СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Предпринимательская тайна

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Предпринимательская тайна»


Дата: ______________

Группа: _______________

ДИСЦИПЛИНА: Основы предпринимательской деятельности

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Керимова Д.Н.

Тема: Предпринимательская тайна

Тип урока: лекция

Форма проведения: рассказ и анализ рассказанного

Цели урока:

Обучающая: ознакомить учащихся сущностью и основными отличиями предпринимательской и коммерческой тайны.

Развивающая: активизировать изучение учащимися понятий, связанных с темой занятия, способствовать развитию внимания, логического мышления.

Воспитательная: стимулировать формирование интереса к организации собственного бизнеса.

Компетенции:

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

Организационный момент: (2 мин)

1.1. Приветствие, проверка присутствующих - рапорт старосты группы

1.2. Организация внимания студентов.

Домашнее задание: Повторить конспект

Предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением, хранением и использованием различных сведений, характеризующих как саму предпринимательскую организацию, так и связанных с ней партнеров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, всех факторах ее развития является условием выживания ее в рыночной конкурентной среде, в какой-то степени безрискового развития. Конкуренты фирмы могут получать достоверную информацию о ее деятельности различными способами, чтобы добиться лучших успехов на рынке.

В законодательных актах не сформулировано понятие предпринимательской тайны, а дана характеристика государственной, служебной, коммерческой, банковской, налоговой и военной тайны. Так, в ст. 139 ГК РФ установлено следующее: информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда данная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Предпринимательская тайна — широкое, комплексное понятие, включающее любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет собой интегрированную совокупность производственной, технической (технологической) коммерческой и служебной тайны, сохранение которых обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.

Предпринимателю, прежде чем принять меры по защите предпринимательской тайны, необходимо дать правильные ответы на следующие вопросы:

  • какие сведения нельзя скрывать, защищать от получения информации о них;

  • какие сведения экономически нецелесообразно скрывать от физических и юридических лиц;

  • какие сведения о деятельности организации подлежат обязательной охране?

При ответах на эти и другие вопросы необходимо не только руководствоваться экономическими соображениями и здравым смыслом, но знать законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок отнесения сведений к тому или иному типу тайны и устанавливающие определенный порядок их защиты.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.1991 №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» к таким сведениям относятся:

  • учредительные документы организации;

  • документы, дающие право на занятие определенными видами предпринимательской деятельности;

  • документы о платежеспособности организации;

  • сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

  • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест и др.

Федеральными законами установлена обязанность предпринимателей предоставлять и другие сведения по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидемнадзора и др. Но руководители организации (юрист) и другие должностные лица должны при этом четко руководствоваться соответствующими правовыми актами, регулирующими контрольную (проверяющую) и надзорную функции отдельных федеральных органов, их органов на местах и соответствующих должностных лиц.

Анализ деятельности предпринимательских организаций как за рубежом, так и в нашей стране позволяет сделать некоторые обобщения, позволяющие сформулировать перечень сведений, утечка которых может нанести ущерб предпринимательской деятельности. Эти сведения можно свести в отдельные группы в зависимости от функций управления организацией.

  • Планирование деятельности организации:

    • совокупность планов развития организации;

    • сведения о планах организации, планах освоения новых видов продукции, изменения ее ассортимента;

    • перспективный план развития;

    • план инвестиций;

    • планы закупок и продаж и др.

  • Научно-техническое развитие организации:

    • характер, цели и результаты проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретения, ноу-хау , новые прогрессивные идеи;

    • проекты, рецептура, формулы, расчеты, чертежи, образцы новых видов продукции;

    • программное обеспечение деятельности организации;

    • технологические достижения, обеспечивающие преимущества в конкурентной борьбе;

    • сведения о технологии изготовления, внедряемых перспективных технологических процессах;

    • сведения о внедрении нового прогрессивного оборудования и др.

  • Финансово-экономическое положение организации:

    • имущественное состояние организации;

    • финансовые планы развития организации;

    • уровень выручки и размеров получаемых доходов;

    • долговые требования кредиторов;

    • взаимоотношения с банками;

    • кредитные и другие финансово-кредитные операции и др.

  • Маркетинговые исследования организации:

    • обзоры состояния рынков сбыта товаров, результаты маркетинговых исследований;

    • оригинальные методы изучения рынков сбыта;

    • сведения о конъюнктуре товарных рынков;

    • прогрессивные методы организации рекламной кампании;

    • каналы продвижения товаров на новые рынки; конкурентные преимущества продукции (товаров, работ, услуг);

    • уровень себестоимости и цен на товары;

    • прогрессивные формы послепродажного обслуживания и др.

  • Договорные отношения с хозяйствующими партнерами:

    • сведения о подготовке и ведении переговоров о заключении предпринимательских договоров;

    • сведения и документы, имеющие отношение к предмету переговоров;

    • условия заключения договоров (контрактов);

    • количественные и качественные данные о заключенных договорах, включая сведения об объеме поставок продукции, ценах, о номенклатуре и количестве товаров по взаимным обязательствам фирмы и партнеров;

    • сведения о предполагаемых торгах продукции и др.

Вышеперечисленные сведения не составляют перечень всей информации о фирме, которую целесообразно сохранять, не допускать утечки, особенно конкурентам. Но, принимая меры по защите информации, следует помнить, что чрезмерная закрытость информации может нанести ущерб фирме. При разработке мер по защите сведений о факторах, условиях и результатах деятельности организации необходимо:

  • руководствоваться законодательными и нормативными актами, устанавливающими перечень сведений, которые не должны быть скрыты от покупателей, хозяйствующих партнеров и других лиц;

  • те сведения, которые характеризуют достижения, конкурентные преимущества, создают высокий деловой имидж организации, целесообразно не только не скрывать, а,наоборот, широко рекламировать.