Тема: «Тема Родины в лирике Сергея Есенина.
Цель урока:
Познакомить детей с биографией С. А. Есенина, проследить основные этапы его жизни и творчества.
Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, уметь обнаруживать изобразительно-выразительные средства языка в художественном тексте.
Воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.
Работать над пополнением словарного запаса учащихся.
Развивать образное и эстетическое мышление.
Задачи:
Образовательная: дать представление о фактах биографии С. Есенина, показать народность творчества поэта.
Развивающая: развивать самостоятельное творческое мышление, навыки самостоятельной работы с различной информацией, формировать художественно-этетический вкус, совершенствовать навыки анализа лирического текста, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение).
Воспитательная: способствовать формированию духовно-нравственной культуры учеников, воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: портрет С. Есенина, компьютер, проектор, материал с текстами и заданиями.
ХОД УРОКА
1 Организационный момент
Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас.
Мы соткём из ниточек урок,
Он знакомства нашего исток.
А исток начало многих дел.
Я хочу, чтоб каждый захотел
Прямо здесь и слушать, и читать,
Думать, говорить, мечтать.
2 Актуализация знаний
-Здравствуйте, ребята! Как вы понимаете высказывание:
Дорогу осилит идущий,
А знания-помощь в пути.
Упорство, к успеху ведущее,
Мечты ваши в жизнь воплотит.
-Успех приходит к тому, кто упорно трудиться.
Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться. А вы готовы сегодня трудиться?
Тогда давайте вспомним, что за род литературы-лирика? ( Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора.)
Произведения каких поэтов вы помните? (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет)
Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала XX-го века. Имя поэта, одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение:
В этом имени слово “есень”,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты …
Только скажут – “…” (Сергей Есенин)
Всей России встают черты… Н.Браун.
И тему нашего урока вы тоже попробуете угадать сами, послушав стихотворение:
РЯЗАНСКОЕ РАЗДОЛЬЕ
Да, это чудо из чудес-
Рязанское раздолье.
Кругом, куда не глянешь - лес,
Куда не глянешь - поле.
Не зря, наверное, не зря
Однажды в день осенний
Дала поэта здесь земля
С красивым именем: Есенин...
Учитель: Тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого всё проникнуто «чувством Родины», родного дома.
Как писал сам поэт: «Моя лирика жива одной большой любовью, Любовью к Родине. Чувство родины - основное в моем творчестве»
-Подумайте, ребята, а какие цели нашего урока?
А эпиграфом к нашему уроку мы возьмём высказывание: Какой же слиток таланта метнул Творец в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столько для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей- красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают? ...
А. И. Солженицын «На родине Есенина»
Записываем в тетради тему урока и эпиграф.
Читает Есенин ( живой голос ) :
«Разбуди меня завтра рано…» Сергей Есенин
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
3 Биография поэта.
Слово учителя. Природа не только “колыбель” и поэтическая школа С. Есенина, она душа есенинских стихов. Природа – источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Ни одно стихотворение мастера слова не обходится без картин природы. Где же Есенин брал истоки своего творчества? Давайте поближе познакомимся с поэтом.
Презентация. Индивидуальные выступления учащихся:
Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) – великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе.
Сергей Александрович Есенин родился 2 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии.
Родители его были крестьяне. «Фамилия «Есенин» - русская, коренная, в ней звучат языческие корни, связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.
Детство его прошло «среди полей и степей». Вот как описывает эти места сестра Есенина Александра:
«Широкой, прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло наше село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село.
Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина. За церковью, на высокой крутой горе, - старое кладбище наших прадедов.
В правом углу кладбища, у маленькой каменной часовни лежал старый памятник - плита. На этой плите любил сидеть Сергей. Отсюда открывался чудесный вид на наши приокские раздолья».
Стихи Есенин начал писать рано, лет с 8 – 9. По его признанию, толчок к этому давала его бабка: она рассказывала сказки.
Некоторые сказки с плохим концом ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Сказки ему рассказывали и нянька, и сосед Алешка Гришин.
А дед, который очень любил Сергея, пел ему старинные, тягучие, заунывные песни и рассказывал Библию. И это тоже подталкивало Есенина к сочинению собственных стихов.
В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское земское четырехклассное училище, а в 1912 году – так называемую второклассную учительскую школу в селе Спас-Клепики. Учитель литературы Евгений Михайлович Хитров, у которого учился Есенин, говорил о нем: «Всегда был весел и жизнерадостен, и этим был приятен. Правда, этим же и досаждал: в классе во время уроков не посидит смирно, постоянно пересмеивается, переглядывается, и чуть что – фыркнет на весь класс самым неудержимым смехом. Но, в общем, с учителями был корректен и деликатен».
Учитель вспоминал: «Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Помню, я читал произведения в течение нескольких часов, но обязательно все целиком. Ребята очень любили эти чтения.
Но, пожалуй, не было у меня такого жадного слушателя, как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят от слез глаза в печальных местах, он первым расхохочется при смешном».
Сергей Есенин всем сердцем, нежно и трогательно любил жизнь, ему были дороги и одинокая собака, и дряхлая кошка, и каждая птица, и вся природа – от черной земли до солнца, луны, ветра, светящихся на небе таинственных и манящих звезд.
Он знал, как живут, что «думают» и «чувствуют» чибисы и коноплянки, березы и осины. Поэтому и свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы родной природы.
Слово учителя: Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.
Уходят лучшие, как будто мир им тесен,
Как будто он не в силах их понять.
Уходят лучшие, не спев последних песен,
Осиротив родную Землю-мать,
Мы перечитываем созданное ими
И жжёт глаза горячая строка.
Уходят лучшие, своё оставив имя,
Утраты боль и память на века.
Вывод: “Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения.
4. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом».
Слово учителя: Часто в своих стихах Есенин обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой». При этом в стихотворных посланиях он настолько сливается с природой родных мест, что сам он узнаётся в старом клёне, который «стережёт голубую Русь».
(Перед началом данного этапа учащимся выдаются тексты со стихотворением «Я покинул родимый дом...» для того, чтобы они могли на них работать: выделять эпитеты, находить метафоры и т.д.).
Эпитет -- образное определение (прил., сущ., нареч., как правило, используется в переносном значении, например, "роща золотая".) Метафора -- выражение, употребленное в переносном смысле (или скрытое сравнение), например, "сжималось сердце молодое" Олицетворение -- одушевление неживых предметов, например, "И звезда с звездою говорит" Сравнение -- прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением (пример: "лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит").
«Я покинул родимый дом…» Сергей Есенин
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Проверка восприятия. Ученикам даётся три минуты на самостоятельное знакомство со стихотворением. Учитель задает вопросы, например:
- Ребята, обратили ли вы внимание на дату его создания? (1918)
- Сколько лет было в этом году Есенину? (23 года)
– Какое настроение хотел передать автор? (Стихотворение проникнуто тихой любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое).
– О чём это стихотворение? (Лирический герой покинул дом, родителей.)
Словарная работа.
Березняк – берёзовый лес, роща.
Пурга – сильная вьюга, снежная буря.
Самостоятельное чтение «про себя».
– Обратите внимание какие картины рисует поэт? Из каких образов они складываются? (Дети самостоятельное читают текст «про себя», отмечая карандашом начало каждой новой картины).
– Какие картины предстают после чтения этого стихотворения? (голубая Русь, березняк на пруду, луна, старый клён).
Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения).
строфа – Каким настроением проникнута первая строфа? (Грустное, герой покинул родимый дом.)
– Какой видит поэт Русь? (Голубая Русь, воспевает Русь.)
– Синий и голубой цвета – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов. Поэт часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.» (Использует эпитет – голубая, красивая Русь.)
– Какое средство выразительности использует поэт? (Использует эпитет – голубая, красивая Русь; олицетворение «березняк теплит».)
строфа. – Каким настроением окрашена вторая строфа? (Продолжается настроение предыдущей строфы, можно уточнить - тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь)
– Как вы считаете, почему луна распласталась «золотой лягушкой»? (Золотой – цвет луны жёлтой; лягушка – обитатель водоёма, «золотой лягушкой» – метафора)
– Какое средство выразительности использует поэт, описывая бороду отца? (Сравнение).
– В каком значении употребляет автор глагол пролилась? (Появилась, «седина пролилась», «луна распласталась» – олицетворение).
строфа. - Каким настроением проникнута третья строфа? (Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!), одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.»)
– Каким настроением проникнут образ клёна? (Затаённая грусть одиночества).
- С. Е. Есенин, описывая старый клён, наделяет его человеческими чувствами и поступками. (стережёт голубую Русь) Поэт уподобляет себя клёну, образ «старого клёна на одной ноге».
– Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем человека, очеловечивал её.
– Пурга подразумевается не как погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. Возможно ещё много времени пройдёт пока поэт вернётся на Родину.
строфа. – Каким настроением окрашена четвёртая строфа? (печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож». )
– Что за дождь может падать с листьев? (Роса, капельки дождя).
– Ребята, слова «есть радость в нём тем» – люди, которые живут на своей Родине, на своей родной стороне.
Вывод. – Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Я покинул родимый дом…»? (Лирический герой покинул дом, прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением стихотворения является грусть, тоска.) – Герой Есенина переживает такое настроение. Что можно сказать о таком человеке? (У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей «голубой Руси». Он предан своей Родине). – Как можно назвать такого человека? (Патриот) – Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм, а человек, проникнутый патриотизмом – патриот.
Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» Прослушивание аудиозаписи. Ответ на вопрос: «Что такое дом?» (на доске магнитами крепятся слова-ассоциации)
Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» Прослушивание учащегося.
«Низкий дом с голубыми ставнями…» Сергей Есенин
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
Словарная работа: Выть — это диалектное слово, т. е. такое, которое встречается только в отдельных областях. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле. В стихах это слово впервые употребил Есенин.
Работа по карточкам в парах:
1 карточка: Прошло шесть лет, которые прокатились по стране огненным валом гражданской войны. Что же звучит в душе поэта, какая музыка?
В двух прочитанных стихотворениях поэт говорит о любви к родной земле. В первом стихотворении слово любовь не сказано прямо, но в каждой строке мы видим любование голубой Русью, восхищение перед родимой землей.
Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
В первом стихотворении мы встречаем яркие, праздничные метафоры, например: «Золотою лягушкой луна / Распласталась на тихой воде», «кто листьев целует дождь» (листопад сравнивается с дождем из листьев). Во втором стихотворении метафора одна: «северные бедные небеса» кажутся поэту «принакрытыми сереньким ситцем», и в этой метафоре употреблен не яркий («голубая Русь»), а совсем иной цветовой эпитет: «серенький».
— Обратим внимание на эпитеты в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...». Как они окрашены?
«Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник, кривой и безлистый». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бедные тона.
— Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся?
«Голубая Русь» — «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу.
«Родимый дом» — «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» — это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и которая полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, — родимая выть.
2 карточка: — Какие строки из этого стихотворения сразу подсказывают нам, что перед нами поэзия Есенина?
Стихи Есенина очень легко узнать среди многих других стихов. Поэт часто употребляет слова и выражения, которые не встречаются у других поэтов и сразу запоминаются. Например:
— «...Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем / Этих северных бедных небес» — это сравнение неба с ситцем первым употребил в своей поэзии Есенин, и оно звучит как визитная карточка его поэзии;
— «Только видели березь да цветь...» — журавли видели не сытные хлеба, а березь, т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах, да цветь, т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения;
— родимая выть.
3 карточка: Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда..
Перед нами кольцевая композиция. Поэт в финале возвращает нас к тому, с чего начиналось стихотворение, показывая свою верность главной идее: любви к родной земле.
4 карточка: Составление синквейна к слову «поэт»
Поэт
Талантливый, наблюдательный
Вдохновляет, волнует, завораживает
Один из ярчайших проявлений русского гения
Есенин
6. Релаксация
7. Индивидуальная работа: Учащиеся зачитывают пословицы и поговорки о Родине. Пословица учителя: Родной край-сердцу рай.
Слово учителя:
Ответ на проблемный вопрос.
-А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»?
-Какие? Почему? Творческая работа «Мой дом»
-Тема сегодняшнего урока о семье, о доме, о Родине. Продолжите мою фразу: «Я хочу, чтобы мой дом был наполнен… (заботой, любовью, радостью, взаимопониманием, теплотой, лаской…)
Учащиеся делают подарок гостям.
8. Рефлексия: Я надеюсь, что на нашем уроке вы прониклись красотой поэзии Есенина о природе рязанского края, о природе России вообще. В лирике Есенина много стихотворений, в которых он любуется и восхищается то клёном, (“клён ты мой опавший…”), то черёмухой, которая “сыплет снегом”, то ёлками-подружками. Но любимым образом поэзии Есенина, олицетворяющим Россию, была берёза. Береза для Есенина – живое существо, милая девушка в холщовом сарафане, с косынкой на плечах, о которой он пишет с огромной нежностью.
И недаром в одном из стихотворений он называет Россию “страной берёзового ситца”.
-Так давайте украсим нашу берёзку:
-Если вам урок понравился, и вы использовали весь свой потенциал, тогда оденьте на макет берёзки зелёные листочки.
-Если вы считаете, что вам есть ещё к чему стремиться, то оденьте желтые листочки.
-Если вам урок не понравился, то оденьте красные листочки.
9. Домашнее задание:
1. выучить наизусть стихотворение С. Есенина о Родине;
2. написать сочинение - миниатюру Моё родное село».
3. написать мини-сочинение в жанре письма к Есенину, которое начинается словами «Читая Ваше стихотворение «Берёза» ...
10. Обобщение:
Родная природа, родина, дом для поэта- источник восхищения и вдохновения. Он горячо любит и остро чувствует родную природу. Его стихи открывают нам прекрасный мир звуков, цветов, запахов. – Я надеюсь, что вам по – новому открылись стихи великого поэта, и он стал вам ближе и роднее. Давайте же будем любить Родину, беречь её прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться такими поэтами, как Сергей Александрович Есенин.
И закончить наш урок я хотела стихотворением
Есенинское небо над Россией.
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально – синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвой изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села-
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
И повезло – он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел. Как ложится синий вечер.
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По- прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин – то не просто имя, -
России стихотворная душа.
10. Оценивание (дети смайликами показывают, дают оценку урока)