МКУ «Комитет по образованию» «АМО «Еравнинский район»
МАОУ «Исингинская средняя общеобразовательная школа»
Секция русской литературы
Тема Проблемы подростков в произведениях современной литературы
Работа: ученицы 8 класса
МАОУ «Исингинская сош»
Будаевой Саяны
Руководитель: Будацыренова Г.Г.
с. Исинга
Введение
В современном обществе тема, касающаяся проблем подростков не новая. Всерьез я задумалась над проблемой моих сверстников после случая нападения девятиклассника школы в Сосновом Бору г. Улан-Удэ Республики Бурятия. Ведь, когда были случаи нападения на школы где-то за рубежом или же в Центральной России – это было далеко и как будто не касающееся меня. Но теперь постоянно меня мучает вопрос: Почему? В чем причина? Ответы на эти вопросы пытаюсь найти в телепередачах, на радио, в газетных публикациях и ,конечно, в художественных произведениях.
Цель данной работы: выявить круг проблем подростков, отраженных в современной литературе (на примере произведений Тамары Михеевой «Не предавай меня» и Уильяма Голдинга «Повелитель мух») и в жизни.
Задачи:
-прочитать и проанализировать произведения Т. Михеевой «Не предавай меня» и У.Голдинга «Повелитель мух» ;
-изучить характеры героев произведений, мотивы их поступков;
-выявить сложные ситуации в мире персонажей и причины их возникновения;
- провести анкетирование на выявление круга проблем подростков;
-проанализировать анкеты учащихся 7-9 классов;
-обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.
Объект – произведения Т. Михеевой «Не предавай меня», У.Голдинга «Повелитель мух»
Предмет – проблемы героев произведений и подростков нашей школы.
Методы исследования:
- изучение теоретического материала;
- анализ произведений
- анкетирование учащихся;
- анализ полученных результатов
Особенности подросткового возраста
Особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т. е. определения собственного отношения к себе и миру, формирования мировоззрения и нравственных ценностей, норм и личностных смыслов.
Как правило, подростки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, таким, как научная и популярная, художественная литература, произведения искусства, печать, телевидение.
Для подросткового периода свойственно подражание образцам. Как отмечает современный ученый-психотерапевт А.А. Щёголев, подросток со свойственным ему максимализмом старается не только скопировать, но и во многом превзойти своего идола. Важно, чтобы таким образцом для подражания оказался достойный, эстетически возвышенный и морально устойчивый пример. Таким примером, на наш взгляд, может стать художественный образ литературы.
Образ героя-подростка в современной литературе
Наряду с меняющейся жизнью меняется и образ литературного героя, что особенно ярко проявляется в произведениях подростковой литературы. Усложняется процесс вхождения подростка во взрослую жизнь в связи с изменениями социально-экономических и общественно-культурных условий.
Как правило, герои современной подростковой прозы – обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость.
2.1 Анализ произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!»
Повесть Тамары Михеевой «Не предавай меня!» только своим названием притягивает. А первая глава уже не оставляет никаких шансов бросить чтение.
Подростковый мир жесток, и к жестокости этого мира всегда добавляется несколько слов, жестов, взглядов взрослых. Порой небрежно брошенные, они существенно влияют на течение или даже исход целой интриги. А интриг в подростковом мире предостаточно! Школа – это чаще не «обитель знаний». Скорее, поле брани, поле битв, где всегда есть победители и проигравшие, сильные и слабые, везунчики и неудачники, «звезды» и «аутсайдеры».
Юлька Озаренок, ученица 8 «Б», по результатам теста оказывается в числе «аутсайдеров» класса. Больно осознавать, что ты аутсайдер – человек, которого не ценят, не уважают, который не нужен… Совершенно случайно восьмиклассница Юля услышала разговор классного руководителя и психолога: по результатам тестов Юля являлась аутсайдером в своём классе.
Юльку предает лучшая подруга Анюта. Предает ее и родной отец, у которого своя семья и двое детей. Предает ее и любимый, который позволяет одноклассникам издеваться над ней.
Тамара Михеева описывает школу именно такой, какая она есть, без прикрас и заблуждений. Со всеми проблемами, которыми окружен подросток во время учебы. С теми проблемами, которые вам, взрослым, кажутся «незначительными»… Правда изнутри.
Герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству.
Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти.
Анализ произведения Уильяма Голдинга «Повелитель мух»
Казалось бы, совершенно другой сюжет и действие в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Так ли это на самом деле? И взрослых нет вроде, но проблемы остаются.
В «Повелителе мух» время действия не определено. В результате произошедшего где-то ядерного взрыва группа подростков, которых везли в эвакуацию, оказывается на необитаемом острове. Первыми на берегу моря встречаются Ральф и толстый мальчик в очках по прозвищу Хрюша. Найдя на дне моря большую раковину, они используют её как рог и созывают всех ребят. Сбегаются мальчишки от трех лет до четырнадцати; последними строем приходят певчие церковного хора во главе с Джеком Меридью. Ральф предлагает выбрать «главного». Кроме него, на главенство претендует Джек, но голосование заканчивается в пользу Ральфа, который предлагает Джеку возглавить хористов, сделав их охотниками.
В данном произведении особое внимание следует обратить на психологическую обстановку: дети находятся в изолированном мире, вокруг нет взрослых. Эта обстановка позволяет четко проследить изменение отношений в группе детей.
Следует также обратить внимание на том, что в первое время пребывания на острове еще действуют законы цивилизованного мира: дети пытаются применить знания и умения, полученные в том мире, откуда они прибыли - в мире людей.
Но чем дольше мальчики находятся на острове, тем меньше они вспоминают о законах, принятых в цивилизованном мире. В диком мире они теряют свою значимость. На первый план начинают выходить инстинкты. Первым свидетельством этого становится борьба за власть, которую начинает вести Джек..
Постепенно эта борьба приводит к распаду коллектива на две группы, одной из которых руководит Ральф, а другой Джек.
Цели этих групп сильно различаются: группа Ральфа, прежде всего, стремится спастись, уйти с этого острова. Группа Джека об этом не думает, они руководствуются своими инстинктами: для них важна охота. Это стало первым этапом деградации.
Мальчики делятся на два лагеря тех, кто олицетворяет разум, закон и порядок (Хрюша, Ральф, Саймон), и тех, кто представляет слепую силу разрушения (Джек, Роджер и другие охотники).
Постепенно Джек изживает в себе стыд, и в нем просыпается жажда крови и жестокость. Та же участь постигает других членов его группы. То, что отличает человека от животного, постепенно сводится к минимуму. Начинает действовать психология массы, а затем крайней ее разновидности – толпы.
В этой группе все больше преобладает агрессия,
перерастающая, в конце концов, в открытую вражду и приводящая к убийству. Оно является высшей точкой развития межгрупповых отношений.
Анализ результатов анкетирования
Проблемы моих ровесников, описанные в произведениях художественной литературы находят подтверждение в жизни.
Неблагополучные семьи, неустроенность в жизни, недостаток чуткого отношения, большие материальные проблемы – вот мир подростков.
Среди ребят (7, 8, 9 классы) была проведена анкета.
Один из вопросов анкеты: «Какие подростковые проблемы вы можете выделить?» Проблемы, которые волнуют подростков:
- непонимание со стороны учителей
- непонимание со стороны родителей
- предвзятое отношение друг к другу среди сверстников
- агрессивность по отношению к окружающим
- неумение реализовать себя
- неумение отстаивать свое мнение
Наиболее значимыми оказались проблемы агрессивности по отношению к окружающим и непонимание со стороны взрослых (родителей и учителей).
Участники анкетирования предложили способы решения данных проблем следующим образом:
- быть ответственным;
- проводить мероприятия по сплочению коллектива;
- учиться понимать друг друга;
- проводить классные часы совместно с родителями.
Следующий вопрос был направлен на выявление «аутсайдера» в моем классе. По результатам можем сделать вывод, что таких учеников в нашем классном коллективе 2. Эти подростки являются «лишними» в нашем классе, они не пользуются уважением, с ними общаются на уровне знакомых.
Заключение
Таким образом, в литературе XXI века проблема нравственного становления личности имеет несколько аспектов. Важнейший из них — обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни.
Проанализировав художественные произведения можно сделать следующие выводы:
Идея победы добра над злом – главная идея произведений современной прозы о подростках, эта мысль утверждается через изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных.
В построении сюжета произведения велика роль элементов фантастики.
Произведение охватывают не только проблемы нравственного взросления, но и социальные проблемы современного общества.
Произведение несет в себе не только духовную функцию, но и служат практическим материалом для воспитания подростков.
Герои – подростки живут реальной жизнью.
Обработка анкет, размышления над ними – это как будто вторая часть художественных произведений. Герои книжные, ребята в жизни – они так похожи, и так похожи их проблемы. О них я не думала всерьёз, пока не прочитала эти книги. Они заставляют размышлять о себе и о жизни всех людей.
И в завершении хочу прочесть такие строки:
Доброта не судит, не калечит…
От неё не стоит ждать вреда…
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда…
Если бы было бы в жизни больше доброты, то не было этих страшных событий.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч.пособие Спб, 1998
2. Голдинг У. Повелитель мух. М., 2005
3. Железников В. К. Чучело. М., 2006
4.Михеева Т. Не предавай меня. М.,2012
Приложение 1
Анкета
1) Какие подростковые проблемы вы можете выделить?
непонимание со стороны учителей/родителей
предвзятое отношение друг к другу среди сверстников
агрессивность по отношению к окружающим
неумение реализовать себя
неумение отстаивать свое мнение
другие______________________________________________________________
2) Как решить эти проблемы? __________________________________________________
3. Представьте, что на ваш День Рождение можно позвать только одного человека из класса. Напишите его фамилию_____________________________________________
13