Тема: Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
Форма работы учащихся: парная,групповая, фронтальная.
Цель урока: организация деятельности учащихся по обобщению знаний о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи урока:
Обучающие: формировать умение распознавать в словах орфограмму и правильно ее обозначать;
Развивающие:
• развивать речь учащихся посредством устных высказываний,
• обогащать словарный запас,
• развивать внимание посредством выполнения карточных заданий.
Воспитательные: воспитывать аккуратное ведение записей в тетради.
УУД:
Коммуникативные УУД
Формировать умение слушать и слышать других учащихся;
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом учителя;
Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в парах и коллективе.
Познавательные УУД
Формировать умение извлекать информацию из предложенного задания;
Формировать умение на основе анализа текста делать выводы.
Регулятивные УУД
Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Формировать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.
Личностные УУД
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно,
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно.
Ведь урок начать нам нужно!
Подравнялись, улыбнулись,
И ко мне все повернулись!
Учитель: всё хорошее в жизни начинается с улыбки. Пожелаем друг другу успехов и удачи.
- Сегодня нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смекалка.
- Желаю быть внимательными, старательными и быть активными, чтобы у нас с вами всё получилось.
II. Актуализация знаний. Минутка чистописания.(3 мин)
Учитель: к нам на урок тоже залетели снежинки. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш) Учитель: а что мы с ними можем сделать? (записать)
Учитель. Что вы можете рассказать о букве Ч?
Ученик. Буква Ч обозначает звук ч´ . Он согласный, глухой, мягкий, непарный, шипящий.
Учитель. Что вы знаете о букве щ?
Ученик. У буквы щ есть звук щ´ , который согласный, мягкий, непарный, шипящий.
Учитель: А что вы знаете о других буквах?
Ученик. ш - парный, всегда твердый, глухой
Ученик. ж - парный, всегда твердый, звонкий
Посмотрите на доску.
-Запишите красиво буквы в тетрадь.
Самоопределение к теме урока((3мин)
- Эти шипящие приносят много хлопот.Давайте отгадаем кроссворд и определим тему урока.
Мы – проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим,
Уж такой у нас режим.(лыжи)
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала ( снежинка)
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут …(мыши)
Идут, бегут.
С места не сойдут(часы)
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он…(Жираф)
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает…(Щука).
Какой ты знаешь съедобный гриб с рыжей шляпкой? (Рыжик)
Тема нашего урока: Правильное письмо сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Постановка цели урока.
-Сегодня на уроке мы будем повторять правописание сочетаний жи –ши, ча – ща, чу –щу.
IV Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности.(1 мин)
Повторяем правила правописания сочетаний.
Знаем твердо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только с а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем с буквой у.
Исправь ошибки и запиши слова правильно. Подчеркни орфограммы. (5 мин)(работа в парах, поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте выполненную работу)
Чюдо встреча
Малыши жывот
Рощя свеча
Мыши ищу
Физминутка
- Давайте, ребята, немного отдохнем.
Ши-ши-ши – ты руками помаши,
Жи-жи-жи – право-лево покажи,
Ча-ча-ча – тяни руки до плеча,
Ща-ща-ща – головою повращай,
Чу-чу-чу – ты присядь, я промолчу,
Щу-щу-щу – всех глазами поищу.
- Молодцы! Мы немного отдохнули. Продолжаем работать
Работа в группах. (15 мин) Используя правила, которые мы сегодня повторили, надо в словах выбрать правильную букву, составить из слов предложения и записать их в тетрадь . Потом записать сколько слов в предложении?
Работа с кейсом.
1.Повтори правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2.Составь из слов предложение.
3.Выбери из скобок нужную букву, а лишнюю зачеркни. Объясни свой выбор.
4.Запиши предложение в тетрадь.
5. Посчитай, сколько слов в предложении.
Лесная ч(а,я)ща засыпана пуш(и,ы)стым снегом. Легко скользят лыж(и,ы) по ч(а,я)стому ельнику. Ч(у,ю)десно в зимнем лесу.
Отчёт групп (5 мин)
1.Правило.
2.Чтение слов, выбор букв.
3. Составление и запись предложений.
4.Количество слов в предложении.
Беседа о тексте (5 мин)
1.Как вы думаете, что общего в этих предложениях?
2.Какое время года у нас за окном?
3.Назовите зимние месяцы.
4. Кто любит зиму? Почему?
5. А кто знает стихотворение о зиме? Прочитайте.
Рефлексия:
А давайте представим, что мы в лесу. Вокруг тишина и только пушистые снежинки опускаются на землю. Возьмите нужную снежинку и приклейте её на доску. Синяя снежинка – я работал прекрасно, красная – у меня не совсем всё получилось. Выполняем. Посмотрите, какая у нас картина получилась!
Итог:
Подведение итогов и формулирование выводов.
- Слова, с какой орфограммой нам встречались?
- Какие правила русского языка помогали нам на уроке?
С какими трудностями вы столкнулись ?
Что не получалось у вас на уроке?
- Понравился ли вам урок? - Что нового вы узнали?
Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные орфограммы. (рассказывают дети)
Урок окончен, молодцы!
Спасибо за работу!