СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Проблемное обучение как средство развития профессиональных компитенций на уроках специальных дисциплин».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпускник образовательного учреждения XXI века должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, но и обладать профессиональными компетенциями которые дадут ему гибкость и устойчивость в постоянно меняющихся условиях ЖИЗНИ.

Наиболее актуальным в профессиональном образовании является личностные качества выпускник), его информированность в различных областях науки, коммуникабельность, толерантность, современный тип мышления, ответственность в принятии решении, гармоничные отношения с окружающим миром и многое другое. Главная задача учреждений профессионального образования - обеспечить качество профессиональной подготовки, конкурентоспособность выпускников.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, над предметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как учение жить здесь и сейчас. Накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений человека не только самостоятельно добывать и обновлять знания, формировать в себе культурные ценности, значимые для профессии, личности и общества, но и осуществлять этот процесс непрерывно на протяжении всей жизни. Современная жизнь требует от выпускника сформированных у него на достаточно высоком уровне ключевых компетенций, лежащих в основе качественного овладения любой профессией,  то есть профессионального характера. Главным помощником в решении этих задач для обучающихся является – преподаватель специальных дисциплин.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Проблемное обучение как средство развития профессиональных компитенций на уроках специальных дисциплин».»

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

ШЫҒЫС ҚАЗАҚСТАН ОБЛЫСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ

«ЗЫРЯН АУЫЛШАРУАШЫЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ» КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗЫРЯНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»




















Доклад





Тема: «Проблемное обучение как средство развития профессиональных компитенций на уроках специальных дисциплин».













Разработал: Преподаватель

Специальных дисциплин

Бельман А.А










Чапаево а 2017 ж

с.Чапаево 2017 г

Выпускник образовательного учреждения XXI века должен обладать не только знаниями, умениями и навыками, но и обладать профессиональными компетенциями которые дадут ему гибкость и устойчивость в постоянно меняющихся условиях ЖИЗНИ.

Наиболее актуальным в профессиональном образовании является личностные качества выпускник), его информированность в различных областях науки, коммуникабельность, толерантность, современный тип мышления, ответственность в принятии решении, гармоничные отношения с окружающим миром и многое другое. Главная задача учреждений профессионального образования - обеспечить качество профессиональной подготовки, конкурентоспособность выпускников.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, над предметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как учение жить здесь и сейчас. Накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность, поэтому на первый план выдвигается задача развития потребностей и умений человека не только самостоятельно добывать и обновлять знания, формировать в себе культурные ценности, значимые для профессии, личности и общества, но и осуществлять этот процесс непрерывно на протяжении всей жизни. Современная жизнь требует от выпускника сформированных у него на достаточно высоком уровне ключевых компетенций, лежащих в основе качественного овладения любой профессией, то есть профессионального характера. Главным помощником в решении этих задач для обучающихся является – преподаватель специальных дисциплин.

Предназначение преподавателя спец. предметов в том, чтобы обучающиеся накопили багаж компетенций, необходимых им в их профессиональной деятельности. Поэтому главной задачей , является проблема формирования профессиональных компетенций на уроках специальных дисциплин. Личность человека возникает и развивается в процессе и результате разрешения жизненно важных для него ситуаций. Деятельность студентов по поиску выхода из ситуаций - есть основная движущая сила, асами ситуации - реальный источник личностного и профессионального развития. Для того чтобы развивать профессиональные знания, организаторские умения необходимо систематически ставить обучающихся в такие условия, которые позволили бы им упражняться в том или ином виде деятельности.

При использовании традиционной методики преподавания вся нагрузка ложится на учителя, нагрузка обучающихся минимальна в плане учебной деятельности. Преподаватель специальных дисциплин при такой методике играет рать "Умельца", то есть он передает опыт работы, который он знает, не давая возможность обучающимся самим формировать навыки поисковой, исследовательской и других деятельностей на учебных занятиях. Другими словами, обучающиеся приходят на уроки, чтобы получить весь готовый материал, не прилагая усилия на его поиск, обработку. Они при такой методике проведения занятий затрудняются в будущем времени искать, добывать какие - то знания самостоятельно, затрудняются самостоятельно делать выводы, доказывать свою точку зрения, другими словами, "не умеют работать" с информацией.

Такой методики преподавания изучаемого предмета недостаточно для более качественного усвоения материала. Приходится искать какую - то новую методику преподавания, более новые методы, средства, более совершенную, чем традиционная методика преподавания, какую - либо из развивающих, личностно - ориентированных технологий обучения, технологий на основе активизации и интенсификации учебной деятельности обучающихся. Одна из таких технологий обучения - это проблемное обучение.

Проблемное обучение - система методов и средств, обеспечивающих возможности творческою участия обучающихся в процессе усвоения новых знаний, формирование профессиональных компитенций. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоразумения, с противоречия.

Сама проблема идет впереди знаний обучающихся, она принуждает их искать и находить нужною информацию, получать знания из различных источников информации. Причем очень часто эти знания носят межпредметный характер.


По степени проблемности различают три основных уровня проблемных ситуации:

  1. проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находи ее решение:

  2. проблемная ситуация, при которой преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с обучающимися;

  1. творческое обучение, предполагающее активное участие обучающихся в формулировании проблемы и поиска ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении ЛПЗ, учебно - исследовательских и научных работ

Проблемное обучение реализуется с помощью систем проблемных учебных заданий, которые используются преподавателями в процессе обучения.

К сожалению, в практике еще нередко бывает, что процесс проблемною обучения на уроке идет с существенными "пробелами". Создана проблемная ситуация, поставлена учебная проблема, рассмотрены новые понятия, явлений. Казалось бы, все в порядке, однако не всегда организация проблемного обучения приводит к развитию у учащихся составляющих интеллектуальной сферы.

В чем причина? Дело в том, что процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам: создание проблемной ситуации -высказывание предположения в ответ на проблемный вопрос - постановка учебной проблемы - выбор способа ее решения - решение проблемы проверка правильности решения.

Обучающиеся при постановке проблемы сначала обсуждают, что они уже знают. Дальше пытаются понять, что они еще не знают и что им нужно узнать и чему научиться, чтобы решить проблему.

В проблемной ситуации важно четко сформулировать цели, конкретный результат. При продвижении к нему на каждом этапе также ясно представляется промежуточный результат. Если некоторый промежуточный результат не совпал с продвижением к конечному результату, то переосмысливается цепь деятельности на этом промежутке. Если она не отвергается при сопоставлении с полученным результатом, то корректируется общая цель и соответствен но ожидается иной конечный результат.

Если корректировка общей цели неприемлема, то деятельность на этом промежутке признается ошибочной и выправляется на первый шаг продвижения к конечному результату.

С целью формирования творческого отношения группы на занятиях специальных дисциплин профессии "тракторист машинист с/х производства" преподаватели применяют применяют проблемно-развнваюиие технологии, которые повышают уровень заинтересованности учащихся в профессиональной деятельности. Использование проблемно производственных задании способствует прогнозированию производственных ситуаций, отработке умения применять теоретические знания. При проведении уроков специальных дисциплин большое внимание уделяется эксплуатационным и технологическим регулировкам, техническому обслуживанию, правилам технической эксплуатации, наладке машин и подготовке их к работе.

Основной задачей является привитие им практических навыков по вождению и техническому обслуживанию, устройству транспортных средств, без которых невозможно обеспечить эффективное и безаварийное использование их по назначению. От знаний правил дорожного движения, профессиональной подготовки, опыта и мастерства зависит безопасность на дорогах.

Использование проблемного метода на спец. дисциплин способствует формированию профессиональных компетенций, таких, как, Организовывать и контролировать работу сельскохозяйственных машин и тракторов;

Управлять тракторами и сельскохозяйственными машинами;

Контролировать качество выполняемых работ; Производить техническое обслуживание и текущий ремонт техники, регулировку и наладку механизмов и систем двигателей;

Соблюдать агротехнические требования к выполняемым механизированным работам; Выполнять операции технического ухода за тракторами и машинами;

В целях приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям преподаватель спец. дисциплин организуют проведение обучения таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно проделали полным производственный цикл работ.

Современные уроки отличаются от традиционных содержанием, организационно-методической стороной, применением ИКТ, активных

методов обучения, высоким уровнем мотивации учебной деятельности. Главное, что должно отличать урок в условиях реформы от традиционности, - это его высокий конечный результат, то есть усвоение непосредственно на уроке основного содержания, формирование не только базовых и профессиональных компетенций но и в ряде случаев специальных, которые позволяют развитее всесторонней личности.

Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала учащейся молодежи, как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и в не учебной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства педагогических кадров.

На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей учащихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Учащееся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.


Профессиональное становление личности невозможно без овладения профессиональными компетенциями.

Квалифицированный специалист сегодня -это конкурентоспособный специалист.

Конкурентоспособность специалиста это:

  • компетентность и профессиональная мобильность;

  • целеустремленность и уверенность в своих силах;

  • предприимчивость и деловитость;

  • эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, следовательно, и компетенции связанных с выбранной профессией.




























Список используемой литературы

  1. Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.

  1. Аронов М.Ф. Формирование основ профессиональною мастерства. Минск, 1994.

3. Атугов Н.В. Технология и современное образование. - М.; Педагогика. I996J4s2
4- Мачмуюв М.И. Современный урок. - М.; Педагогика, 1985.

  1. Соловянчик А.А. Современный урок и методик! ею анализа. Минск, 2004.

  2. СоловянчикА.А., Савянок ПИ. Урок производственною обучения и методик! ею анализа, (методические рекомендации), Мозырь* 1994.

  1. Бабышев С.Я. Производственная педагогию М.:Высшая школа. 1999 г.

  2. Сейтешев АГ. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа, 1998 г.