СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Принципы профилактики и диспансерного наблюдения при заболеваниях органов кровообращения в амбулаторно-поликлинических условиях»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Принципы профилактики и диспансерного наблюдения при заболеваниях органов кровообращения в амбулаторно-поликлинических условиях»»

Тема: «Направление сестринской деятельности по сохранению здоровья населения и формированию здорового образа жизни»

План:

  1. Здоровье семьи как совокупность физических, биологических, психических, социальных факторов здоровья членов семьи.

  2. Роль семьи в сохранении здоровья, в предупреждении и возникновении заболеваний.

  3. Образ жизни семьи и здоровье. Основные критерии здоровья семьи.

  4. Работа медсестры по снижению факторов риска развития заболеваний. Основные положения модели М. Аллен при оказании сестринской помощи семье.

  5. Выявление потребности семьи в сохранении здоровья. Консультирование членов семьи по формированию здорового образа жизни.


Приоритетом современной государственной политики России является охрана и защита семьи и семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития.Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан.  В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья.

Здоровая семья  это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.

Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребёнок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

В наше сложное время – время экономических и социальных реформ, изменились жизненные ценности. Сегодня большую часть времени мы проводим на работе, стараясь как можно больше заработать. Сегодня, к сожалению, многие из нас перестали заботиться о своем здоровье, осталось в прошлом понятие «здоровый образ жизни». Настоящим бедствием становится распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения. Так среди подростков нашего города отмечается 32% курящих, 63% употребляют алкоголь. Вместе с тем, уровень информированности подростков по вопросам последствий злоупотребления табачной и алкогольной продукцией очень невысокий.Однако, по мнению специалистов, профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний возможна путем формирования навыков культуры здоровья, начиная с самого раннего возраста в семье.

Семья - это самые родные люди, которые в любой момент готовы Вас поддержать, и даже в трудную минуту находятся рядом. Но иногда даже между близкими людьми могут случаться конфликты или непонимание.Актуальным на сегодняшний день является то, что в процессе развития каждой семьи, внутри нее складывается своя атмосфера. Сегодня можно встретить огромное количество семей, где между домочадцами царит дух отчуждения и непонимания. Последствия таких внутрисемейных отношений могут быть разными: от развода родителей, до более важных психосоциальных проблем детей.

Здоровые отношения в семье могут помочь избежать разрушения семьи. Здоровые отношения в семье - это путь к благополучию в отдельно взятой ячейке общества, и действенный способ создания гармоничного и культурного уклада здоровых семейных отношений. Известно, что семейные конфликты опасны для развивающегося ребенка. Негативное общение родителей между собой может развить в ребенке неверие в существование по-настоящему дружеских и нежных отношений. Напряженные отношения супругов находят свое отражение в эмоциональном развитии ребенка. Если родители между собой не могут вести себя дипломатично и сдержанно, то появляется большая вероятность того, что когда этот ребенок вырастет, он будет строить отношения в своей семье такими же, какие он наблюдал между своими родителями. Кроме того, необдуманные и порой неразумные действия родителей в основе своей приводят к формированию психически неустойчивого характера у детей.


Здоровая семья: основные характеристики.

  1. Психологическое здоровье семьи.

Психологическое здоровье семьи — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. Психологическое здоровье — это интегральный показатель функционирования современной семьи, отражающий качественную сторону протекающих в ней социальных и психолого-педагогических процессов.К основным критериям психологическою здоровья семьи В. С. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Рассмотрим особенности их проявления.
1. Сходство семейных ценностей отражает совпадение, ориентационное единство взглядов, отношений членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.

2. Функционально-ролеваясогласованность представляет собой динамический показатель психологического здоровья семьи и отражает уровень развития таких социально-психологических механизмов внутрисемейного взаимодействия, как взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие, взаимотерпение между членами семьи.

3. Социально-ролевая адекватность обусловливается ролевой структурой семьи, которая в процессе ее жизнедеятельности складывается более жесткой, по сравнению с большинством малых групп. Она отражает уровень реализации межличностных, внутрисемейных ожиданий: от каждого члена семьи ожидают исполнения определенной роли (отец — мужчина, лидер, добытчик, опора в трудной ситуации и т. п.; жена — заботливая мать, хозяйка, хранительница домашнего очага и т. п.; дочь, сын — помощники родителей, опора в будущем, наследник — наследница и т. д.).

4. Эмоциональная удовлетворенность показывает характер эмоционального принятия друг друга и уважение в семье. Именно высочайшая степень эмоциональной близости — «пристрастное отношение» друг к другу – составляет особое качество здоровой семьи.

5. Адаптивность в семейныхотношениях характеризуется способностью прежде всего взрослых членов семьи приспосабливаться к социально-психологической атмосфере семьи после трудового дня.

6. Устремленность на семейное долголетие представляет собой постоянное влечение к новым семейным целям, разумное их планирование и поддержание активности всех членов семьи в их достижении.

7. Идентичность и стабильность семьи. Семейная идентичность связана с самосознанием личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» и «Мы». Стабильность семьи, которую точнее было бы обозначить как «сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию.

Наряду с вышеназванными основными показателями психологического здоровья семьи имеют место и такие, как психолого-педагогическая состоятельность или несостоятельность семьи, адекватный возрасту членов семьи уровень зрелости их отношений, мобильность к предметно-рефлексивным отношениям и другие.

Все эти элементы психологического здоровья отражают устойчивые, по-своему сложившиеся в конкретной семье социально-психологические явления, подверженные управлению как внутри, так и внесистемным воздействиям.
Все эти показатели психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде характеризуют степень ее благополучия.

2. Социальное здоровье семьи

Характеристика благополучной семьи

Благополучная семья- это такая семья, в которой добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, поддерживаются моральные основы и ценности общества. Это семья, которая может сама себя материально обеспечить, которая воспроизводить человеческую культуру и сохраняет ее. Модель благополучной семьи варьируется в зависимости от уровня развития общества и особенностей конкретной страны.

В целом включает в себя:

Базисные качества:

Наличие работы, удовлетворяющей членов семьи

Достаточный доход; наличие квартиры

Удовлетворение образовательных, медицинских, бытовых, культурных потребностей.

Качества поведения:

Трудовая и экономическая активность

Активность в сфере культуры и образования

Активность в поддержании и улучшении здоровья

Общественная активность

Качества семейного сообщества:

Духовно-нравственный потенциал

Образовательный потенциал

Психологический потенциал.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения Здоровая семья – это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение.

Признаки здоровой семьи:

  • наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей,

  • воспитывающихся на основе преемственности поколений;

  • духовно-нравственное благополучие;

  • медицинское благополучие;

  • отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;

  • удовлетворенность браком, отношениями в нем;

  • единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;

  • здоровый семейный образ жизни.

Признаки стабильной семьи:

  • положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи;

  • сплоченность семейного социума, единство целей и задач;

  • четкая иерархия по полу, возрасту, социальному статусу;

  • постоянные внутрисемейные взаимодействия «лицом к лицу».

Нормально функционирующей считается такая семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как для семьи в целом, так и для каждого ее члена.

Для этого типа семьи характерно:

- гибкость иерархической структуры власти;

- ясно сформулированные семейные правила;

- сильная родительская коалиция;

- сохранение четкой дистанции между поколениями.


3. Социальное здоровье семьи в условиях реализации её воспитательной функции

Воспитательная функция является важной составляющей семейного организма, так как именно она придает всем другим функциям семьи смысловое содержание в формировании полноценного человека в будущем. Начинать воспитание в семье ребенка надо как можно раньше. Роль семьи состоит в большей мере в передаче ребёнку «нравственного опыта» в жизни и способности ребенка сохранять и преумножать его в процессе интеграции в общество. Чтобы приобретённый им социальный опыт в семье не противоречил природе самого ребенка и нравственным постулатам общества. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям, что становится в дальнейшем «образцом для подражания» в его собственном поведении. Опыт ребенка, приобретенный в семье в младшем возрасте, становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру и людям.

Снижение внимания общества к проблемам воспитания детей в семье приводит к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых можно назвать: рост подростковой наркомании, раннее материнство, внебрачные дети, преступность несовершеннолетних, насилие над детьми, социальное сиротство и т.п. Наблюдается тенденция нарушения детско-родительских отношений и воспитательной функции самих родителей. Воспитание детей в семье сводится до примитивного уровня питания, одевания, наказания и отождествляется в большей мере с назиданиями и поучениями.
Все это не может не сказаться на социальном здоровье современной семьи. Оно настолько неблагоприятно, что семья в этих условиях не в состоянии в полной мере заниматься воспитанием своего ребенка. Кроме того, семья постоянно ощущает на себе негативное влияние всех изменений в обществе (молодёжная и подростковая субкультура), очередные общественные и государственные «преобразования», ее финансово-экономические «потрясения». Все это сказывается на приоритетах внутрисемейных отношений, сокращается время общения с ребенком, не реализуется в целом воспитательный потенциал семьи. Воспитание ребенка в семье — сложный социально-педагогический процесс. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что она есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами. Она отражает, прежде всего, атмосферу и умение родителей выстроить педагогическое взаимодействие с ребёнком как ведущего фактора формирования его как личности.

Будущее страны закладывается сегодня в каждом доме, в каждой семье. Дети должны жить в семье. Каждая семья – это маленькое общество. Жизнь в обществе складывается из жизни многих, многих семей. От их здоровья зависит и здоровье всего государства. Крепкая здоровая семья – здоровые дети – здоровое будущее.

Здоровая семья является одним из главных факторов процветания нации. Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. В здоровой семье взрослые учат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрируют приверженность здоровому образу жизни.

Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще ис почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту.

Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи.