Тема «Право ребенка жить в семье»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.
Задачи:
дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепить понятие о том, что у каждого человека есть, не только права, но и обязанности;
совершенствовать способы взаимоотношения с членами семьи;
развивать творческие способности, самостоятельность суждений, умение делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Ход занятия
(Воспитатель предлагает детям послушать песню из мультфильма “Мама для мамонтенка”, ребятам предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)
Воспитатель: Кого ищет мамонтенок? (Предполагаемые ответы)
Воспитатель: Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье. Попробуйте произнести слово “семья” вот так: “семь-я!”.
Воспитатель: Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)
Воспитатель: Для чего люди создают семью? (Ответы детей)
Воспитатель: Что такое согласная семья? (Рассуждения детей)
- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.
(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц)
1. “Родительское сердце - в детках”.
2. “Дети не в тягость, а в радость”.
3. “Семья сильна, когда над ней крыша одна”. (Рассуждения детей)
Помните, счастливы дети, тогда, когда у каждого ребенка дружная семья.
“Если дочка не упряма,
Если папа не сердит,
Если бабушка на маму,
Исподлобья не глядит,
Если добрые слова,
Слышишь с самого утра,
Значит папа, мама, я –
Кто? – хорошая семья!
(Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека)
Воспитатель: О чем говорят эти плакаты? (Рассуждения детей)
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жизнь.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на заботу со стороны взрослых.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на сохранение семейных связей.
Воспитатель: Права детей записаны в специальном документе - “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”. Ваши права охраняются государством.
Воспитатель: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи.
Воспитатель: Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас?
Воспитатель: А у вас есть постоянные обязанности дома?
(Ответы детей)
Игра “Наши добрые дела”
На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют.(В конце игры подводится итог)
Воспитатель: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.
Воспитатель: Да, помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.
(Рассуждения детей)
Чтение загадки:
“Дитя еще не родилося,
А уж отдано на воспитание,
У кого это?” (Кукушка)
(Показ иллюстрации к сказке “Кукушка”, беседа по сказке)
- Ребята, назовите, как называется сказка?
- Почему мама обернулась “кукушкой”?
- Какие права были нарушены детьми по отношению к родителям?
- Как бы вы поступили на месте этих беззаботных детей?
- Подумайте, кто будет заботиться об этих детях? (Рассуждения детей)
- Как же поступают с детьми, оставшимися без родителей?
Воспитатель: В жизни бывают такие ситуации, когда дети остаются без семьи. Эти дети находятся под защитой государства. Дети сироты живут в детских домах и приютах. О них заботятся взрослые: за здоровьем ребенка следят врачи, медицинские сестры, воспитатели дают знания, дарят тепло и ласку, воспитывают быть добрыми и дружными.
Игра “Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем”
Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются ролями.
Воспитатель: Мы с вами много говорили о семье, о заботливом отношении к членам семьи, о ваших правах и обязанностях.
Воспитатель: А сейчас ребята, предлагаю вам нарисовать символ семьи. И рассказать, что он означает.
(Дети под мелодию “Мама для мамонтенка” рисуют символы)
(Затем дети рассказывают о символах своей семьи, о своих правах, о любви в семье, о дружеских взаимоотношениях с родными)
(Стихотворение)
“Без прав на свете жить не сможем,
Всегда и везде нам право поможет,
Как хорошо, что есть права,
Они великой силой обладают”
(Воспитатель предлагает детям из рисунков символов семьи сделать альбом)
Воспитатель: Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и что бы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.
Подведение итога занятия.