чтению и знакомству с окружающим миром на занятиях логопеда и воспитателя» - «Нейропсихологический подход к преодолению ошибок в чтении у дошкольников» - «Формирование и развитие связной речи у детей с ОНР с помощью инновационных технологий» Б) Прошла обучение по программе повышения квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству». | 30.10.2019г. 06.11.2019г. 11.11.2019г. 20.11.2019г. 04.12.2019г 05.12.2019г. 20.05.2020г. 08.08.2020г. |
Анализ самообразовательной деятельности
Отчет о работе над темой образования за 2020-2021 учебный год:
ФИО: Корякина Татьяна Михайловна Должность: учитель
Индивидуальная тема: «Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ как способ социализации и адаптации в обществе»
Год работы над темой: второй
№ | Деятельность | Дата |
1. | Провела семинар-практикум на МО «Игра как метод и форма развития коммуникативной компетенции детей с ОВЗ» | Октябрь 2020г. |
2. | Выступила на МО с сообщением «Игра как средство воспитательной и познавательной деятельности.» | Январь 2021г. |
3. | Провела диагностику уровня активного словарного запаса обучающихся на дому. | Октябрь 2020г, декабрь 2020г, май 2021г. |
4. | Составила методику обследования пассивного словаря. | Сентябрь 2020г. |
5. | Составила методику обследования активного словаря. | Сентябрь 2020г. |
6. | Проводила коррекционные занятия согласно разработанной программы на формирования активного словаря у детей с ОВЗ путем развития понимания лексического значения слов. «Словарик» | Октябрь 2020г.- апрель 2021г. |
7. | Отслеживала результативность процесса реализации программы «Словарик» | В течении учебного года. |
8. | А)Участвовала во всероссийских вебинарах по данной проблеме: -Вебинар «Формирование готовности к обучению чтению у детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настольных игр» - «Интерактивные приемы развития связной речи у детей с ОНР» - «Современные технологии в педагогике: тренажеры биоуправления для развития моторики, координации и ритмического праксиса» - «Эффективное развитие лексической базы у детей с ЗПР и ОНР с помощью компьютерных игровых технологий» Б) Создала свой персональный сайт на «Мультиурок», опубликовала свой материал по теме. В) Участвовала в вебинаре «Реализация здоровьесберегающих технологий в воспитании ребенка с ОВЗ» (Департамент образования и науки Курганской обл. Г) Прошла 34 часовой курс программы Благотворительного фонда «Дом Роналда Макдоналда» «Адаптивная физическая культура для детей с ОВЗ» Д) Прошла обучение по программе профессиональной переподготовки «Цифровая грамотность педагогического работника» (285ч.) | 02.09.2020г. 09.09.2020г. 11.11.2020г. 18.11.2020г. Ноябрь 2020г. 18.11.2020г. 31.05.2021г. 07.07.2021г. |
Анализ самообразовательной деятельности
Отчет о работе над темой образования за 2021-2022 учебный год:
ФИО: Корякина Татьяна Михайловна Должность: учитель
Индивидуальная тема: «Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ как способ социализации и адаптации в обществе»
Год работы над темой: третий
№ | Деятельность | Дата |
1. | Выступила на с сообщением «Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | Октябрь 2021г. |
2. | Провела на МО семинар-практикум «Формирование и развитие жизненных компетенций у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях обучения на дому». | Ноябрь 2021г. |
3. | Выступила на МО с отчетом о проделанной работе по теме самообразования (промежуточный отчет) | Декабрь 2021г. |
4. | Провела круглый стол: «Планирование результатов учебной деятельности» Выступила с сообщением: «Планирование предметных и личностных результатов учебной деятельности обучающихся на дому». | Январь 2022г. |
5. | Провела диагностику уровня активного словарного запаса обучающихся на дому. | Октябрь 2021г, декабрь 2021г, май 2022г. |
6. | Проводила коррекционные занятия согласно разработанной программы на формирования активного словаря у детей с ОВЗ путем развития понимания лексического значения слов. «Словарик» | Октябрь 2021г.- апрель 2022г. |
7. | Отслеживала результативность процесса реализации программы «Словарик» | В течении учебного года. |
8. | А)Участвовала во всероссийских вебинарах по данной проблеме: -Вебинар «Игровые приемы в работе с «неговорящими» детьми. Комплексное использование традиционных и интерактивных технологий» - «Активизация речи у детей с 1-2 уровнем речевого развития. Принцип обходного пути» - «Технологии проведения индивидуальных и дистанционных занятий с дошкольниками с ОВЗ» - «Новые подходы к обучению чтению детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настольных игр» - «Диагностические маркеры нарушения развития мелкой моторики. Профилактика ошибок письменной речи.» - «Новые технологии взаимодействия и обучение детей с РАС и ментальными особенностями с помощью программы «А-Спектр» - «Базовые приемы развития речи у детей младшего и дошкольного возраста с ОВЗ» Б) Участвовала в самоисследовании уровня оседомленности и компетентности в области профилактики вовлечения несовершеннолетних в зависимое поведение, формирование здорового и безопасного образа жизни. В) Участвовала в онлайн-семинаре «Создание условий в образовательной организации для реализации адаптированных основных образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Г) Участвовала в онлайн-семинаре «Дистанционное обучение: использование социальных сетей и виртуальной обучающей среды в образовании». Д) Прошла обучение по программе повышения квалификации «Основы обеспечения информационной безопасности детей» (36 ч.) Е) Прошла обучение по программе профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования» (250ч.) Ж) Прошла обучение по программе повышения квалификации «Коррекционная педагогика и особенности образования и воспитания детей с ОВЗ» (73ч.) З) Опубликовала свой материал на персональном сайте на («Мультиурок») | 22.09.2021г. 18.10.2021г. 27.10.2021г. 17.11.2021г. 25.11.2021г. 22.12.2021г. 05.01.2022г. Сентябрь 2021г. 27-30.10 2021г. 27-30.10.2021г. 04.11.2021г. 04.11.2021г. 04.11.2021г. Декабрь 2021г, январь 2022г. |
9. | Использовала полученные результаты в ходе осуществления собственной педагогической деятельности. | В течении учебного года |
Итоговый отчет о работе над темой образования по форме:
ФИО: Корякина Татьяна Михайловна Должность: Учитель
Индивидуальная тема: «Формирование словарного запаса у обучающихся с ОВЗ как способ социализации и адаптации в обществе»
Срок и период работы над темой: три учебных года (2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 уч. годы).
Цель самообразования по теме: Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах. развитие речи, в частности, словарного запаса, создание условий для оптимального развития коммуникативных умений младших школьников.
Задачи самообразования:
1.Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Чем большим количеством анализаторов воспринимается слово, тем оно прочнее запоминается детьми, поэтому нужно каждое новое слово провести через сознание ребенка несколько раз и в разных контекстах.
2. Уточнение и закрепление словаря – углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.
3. Активизация словаря – включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в пересказах, рассказах.
4. Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные), употребляемых детьми, исправление ошибочных ударений и произношений.
Прошел обучение на курсах повышения квалификации, участвовала в вебинарах, в онлайн -семинарах
Изучена литература (список предоставлен)
Посещено заседаний школьных МО, семинаров и других мероприятий (по плану)
Форма представления материалов - ведение папки по самообразованию.
Результаты самообразовательной деятельности по окончанию срока работы над темой
Реализация поставленных целей и задач предполагает достижение положительных результатов при формировании коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих воспитанникам недостаточностью более успешную социальную адаптацию
Проблемы понимания и взаимопонимания всегда были и будут актуальными, особенно они актуальны у детей с умственной отсталостью, которые в коррекционные школы попадают с отклонениями в поведении, повышенной агрессивностью, расторможенностью, дефицитом внимания, отклонениями в эмоционально-волевой сфере и, как правило, с несформированными коммуникативными навыками и ослабленными адаптационными процессами. Большинство из них не посещали ранее детский сад и опыт контактов вне дома со сверстниками и взрослыми у них сильно ограничен.
Большинство воспитанников имеют выраженные проблемы в общении со взрослыми и сверстниками. Устная речь как средство коммуникации для них сложна или недоступна вообще. Дети ограничены в выражении своих желаний, намерений, чувств, потребностей. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить развитие ребенка, активизировать его участие в коррекционно-педагогическом процессе, способствовать интеграции в широкий социум.
На уроках включаются различные виды деятельности, которые ребенок осваивает совместно с педагогом. Главную роль в успешности такого воспитания играет активность ребенка, его эмоциональное состояние и происходящее. На уроках происходит осознание реальных предметов, ситуаций, схематических рисунков и предметных символов. (Приложение 1)
В результате целенаправленного, систематического коррекционного воздействия исчезают коммуникативные трудности, происходит формирование необходимых умений и навыков у детей с проблемами в развитии, происходит обогащение словаря. Это позволит им более успешно реализовать свой потенциал, социализироваться в обществе.
Формирование словарного запаса включается во все виды деятельности детей: игру, обучение, режимные моменты и реализуется на материале игр и предложений, предлагаемых направлениями программ. Повышение уровня коммуникативных умений представляет собой как самостоятельную цель, так и средство, позволяющее добиться значительных успехов во всех сферах развития и коррекции ребенка, следовательно, воспитание происходит непрерывно.
Общение детей, как самостоятельный акт, или в ходе любой деятельности всегда должно сопровождаться четкой и эмоционально окрашенной речью взрослого.
Несформированность словарного запаса отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности и поведении умственно отсталых детей, затрудняют общение ребенка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к речевой замкнутости, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов.
Обогащение словарного запаса школьников с ОВЗ на уроках. (Приложение 2)