Тема: Раздельное написание предлогов с другими словами.
Цель урока: восстановить в памяти учащихся сведения о предлоге как отдельном слове (слове, которое всегда пишется раздельно с другими словами); познакомить с графическим обозначением орфограммы
Задачи: способствовать развитию речи, орфографической зоркости учащихся; совершенствование умения работать в группах; развитие коммуникативного общения; воспитание любви учащихся к окружающей среде и животным на примере текстов заданий.
Планируемые результаты:
Предметные: знать случаи совпадения по звучанию в устной речи и на письме предлогов и приставок, различие понятий «предлог» - слово и «приставка» - часть слова, правила раздельного написания предлогов со словами, дефисного написания предлогов из-за, из-под; падеж, с которым употребляются указанные предлоги; уметь разграничивать предлоги и приставки на письме, находить орфограмму – слитное и раздельное написание; писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора раздельно написания, писать через дефис предлоги из-за, из-под и обозначать орфограмму-дефис; употреблять предлоги в речи.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию, воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников.
Познавательные: постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Оборудование: Карточки,ноутбук.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Урок сегодня необычный. Чтобы он начался, надо отгадать загадку
На доске:
(до) ехал (до) деревни
(про)читал (про)завод
(по)бежал (по)дороге
(под)полз (под)машину
-Внимательно прочитайте написанные словосочетания
-На какие две группы можно разделить находящиеся в скобках слова? (На приставки и предлоги)
-Назовите слова с приставками (Доехал, добежал, почитал, подполз)
-Как надо писать приставки с корнем? (Приставка с корнем пишется слитно.)
- А теперь назовите слова с предлогами ( До деревни, по дороге, про завод, под машину.)
-Как надо писать предлоги со словами? (Предлоги со словами пишутся раздельно.)
-Спишите словосочетания, раскрывая скобки.
3. -Какова тема нашего урока (Предлоги и приставки.)
- Формулируем цель учебной деятельности (вспомним…Научимся…).
- Сегодня мы будем упражняться в правописании предлогов и приставок.
- Но прежде давайте повторим правила
Работа с учебником.
- упр.
- работа с текстом упр.
- с каким падежом имён существительных употребляются предлоги из – под и из – за. Как они пишутся?
- упражнение
Выпишите отдельно:
1) существительные с предлогами из – за, из – под;
2) существительные с предлогом из.
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками,
Дружно топаем ногами,
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор
4.Творческая работа.
Я записала предложение. Но из него исчезли предлоги и приставки. Кто поможет мне вернуть их на место?
На доске: Ребята_______ весили_________ лесу кормушки_____ птиц.
- Как вы думаете, правильно ли поступили ребята? (Правильно, птицам надо помогать.)
- Произведите разбор этого предложения по членам и по частям речи.
Письмо по памяти.
а) Чтение стихотворения.
- В сказочном лесу живет медведь. Прочитайте о том, какой случай с ним однажды произошел.
(За)ревел медве_ь (со)сна, и в густом л_су,
Вздрогнув, стукнула с_сна ш_шкою л_су
Перепишите стих, раскройте скобки
1. Черный кот умчался (в)лес.
Там на дуб он быстро (в)лез.
2. Я измучился (со)всем,
Но управился (со)всем.
3. Я купил товар (на)вес
И сложил все под (на)вес.
4. И, совсем устав (от)дел,
Он покинул свой (от)дел.
5. Обобщение полученных на уроке сведений, выполнение тестовых заданий.
Тест по теме «Правописание приставок и предлогов».
Вставьте в предложение слова предлог и приставка
Между__________ и словом можно вставить еще какое-нибудь слово,
а между_________ и словом нельзя. (2 балла)
Заполни пропуски.
Предлоги со словами пишутся________________, а приставки________ (2 балла)
Подчеркни одной чертой предлоги, а двумя – приставки.
Мальчик сбился с дороги.
Витя надел на руки варежки.
Малыш подравнял свой кустик под остальные. (6 баллов)
Напиши в клеточках подходящие предлоги.
Слезть…… крыши.
Полезный….. здоровья.
Автобус….. кондуктора.
Отрывок….. рассказа.
Смеяться….. клоуном.
Подчеркни слова с приставкой от-.
Отцовский, отрезать, отпилить, отколоть, отужинать, оттаять, отдыхать. (5 баллов)
Домашнее задание.
- выполнить упражнение .
Рефлексия.- Какая была тема? -Что нового узнали?
-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
-Как вы их преодолевали?