Просмотр содержимого документа
«Тема проекта: «Организационно – деятельностные программы по декоративно-прикладному творчеству»»
Тема проекта «Организационно – деятельностные программы по декоративно-прикладному творчеству»
Раздел «КВИЛЛИНГ»
1 год обучения
Подготовила:
Шемболова Галина Константиновна , педагог дополнительного образования, руководитель кружка «КВИЛЛИНГ»
Введение
Согласно Положению о деятельности внешкольных организаций, утверждённое Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2001 № 849. Одной из целей, связанных с модернизацией образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческий потенциал. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Пояснительная записка
- Программа «КВИЛЛИНГ» 1 года обучения является по содержанию художественно-эстетической; по функциональному предназначению – прикладной.
Курс рассчитан на 144 часа (2 раза в неделю по 2 академических часа).
- Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса , творческих способностей, воспитывает терпеливость, аккуратность, усидчивость, развивает художественный и эстетический вкус, изобразительные и конструктивные способности, зрительную память, пространственные представления, точную координацию и развитие мелкой моторики.
- Квиллинг – это искусство создания композиции из бумажных элементов (форм), которые в свою очередь скручивают из бумажных полосок (лент). Название «квиллинг» произошло от английского слова quill – «птичье перо».
- Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, получившая название “квиллинг”. Это простой и очень красивый вид художественного творчества, возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Приемы работы в данной технике очень просты, доступны для понимания. Техника квиллинг экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера.
Новизна программы
заключается в использовании инновационной техники работы с бумагой с дополнением элементов свободного творчества. Для программы разработаны, изготовлены и применены дидактические материалы, с учетом возрастных особенностей учащихся, что способствует успешному развитию творческого потенциала каждого ребенка.
Актуальность
данной программы заключается в том, что на основе умений и знаний, приобретаемых в процессе занятий квиллингом, ребенок укрепляет свою социальность, повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость не только самому ребенку, но и другим.
Целесообразность
- данной программы является, то, что учащиеся углубляют и расширяют базовые знания, которые они получают в общеобразовательной школе на уроках развивающего труда и технологии, это способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время. В одной группе могут обучаться дети разного возраста. В программе учтены возрастные и индивидуальные особенности и склонности детей, для более успешного творческого развития.
- Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, их возможностей и самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.
Техника квиллинг имеет ряд преимуществ перед другими направлениями такие как:
- относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);
- предварительная подготовка учащихся к занятиям не обязательна;
- легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинг (на основе зубочистки или специального инструмента)
- легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;
- большая возможность для самовыражения обучающихся и проявления творческих способностей;
- изделия в технике квиллинг высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.
Цель
- Всесторонне - интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинг, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи
Обучающие:
- Познакомить детей с историей развития данного вида бумажного творчества
- Обучить детей основным технологическим приёмам работы с бумажными лентами
- Обучить строить композиционный рисунок, создавать эскиз будущей работы, работать с цветом
- Научить детей создавать оригинальные декоративные композиции в технике квиллинг.
Задачи
Воспитательные:
- Воспитать у детей способность к восприятию эстетических ценностей
- Воспитывать в детях чувство красоты
- Воспитывать умение работать в разновозрастном коллективе
- Побуждать у обучающихся интерес к культурной деятельности Республики Казахстан и других стран
Задачи
Развивающие:
- Способствовать развитию у детей мелкой моторики пальцев рук
- Развивать в детях такие качества, как трудолюбие, целеустремленность и аккуратность
- Активизировать в детях творческое мышление, воображение, способствовать развитию эстетического вкуса.
Ожидаемые результаты
- должны научиться различным приемам работы с бумагой
- должны знать основные понятия о базовых формах квиллинга
- научатся следовать инструкциям, читать и зарисовывать схемы
- создавать изделия из основных базовых форм
- пользоваться инструментами
- разовьют внимание, память, творческое мышление, пространственной воображение
- разовьют мелкую моторику рук
- овладеют навыками культуры труда
- приобретут навыки работы с коллективом
К концу обучения по программе обучающиеся будут
знать:
- -историю возникновения и развития квиллинга как вид искусства;
- -историю возникновения различных бумажных техник: оригами, торцевание, бумагопластика и так далее;
- -информацию об инструментах и материалах, используемых при создании работ в технике «квиллинг»;
- -правила безопасной работы;
- -правила пользования тематической литературой;
- -построения художественной композиции;
- -основы цветоведения
К концу обучения по программе обучающиеся будут
уметь:
- -изготовить элементы (формы) в технике «квиллинг»;
- -осуществить сборку декоративных композиций;
- -самостоятельно изготавливать декоративные композиции по собственному замыслу;
- -применять свои умения и навыки для создания картин, оформления интерьера, украшения декоративных предметов.
Принципы
- научности (использование литературы, разных методик и технологий)
- последовательности и системности ( от простого к сложному)
- доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей)
- наглядности (таблицы, схемы, фотографии, методические разработки, мультимедийные средства)
- демократичности (взаимодействие педагога и обучающегося)
- целостности и последовательности изучения
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание)
- индивидуальная (каждый ребёнок делает свою поделку)
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Методы проведения занятий
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция )
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, работа по образцу, показ педагогом)
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)
Методы работы с обучающимися на занятиях
- фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися)
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работ)
- групповой (организация работы в группах)
- индивидуальный (индивидуальное выполнение работы)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей
- объяснительно – иллюстративный(восприятие и усвоение готовой информации)
- репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности)
- частично-поисковый (участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом)
- исследовательский (самостоятельная творческая работа)
Учебно – тематический план 1 года обучения
№
Наименование тем, номера занятий, их краткое содержание
1
Вводный блок
всего
2
3
теорет
2
Историко-художественный обзор развития бумажной филиграни. Знакомство с традиционным оборудованием и материалами квиллинга
4
Конструирование
16
практ
2
12,5
Цикл творческих работ
16
5
5,5
10
3,5
Праздники и подготовка к ним. Новогодние приготовления
6
10,5
5
7
8
Изготовление цветов и листьев различной сложности
5
8
Цикл творческих работ
20
2,5
9
5,5
6
8,5
Миниатюрный квиллинг
Техника мозаичного квиллинга
10
11,5
20
2
7,5
10
4
Цикл тврческих работ
11
12,5
Итоговые занятия
4
30
Итого
6
6
8,5
21,5
2
144
4
60
84
Содержание программы первого года обучения
- 1раздел. Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила техники безопасности.
- 2раздел. История квиллинга. Знакомство с различными школами квиллинга. Знакомство с инструментами и оборудованием для квиллинга; с видами бумаги и различными техниками работы с бумагой. Понятие цветоведения, понятия оформления фона панно. Знакомство с искусством флористики и икебаны.
- 3 раздел. Конструирование. В этом разделе изучается техника нарезки бумаги, техника накрутка бумажных полос. Изготовление из бумажных полос элементов квиллинга: «глаз», «капля», «ромб», «лапка», «луна», «полумесяц», «треугольник», «квадрат», «стрела». Изучение составления композиции, выполнение несложных цветов, листьев.
- 4 раздел. Цикл творческих работ. Выполнение коллективных и индивидуальных работ. Изучение конструирования простых деталей, изготовление листьев. Изучение техники бумагопластики, изготовление листьев в технике бумагопластики. Понятие составления композиции. Изготовление и использование элементов квиллинга для декорирования предметов домашнего быта. Изготовление несложных открыток.
- 5 раздел. Подготовка к новогоднему празднику, изготовление снежинок, открыток, простых сувениров.
- 6 раздел. В этом разделе изучается изготовление более сложных цветов, листьев. Изучение техники и выполнение форм квиллинга – «завитки», «спирали», бахромчатые цветы, пушистики, техника нарезки бумаги «заборчиком».Изготовление цветов в изученной технике.
- 7 раздел. Цикл творческих работ. Практические индивидуальные и коллективные работы над картинами.
- 8 раздел. Объёмный квиллинг. Техника нарезки бумаги, изготовление эскизов, схем, выбор цветового решения. Накрутка базовых форм. Изготовление занимательных игрушек в 3D квиллинге с применением основных форм квиллинга и с применением техники бахромчатой нарезки бумаги.
- 9 раздел. Техника мозаичного квиллинга. Знакомство с техникой мозаичного квиллинга, выбор схем, эскизов, выбор цветового решения, накрутка базовых форм. Коллективная и индивидуальная работа «Попугай», «Пудель».
- 10 раздел. Цикл творческих работ. Изготовление поздравительных открыток к майским праздникам, практические индивидуальные и коллективные работы над картинами в технике квиллинг. Создание цветочных, фруктовых композиций. Сборка картины, лакирование, оформление под рамку. Изготовление несложных сувениров, магнитиков в технике квиллинг.
- 11раздел. Итоговые занятия. Оформление выставки из работ кружковцев, оформление альбома из лучших работ кружковцев. Подведение итогов.
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
- различные формы квиллинга
- основные свойства различных видов бумаги
- способы соединения и крепления бумаги;
- технику вырезания и скручивания бумаги
- теорию работы с бумагой разной фактуры в нетрадиционной техники бумагокручения
- правила ТБ при работе с инструментами и приспособлениями
- характерные особенности художественных изделий из бумаги.
Уметь:
- изготавливать различные формы квиллинга
- самостоятельно изготавливать изделия по схеме или рисунку
- правильно использовать инструменты в работе
- выполнять творческие работы
- подбирать цветовую гамму бумаги;
- выполнять способы вырезания, скручивания, соединения и крепления бумажных заготовок;
- изготавливать сувенирные изделия из бумаги;
- работать в парах и коллективно
Основаниями для оценивания результатов первого года обучения служат следующие параметры:
- знание и применение приемов работы с различными инструментами и материалами;
- знание и выполнение правил техники безопасности при работе;
- знание базовых форм, используемых в квиллинге;
- умение создавать декоративно-прикладные изделия (подарочные сувениры, панно) с использованием изученных техник;
- выработка основных навыков работы с бумагой, картоном;
- умение планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла и умение использовать инструкционные карты;
- правильно планировать свою работу;
- развитие аккуратности, терпения;
- развить мелкую моторику , пространственное мышление;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!