СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Развитие коммуникативных навыков у учащихся на уроках истории и обществознания как средства успешной социализации личности»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО с темой: Тема: «Развитие коммуникативных навыков у учащихся на уроках истории и обществознания как средства успешной социализации личности»

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Развитие коммуникативных навыков у учащихся на уроках истории и обществознания как средства успешной социализации личности»»

Тема: «Развитие коммуникативных навыков у учащихся на уроках истории и обществознания как средства успешной социализации личности»

Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников школы. Ребенку, заканчивающему школу, для полноценной жизни в новых условиях недостаточно одних лишь предметных знаний. Сегодня индивидуальные потребности личности можно представить по трем направлениям: личная, социальная и профессиональная успешность.

Таким образом, современному обществу (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними важные жизненные и профессиональные проблемы Сегодня ученые называют четыре ключевых навыка человека XXI века. К ним относят креативность, критическое мышление, командообразование и коммуникацию. Конечно, данный перечень не единственный и не имеет исчерпывающего характера. Однако стоит обратить внимание на несомненную значимость эффективной коммуникации для современного человека.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

— Во-первых, она влияет на личную учебную успешность. Приведем пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

— Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе, тем самым, социальная успешность. Неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения одиночества в классе.

— В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни, то есть будущей профессиональной успешности. Таким образом, коммуникативные умения связаны с индивидуальной успешностью ребенка

Специфика уроков истории и обществознания заключается в том, что, во - первых, содержание курсов изначально опирается на работу с различными носителями информации (историческими документами, воспоминаниями, мемуарной литературой, нормативно-правовыми актами, Интернет –ресурсами и др.);

во-вторых, изучение сфер общественной жизни предполагает наличие различных, порой диаметрально-противоположных точек зрения на одно и то же явление, в этом особенность социального познания.

Данный процесс не возможен без умения общаться, формулировать собственную позицию, принимать доводы противоположной

стороны, вести диалог. 
Для создания условий формирования той или иной компетенции необходим переход к таким педагогическим технологиям, которые представляют деятельность учителя как последовательную систему действий, связанную с решением педагогических задач.

Стиль коммуникаций на уроке. Профессор А.Н. Иоффе выделяет два полярных и один взвешенный способ включения данной формы работы в занятие.

Первый подход условно он называет авторитарно-директивным, в котором центром обсуждения и главным арбитром является сам учитель. При этом критерием оценки участия школьников становится одобрение или критика со стороны учителя, а мнения разделяются на правильные и ошибочные.. Такой подход скорее является имитацией коммуникаций, чем воплощением ее сути. Второй полюс определяется как анархически-беспредметный, когда провозглашается абсолютная свобода высказываний, отсутствуют правила, участники не слушают и перебивают друг друга, проявляя неуважение и неумение конструктивно общаться. Такая дискуссия не имеет результативности, а центр внимания переносится на процесс и активизацию учащихся. Здесь также трудно говорить о получении опыта позитивной коммуникации. Между ними лежит подход, который А.Н. Иоффе определяет как уравновешено-конструктивный, когда учитель занимает позицию ведущего и организатора обсуждения, поддерживая высказывание разных взглядов и рассмотрение широкого спектра мнений. Вырабатываются правила, которые обращают внимание на значимость уважительного отношения к собеседнику, а участники обсуждения стремятся найти точки согласия и проявляют готовность к поиску компромиссов.

Именно такой принципиальный подход несет педагогическую составляющую, обучая конструктивности в рамках проводимых обсуждений, а дискуссия приобретает то значение, которое дается в педагогической науке при определении данного явления.

В рамках занятия коммуникативные средства могут проводиться в разных формах. Для классов с гуманитарным профилем можно рассмотреть некоторые из них, например, дебаты. Основное отличие дебатов состоит в следующем: этот вид дискуссии посвящен однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет.

Одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться две подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы. Для дебатов характерно столкновение позиций, в результате которого, после обмена аргументами и контраргументами, одна из позиций получает предпочтение. Дебаты могут быть посвящены любому из актуальны и обсуждаемых спорных вопросов российской истории ,например, история присоединения Украины к России или советская национальная политика. (брать темы, где могут иметь место двоякие позиции и где можно набрать побольше фактов)

Диспут (дискуссия)(от лат. disputare – рассуждать, спорить). Диспут является одной из самых ранних форм преподавания. Словари по педагогике следующим образом определяют данное понятие: – 1) коллективное обсуждение актуальных проблем, лежащих в сфере жизнедеятельности участников и их социального опыта; дает возможность его участникам применить имеющиеся знания и опыт в осмыслении и разрешении обсуждаемой проблемы. Данная форма заключается в том, что существует вводное выступление, которое ставит проблему или же показывает определенный взгляд на проблему, а в дальнейшем обсуждается само выступление, а через него (опосредованно) и проблема. В системе преподавания диспут можно открыть после коротких выступлений учащихся, которые получили задание подготовиться заранее. Диспут может быть по содержанию изложенного или же по форме изложения (приемам риторики). В диспуте обычно участники относятся и обращаются не к самому выступающему, а к изложенной информации (его сообщению).

Для меня особенно интересна дискуссия, так как она является своеобразным интеллектуальным тренингом, поскольку её суть и состоит в том, чтобы заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности.

Можно в виде принятия ролей, что позволяет не только повысить интерес учащихся к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной социальной ролью, создать условия для формирования активной гражданской позиции..

Например, после изучения темы «Россия во второй половине 19 в. Можно поставить вопрос: Какая из приведенных оценок характерна и результатов крестьянской реформы 1861 г. вам кажется более правильной?

1. Реформа 1861 г- вынужденная уступка крепостников

2. Реформа 1861 г-компромисс между крепостниками и либералами

3. Реформа 1861 г не дала крестьянам ни свободы, ни земли

4. Реформа 1861 г окончательно решила крестьянский вопрос

5. Реформа 1861 г- хитрая уловка самодержавия и крепостников


В ток-шоу или панельной дискуссии (раньше эту форму называли пресс-конференция), когда есть несколько приглашенных гостей, которые представляют интерес в связи с рассматриваемой проблемой, а участники готовят свои вопросы по теме, например, как наиболее объективно оценить хрущевскую оттепель? Желательно, чтобы были представлены разные точки зрения, а вопросы отличались разнообразием. Важно умение задавать вопросы и отвечать на них. Роль приглашенных гостей могут играть отдельные учащиеся, взрослые или учитель (в зависимости от ставящихся целей организации занятия в таком виде). Лучше, чтобы участники подготовились заранее. Также важно иметь ведущего, чья роль не должна быть заметна. При подборе приглашенных участников следует учесть, чтобы их позиции по поставленному вопросу или проблеме принципиально различались, что будет способствовать поддержанию напряжения среди участников.

Мозговой штурм является способом возникновения новых идей, например, в решении каких-либо политических проблем. (для старшеклассников), или так называемое создание «альтернативных ситуаций» .Например,«Выбор пути развития России в 1917 году» : как могла бы повернуть история России, если бы не случилось октябрьской революции 1917 года? Альтернативы и дальнейшие перспективы развития. Первый (продуктивный или генерирующий) – выдвижение новых идей. Второй (отборочный) – анализ и рациональный отбор выдвинутых идей. Основные правила творческого этапа мозгового штурма: 1. «Чем больше, тем лучше» – идей должно быть много, количество влечет за собой качество. 2. «Обоснование не нужно» – участники только выдвигают идеи в виде ответа на поставленный вопрос, они должны быть сформулированы коротко и понятно. 3. «Отказ от критики» – пресечение любых попыток анализа и критики, записываются любые выдвинутые мысли или предложенные ответы, независимо от отношения к ним или спорности положений. 4. «Идеи должны быть максимально разнообразны» – ответы могут быть самыми неожиданными и подчас абсурдными, все новое сначала кажется безумным и не вписывается в существующие представления. Приветствуется развитие идей» – следует не только предлагать свои идеи, но и усовершенствовать идеи партнеров по мозговому штурму. 6. «Каждая идея фиксируется» – для более эффективной работы важно записывать идеи и ориентировать участников не повторяться.


Новый вид обсуждения с использованием возможностей компьютерных технологий и сети Интернет. (у А.Н. Иоффе) Такие обсуждения лучше всего проводить не в классе, а делать их домашней работой. Учащиеся, объединенные в небольшую группу (не более 7–8 учеников), могут обсуждать статью, рисунок, фотографию, ситуацию, политическую новость, символы и т. п., связанные с определенной темой. Обсуждение может быть свободным – высказывание собственной точки зрения, собственного понимания, написание комментариев. Вместе с тем, для обучающего эффекта лучше, чтобы учителем были даны определенные вопросы и задания. Отвечая на эти вопросы и выполняя задания, учащиеся могут приводить свои примеры, выдвигать аргументы и контраргументы. Следует организовать сеть, чтобы учащиеся могли присылать письма каждому члену группы со своим ответом. При обсуждении каждый может написать несколько писем – помимо своего мнения дать комментарии, задать вопросы другим членам группы, отреагировать на чьи-то мнения, высказать свои опасения, привести более точные, с их точки зрения, примеры. Для этого можно делать копии для каждого участника, но лучше завести общий ящик в Интернете, для доступа в который пароль будут иметь члены группы и учитель. Письма будут отправляться на один адрес, и каждый участник сможет их прочитать. При таком виртуальном обсуждении учителю следует попросить использовать основные понятия, которые изучаются на определенном отрезке курса.

Для школьников, любящих проводить время за компьютерами и имеющих интерес к истории, обществознанию и праву, предпочитающих индивидуальный стиль изучения материала, даю задания на дом на основе дополнительных мультимедиа-материалов. Ученик (или группа из двух-трех учеников) выступает в роли рассказчика и демонстрируют другим изученный материал, найденный самостоятельно


Сочетание разнообразных приемов современных технологий, их систематическое применение на уроках проявляется у учащихся в виде сформированных навыков публичных выступлений, умений формировать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, подбирать и обрабатывать информацию, а, значит ,выполняется одна из главных задач –

воспитание конкурентоспособной, мобильной личности с высоким уровнем интеллектуального потенциала, информационной культуры, нравственной ответственности, активностью проявления творческого потенциала


Поэтому, для реализации поставленной цели, мной были разработаны следующие методы и формы ведения урока для развития коммуникативных качеств обучающихся:

  1. Письменный опрос.

Многие школьники бояться выступать перед публикой, классом. Материал знают, но начинают теряться, путаются в словах. Поэтому в первые недели обучения в начале каждого года, стараюсь спрашивать в письменной форме. Таким образом, проверяю их индивидуальность и умение правильно строить предложение.

  1. Устный опрос, блиц-опрос и т.д.

Для построения монолога: устного ответа, блиц-опроса и т.д. мной была разработана памятка

Ответ

- полный: понятия факты

- логический

- последовательный

- вывод

- речь

Требования к монологу

- Вступление: важность и значимость

темы.

- Основная часть: последовательное

раскрытие вопроса.

- Заключение: обобщение с сказанного, вывод.

А) При проведении опроса на уроке использую следующие приемы:

- монологический рассказ у доски (в это время группа слушает и оценивает ответ товарища или выполняет другое задание);

- монолог в паре;

- рассказ по цепочке; по ключевым словам;

- тихий опрос (беседа с одним или несколькими учениками полушепотом, в то время как класс занят другим делом).

В конце опроса спрашиваю: «На все ли ответил ученик согласно памяткам?»

Б) Для определенных тем прошу сделать пересказ того или иного события через призму обществоведческих знаний, составляя предварительную схему ответа, видеосюжет и т.д.


3. Иногда при изучении нового материала составляю «Задание по изучение новой темы». На основании учебника или опорного материала:

- составить опорный конспект, схему, план, тезисы;

- придумать вопросы (разноуровневые или наибольшее количество);

- выписать новые понятия;

- заполнить таблицу;

- продолжить… или дополнить…;

- выявить проблемы, которые возникли в связи с изучением данной темы;

- обобщить (сделать вывод).

Пример: по теме «Социальные нормы» были составлены следующие вопросы:

- Что представляет собой социальный контроль?

- Классифицируйте социальные нормы.

- Каковы причины подростковой преступности и как с ней бороться?

- В чем наблюдается различие между нормой и ценностью?

- Докажите, что социальный контроль – фундамент стабильности в обществе.

4. Формирование диалога (класс, ученик-ученик, ученик-учитель).

А) Взаимоопрос. обучающиеся проверяют друг у друга на знание обществоведческих фактов и терминов. Схема пишется на доске

- С чем связано проявление того, или много события (явления)?

- Основные причины и последствия явления?

- В чем суть явления?

- Как оно повлияло в дальнейшем на историю?

Затем выполняют тест. Перед тем как провести взаимоопрос, прошу кого-нибудь из учеников устно перед клвссом выступить, показав пример. ученики имеют право дополнить отвечающего.


Б) 5-минутное эссе: обучающимся дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку…Важно нацелить, что нужно успеть изложить главное за 5 минут. Подобные задания дают возможность учителю получить «обратную связь» от каждого обучающегося. Обычно провожу в конце урока.


В) «Двойная проверка»: лист делится на две колонки. Класс делится по парам.

Первый ученик из пары пишет термин (определение понятий или событий), лист передает другому, тот пишет ему ответ: что это означает. Далее меняются. Так не менее 5-ти терминов должно быть указано. Листочки сдают на проверку потом.

5) Игра «За или против» - докажи!

При такой форме урока ученики овладевают умением прислушиваться друг к другу, слышать другого человека и принимать его доводы, возражать и доказывать по существу.

Работа проходит в парах, по колонкам или индивидуально.

Пример. При изучении темы «Правонарушение и юридическая ответственность» предлагается вопрос «нужны ли законы т как добиться их неукоснительного выполнения».

На занятии происходит свободный обмен мнениями, студенты должны доказать верность своей точки зрения.


6) Деловая игра.

Такая форма урока подходит для предмета «Обществознание»

Развивает у обучающихся способности к осмыслению событий и явлений, обучает сотрудничеству.

Пример: Игра «Роль науки в современном мире»

Обучающиеся распределяются по группам: «ученые», «политики», «обыватели», «реалисты». Каждой группе предлагается сформулировать свою позицию по вопросам:

1.Можно ли рассматривать науку как важнейшую область жизни

общества?

2.Оправдан ли постоянный рост расходов государства на поддержание

науки?

3. Кто и как должен распоряжаться плодами научной деятельности?

4. Должны ли ученые: а) стоять вне политики, б) не связывать себя

нормами морали?

Обучающиеся проявляют заинтересованность, когда урок проходит в виде деловой игры. Особенно при разборе темы «Уголовное право». Класс делится на подсудимого, потерпевшего, адвокатов, присаженных, судьи. Зачитывается дело, 5-10 минут на обдумывание. Затем начинается суд. Один из учеников выступает в качестве ведущего, нот эту роль может взять на себя и учитель. Каждому дается право ответить, затем заслуживаются присаженные, в конце решение выносит суд. Во время суда аргументы должны основываться на статьях «Уголовного кодекса».


7) «Исторические пятиминутки»

Во втором треместре проводится «Исторические пятиминутки» - 5-7 минут об интересном событии с наглядным материалом. Желающие получить дополнительную оценку могут подготовить материал.


8) ЛОС

Стараюсь проводить занятие через такую форму урока как ЛОС - логически обоснованная схема. Схемы разрабатываю сама. Ученик, основываясь на схеме, должен в письменной или устной форме изложить материал, основываясь на ключевые слова и понятия.


9) Проблемный вопрос

На уроках стараюсь ввести такую практику как частично-поисковый, исследовательский, проблемный, реже объяснительно-иллюстративный метод. После разбора материала по теме, обязательно прошу ответить на проблемный вопрос. В начале мы его обсуждаем с классом, а потом каждый из студентов отвечает письменно на вопрос, выбирая для себя свой вариант решения на поставленную задачу.

10) Урок – конференция: «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны».


Вывод: Таким образом, при проведении учебных занятий используются следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, коллективная, при этом предпочтение отдается активным формам работы (практикум, игра, дискуссия, урок-конференция и др.).

Данные формы работы позволяют лучше и качественнее усвоить материал. Учебное занятие проходит намного быстрее, плодотворнее. На уроке происходит не только обмен информацией, но установление взаимопонимания, взаимодействия между всеми субъектами процесса обучения, обмен знаниями, мнениями, действиями, оценками деятельности, духовно-нравственными ценностями, межличностное общение, что является важнейшим условием развития личности ученика, его познавательных и творческих способностей. Ученики стремятся к умению слушать, говорить, анализировать, синтезировать, мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески, что пригодится им во взрослой жизни.

Алгоритм формирования коммуникативных умений

Способствовать этому может продуманная методика развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:

1 этап

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:

 готовность учащихся участвовать в урочном общении;

 отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;

 задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;

 комментировать вопросы и ответы;

 делать сообщения;

 рассказывать логично и последовательно.

2 этап

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

 простота и четкость речевого высказывания;

 отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;

 умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;

 умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;

 умение использовать риторические вопросы;

 умение вступать в контакт с партнером и собеседником;

 умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

3 этап

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:

 умение вести беседу в паре, группе;

 умение поддерживать беседу;

 умение вести конструктивный диалог, дебаты;

 умение построить дискуссию и вести ее;

 умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

Таким образом, мы видим, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны, но наиболее оптимальным в условиях классно-урочной системой работы, является проблемный метод;

Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Анализ конкретных ситуаций (case-study) — Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Так, например, в 11-м классе на уроке истории по теме

«Политика военного коммунизма. НЭП» перед классом ставится проблемное задание:

сравнить подходы к экономической политике в период гражданской войны после нее и заполнить таблицу совместно и обсудить устно.

Цели. Экономические и социальные итоги Положительные/ отрицательные последствия этих периодов

В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия. Учащиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют исторические сведения для ее аргументации.


В классах где много обучающихся с недостаточным уровнем обученнности или и в классах средней возрастной группы тем не менее также нужно работать над коммуникативными умениями

Учебная игра полностью отвечает задачам формирования информационно- коммуникативной компетенции, причем предлагаю вашему вниманию игры, связанные с формированием вопросов, причем продуктивных, а сильные учащиеся еще и проблемных вопросов, на которые нет однозначного ответа.. Философ Ф. Бэкон сказал, что «Умный вопрос – половина знания!.»

Так, например, при закреплении большого раздела можно провести уже следующие игры, связанные с постановкой продуктивных и проблемных вопросов: 

1.«Интеллектуальный хоккей». Класс делится на две команды игроков и группу экспертов-судей.( эксперты заранее сдают зачет по теме). В течение 10 минут команды

занимаются разработкой вопросов по теме, которые им предстоит задать соперникам. Соперники отвечают на вопрос и задают свой, но обязательно, чтобы он являлся органическим продолжением ответа на вопрос первой команды. Игра продолжается до тех пор, пока одна их команд не сможет дать ответ на вопрос соперников или задать свой. В течение игры эксперты оценивают вопросы и ответы, учитывая умение ориентироваться в проблеме, оригинальность, уместность вопросов и ответов.

Особую значимость для формирования информационно-

коммуникативной компетентности имеют дидактические игры. Я использую следующие:

2.« Продолжи рассказ» - каждый ученик по 1 предложению должен

рассказать материал изучаемой темы, « Три предложения» - учитель зачитывает текст документа, а учащимся необходимо пересказать его тремя предложениями (развивает умение выделять главное),

3. « Снежный ком» -

определяется рассматриваемый вопрос, по цепочке ученики называют факты, понятия, явления, примеры, кто ошибается – выходит из игры.

Рассказ с ошибками». Учителем или же самими учениками составляются предложения или целые рассказы, содержащие исторические ошибки.

Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность.

Игра «Познавательная задача» ( работа в парах).

Цель – научить конструировать познавательные задачи. Учитель объясняет, что познавательная задача состоит из двух частей – смысловой (опорное предложение) и вопроса. Затем предлагает прочитать блок учебной информации, найти опорное предложение и сконструировать познавательную задачу, используя вопросы и вопросительные слова, выписанные на доске.

Все эти задания связаны с формированием навыка постановки вопросов позволяет успешно соединять разные виду учебной деятельности обеспечивает более качественное усвоение материала.

Использование описанных мною приемов и способов формирования коммуникативной компетентности позволяет создать новый тип обучения и обеспечить переход от «урока – монолога» к «уроку живого диалога» (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель). При этом на уроке происходит не только обмен информацией, но установление взаимопонимания, взаимодействия между всеми субъектами процесса обучения, обмен знаниями, мнениями, действиями, оценками деятельности, духовно-нравственными ценностями, межличностное общение, что является важнейшим условием развития. социализации личности ученика, его познавательных и творческих способностей.

Все это позволяет создать ситуацию успеха на уроке, способствует развитию умений слушания, чтения, говорения, анализа и синтеза, самостоятельной работы. Учащиеся учатся мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески, что пригодится им во взрослой жизни и получении профессии.





Приложение № 1

Памятка для педагога

Весенняя методическая сессия-2019

Развитие коммуникативных умений и навыков на уроках истории и обществознания как средство социализации личности обучающихся

Сальникова Г.Д.,

учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги



Актуальность вопроса. Стили коммуникации на уроке

Коммуникативные формы взаимодействия с обучающимися:

  • Дебаты

  • Диспут (дискуссия)

  • Ток-шоу или панельная дискуссия

  • Мозговой «штурм»

  • Интернет-беседа в группе учащихся

  • Проблемное обучение (анализ конкретных ситуаций)

Учебная игра  - средство развития коммуникативных умений и навыков:

  • Вопрос-ответ (для 5-классников)

  • Интеллектуальный «хоккей»

  • Продолжи рассказ…

  • «Снежный ком»

  • Рассказ с ошибками

  • Игра «Познавательная задача» ( работа в парах).

Алгоритм формирования коммуникативных умений


1 этап (5-6 класс)

На первом этапе учащиеся под руководством учителя отрабатывают в себе следующие умения:

готовность учащихся участвовать в урочном общении;

отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;

задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;

комментировать вопросы и ответы;

делать сообщения;

рассказывать логично и последовательно.


2 этап (7-8 класс)

На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

простота и четкость речевого высказывания;

отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;

умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;

умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;

умение использовать продуктивные вопросы;

умение вступать в контакт с партнером и собеседником;

умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.



3 этап 10-11 классы

На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся:

умение вести беседу в паре, группе;

умение задавать и отвечать на проблемные вопросы;

умение вести конструктивный диалог, дебаты;

умение построить дискуссию и вести ее;

умение участвовать в конференциях, играх и интеллект-турнирах.


Памятка для подготовки к пересказу текста

  • Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

  • Запомните ключевые слова в каждой микротеме, постарайтесь их использовать при пересказе.

  • Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.

  • Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.

  • Подумайте, куда именно по смыслу можно вставить данную цитату.



Нетрадиционные формулировки заданий в соответствии с развиваемыми коммуникативными УУД (работа с вопросами)




  • «Перевод с русского на русский» - читай сложные предложения исторического или обществоведческого текста и пересказывай другими словами (не менее 10 предложений).

  • Поставь 5 вопросов «к тексту» и 5 вопросов «из текста». Запиши и задай на уроке одноклассникам. Стань экспертом полученных ответов.

  • Конкурс на «шпаргалку» для устного ответа. Предложи товарищу ответить по твоей «шпаргалке».

  • Вставь пропущенные группы слов в предложения по прочитанному тексту.

  • Дано первое и последнее предложение об историческом событии. Составь связный рассказ и расскажи устно.



  • Из вопросов учебника выбери вопросы, на которые можно ответить одним предложением? Вопросы, которые требуют формулировки правила, вывода, понятия, причинно-следственных связей