Открытый урок
по предмету «Русский язык»
Подготовила: Шолоник Ирина Ивановна
учитель3 класса
Тема: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком, перенос слов с разделительным твёрдым знаком.
Цель: усвоение правила употребления на письме разделительного ъ.
Задачи: познакомиться с правилом употребление на письме разделительного ъ; актуализировать знания о правописании в словах разделительного ь, научить делить слова для переноса ъ, формировать практически навык переноса слов с разделительным ъ; развивать речь учащихся; расширять словарный запас; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: схемы правописания разделительных ь и ъ знаков, пособие «Цветик-семицветик», учебник, дидактическая игра «Баскетбол»
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (на доске цветок без лепестков)
– В нашем классе появился необычный цветок. Чего не хватает на этом цветочке (лепесточков и листочков).
– Для того, чтобы вырастить этот цветок нам необходимо на сегодняшнем уроке преодолеть семь испытаний. За каждое выполненное испытание на цветочке будет появляться один лепесточек. Готовы?
II. Проверка домашнего задания.
– Первое наше испытание «Проверка домашнего задания»
– Назовите слова, в которых вы вставили непроизносимые согласные. Устно назовите проверочные слова.
– Назовите «слова-ловушки»
– Назовите слова, написание которых нельзя проверить.
– С испытанием мы справились (на цветочке появляется лепесточек).
III. Актуализация знаний и умений учащихся
Чистописание
– Для того чтобы получить следующий лепесток нам необходимо очень красиво и аккуратно написать.
ъ ь
– С испытанием мы справились (на цветочке появляется лепесточек).
IV. Изучение новой темы.
– Чтобы вы догадались о чём пойдёт речь на уроке я расскажу вам историю
«Юра писал диктант.
«Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля», - старательно выводил Юра.»
(предложения записаны на доске)
– Что же Юра пропустил в словах? Чтобы получить следующий лепесточек нам необходимо записать правильно слова, в которых Юра допустил ошибки.
– Молодцы, справились. (на цветочке появляется лепесточек).
– Давайте прочитаем цели и задачи нашего урока.
С. 47
– А ещё мы вспомним, что знаем про разделительный ь.
– Когда же пишется ъ?
– Откройте с. 48. Давайте вместе изучим новое правило.
– Для того, чтобы получить следующий лепесток нам необходимо вспомнить и составить схемы правописания разделительных ъ и ь.
(Дети вместе с учителем составляют схемы)
– Молодцы, справились (на цветочке появляется лепесточек).
– Следующее наше испытание упражнения 85 и 86.
Упражнение 85
– Чем отличаются в произношении слова с разделительным ъ и без него?
Давайте запишем выделенные слова и посчитаем количество букв и звуков.
Упражнение 86 (у доски с объяснением)
– Молодцы, справились (на цветочке появляется лепесточек).
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного.
– Переходим к следующему испытание упражнение 87 (у доски с объяснением).
– Почему так говорят?
– Молодцы, справились (на цветочке появляется лепесточек).
– Ребята вспомните, как переносится разделительный ь.
– Давайте посмотрим как переносится ъ.
Правило с. 49.
– Переходим к следующему испытанию
Упражнение 88
– Молодцы, справились (на цветочке появляется последний лепесточек).
VII. Подведение итогов.
– Ребята в завершении нашего урока я предлагаю вам поиграть в игру «Баскетбол» и завершить наш волшебный цветок.
VIII. Домашнее задание
Упражнение 89
IX. Рефлексия «Смайлики»
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3