СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема Проблемы подростков в произведениях современной литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема Проблемы подростков в произведениях современной литературы»

МКУ «Комитет по образованию» «АМО «Еравнинский район»

МАОУ «Исингинская средняя общеобразовательная школа»

Секция русской литературы











Тема Проблемы подростков в произведениях современной литературы





Работа: ученицы 8 класса

МАОУ «Исингинская сош»

Будаевой Саяны

Руководитель: Будацыренова Г.Г.













с. Исинга

Введение

В современном обществе тема, касающаяся проблем подростков не новая. Всерьез я задумалась над проблемой моих сверстников после случая нападения девятиклассника школы в Сосновом Бору г. Улан-Удэ Республики Бурятия. Ведь, когда были случаи нападения на школы где-то за рубежом или же в Центральной России – это было далеко и как будто не касающееся меня. Но теперь постоянно меня мучает вопрос: Почему? В чем причина? Ответы на эти вопросы пытаюсь найти в телепередачах, на радио, в газетных публикациях и ,конечно, в художественных произведениях.

Цель данной работы: выявить круг проблем подростков, отраженных в современной литературе (на примере произведений Тамары Михеевой «Не предавай меня» и Уильяма Голдинга «Повелитель мух») и в жизни.

Задачи:

-прочитать и проанализировать произведения Т. Михеевой «Не предавай меня» и У.Голдинга «Повелитель мух» ;

-изучить характеры героев произведений, мотивы их поступков;

-выявить сложные ситуации в мире персонажей и причины их возникновения;

- провести анкетирование на выявление круга проблем подростков;

-проанализировать анкеты учащихся 7-9 классов;

-обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.

Объект – произведения Т. Михеевой «Не предавай меня», У.Голдинга «Повелитель мух»

Предмет – проблемы героев произведений и подростков нашей школы.

Методы исследования:

- изучение теоретического материала;

- анализ произведений

- анкетирование учащихся;

- анализ полученных результатов







  1. Особенности подросткового возраста

Особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т. е. определения собственного отношения к себе и миру, формирования мировоззрения и нравственных ценностей, норм и личностных смыслов.

Как правило, подростки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, таким, как научная и популярная, художественная литература, произведения искусства, печать, телевидение.

Для подросткового периода свойственно подражание образцам. Как отмечает современный ученый-психотерапевт А.А. Щёголев, подросток со свойственным ему максимализмом старается не только скопировать, но и во многом превзойти своего идола. Важно, чтобы таким образцом для подражания оказался достойный, эстетически возвышенный и морально устойчивый пример. Таким примером, на наш взгляд, может стать художественный образ литературы.





























  1. Образ героя-подростка в современной литературе

Наряду с меняющейся жизнью меняется и образ литературного героя, что особенно ярко проявляется в произведениях подростковой литературы. Усложняется процесс вхождения подростка во взрослую жизнь в связи с изменениями социально-экономических и общественно-культурных условий.

Как правило, герои современной подростковой прозы – обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость.

2.1 Анализ произведения Т. Михеевой «Не предавай меня!»

Повесть Тамары Михеевой «Не предавай меня!» только своим названием притягивает. А первая глава уже не оставляет никаких шансов бросить чтение.
Подростковый мир жесток, и к жестокости этого мира всегда добавляется несколько слов, жестов, взглядов взрослых. Порой небрежно брошенные, они существенно влияют на течение или даже исход целой интриги. А интриг в подростковом мире предостаточно! Школа – это чаще не «обитель знаний». Скорее, поле брани, поле битв, где всегда есть победители и проигравшие, сильные и слабые, везунчики и неудачники, «звезды» и «аутсайдеры».

Юлька Озаренок, ученица 8 «Б», по результатам теста оказывается в числе «аутсайдеров» класса. Больно осознавать, что ты аутсайдер – человек, которого не ценят, не уважают, который не нужен… Совершенно случайно восьмиклассница Юля услышала разговор классного руководителя и психолога: по результатам тестов Юля являлась аутсайдером в своём классе.

Юльку предает лучшая подруга Анюта. Предает ее и родной отец, у которого своя семья и двое детей. Предает ее и любимый, который позволяет одноклассникам издеваться над ней.
Тамара Михеева описывает школу именно такой, какая она есть, без прикрас и заблуждений. Со всеми проблемами, которыми окружен подросток во время учебы. С теми проблемами, которые вам, взрослым, кажутся «незначительными»… Правда изнутри.
Герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству.

Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти.

    1. Анализ произведения Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

Казалось бы, совершенно другой сюжет и действие в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Так ли это на самом деле? И взрослых нет вроде, но проблемы остаются.

В «Повелителе мух» время действия не определено. В результате произошедшего где-то ядерного взрыва группа подростков, которых везли в эвакуацию, оказывается на необитаемом острове. Первыми на берегу моря встречаются Ральф и толстый мальчик в очках по прозвищу Хрюша. Найдя на дне моря большую раковину, они используют её как рог и созывают всех ребят. Сбегаются мальчишки от трех лет до четырнадцати; последними строем приходят певчие церковного хора во главе с Джеком Меридью. Ральф предлагает выбрать «главного». Кроме него, на главенство претендует Джек, но голосование заканчивается в пользу Ральфа, который предлагает Джеку возглавить хористов, сделав их охотниками.

В данном произведении особое внимание следует обратить на психологическую обстановку: дети находятся в изолированном мире, вокруг нет взрослых. Эта обстановка позволяет четко проследить изменение отношений в группе детей.
Следует также обратить внимание на том, что в первое время пребывания на острове еще действуют законы цивилизованного мира: дети пытаются применить знания и умения, полученные в том мире, откуда они прибыли - в мире людей.

Но чем дольше мальчики находятся на острове, тем меньше они вспоминают о законах, принятых в цивилизованном мире. В диком мире они теряют свою значимость. На первый план начинают выходить инстинкты. Первым свидетельством этого становится борьба за власть, которую начинает вести Джек..

Постепенно эта борьба приводит к распаду коллектива на две группы, одной из которых руководит Ральф, а другой Джек.

Цели этих групп сильно различаются: группа Ральфа, прежде всего, стремится спастись, уйти с этого острова. Группа Джека об этом не думает, они руководствуются своими инстинктами: для них важна охота. Это стало первым этапом деградации.

Мальчики делятся на два лагеря  тех, кто олицетворяет разум, закон и порядок (Хрюша, Ральф, Саймон), и тех, кто представляет слепую силу разрушения (Джек, Роджер и другие охотники).

Постепенно Джек изживает в себе стыд, и в нем просыпается жажда крови и жестокость. Та же участь постигает других членов его группы. То, что отличает человека от животного, постепенно сводится к минимуму. Начинает действовать психология массы, а затем крайней ее разновидности – толпы.

В этой группе все больше преобладает агрессия,
перерастающая, в конце концов, в открытую вражду и приводящая к убийству. Оно является высшей точкой развития межгрупповых отношений.































  1. Анализ результатов анкетирования

Проблемы моих ровесников, описанные в произведениях художественной литературы находят подтверждение в жизни.

Неблагополучные семьи, неустроенность в жизни, недостаток чуткого отношения, большие материальные проблемы – вот мир подростков.

Среди ребят (7, 8, 9 классы) была проведена анкета.

Один из вопросов анкеты: «Какие подростковые проблемы вы можете выделить?» Проблемы, которые волнуют подростков:

- непонимание со стороны учителей

- непонимание со стороны родителей

- предвзятое отношение друг к другу среди сверстников

- агрессивность по отношению к окружающим

- неумение реализовать себя

- неумение отстаивать свое мнение

Наиболее значимыми оказались проблемы агрессивности по отношению к окружающим и непонимание со стороны взрослых (родителей и учителей).

Участники анкетирования предложили способы решения данных проблем следующим образом:

- быть ответственным;

- проводить мероприятия по сплочению коллектива;

- учиться понимать друг друга;

- проводить классные часы совместно с родителями.

Следующий вопрос был направлен на выявление «аутсайдера» в моем классе. По результатам можем сделать вывод, что таких учеников в нашем классном коллективе 2. Эти подростки являются «лишними» в нашем классе, они не пользуются уважением, с ними общаются на уровне знакомых.

Заключение

Таким образом, в литературе XXI века проблема нравственного становления личности имеет несколько аспектов. Важнейший из них — обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни.

Проанализировав художественные произведения можно сделать следующие выводы:

Идея победы добра над злом – главная идея произведений современной прозы о подростках, эта мысль утверждается через изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных.

В построении сюжета произведения велика роль элементов фантастики.

Произведение охватывают не только проблемы нравственного взросления, но и социальные проблемы современного общества.

Произведение несет в себе не только духовную функцию, но и служат практическим материалом для воспитания подростков.

Герои – подростки живут реальной жизнью.

Обработка анкет, размышления над ними – это как будто вторая часть художественных произведений. Герои книжные, ребята в жизни – они так похожи, и так похожи их проблемы. О них я не думала всерьёз, пока не прочитала эти книги. Они заставляют размышлять о себе и о жизни всех людей.

И в завершении хочу прочесть такие строки:

Доброта не судит, не калечит…
От неё не стоит ждать вреда…
Лишь она от злобы мир излечит,
Не завысив цену никогда…

Если бы было бы в жизни больше доброты, то не было этих страшных событий.




Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч.пособие Спб, 1998

2. Голдинг У. Повелитель мух. М., 2005

3. Железников В. К. Чучело. М., 2006

4.Михеева Т. Не предавай меня. М.,2012


Приложение 1

Анкета

1) Какие подростковые проблемы вы можете выделить?

непонимание со стороны учителей/родителей

предвзятое отношение друг к другу среди сверстников

агрессивность по отношению к окружающим

неумение реализовать себя

неумение отстаивать свое мнение

другие______________________________________________________________

2) Как решить эти проблемы? __________________________________________________

3. Представьте, что на ваш День Рождение можно позвать только одного человека из класса. Напишите его фамилию_____________________________________________





































13